От Александр Антонов
К All
Дата 23.06.2010 14:49:59
Рубрики Флот;

Какие технологии нам может предложить испанский ВПК?

Здравствуйте

И в ряде СМИ, и здесь, на форуме, неоднократно озвучивалось мнение, что из имеющихся "на мировом рынке" проектов командно-десантных кораблей океанской зоны отечественное военное ведомство выбрало далеко не лучший. Французский BPC "Мистраль" по своим характеристикам значительно уступает испанскому BPE "Хуан Карлос I" и именно последний проект при прочих равных следовало бы приобрести для копирования на отечественных верфях.

На первый взгляд указанное мнение оспорить трудно, в особенности, если выступать с позиции будущего эксплуатанта, ориентирующегося лишь на "табличные" характеристики уже реализованных "в железе" кораблей. Так к примеру поступили австралийцы, отвергшие французский проект BPC 250 в пользу покупки в Испании "Канберры" и "Аделаиды" проект которых лишь незначительно отличается от испанского оригинала.

Однако высшим политическим руководством России была озвучена другая, на мой взгляд более взвешенная позиция: "Для нас эта сделка может представить интерес только в том случае, если она будет осуществляться с параллельной передачей технологий. Для того чтобы наше судостроение — и военное, и гражданское — получало бы новые технологические толчки к развитию" - В.В. Путин

О каких технологиях может идти речь? К примеру можно говорить о внедрении в отечественную практику общей для всей кораблестроительной отрасли системы ведения проектно-технологической документации в единой цифровой CAD\CAE\CAM\PLM\MES\ERP среде, прогрессивного крупноблочного метода строительства кораблей, когда на стапель подаются уже готовые окрашенные и насыщенные оборудованием блоки весом порядка 800-1000 тонн, технологий и производственных лицензии обеспечивающих выпуск на отечественных предприятиях современной корабельной автоматики и силового электроэнергетического оборудования для единых корабельных электро-энергетических систем, лицензий на производство винто-рулевых колонок большой мощности, в том числе ВРК последнего поколения с водомётными движителями вместо гребных винтов и т.д.

Что ж, попробуем разобраться какие технологии можно было бы приобрести у Испании при покупке проекта BPE.

Корпус. Корабль собран из 122 блоков. Позвольте, а где же прогрессивный крупноблочный метод строительства с использованием которого якобы был построен "Хуан Карлос I"? Увы, при постройке этого корабля такой метод не применялся.

Корабельная энергетика и пропульсивный комплекс. ГЭУ скомпонована по схеме CODLAG предусматривающей комбинированное использование газовых турбин, дизель-генераторов и электродвигателей, но это не технология - только схема. Интерес представляют технологии производства современных судовых дизелей, корабельных газотурбинных установок, генераторов и другого электроэнергетического оборудования. Что ж, дизели "Хуан Карлоса I" изготовлены в Испании, но за лицензиями для их производство следует обращаться в штаб-квартиру германской компании MAN Diesel & Turbo. Технология производства ГТУ "Хуан Карлоса I" принадлежит компании General Electric Aviation. Эта американская кампания уже продала производственные лицензии на LM-2500 японской Ishikawajima-Harima, итальянской Avio и индийской Hindustan Aeronautics Limited, но в Испанию и Россию она продает свои газовые турбины лишь как конечный продукт. Силовое электрооборудование и движители? За лицензиями стоит обращаться в штаб-квартиры компаний Siemens и SCHOTTEL, находящиеся опять же не в Испании.

Может быть АСБУ, радиолокационные системы, связь, РЭБ? Бинго! Всем этим при строительстве "Хуан Карлоса I" занималась испанская компания Indra Sistemas. К сожалению Indra Sistemas имеет весьма тесные связи с американскими компаниями Raytheon и Lockheed Martin. Например (как нам любезно сообщает Janes) в испанской АСБУ SCOMBA (Sistema de COMbate de los Buques de la Armada) использованы "отдельные исходные коды и спецификации" американской системы Aegis, права на которые безусловно принадлежает компании Lockheed Martin. Следовательно за значительной частью лицензий на вышеперечисленные системы "Хуан Карлоса I" безусловно придётся обратиться прямиком за океан.

Может быть вооружение? F-35B - за лицензией обращаться опять же в США. 20 мм АУ Oerlikon - в штаб-квартиру Rheinmetall Defence в Германии. ПУ ложных целей Mk36 SRBOC - в США, буксируемая противоторпедная ловушка SLQ-25 Nixie, опять же в США.

Так какие судостроительные и морские оружейные технологии можно приобрести в Испании вместе с проектом такого замечательного боевого корабля как "Хуан Карлос I"?

С уважением, Александр

P.S. А какие технологии можно приобрести во Франции? Желающим получить хотя бы частичный ответ на этот вопрос я рекомендую посетить сайт компании Converteam Group SAS начав скажем со странички Electromagnetic Catapult:

http://www.converteam.com/majic/pageServer/1n0400015m/Electromagnetic-Catapult.html

А потом двигаться дальше по ссылкам:

Integrated Full Electric Propulsion (IFEP)
Naval Automation and Power Management Systems
Naval Dynamic Positioning Systems и т.д.

От 74omsbr
К Александр Антонов (23.06.2010 14:49:59)
Дата 23.06.2010 18:01:49

Саша, все очень здорово.

Ты вот объясни, так на кой хрен нужна это корыто?Где наши доблестные ВМФ десант высаживаться собираются?
И каким крупным контингентом Вы собираетесь управлять с этого корыта?

От Александр Антонов
К 74omsbr (23.06.2010 18:01:49)
Дата 23.06.2010 21:40:54

Re: Саша, все...

Здравствуйте

>Ты вот объясни, так на кой хрен нужна это корыто?Где наши доблестные ВМФ десант высаживаться собираются?

Это политический вопрос, и отвечать на него лучше людям хорошо разбирающимся в политике. Могу лишь с уверенностью сказать что сегодня в мире наблюдается всплеск интереса к таким кораблям:

http://forums.airbase.ru/2009/09/t68537--sovremennye-udk-i-drugie-krupnye-desantnye-korabli.html

Но всё же о вопросе. Давайте посмотрим как на него ответил в журнале "Арсенал" семь лет назад ув. Exeter:

"...Все крупные единицы океанской зоны целесообразно держать в едином кулаке – условно говоря, «Флоте Открытого Моря» – сосредоточенном на Севере, и способном как к поддержанию боевой устойчивости МСЯС, так и к более-менее эффективным ограниченным операциям на каком-либо одном из океанских театров – и в мирное, и военное время... Задачи «Флота Открытого моря» распадаются на задачи мирного и военного времени. Задачами мирного времени будут являться: обеспечение морского вклада в стратегическое ядерное сдерживание путем несения боевого дежурства МСЯС и обеспечения их боевой устойчивости; слежение за военно-морской деятельностью других государств; военно-морское присутствие и демонстрация флага за рубежом с целью обеспечения государственных интересов России; поддержание морских группировок с целью возможного силового вмешательства за рубежом в наших интересах. Останавливаясь на последней задаче, следует отметить, что поскольку Россия по своему совокупному потенциалу будет всегда уступать США и силам «Западного блока», то единственным реально доступным для нее способом заставить считаться с собой страны Запада в тех или иных вопросах международного значения в условиях кризисов будет угроза русской интервенции в те или иные важные для Запада в соответствующий момент точки и регионы мира (Югославия, Ирак и т.д.). Соответственно, создание эфективного потенциала для таких интервенций является необходимой задачей, и решение ее в силу геополитического положения страны возможно только путем создания военно-морских экспедиционных группировок постоянной готовности, причем наилучшим театром для постоянного присутствия таких группировок следует считать Средиземное море. Фактически, ВМФ является единственно доступным для России инструментом «большой политики»"

Можно посмотреть как совсем недавно, в апреле этого года, на этот вопрос ответил в журнале "World Politics Review" доцент Школы дипломатии и международной коммерции имени Паттерсона Университета Кентукки
некто Роберт Фарли:

"...Никто не спорит с тем, что приобретение четырех вертолетоносцев серьезно повысит возможности русских по переброске войск. Однако отметим, что Россия – сейчас далеко не единственная страна, увлекающаяся крупными вертолетоносцами. Фактически, покупая «Мистрали», Москва следует мировой моде. Такие корабли сейчас популярны, и русские, похоже, просто решили вступить в клуб.

...

За последние 15 лет количество десантных вертолетоносцев во флотах разных стран мира резко возросло. В число новых проектов входят французские «Мистрали», южнокорейские «Докдо», австралийские «Канберры», голландские «Роттердамы», новозеландский «Кентербери», японские «Осуми», и испанские «Галисии». Турецкий флот заключил контракт на создание нового десантного вертолетоносца специально для миротворческих операций НАТО. Возможность обзавестись вертолетоносцами рассматривают Канада, Индия, Малайзия и Южная Африка. Британцы и американцы также расширили свой флот вертолетоносцев – первые за счет десантного корабля «Океан» и кораблей-доков типа «Бэй», а вторые - за счет транспортов-доков типа «Сан-Антонио».

Вертолетоносцы способны играть несколько разных ролей. Во-первых, они служат дешевой альтернативой авианосцам. В этом аспекте участники проекта по разработке истребителя F-35B с укороченным взлетом и вертикальной посадкой получат дополнительное преимущество. Однако еще важнее то, что такие корабли служат своим владельцам своего рода «входным билетом», давая им возможность самостоятельно осуществлять интервенции, а также участвовать без поддержки со стороны в международно санкционированных экспедиционных операциях.

Между тем в начале 21 века участие в совместных экспедиционных операциях превратилось в важный показатель международного престижа и влияния. Способность флота Соединенных Штатов оказывать поддержку программам помощи при стихийных бедствиях в Юго-Восточной Азии в 2005 году и на Гаити в 2010 году помогла сохранить и расширить влияние Америки в обоих регионах. Таким же образом, присутствие большого десантного корабля у берегов Сомали помогло американскому флоту играть ведущую роль в операциях по борьбе с пиратством. Направляя куда-либо десантный вертолетоносец, страна зарабатывает дополнительные дипломатические очки за участие в операции и получает шанс повлиять на ее ход. С учетом проблем пиратства, беженцев и общей неурегулированности вопросов помощи при стихийных бедствиях в морском праве, способность поддерживать порядок с помощью вертолетоносца заметно укрепляет международный имидж государства. А так как подобные миссии дают ценную возможность боевой подготовки, они заодно положительно влияют и на его безопасность.

На этом фоне тяга Москвы к «Мистралям» становится понятнее: как и многие другие страны в наши дни, Россия хочет быть способной осуществлять присутствие и влиять на ситуацию вдалеке от своих границ, а также стремится получить престижную возможность участвовать в совместных экспедиционных операциях на своих условиях. Большие и современные «Мистрали» дадут ей такую возможность..."

У меня образование техническое. На мой технократический взгляд под видом этих "корыт" должны быть построены многоцелевые корабли сочетающие в себе свойства лёгкого STOBAR авианосца (не будем же мы покупать F-35B) и УДК, конкретное целевое назначение которых в каждый момент времени будет определяться численностью и составом их авиагруппы и так же наличием/отсутсвием на борту сил и техники десанта. Если угодно этакая расширенная в сторону действий и против побережья концепция Sea Control Ships.

>И каким крупным контингентом Вы собираетесь управлять с этого корыта?

Я с этого "корыта" ничем управлять не собираюсь, этим будут заниматься специально обученные люди. Как бы то ни было в случае операции разнородных сил во весь рост встают проблемы управления этими силами. Что же на счёт численности контингента, понятно что четыре "корыта" со всякими там кораблями комплексного снабжения и прочими вспомогательными судами класса "ро-ро" в придачу способны за раз "поднять" и обеспечить боевую деятельность на заморском ТВД усиленной бригады морской пехоты. "Группировка должна ориентироваться на защиту экономических интересов в некой стране третьего мира"(C) black_semargl
Для некоторых стран третьего мира и усиленной роты морской пехоты достаточно, для других и экспедиционной дивизии МП мало. При этом наличие соответсвующего силового инструмента всегда лучше, чем его отсутсвие.

От Forger
К Александр Антонов (23.06.2010 21:40:54)
Дата 24.06.2010 07:50:52

А МиГ-29К с Карлоса взлетит?

Просто планы на постановку в ремонт Кузи и закупок МиГ-29К совпадают и поэтому....

От Александр Антонов
К Forger (24.06.2010 07:50:52)
Дата 28.06.2010 17:59:59

Су-33 и МиГ-29К взлетают с "Кузнецова" при дистанции разбега не более 195 м.

Здравствуйте

Полетная палуба "Хуан Карлоса I" имеет длину 202,3 м.

С уважением, Александр

От истерик
К Forger (24.06.2010 07:50:52)
Дата 24.06.2010 16:32:46

Re: А МиГ-29К...

>Просто планы на постановку в ремонт Кузи и закупок МиГ-29К совпадают и поэтому....
Имхо не влезет больше 4-х