От Сибиряк
К All
Дата 30.08.2010 11:39:38
Рубрики Современность; ВВС;

"Истребитель МиГ-29 в строевых частях" - небольшой отзыв

Почитал недавно вышедшую книгу - А. Павлов, С. Войлоков «Истребитель МиГ-29 в строевых частях», Книга первая — «изделие 9-12». — М, 2009 – и должен признаться, что испытал довольно сильное разочарование, т.к. чувствуется, что как раз о жизни строевых частей авторы осведомлены весьма поверхностно. Изложение событий в книге основывается главным образом на рассказах очевидцев и участников событий, т.к. доступ к архивным документам конкретных полков у авторов отсутствовал (или был крайне ограничен), и в этом не их вина. Но, к сожалению, очень ограниченным, по-видимому, был и круг устных информаторов, что уже является очевидной недоработкой авторов, учитывая современные широкие возможности для работы. В результате повествование о реальных событиях в книге нередко обращается в анекдот. Приведу в пример рассказ (с.44-45) об аварии МиГ-29 в 1987-м году в 85-м гв. ИАП (Мерзебург, ГСВГ):

«в один из летних дней летчики полка отрабатывали в воздухе упражнения, свойственные истребительной авиации. Одним из таких упражнений — «Полет на воздушный бой с маневренной целью на малых высотах» — занималась пара м-р Л.Ким и к-н М.Сверделов, а за цель подыгрывал ст. л-т П.Ноздрачев. Важно отметить, что после громкого скандала, связанного с посадкой 28 мая 1987 года на Большом Москворецком мосту в Москве 19-летнего жителя Гамбурга Матиаса Руста на легком самолете «Сессна-172Б Скайхоук» и фактической публичной дискредитацией советской системы ПВО, в иап поступили телеграммы об усиленной отработке перехвата малоскоростной низколетящей цели. Генералы как обычно быстро во всем «разобрались» и по своему расставили акценты, а ведь если вспомнить хронологию событий, то вывод напрашивался сам собой — причина была в безграмотности действий командного состава ПВО, но никак не истребительных полков! [далее идет отступление, связанное с обстоятельствами пролета Руста]

Неудивительно, что выполняя поставленную задачу по отработке перехвата малоскоростной низколетящей цели, в полках, в том числе и в 85-м, использовались все возможные силы и средства. Первоначально к имитации такой цели привлекали соседей вертолетчиков на Ми-24, но когда последние были заняты своими заботами, роль нарушителя выполнял один из своих «двадцать девятых». В тот день, 20 августа, был именно такой случай — Ноздрачев получил задание изображать «кукурузник» и до определенного момента с честью справлялся с поставленной задачей. Но, излишне сильно войдя в роль, молодой летчик упустил контроль за высотой и ввел самолет в переворот с высоты примерно 800 метров, думая, что высота была на 1000 метров больше. В угле пикирования 90 градусов офицер слишком поздно обнаружил ошибку и катапультировался. Пара истребителей, «атаковавшая» его с боковым интервалом, выполняла косой маневр, благодаря чему им хватило высоты для благополучного выхода из сложившейся критической ситуации.»

Казалось бы вполне документальный рассказ, есть фамилии, звания, даты. Проводится убедительная связь летного происшествия с изменениями в боевой подготовке советских ВВС в период после пролета Руста. Но вот незадача, авария Наздрачева (так правильно пишется фамилия) в действительности произошла в апреле 1987-го, более чем за месяц до инцидента с Рустом (не понимаю, откуда взялась указанная дата 20 августа). А упражнения с атаками низколетящих малоскоростных маневренных целей (Ми-8) проводились в полку еще в 1986-м году на МиГ-23. То есть вся мораль этой истории в связи с полетом Руста оказывается в сущности мимо тазика.

Также в анекдотичном виде представлено в книге успешное переучивание 85-го гв. ИАП на МиГ-29 в 1986-м году – дескать в основном заслуга политработников и командированных в полк кУбинцев (кто их видел?). Опять-таки анекдотом сопровождается довольно подробный рассказ о проблемах с техникой при командировке полка в Мары, а вот о посадке уже упомянутого м-ра Кима с одним двигателем в Бжеге на обратном пути - ни слова. Ну и хронология искажена радикально: по книге получается, что вначале был полет Руста, затем авария Наздрачева и потом перебазирование в Мары. В реале последовательность событий прямо противоположная - Мары в марте 87-го, авария в апреле, ну и Руст, не имеющий к полку ни малейшего отношения :) - в мае. Вообще, судя по приведенным в книге данным, основным информатором авторов по 85-му гв. ИАП был один из техников и почти никого из летчиков. Хотя, казалось бы, какие проблемы поговорить с бОльшим количеством людей? И ходить далеко не надо – бывший командир полка живет в Монино. В общем, имел возможность убедиться, что доверять современным красиво-иллюстрированным изданиям нужно с ба-альшой осторожностью, даже когда рассказ обладает видимыми признаками документальности.

Ну и немного о себе, чтобы было понятно, с какой колоколенки идут суждения. Я служил срочную в 85-м гв. ИАП, работал в штабе, готовил плановые таблицы к полетам, на полетах вел хронометраж. На дембель ушел в середине мая 87-го, поэтому то, что было в полку до Руста :) помню отчетливо.

От Сибиряк
К Сибиряк (30.08.2010 11:39:38)
Дата 02.09.2010 06:22:33

по результатам общения с авторами выяснилось следующее

> авария Наздрачева (так правильно пишется фамилия) в действительности произошла в апреле 1987-го, более чем за месяц до инцидента с Рустом (не понимаю, откуда взялась указанная дата 20 августа).

ошибочная дата указана с историческом формуляре полка, там же допущена неточность в написании фамилии летчика. Ясно, что исторический формуляр - документ вторичный (не знаю, кто и когда его заполняет, и каково вообще его предназначение), но степень возможных искажений вепечатляет.

С инцидентом Руста авария оказалась плотно переплетена в воспоминаниях ветеранов полка, с которыми общались авторы. По-видимому здесь сказалось то, что оргвыводы по аварии были сделаны уже после пролета Руста и наложились на царившее в связи с этим пролетом всеобщее возбуждение.

В общем злого умысла :) конечно же у авторов нет, а есть объективные трудности по сбору достоверной информации о событиях двадцатилетней давности. Ну а книга конечно же очень стоящая, т.к. является наиболее полным и подробным на настоящий момент собранием сведений об эксплуатации МиГ-29 в советских ВВС.

От Александр Стукалин
К Сибиряк (30.08.2010 11:39:38)
Дата 31.08.2010 13:43:26

Кстати, а дошло до вас в Сибирях вот это?...

http://mdk-arbat.ru/bookcard?book_id=2537806
Евгений Толмачёв
Небесный страж ГСВГ. Летопись 16-й воздушной армии

От Митрофанище
К Александр Стукалин (31.08.2010 13:43:26)
Дата 31.08.2010 14:17:50

Спасибо!

>
http://mdk-arbat.ru/bookcard?book_id=2537806
>Евгений Толмачёв
>Небесный страж ГСВГ. Летопись 16-й воздушной армии

Буду искать!

От Александр Стукалин
К Митрофанище (31.08.2010 14:17:50)
Дата 31.08.2010 14:49:50

Re: Спасибо!

>Буду искать!

В москвских книжных продается, да...
Только оно про послевоенное все именно в основном (ибо про ГСВГ)

И в кои то веки замполит...
>>Евгений Толмачёв
...полезное дело сделал! -- книжку написал историческую, имея допуск к архивам какой-никакой... :-))

От Сибиряк
К Александр Стукалин (31.08.2010 14:49:50)
Дата 31.08.2010 16:24:55

Re: Спасибо!

>Только оно про послевоенное все именно в основном (ибо про ГСВГ)

спасибо, а то по аннотации создается впечатление, что в оснвном как раз про войну :)


От Александр Стукалин
К Сибиряк (31.08.2010 16:24:55)
Дата 31.08.2010 16:45:38

Re: Спасибо!

>спасибо, а то по аннотации создается впечатление, что в оснвном как раз про войну :)

не, про войну там первые 87 страниц тока... :-)


От Boris
К Александр Стукалин (31.08.2010 16:45:38)
Дата 31.08.2010 18:02:03

Книжка произвела двойственное впечатление (С)

Доброе утро,

может я и не прав, но похоже, что автор ее после завершения набора не прочитал ни разу - сплетаются воспоминания его самого, других ветеранов 16 ВА, описания самолетов и отдельных событий. Хронология странная, может быть написано, когда началось переучивание, но не написано, когда закончилось, и наоборот. Причем про Берлинский кризис 1948 года и про воздушный мост, например, текст совершенно бессвязный :(
С уважением, Boris.

От Александр Стукалин
К Boris (31.08.2010 18:02:03)
Дата 31.08.2010 18:28:51

Re: Книжка произвела...

>может я и не прав, но похоже, что автор ее после завершения набора не прочитал ни разу - сплетаются воспоминания его самого, других ветеранов 16 ВА, описания самолетов и отдельных событий. Хронология странная, может быть написано, когда началось переучивание, но не написано, когда закончилось, и наоборот. Причем про Берлинский кризис 1948 года и про воздушный мост, например, текст совершенно бессвязный :(

да, есть такое...
но этим теперь грешат многие -- экономят-с на нормальной редактуре.


От Митрофанище
К Александр Стукалин (31.08.2010 14:49:50)
Дата 31.08.2010 15:11:58

Re: Спасибо!

...
>В москвских книжных продается, да...
>Только оно про послевоенное все именно в основном (ибо про ГСВГ)

Собственно, это мне и надо.

С уважением.

От Александр Стукалин
К Александр Стукалин (31.08.2010 14:49:50)
Дата 31.08.2010 14:54:41

Re: Спасибо!

>И в кои то веки замполит...
>>>Евгений Толмачёв
>...полезное дело сделал! -- книжку написал историческую, имея допуск к архивам какой-никакой... :-))

Я, кстати, только начал изуть ее, но роль политорганов там уже в материале заметил... Ну, где-то примерно в этом ключе:
>успешное переучивание 85-го гв. ИАП на МиГ-29 в 1986-м году – дескать в основном заслуга политработников
да... но это ничего... другая фактурка тоже есть... :-)

От Александр Стукалин
К Сибиряк (30.08.2010 11:39:38)
Дата 30.08.2010 17:54:07

Re: "Истребитель МиГ-29...

>Ну и немного о себе, чтобы было понятно, с какой колоколенки идут суждения. Я служил срочную в 85-м гв. ИАП, работал в штабе, готовил плановые таблицы к полетам, на полетах вел хронометраж. На дембель ушел в середине мая 87-го, поэтому то, что было в полку до Руста :) помню отчетливо.

Кстати, а это Вы писали в 2002-м?
http://forums.airbase.ru/2000/04/t13581--katastrofy-i-avarii-mig-29.html#p145167

От Сибиряк
К Александр Стукалин (30.08.2010 17:54:07)
Дата 30.08.2010 18:32:01

Re: "Истребитель МиГ-29...

>Кстати, а это Вы писали в 2002-м?
>
http://forums.airbase.ru/2000/04/t13581--katastrofy-i-avarii-mig-29.html#p145167

да. Откликнулись очевидно Ким и Сверделов. Похоже, что на них - заместителя командира эскадрильи и командира звена - списали вину за планирование того боя, там действительно формально было нарушение, и в ночь после аварии в штабе переделали заново плановую и переписали хронометраж.

От Александр Стукалин
К Сибиряк (30.08.2010 18:32:01)
Дата 30.08.2010 18:44:10

Re: "Истребитель МиГ-29...

>да. Откликнулись очевидно Ким и Сверделов. Похоже, что на них - заместителя командира эскадрильи и командира звена - списали вину за планирование того боя, там действительно формально было нарушение, и в ночь после аварии в штабе переделали заново плановую и переписали хронометраж.

Понял... я так и думал... :-)
Кстати, в этой ветке на airforce.ru один из авторов книги ответил Вам:
http://forums.airforce.ru/showthread.php?t=2996&page=2

От Александр Стукалин
К Сибиряк (30.08.2010 11:39:38)
Дата 30.08.2010 14:30:25

Re: "Истребитель МиГ-29...

Кстати, авторы вот в этой ветке этого форума:
http://forums.airforce.ru/showthread.php?p=63271#post63271
...и можно с ними типа легко списаться.

От Сибиряк
К Александр Стукалин (30.08.2010 14:30:25)
Дата 30.08.2010 18:45:55

Re: "Истребитель МиГ-29...

>Кстати, авторы вот в этой ветке этого форума:
>
http://forums.airforce.ru/showthread.php?p=63271#post63271
>...и можно с ними типа легко списаться.

спасибо, посмотрел. Обязательно спишусь с приложением копии соотвествующей страницы из военного билета :) - надеюсь, что им по крайней мере известен номер полевой почты 85-го иап :). Ну а насчет памяти, во-первых, пока не жалуюсь. Во-вторых, моя служба, как я уже писал, закончилась в мае 87-го, поэтому и события той жизни впечатались четко, не перекрываясь с последующими, в отличие о кадровых, служащих по многу-многу лет.

От Александр Стукалин
К Сибиряк (30.08.2010 18:45:55)
Дата 30.08.2010 18:52:54

Re: "Истребитель МиГ-29...

>спасибо, посмотрел. Обязательно спишусь с приложением копии соотвествующей страницы из военного билета :)

про военный билет это не автор книги написал... это прохожий... он там всегда ворчит :-)

От Александр Стукалин
К Сибиряк (30.08.2010 11:39:38)
Дата 30.08.2010 14:25:42

Re: "Истребитель МиГ-29...

>...Изложение событий в книге основывается главным образом на рассказах очевидцев и участников событий, т.к. доступ к архивным документам конкретных полков у авторов отсутствовал (или был крайне ограничен), и в этом не их вина. Но, к сожалению, очень ограниченным, по-видимому, был и круг устных информаторов...

Вот поэтому я и не устаю повторять: надо! надо открывать архивы 1950-80-х!
А иначе получим кривую историю (только на мемуарах) уже новейшего времени... А они (документы и мемуары) должны дополнять друг друга.