Регулировалось оно очень жестко воюющими сторонами
Еслм в 1939-1941 гг. еще были определенные вольности (в связи с тем, что невооющими державами были могучие США, Япония и СССР, а также в связи с нейтралитетом до осени 1940 г. Греции с крупным торговым флотом), то с превращением войны окончательно в глобальную к началу 1942 г. нейтральное судоходство было крайне ограничено, уважаемый Дмитрий Козырев.
Никакой "свободной торговли" уже не было. Правктически все судоходство контролировалось воюющими державами, тем более, что союзники очень опасались утечки материалов в Германию через нейтралов, и были склонны скорее нейтралов душить.
Формы контроля были разные, но, как правило, судовладельцы сами понимали, что лучше быть в контакте с теми, кто господствовал на море. Где-то с 1943 г. британцы получали уведомления о движении практически всех нейтральных судов в Атлантике.
Немцы с 1940 г. разрешили Швеции вести морскую торговлю вне Балтики только через один порт - Гётеборг (т. наз "Гётебогское судоходство"). При этом все шведские суда досматривались и грузы контролировались. На протяжении войны, чтобы оказать давление на Швецию по тем или иным поводам, немцы неоднократно это судоходство перекрывали.
Иностранные суда, естественно, в Швецию не допускались.
Что касается потопления шведских судов - не стоит забывать, что большая часть шведского торгового флота (все суда, оказавшиеся в 1940 г. вне Балтики) была по шведско-британскому соглашению передана в британский фрахт, со всеми вытекающими правовыми последствиями.
Инспанское судоходство очень сильно было ограничено союзниками, тем более, что союзники имели здесь такой сильный рычаг, как поставки нефти в Испанию. Фактически немалая часть испанского тоннажа (и весь танкерный) были задействованы на строго контролируемых союзниками перевозках из США.
Немцы для блокадопрорывателей и ВКР применяли маскировку под нейтралов только пока эти нейтралы были. В 1942-1943 гг. больше маскировались уже под союзные суда.
В какой-то книжке про известного немецкого подводника приводилось немецкое указание на те суда, которые нельзя топить - и перечень очень короткий, это державы Оси и СССР. Указание ЕМНИП осень 1939.
Поищу поточнее, вроде не выбрасывал.
>Еслм в 1939-1941 гг. еще были определенные вольности (
нашёл такую переводную цитатку из The Battle of the Atlantic. The officiai Account of the Fight against the U-Boats 1939 — 1945. London, 1946
Правительство Великобритании, ... предпринимало меры для экономической блокады Германии с моря. Оно ввело в действие применявшуюся еще в первую мировую войну систему принудительного досмотра торгово-транспортных судов, следовавших в сторону германских портов или из них. Для выполнения этой задачи были сформированы специальные группы вспомогательных крейсеров, которые вели наблюдение за судоходством в водах между Шотландией и Исландией. В наблюдении за судоходством принимали участие и специальные силы из состава французского флота, развернутые на подходах к побережью Испании, Португалии и Ла-Маншу. В результате досмотров англичане смогли захватить в сентябре 1939 г. 300 тыс. тонн грузов, предназначавшихся для Германии. Но позже количество захваченных грузов резко снизилось.
В течение первых четырех месяцев войны проводившие досмотр силы обнаружили 676 судов, большинство которых шло в восточном направлении. Многим из них после проверки документов было разрешено следовать по назначению. 253 судна были направлены в пункты досмотра, 97 судов зашли туда самостоятельно. По результатам досмотров было захвачено 17 германских судов
Если не ошибаюсь, то 300 тыс.тонн грузов, это примерно 50-60 параходов.