От Сергей Зыков
К All
Дата 22.07.2010 10:31:06
Рубрики WWII; ВВС; 1917-1939;

В память о безнаказанном шпионаже или Graf Zeppelin над Красной площадью

http://ru.wikipedia.org/wiki/Кренкель
http://ru.wikipedia.org/wiki/Граф_Цеппелин_(дирижабль)
Спустя год LZ-127 опять получил разрешение на полеты в СССР. Полученное разрешение на полеты «LZ-127» над Арктикой и территорией СССР позволило Германии под научным прикрытием организовать крупнейшую в истории разведывательную операцию на советской территории. Для большей убедительности в состав экспедиции немцы включили четырех представителей Советского Союза. В их числе был и полярный исследователь-радист Эрнст Теодорович Кренкель, который в 1966 году станет председателем правления Всесоюзного общества филателистов.

Повезло Кренкелю на льдине отсидеться :) а то бы по 58-й как матерый немецкий шпион по кличке "филателист", и радиолампу к делу как вещдок...

Graf Zeppelin над Красной площадью
http://omega.gorod.tomsk.ru/index-1278085322.php
10 сентября 1930 года в 9 часов утра немецкий дирижабль LZ 127 под командованием Хуго Эккенера долетел до Москвы и два часа кружил над городом на высоте 150 метров в сопровождении несколькох советских самолётов. В 12:05 Дирижабль приземлился на "Ходыньковском поле". Приземлению помогали около 200 красноармейцев, за всем этим наблюдало около 3000 зрителей. Дирижабль LZ 127 "Graf Zeppelin"имел на борту 42 человека команды, 23 пассажира и 21 кг почты.

Расстояние в 2 372 км дирижабль преодолел за 26 часов. В 14:38 LZ 127 отчалил обратно в Германию, пролетев через Ржев, Невел, Тилзит и Кёнигсберг.

За время полёта над Москвой немцы сделали фото с дирижабля:
Кремль.
Храм Христа Спасителя
Момент приземления на Ходынском поле.

Благодаря немецкому дирижаблю LZ 127, мы видим Красную Площадь со строящимися гостевыми трибунами и Мавзолеем Ленина за месяц до сдачи объекта. До этого Мавзолей был деревянным.
Немцы наверно так и не поняли, что там русские на Красной Площади строят.

Спустя год LZ-127 опять получил разрешение на полеты в СССР. Полученное разрешение на полеты «LZ-127» над Арктикой и территорией СССР позволило Германии под научным прикрытием организовать крупнейшую в истории разведывательную операцию на советской территории. Для большей убедительности в состав экспедиции немцы включили четырех представителей Советского Союза. В их числе был и полярный исследователь-радист Эрнст Теодорович Кренкель, который в 1966 году станет председателем правления Всесоюзного общества филателистов.
24 июля 1931 года дирижабль «Граф Цеппелин» вылетел из Фридрихсхафена в Берлин.

Оттуда он взял курс на Прибалтику, пролетел над Таллином и сделал остановку в Ленинграде. Дальше курс воздушного корабля пролегал над просторами Белого и Баренцева морей. От берегов Земли Франца-Иосифа «ЛЦ-127» проследовал к Северной Земле, прошел над островом Домашний, над Таймырским полуостровом и повернул к острову Диксон.

LZ-127 над Петрозаводском 26 июля 1931г.

Затем дирижабль пересек Карское море, пролетел над северной частью Новой Земли — мысом Желания, исследовал главный хребет острова и взял обратный курс на Ленинград.

Разрешая этот полет, советское правительство договорилось с немцами, что материалы аэросъемки будут переданы СССР. Однако посадку в конечной точке маршрута — в Ленинграде «Граф Цеппелин» совершать не стал и без задержки проследовал в Германию. Позже было заявлено, что все пленки испорчены во время обработки, и потому материалов экспедиции для передачи советской стороне просто не существует.

После разгрома нацистской Германии в провинции Мекленбург в архивах специального разведывательно-информационного центра «Раумкоппель» было обнаружено свыше 250 тысяч географических карт разных районов земного шара, более 50 тысяч документальных фотографий районов, интересовавших немецкую разведку. Здесь же хранились материалы экспедиции дирижабля «Граф Цеппелин».

«Исключительно научная экспедиция», как писали в тридцатых годах газеты Германии и Советского Союза, принесла для нас горькие плоды. На основе собранных разведкой материалов немецкие гидрографы и картографы уточнили лоции и создали новые карты Советской Арктики. Корабли и подводные лодки «Кригсмарине» — гитлеровского военно-морского флота — в годы Второй мировой войны, используя эти карты, проводили боевые операции на Северном морском пути, минировали наши прибрежные воды.

После Первой Мировой войны по условиям Версальского мирного договора Германия потеряла право строить дирижабли на своей территории. Запрет действовал до 1925 года. Сразу после его отмены началась общегосударственная компания по сбору средств на новый корабль. Он был построен и совершил первый полет осенью 1928 года. Отдавая дань главному герою строительства дирижаблей жесткой конструкции новый LZ-127 получил собственное имя Graf Zeppelin.

Длина дирижабля составляла почти 237 метров, максимальный диаметр 30,5 метров. Объем оболочки составлял 105 000 куб. метров. Несущим газом являлся водород (более безопасный гелий производился в то время только в США, но Америка отказалась поставить этот газ Германии). Пустой вес конструкции составлял 55 тонн. В движение LZ-127 приводили 5 моторов по 530 л.с. каждый, работавшие на специально разработанном газе. Крейсерская скорость составляла 120 км/ч. Без посадки он мог пролететь от 10 000 до 14 000 километров. Пассажирская кабина вмещала до 35 пассажиров. Экипаж состоял из 26 человек. Кабина находилась в специальной гондоле длиной 40 метров, шириной 6 метров и максимальной высотой 2,3 метра.


В память о безнаказанном шпионаже
http://www.clubatlantis.ru/stat-i/interesnoe/v-pamyat-o-beznakazannom-shpionazhe.html
Эта марка удивительна во многих отношениях. На фоне советского пропагандистского плаката «Даешь пятилетку в четыре года» изображен германский дирижабль «Граф Цеппелин» LZ-127. В первом издании «Большой советской энциклопедии» в статье «Дирижабли» есть такие строки: «В 1930 же году «Граф Цеппелин» совершил целую серию полетов в различные государства; среди этих полетов следует отметить полеты над Скандинавским п-овом и Шпицбергеном и особенно посещение им Москвы 10 сентября. При прилете в Москву дирижабль был с большим интересом встречен населением, а его экипажу был оказан радушный прием...»

Да еще какой прием! Выпустили даже специальную марку для оплаты международной авиационной корреспонденции, которую отправляли из Москвы на борту дирижабля. Гашение марок производилось специальным штемпелем с датой «10.IX.30».

Впрочем, объяснять появление знака почтовой оплаты, который совместил в себе несовместимое — призыв к успехам социалистического строительства в СССР с символом успехов немецкого воздухоплавания, одним прилетом дирижабля было бы ошибочно. Имелись для того более веские причины идеологического характера. Почта, которую предназначалось увезти дирижаблю «ЛЦ-127» из Москвы, имела адресатов за границей. Следовательно, плакат «Даешь пятилетку в четыре года!», которому выход на Запад обычными путями был заказан, получал возможность преодолеть барьер, поставленный на пути коммунистической пропаганды.

Трудно сказать, насколько оправдали себя почтовые средства партийной агитации, но история с дирижаблем «Граф Цеппелин» имела продолжение.

Дело в том, что все полеты «ЛЦ-127», объявлявшиеся «ознакомительными» и «научными», служили разведывательным целям. Именно «научными» интересами германская сторона обосновала свою просьбу о разрешении организовать полет над советским Заполярьем и Арктикой. Такое разрешение было дано при условии, что все материалы аэрофотосъемки, которую проведет экспедиция, будут переданы СССР.

Изучению будущего театра военных действий, со стоянию советской экономики и вооруженных сил германская разведка уделяла постоянное внимание. Она тщательно изучала и систематизировала огромный массив сведений экономического характера, который получала от работавших в Советском Союзе специалистов крупнейших германских фирм — «АЕГ», «Сименс-Шуккерт», «Цейс», «Сименс-Гальске», «Рейн-металл-Борзиг», «И.Г. Фарбениндустри» и других. Помимо нелегальной агентуры, военную разведку вели сотрудники химической фирмы «Берзоль», работавшей в области производства отравляющих веществ в Гатчине, а также личный состав школ, готовивших для Германской армии танкистов в Казани, летчиков в Липецке, специалистов войск химзащиты в Саратове.

Полученное разрешение на полеты «ЛЦ-127» над Арктикой позволило Германии под научным прикрытием организовать крупнейшую в истории разведывательную операцию на советской территории. Для большей убедительности в состав экспедиции немцы включили четырех представителей Советского Союза. В их числе был и полярный исследователь-радист Эрнст Теодорович Кренкель, который в 1966 году станет председателем правления Всесоюзного общества филателистов.

24 июля 1931 года дирижабль «Граф Цеппелин» вылетел из Фридрихсхафена в Берлин. Оттуда он взял курс на Прибалтику, пролетел над Таллином и сделал остановку в Ленинграде. Дальше курс воздушного корабля пролегал над просторами Белого и Баренцева морей. От берегов Земли Франца-Иосифа «ЛЦ-127» проследовал к Северной Земле, прошел над островом Домашний, над Таймырским полуостровом и повернул к острову Диксон. Затем дирижабль пересек Карское море, пролетел над северной частью Новой Земли — мысом Желания, исследовал главный хребет острова и взял обратный курс на Ленинград.

Подробное описание маршрута мы привели для того, чтобы было ясно, какая огромная территория суши и акватория северных владений нашей страны (более 1000 км в длину и шириной более 100 км) была за четверо суток охвачена воздушной рекогносцировкой.

«Малыгин» — так именуют марки этой серии российские филателисты. «Авиапочта. Арктический рейс ледокола «Малыгин» — так официально называл каталог почтовых марок СССР марки номиналами в 30, 35 коп., 1 и 2 рубля. На самом деле марка изобразила встречу со шпионом во льдах 1931 г.

«Дирижабль, — сообщала «Большая советская энциклопедия», — совершил посадку на воду в районе бухты Тихой (о-в Гукер архипелага Франца-Иосифа) и обменялся почтой с ледоколом «Малыгин». Предвидя это «эпохальное» событие, почта СССР выпустила четыре марки разных номиналов с одним и тем же рисунком. Художник И. Дубасов изобразил на одной из них белого медведя, который стоит на ледяном торосе и с изумлением смотрит на ледокол и зависший над ним дирижабль. Конечно же, выше дирижабля и медведя — серп и молот. Почему — объяснимо. Но вот с какой стати там присутствует французский (не русский, не немецкий) текст: «СССР — Северный полюс», понять трудно.

С дирижаблем «ЛЦ-127» связано имя еще одного советского полярника — И. Д. Папанина. Он находился в Арктике на борту «Малыгина» как представитель Наркомата связи и сопровождал почту от Архангельска до Земли Франца-Иосифа. Ему же поручили про извести обмен почтой с немецким дирижаблем. Эта операция была, как известно, успешно проведена. Сам Папанин, пользуясь возможностью, направил в Москву почтовую карточку, оплаченную двумя марками «малыгинской» серии.

В наши дни марки с «Цеппелином» стали филателистическими редкостями, но до сих пор никто не признал, что они служили невольным прикрытием крупномасштабной немецкой разведывательной операции.

Как уже упоминалось, разрешая этот полет, совет ское правительство договорилось с немцами, что материалы аэросъемки будут переданы СССР. Однако по садку в конечной точке маршрута — в Ленинграде «Граф Цеппелин» совершать не стал и без задержки проследовал в Германию. Позже было заявлено, что все пленки испорчены во время обработки, и потому материалов экспедиции для передачи советской сторо не просто не существует.

После разгрома нацистской Германии в провинции Мекленбург в архивах специального разведывательно-информационного центра «Раумкоппель» было обнаружено свыше 250 тысяч географических карт разных районов земного шара, более 50 тысяч документальных фотографий районов, интересовавших немецкую разведку. Здесь же хранились материалы экспедиции дирижабля «Граф Цеппелин».

«Исключительно научная экспедиция», как писали в тридцатых годах газеты Германии и Советского Союза, принесла для нас горькие плоды. На основе со бранных разведкой материалов немецкие гидрографы и картографы уточнили лоции и создали новые карты Советской Арктики. Корабли и подводные лодки «Кригсмарине» — гитлеровского военно-морского флота — в годы Второй мировой войны, используя эти карты, проводили боевые операции на Северном морском пути, минировали наши прибрежные воды.

25 августа 1942 г. ледокольный корабль «Александр Сибиряков», находясь в Карском море, встретился у острова Белуха с тяжелым немецким крейсером «Адмирал Шеер». Вооруженный всего четырьмя орудиями, «Сибиряков» не смог противостоять мощной артиллерии крейсера и был потоплен. Однако он успел передать на остров Диксон — в конечную точку маршрута «ЛЦ-127» — сообщение о появлении в Арктике гитлеровского рейдера. Именно это лишило крейсер внезапности.

Когда 27 августа «Адмирал Шеер» подошел к порту Диксон, его встретили огнем ледокольный корабль «Дежнев» и батарея береговой артиллерии. Однако залпами своих орудий крейсер серьезно разрушил поселок полярников и нанес ущерб судам, стоявшим в порту.

Тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер», действуя в Арктике, потопил танкер «Донбасс» и сторожевой корабль «СКР-78». На минах, поставленных фашистами в проливах Маточкин и Югорский Шар, подорвался транспорт «Щорс».

Заслуги экспедиции «ЛЦ-127», проходившей под командованием «полярного исследователя» герра Эккенера, гитлеровцы не забыли. В частности, не без намека на эти успехи секретный орган Абвера, предназначенный для ведения разведывательной и диверсиционной деятельности в советском тылу, носил название «Цеппелин».

Казалось бы, после войны все факты изучены, точки расставлены и о горечи глупого промаха можно было бы забыть. В третьем издании «Большой советской энциклопедии» в статье «Воздухоплавание» читаем: «В 1929 году дирижабль жесткой системы «Граф Цеппелин» объемом 105 тыс. м3 совершил с 3 промежуточными посадками кругосветный перелет протяженностью 35 тыс. км. за 21 день... Позже, в 1932—37, дирижабль совершил 136 полетов в Южную Америку и 7 полетов в США...» Прилета в СССР словно не существовало. Однако битому неймется. В 1991 г. Почта СССР выпустила в обращение серию марок достоинством в 1, 3, 4, 5 и 20 копеек с изображениями дирижаблей. На самом высокономинальном двадцатикопеечном знаке во всей красе изображен «Граф Цеппелин», но теперь уже летящий не над льдами Арктики, а над Московским Кремлем.

Журнал «Филателия», представляя коллекционерам новую серию, писал: «На марках изображены вполне реальные воздушные корабли. Два дирижабля в представлении не нуждаются. «LZ-127» «Граф Цеппелин» — самый знаменитый из всех управляемых аэростатов... Новые марки станут хорошим подарком любителям аэрофилателии». Круг, как говорят, замкнулся.

Только война позволила понять, что такое воздушная разведка и насколько ценны данные, поставляемые ею.

После окончания Второй мировой войны вести воздушную разводку против СССР начали Соединенные Штаты Америки. Разведывательные полеты стали рассматриваться как средство глобального политического и психологического давления на нашу страну. Пользуясь слабостью советской противовоздушной обороны, в частности, недостаточно развитой системой радиолокации, самолеты-разведчики США проникали глубоко внутрь наших территориальных владений. Именно это и стало причиной, которая способствовала быстрому развитию войск ПВО страны. В 1950 г. в советских территориальных водах вблизи побережья Латвии был сбит разведчик «PB4Y-2», занимавшийся радиоперехватом; 13 июня 1952 г. — шведский самолет электронной разведки «DC-3»; 7 октября 1952 г. — «R-29»; в следующем году под Владивостоком уничтожен «RB-50».

Всего в тайной войне разведок за период с 1947 по 1977 г, был сбит 51 самолет, из них — 39 американских.

В Советском Союзе никогда не выпускали марок в честь побед над воздушными шпионами, пролетавшими над нашей территорией. Не удостоился такой чести даже печально знаменитый самолет-разведчик США — «У-2», сбитый зенитной ракетой над Уралом. А вот удачную разведывательную операцию германских спецслужб советская почта представила во всей красе.

Посыпать российским любителям аэрофилателии головы пеплом или радоваться зависит от личных взглядов каждого.


От Exeter
К Сергей Зыков (22.07.2010 10:31:06)
Дата 22.07.2010 13:51:01

Сдается мне


Что польза для немцев от всех этих катаний на дирижабле за полярным кругом и вообще коварность немецких умыслов сильно преувеличивается в отечественных статейках :-)) ИМХО, не было там в 1930-1931 г. никакого глубокого "шпионского" интереса к Новой Земле летать, чистый "спорт" был.


С уважением, Exeter

От linze
К Сергей Зыков (22.07.2010 10:31:06)
Дата 22.07.2010 10:56:32

google и транссиб

почему-то пришёл в голову вот этот проект:
http://www.google.ru/intl/ru/landing/transsib/

От park~er
К linze (22.07.2010 10:56:32)
Дата 22.07.2010 11:07:15

Re: google и...

>почему-то пришёл в голову вот этот проект:
>
http://www.google.ru/intl/ru/landing/transsib/

У Вас есть сомнения, что не все координаты объектов имеющих военное значение известны супостатам без гугла?