От kegres
К All
Дата 18.04.2010 13:11:52
Рубрики 1917-1939;

Вопрос о Беломор-канале. Зачем собственно?

Сейчас вот лениво разбираюсь в одном вопросе. Косвенные связи привели к Беломорканалу. Не считая ещё Петровских планов, оказалось что решение о строительстве приняли практически мгновенно. Начали строить вместе с началом проектирования.
Первые грузы пошли через 1 год и 9 мес.
К чему такие темпы? Что начали возить? Канал взял на себя часть нагрузки ЖД или дополнил?

(точнее - я то версию имею, но нет ли более рациональных?)

Спасибо.






От СанитарЖеня
К kegres (18.04.2010 13:11:52)
Дата 19.04.2010 15:05:23

Лес, бумага.

>Сейчас вот лениво разбираюсь в одном вопросе. Косвенные связи привели к Беломорканалу. Не считая ещё Петровских планов, оказалось что решение о строительстве приняли практически мгновенно. Начали строить вместе с началом проектирования.
>Первые грузы пошли через 1 год и 9 мес.
>К чему такие темпы? Что начали возить? Канал взял на себя часть нагрузки ЖД или дополнил?

>(точнее - я то версию имею, но нет ли более рациональных?)

Там комбинаты строились практически одновременно.
ЖД была достаточно низкой пропускной способности.






От Николай Поникаров
К kegres (18.04.2010 13:11:52)
Дата 19.04.2010 10:05:11

Нет такой темы, которая... (с)

День добрый.

http://vif2ne.ru/nvk/forum/2/archive/1114/1114405.htm

Если вкратце, то о канале мечтали давно, с петровских времен. Однако осили лишь канал из Волги в Сухону (бассейн Сев. Двины). Канал мелкий, и путь из Архангельска в Питер получается кружной. В 1922 Цупводпуть НКПС начало проектировать канал по трассе нынешнего ББК. Основную цель видели в вывозе леса из бассейна Сев. Двины через порт Ленинград. Все застряло, ибо нет ресурсов. С появлением гулага ресурсы нашлись, и проект ожил. Строить решили быстро и дешево, из дерева и земли, в расчете на габариты существующих речных барж и боевые корабли до эсминца включительно.

После окончания строительства ББК рассматривался вопрос о продлении водного пути аж до Мурманска (канал от Кандалакши в Кольский залив через Имандру). Дело не пошло дальше ТЭО.

Во второй половине 30-х началось крупномасштабное гидростроительство на Волге. "Большая Волга" должна была полностью изменить весь речной транспорт - суда резко увеличивались в размерах, двигались по водохранилищам и большим озерам, а не по окружным каналам. Так оно и получилось, но уже после войны. В 50-х и 70-х ББК пришлось полностью реконструировать, чтобы он сколь-нибудь соответствовал единой глубоководной системе.

>К чему такие темпы?

Потому что строили по простому и дешевому варианту.

> Что начали возить?

Лес, стройматериалы с востока на запад. Перегон судов и боевых кораблей с запада на восток.

> Канал взял на себя часть нагрузки ЖД или дополнил?

В 30-е грузопоток по всем дорогам и всем направлениям резко рос - индустриализация, однако. Так что каждый новый путь и каждая дорога были загружены.

С уважением, Николай.

От FLayer
К kegres (18.04.2010 13:11:52)
Дата 18.04.2010 21:09:10

Re: Вопрос о...

Доброго времени суток
>Канал взял на себя часть нагрузки ЖД или дополнил?

Дополнил скорее, потому как по грузоперевозкам у меня цифры нет. Октябрьская ж.д. тогда однопутная была. И профиль пути надо было исправлять с временного на постоянный - то есть фактически вторую дорогу строить местами.
Ну и план ГОЭЛРО ещё не выполнили:-))).
К тому же уже начал строиться Мончегорск с медно-никелевыми рудниками, в планах был Кандалакшский алюминиевый, Оленегорский рудник и обогатительная фабрика. То есть объём грузоперевозок планировалось очень здорово увеличить, а про ж.д. смотри выше.

Ибо потому что около близко приблизительно точно!

От kegres
К FLayer (18.04.2010 21:09:10)
Дата 18.04.2010 21:26:25

Re: Вопрос о...

тогда вопрос о пропускной способности имевшихся путей - разве они не были достаточны?Или чем то неудобны?

Чем дополнил канал имевшуюся инфраструктуру? Может он оканчивался какой то особенной точкой? (точнее особенно удобной для снабжения новых территорий. Например печорского ухтлага или как его там?)

Вот сейчас поскрёб яндекс-гугль с вопросом - а был ли бмк в 1м 5тилетнем плане? Не даёт ответа гугль. Может его необходимость возникла как то внезапно, в какой то связи?


От FLayer
К kegres (18.04.2010 21:26:25)
Дата 18.04.2010 21:39:52

Re: Вопрос о...

Доброго времени суток
>тогда вопрос о пропускной способности имевшихся путей - разве они не были достаточны?Или чем то неудобны? Чем дополнил канал имевшуюся инфраструктуру?

Собственно, про это я и писал. Однопутная железная дорога с временным профилем. Этим очень многое описано, в том числе и недостаточная пропускная способность в применении к планируемым грузам.
Цифири, к сожалению, сейчас нет.


>Может он оканчивался какой то особенной точкой? (точнее особенно удобной для снабжения новых территорий. Например печорского ухтлага или как его там?)

Да. Это именно удобное место с точки зрения выхода канала в Белое море:-)

>Вот сейчас поскрёб яндекс-гугль с вопросом - а был ли бмк в 1м 5тилетнем плане? Не даёт ответа гугль. Может его необходимость возникла как то внезапно, в какой то связи?

А как смотрели? Сам план пятилетки?

Ибо потому что около близко приблизительно точно!

От Skvortsov
К kegres (18.04.2010 21:26:25)
Дата 18.04.2010 21:36:21

Re: Вопрос о...

Перевозки водным транспортом значительно дешевле железнодорожных.
Тем более в эпоху паровозов.


От FLayer
К Skvortsov (18.04.2010 21:36:21)
Дата 18.04.2010 21:42:23

Re: Вопрос о...

Доброго времени суток
>Перевозки водным транспортом значительно дешевле железнодорожных.
>Тем более в эпоху паровозов.

Да. Именно поэтому планировалось Октябрьскую (Мурманскую) ж.д. электрифицировать по плану ГОЭЛРО, чтобы перевезти с паровозной и тепловозной тяги на более дешёвое электричество. Сделали это только в конце девяностых годов 20 века. Как и двухпутку.

Ибо потому что около близко приблизительно точно!

От Polyarnik
К FLayer (18.04.2010 21:42:23)
Дата 18.04.2010 22:32:29

От мурманска до кандалакши точно было электрифицированно до войны... (-)


От FLayer
К Polyarnik (18.04.2010 22:32:29)
Дата 18.04.2010 22:34:17

Re: От мурманска

Доброго времени суток

:-) А когда электрифицировали участок от Лоух до Петрозаводска:-)?

Ибо потому что около близко приблизительно точно!

От Skvortsov
К FLayer (18.04.2010 21:42:23)
Дата 18.04.2010 21:57:15

Re: Вопрос о...

Приветствую!

А когда в СССР пошли в серию магистральные электровозы?

От FLayer
К Skvortsov (18.04.2010 21:57:15)
Дата 18.04.2010 22:11:19

Re: Вопрос о...

Доброго времени суток
>Приветствую!

>А когда в СССР пошли в серию магистральные электровозы?

С 1932 года. А что?

Ибо потому что около близко приблизительно точно!

От Skvortsov
К FLayer (18.04.2010 22:11:19)
Дата 18.04.2010 22:21:31

Re: Вопрос о...

>Доброго времени суток
>>Приветствую!
>
>>А когда в СССР пошли в серию магистральные электровозы?
>
>С 1932 года. А что?

Вопрос без всякой задней мысли. Я в них просто не разбираюсь.



От FLayer
К Skvortsov (18.04.2010 22:21:31)
Дата 18.04.2010 22:30:18

Re: Вопрос о...

Доброго времени суток
>>Доброго времени суток
>>>Приветствую!
>>
>>>А когда в СССР пошли в серию магистральные электровозы?
>>
>>С 1932 года. А что?
>
>Вопрос без всякой задней мысли. Я в них просто не разбираюсь.

ВЛ-19 первый. с характерными площадками, и чем-то похож на товарный вагон с токосъёмниками.

Ибо потому что около близко приблизительно точно!

От Геннадий Нечаев
К FLayer (18.04.2010 22:30:18)
Дата 19.04.2010 00:27:57

Re: ВЛ-19 еще совсем недано из окна наблюдал - электродепо Перева. (((

Ave!
>Доброго времени суток
>>>Доброго времени суток
>>>>Приветствую!
>>>
>>>>А когда в СССР пошли в серию магистральные электровозы?
>>>
>>>С 1932 года. А что?
>>
>>Вопрос без всякой задней мысли. Я в них просто не разбираюсь.
>
>ВЛ-19 первый. с характерными площадками, и чем-то похож на товарный вагон с токосъёмниками.

В конце 90-х порезали нахрен.

>Ибо потому что около близко приблизительно точно!
У кошки - четыре ноги: вход, выход, земля и питание.

От FLayer
К Геннадий Нечаев (19.04.2010 00:27:57)
Дата 19.04.2010 01:21:43

Re: ВЛ-19 еще...

Доброго времени суток
>Ave!

>В конце 90-х порезали нахрен.

А я по нему как-то даже лазил в ранжирном парке (Мурманск). Только у меня тогда даже "Смены 8М" не было по младости лет:-(((

От Skvortsov
К FLayer (18.04.2010 22:30:18)
Дата 18.04.2010 22:34:55

Re: Вопрос о...

>
>ВЛ-19 первый. с характерными площадками, и чем-то похож на товарный вагон с токосъёмниками.

Спасибо. По ВЛ-19 фото сразу находится.


От kegres
К Skvortsov (18.04.2010 21:57:15)
Дата 18.04.2010 22:05:55

сикундачку !


>А когда в СССР пошли в серию магистральные электровозы?

Дык вроде же на мурманской жд первые электрофицир. участки как раз и появились в 1ю пятилетку.

Ну ещё знаю, что при работах на бмк перекладывали и мурманскую жд.


Собственно вотчо думаю - остальные пути был в подчинении у кого попало, БМК у нквд. как собственно и управление ухты-печоры. Похоже что освоение ухты и явилось причиной БМК.
Ну если имело ещё какое то значение - тем лучше.

От FLayer
К kegres (18.04.2010 22:05:55)
Дата 18.04.2010 22:12:15

Re: сикундачку !

Доброго времени суток

>>А когда в СССР пошли в серию магистральные электровозы?
>
>Дык вроде же на мурманской жд первые электрофицир. участки как раз и появились в 1ю пятилетку.

Она не вся была электрифицирована.

>Ну ещё знаю, что при работах на бмк перекладывали и мурманскую жд.


>Собственно вотчо думаю - остальные пути был в подчинении у кого попало, БМК у нквд. как собственно и управление ухты-печоры. Похоже что освоение ухты и явилось причиной БМК.
>Ну если имело ещё какое то значение - тем лучше.
Ибо потому что около близко приблизительно точно!

От Мелхиседек
К kegres (18.04.2010 13:11:52)
Дата 18.04.2010 19:17:30

Re: Вопрос о...

>Сейчас вот лениво разбираюсь в одном вопросе. Косвенные связи привели к Беломорканалу. Не считая ещё Петровских планов, оказалось что решение о строительстве приняли практически мгновенно. Начали строить вместе с началом проектирования.
>Первые грузы пошли через 1 год и 9 мес.
>К чему такие темпы?

большая часть канала идет по водоемам естественного происхождения, поэтому быстро

изыскания и значительная часто проектных работ выполнены ещё до первой мировой

>Что начали возить?

лесныеи генеральные грузы

>Канал взял на себя часть нагрузки ЖД или дополнил?

взял, кроме того на беломорканал оттянул на себя грузопоток с северо-двинского канала


От ttt2
К kegres (18.04.2010 13:11:52)
Дата 18.04.2010 15:46:59

О строительстве такого канала есть даже у Конан Дойла

Дореволюционный роман "Открытие Рафлза Хоу"

Соединение морских бассейнов каналом естественная вещь для любой страны - напр Коринфский канал в Греции

>Первые грузы пошли через 1 год и 9 мес.
>К чему такие темпы? Что начали возить? Канал взял на себя часть нагрузки ЖД или дополнил?

Огромный размер тогдашнего зарубежного браконьерства на Севере

Необходимость защиты

С уважением

От Polyarnik
К kegres (18.04.2010 13:11:52)
Дата 18.04.2010 15:25:44

Re: Вопрос о...

Основная задача - маневр сил военно-морского флота между театрами + снабжение + народно-хозяйственное (вывоз полезных ископаемых)






От Паршев
К Polyarnik (18.04.2010 15:25:44)
Дата 18.04.2010 15:30:59

Re: Вопрос о...

>Основная задача - маневр сил военно-морского флота между театрами + снабжение + народно-хозяйственное (вывоз полезных ископаемых)

Да конечно. "Звездочки"-то тогда ещё не было






От kegres
К Паршев (18.04.2010 15:30:59)
Дата 18.04.2010 17:10:04

А причины для ВМ-манёвра были столь остры?

>>Основная задача - маневр сил военно-морского флота между театрами

А он был?
Ну перегнали декабристы, катера какие то. А назад, хоть что то вернулось?
Если для разового перегона - то слишком жырно, проще вокруг скандинавии сходить.

Время выбрано уникальное - в мире кризис. В Союзе падение внешней торговли. Рубль девальвируется. Экспорт сырья падает из за спроса - добыть аппатиты ещё можно, тока не покупают.
А тут нашли где то тонну денег, на какую то химеру, прямой экономической выгоды не имеющей (казалось бы)
Даже в не столь бедственное время, царское правит-во отказалось от проекта из за цены.
А тут - меньше 2х лет на весь цикл.
Куда бежим, почему не ждём?



> народно-хозяйственное (вывоз полезных ископаемых)

Ну вот и мне кажется что это главное - снабжение новых отраслей. Горнохимических предприятий напр.

В первый же год больше миллиона тонн по каналу перевезли .

А по жд, этот год, по жд вывезли всего 275т.т. аппатитов. И без увеличения парка. То есть пропускная способность позволяла.

Оттого и вопрос - общий грузопоток на Севера вырос с каналом, или нет?









От stas1905
К kegres (18.04.2010 17:10:04)
Дата 19.04.2010 13:06:43

Re: А причины...

были. Норвеги хулиганили по чёрному. После появления наших миноносцев их как ветер сдул.

От Николай Поникаров
К stas1905 (19.04.2010 13:06:43)
Дата 19.04.2010 13:40:20

Re: А причины...

День добрый.

>были. Норвеги хулиганили по чёрному. После появления наших миноносцев их как ветер сдул.

1) Эсминцы не участвовали в охране границ, этим занимались ПСКР.

2) Перебросить пограничные корабли с Балтики на Мурман можно было и без канала. Так, ПСКР "Пурга" (бывш. буксир "Боривой") перешел в 1930 г, а мелкие вооруженные буксиры и траулеры - еще раньше. На них и выпала главная работа по зачистке браконьеров.

3) Тем ни менее, канал облегчал межтеатровый маневр.

С уважением, Николай.

От Claus
К kegres (18.04.2010 17:10:04)
Дата 19.04.2010 11:19:43

Семерки после начала ВМВ перегоняли именно через него. (-)


От Keu
К kegres (18.04.2010 17:10:04)
Дата 19.04.2010 08:30:46

Re: А причины...

>>>Основная задача - маневр сил военно-морского флота между театрами
>
>А он был?
>Ну перегнали декабристы, катера какие то.

Практически весь СФ перегнали.

>А назад, хоть что то вернулось?

Как минимум, те же Декабристы для ремонта и модернизации гоняли в Ленинград и обратно.

>Если для разового перегона - то слишком жырно, проще вокруг скандинавии сходить.

С одной стороны, вокруг Скандинавии не надо делать "неполную разборку" кораблей, да и морская практика для экипажей полезная.
Но - в мирное время.
А вот после сентября 1939 и особенно июня 1941 канал очень-очень помог, вытащили из Ленинграда много недостроя в высокой степени готовности.

Я пришел к тебе с дискетой рассказать, что сеть упала

От ВикторК
К kegres (18.04.2010 17:10:04)
Дата 18.04.2010 21:40:26

Re: А причины...

> Время выбрано уникальное - в мире кризис. В Союзе падение внешней торговли. Рубль девальвируется. Экспорт сырья падает из за спроса - добыть аппатиты ещё можно, тока не покупают.
>А тут нашли где то тонну денег, на какую то химеру, прямой экономической выгоды не имеющей (казалось бы)
> Даже в не столь бедственное время, царское правит-во отказалось от проекта из за цены.
>А тут - меньше 2х лет на весь цикл.
>Куда бежим, почему не ждём?

Как раз кризис не аргумент.
В США в годы депрессии строительство резко увеличилось, на нем задействовали безработных. В Германии в тоже время строили автобаны.
Читал про строительство моста Golden Gate в Сан-Франциско.
В проекте он был давно но строить не решались, денег не могли выделить. Начали строить в годы великой депрессии, основным аргументом было - "Мы больше никогда не дождемя такой дешевой рабочей силы"

С уважением Виктор








От kegres
К ВикторК (18.04.2010 21:40:26)
Дата 18.04.2010 22:13:35

Re: А причины...

>В США в годы депрессии строительство резко увеличилось, на нем задействовали безработных. В Германии в тоже время строили автобаны.

Конечно во всех случаях проекты финансировались гос-вом.

Но всёж мотивация у трудящихся разная. Как бы на БМК заманивать вольных даже не пытались. Просто свезли арестантов, и по мере расходования подвозили новых.

Метод в целом подобный, но чёртегознает....



От Олег...
К kegres (18.04.2010 13:11:52)
Дата 18.04.2010 13:49:03

Развитие южного побережья Северного Ледовитого...

...ну и заодно - колонизация пестынных территорий СССР вдоль северных рек.

От astro-02
К Олег... (18.04.2010 13:49:03)
Дата 18.04.2010 23:16:21

Просто побережья

Нет у него побережья северного.

От kegres
К Олег... (18.04.2010 13:49:03)
Дата 18.04.2010 14:49:06

Слишком общо. Хотя в итоге - да.

>...ну и заодно - колонизация

У нас всегда сначала строили завод, а город вокруг него появлялся сам собой.

Что за производство настолько зависело от БМК, что потребовалось его строить такими темпами невзирая на затраты?


От Эвок Грызли
К kegres (18.04.2010 14:49:06)
Дата 18.04.2010 21:06:55

Доводилось слышать версию...

>Что за производство настолько зависело от БМК, что потребовалось его строить такими темпами невзирая на затраты?

...что на 30е годы приходилось вельми ощутимое потепление; это давало перспективы развития севера нами, а также перспективы того что мы там не одни окажемся, и надо иметь свой маршрут для транспорта.

От Белаш
К Эвок Грызли (18.04.2010 21:06:55)
Дата 18.04.2010 21:31:01

Тогда "Изгнание владыки" Адамова - еще более ближнего прицела. (-)


От Эвок Грызли
К Белаш (18.04.2010 21:31:01)
Дата 18.04.2010 22:58:28

"Старик Хоттабыч", круиз на ледокольном пароходе по Арктике. (-)