От Д.Белоусов
К All
Дата 17.11.2010 18:00:17
Рубрики WWII; Современность; Память; Искусство и творчество;

Впечатления про Брестскую крепость, ч. 1

День добрый

Посмотрел недели две назад (3го) Крепость.
Впечатления отлежались - можно писАть.

Итак. Общее впечатление - в высшей степени необнозначное.
Фильм, скажу сразу - смотреть стоИт, скорее всего (лучше уйти минут за 5 до концовки), но НЕ семьёй (уж точно без детей), и не в рамках дружеского культпохода, скорее всего.

Что хорошо?
Фильм - реально серьёзный. В отличие от "новых русских" и б.ч. советских фильмов он жесток и последователен; вполне понятно, просто шкурой воспринимаешь, почему активная война выматывает за считанные дни.
Фильм - абсолютно, решительно негламурен (за исключением, б.м., своеобразного "некро-гламура", см. ниже) и, совсем не развлекателен и не расслабушен. Нет ни малейших признаков того, что кто-то из форумских назвал "п.ры поют про войну" (по поводу концертов на 9 мая). Кастинг - убедителен, жизнь героев в экране по бОльшей части - тоже (есть исклбчение, см. ниже).
В нем действуют советские люди - не творческая тусовка, напялившая гимнастерки и пилотки со звездочками и что-то там изображающая, а именно - советские люди, почти уже позабытый итп со своими представлениями о правильном и неправильном, долге, чести, допустимом и нет, манере поведения и проч. (кстати, удачно подана тема единства разных людей - они действительно разные и живые).
Исключительно силен ряд военных эпизодов. Артобстрел - страшен бессмысленной непонятностью "куда упадёт", огневой бой - жёсток, немцы - воспринимаются по бОльшей части как непонятные и почти безликие, без-личностные, точнее, существа, части огромной хорошо отлажеенной машины. Так их наверное в 41 и видели.
В действии почти отсутствуют обязательные завывания за репрессии, культ личности и вся остальная давно забодавшая политпропаганда.
Фильм безупречно логичен. Он практически не оставляет шансов на саму возможность того, что всё вдруг изменится, и "всех спасут". Не спасут. Бороться и погибать придётся в безнадёжных боях, стягивая на себя немцев, пока есть хоть какие-то силы и исполняя долг до самого конца.
Итак, это все - об отличном, реалистчном, наконец, фильме про войну, соответствующем зрителю нового времени, в котором мы все оказались.
А теперь - о гадостях. Их в фильме достаточно, и именно они не дают возможность поставить ему однозначно положительную оценку.
1. Любование смертью.
Смерть - в разных её видах, глазами взрослого, ребёнка, женщины - едва ли не главный герой Крепости.
Причем герой этот - самодостаточен. им любуются, раскрывают его характер, так и эдак вертят перед зрителями.
Причем, если в самом начале "войны" эти кадры еще естественны - в сцене артобстрела, например (один из сильнейших эпизодов этого, повторюсь, сильного фильма), то дальше они уже становятся самодостаточными. Тут и тщательно выписанный расстрел из пулеметов немцами толпы гражданских, пытающихся выйти через ворота, тут и "летающие покойники" в эпизоде с двухтонной бомбой, тут и сцена ночного расстрела прорывающихся из крепости бойцов, тут и зачистка галлерей огнеметами, тути многое другое.
Причем это другое - подчас нелогично и бессмысленно. Ну, вот например, эпизод. Немцы навалили у ворот крепости гору трупов гражданских. К воротам медленно подъезжает танк и непойми зачем, въезжает в крепость. По телам. Камеру поднимают вверх, и смачно показано, кактанк неспеша едет по трупам, а за ним тянутся две дорожки из перемолотой человеческой плоти.
По сюжету - этот кадр не нужен. Танк больше не появляется. Вставлено - чисто эстества ради.
Или вот, например. Главгерой - подросток лет 14 - выходит к Бугу за водой. Идет склейка - по его лицу бегает солнечный зайчик, как пускала его подруга когда-то давно, несколько дней назад, в счастливом "до войны".
Пацан нагибается - опа, блик идёт от пенсне убитого нашего командира, лежащего под тонким слоем воды у берега.
Вот эта склейка и это эстество - зачем?
Об оторванной руке с часами (крупный план, да), мимо которых подростток ползет куда-то, я уж и не говорю.

Если сообществу будет угодно, потом напишу и ч.2



Кроме того, я считаю, что Сергей Аракчеев должен быть освобожден

От WorkMan
К Д.Белоусов (17.11.2010 18:00:17)
Дата 18.11.2010 09:41:06

Re: Впечатления про...


Добрый день

Очень хотел тоже написать
Про свое впечатление. А все старые ветки уже в архиве.

Фильм сильно понравился
Особенно на фоне того что происходит в нынешнем кинематографе, на фоне Михалкова и Бондурчука младшего.

И особенно на фоне рецензии Исаева. Он конечно человек "авторитетный" но с рецензией не согласен категорически.

Насчет окончания. Сцены с флагом. С внуком.
Да - смазали. Но концовка фильма - это особая статья.
За весь фильм, за атмосферу июня 41 - я легко прощаю это смазанный конец

И еще одно скажу.
Практически про святое.
Не было у нас фильмов про 41 год. Настоящих. тех что передают атмосферу. как "торпедоносцы" передают атмосферу.
Это мое скромное мнение. Даже "Живые и мертвые". Все было ..... просто опущено. Как будто не было этого периода. И война началась только под Москвой.

А этот фильм. Он делает то что и надо было давно. То что пережили. И главное, как пережили.
Наши отцы, деды и прадеды.
Как это было безнадежно. Без хеппи ендов. Но они сражались

Вот за это создателям фильма - глубокий поклон.


От Сергей Лотарев
К WorkMan (18.11.2010 09:41:06)
Дата 21.11.2010 12:32:12

Re: Впечатления про...

>Не было у нас фильмов про 41 год. Настоящих. тех что передают атмосферу. как "торпедоносцы" передают атмосферу.
>Это мое скромное мнение. Даже "Живые и мертвые". Все было ..... просто опущено. Как будто не было этого периода. И война началась только под Москвой.

К ранее упомянутым фильмам добавлю "Государственную границу", "Война" по Стаднюку, "танк КВ-2", "Свои". Каждый с большим или меньшим мастерством передает именно атмосферу лета 41.

Кстати, насколько я понимаю, в крепости атмосфера как раз отличалась от атмосферы лета 41, крепость жила и держалась надеждой (как настроение июня в целом отличалось от настроения июля, когда на фронте уже поняли, что к чему). Но в фильме сценарист убил эту надежду с помощью хорошо осведомленного сбитого летчика. Тем самым действительно удалось изобразить атмосферу лета 41-го в целом.


С уважением, Сергей

От Дмитрий Козырев
К WorkMan (18.11.2010 09:41:06)
Дата 18.11.2010 15:45:29

С "под Москвой" это перегиб

>И еще одно скажу.
>Практически про святое.
>Не было у нас фильмов про 41 год. Настоящих. тех что передают атмосферу. как "торпедоносцы" передают атмосферу.
>Это мое скромное мнение. Даже "Живые и мертвые". Все было ..... просто опущено. Как будто не было этого периода. И война началась только под Москвой.

Как минимум были фильмы про оборону Одессы и Ленинграда.
Про общее летнее отступление.
Так что с "под Москвой" это перегиб.

От СВАН
К Дмитрий Козырев (18.11.2010 15:45:29)
Дата 18.11.2010 19:53:38

Были

"Порох", "Железный дождь".

От Исаев Алексей
К WorkMan (18.11.2010 09:41:06)
Дата 18.11.2010 10:11:22

Отчего же не было фильмов про 1941 г.?

Do not salute me. There are goddamned snipers all around this area...

Даже если не брать "Живых и мертвых". С ходу вспоминается "Отряд" 1984 г. См.
http://www.ruskino.ru/mov/1252
Я наверное уже старый стал и еще помню его.

Достаточно точно атмосферу 41-го передает, между прочим. Сейчас почитав нытье немцев про шарящиеся у них в тылу отряды из остатков советских частей могу сказать "Верю!"

С уважением, Алексей Исаев

От Белаш
К Исаев Алексей (18.11.2010 10:11:22)
Дата 18.11.2010 15:40:12

Но это уже местная самодеятельность, увы. (-)


От Балтиец
К Белаш (18.11.2010 15:40:12)
Дата 18.11.2010 16:09:41

Re: Но это...

В каком смысле местная?

От Белаш
К Балтиец (18.11.2010 16:09:41)
Дата 18.11.2010 21:02:49

Литовская киностудия т. е. Как и "Подвиг Одессы" с "Порохом".

Приветствую Вас!
>В каком смысле местная?

А вот так, чтобы "в целом" показать - нет.
С уважением, Евгений Белаш

От writer123
К Д.Белоусов (17.11.2010 18:00:17)
Дата 18.11.2010 02:10:17

Re: Впечатления про...

А мне фильм не показался слишком натуралистичным. Довольно старшных вещей там много, но такого уж большого смакования их нет. Всё кратко и в фоновом режиме, за малыми исключениями (сон ребёнка на руке мёртвого солдата, обгоревший особист).
В дорожке мяса за танком т-щи явно вдохновлялись невзоровским Чистилищем. Но вот тот - действительно посмаковал от души тему мяса на гусеницах.
Я боялся, что с огнемётами они перегнут палку и всё испортят под конец, но нет - лаконично, без бегающих толп горящих людей крупными планами и т.п.
А в общем - атмосферу они так создают. В т.ч. и в зале, за счёт особо впечатлительных, которые своим прибитым настроением заражают окружающих.

От SerP-M
К writer123 (18.11.2010 02:10:17)
Дата 18.11.2010 19:06:00

У Невзорова видно, чт окости НЕ человеческие... Но это надо знать анатомию... (-)


От writer123
К SerP-M (18.11.2010 19:06:00)
Дата 18.11.2010 20:01:37

Re: У Невзорова...

Нет, ну как бы вполне очевидно что всё это барбекю и кетчуп - не настоящее (рвать на куски трупы и набрасывать на гусеницы - это перебор даже для отечественного кинотрэша), просто некоторые глядя кино - забывают об этом. Я обычно нет, хотя к чести создателей БК - когда смотрел её - как-то не вспоминал, повода не было.

От Пехота
К Д.Белоусов (17.11.2010 18:00:17)
Дата 18.11.2010 01:42:58

А вторая часть где? (-)


От digger
К Д.Белоусов (17.11.2010 18:00:17)
Дата 17.11.2010 23:04:52

Re: Впечатления про...

Я сам не смотрел, жду хорошего рипа.Читали отзыв классика <забыл кого> тут же на ВИФе? У него основная претензия - отсутствие логической связности и четкого разбора военной стороны, почему стороны поступали так,а не иначе.Вам кажется, фильм годится в качестве учебного пособия и создает ли он у зрителя целостную и правильную картину?

От Д.Белоусов
К digger (17.11.2010 23:04:52)
Дата 17.11.2010 23:11:09

Нет, в качестве пособия - негоден. См. ч. 2, ненаписанную. Ну или ч. 3 (-)


От digger
К Д.Белоусов (17.11.2010 23:11:09)
Дата 17.11.2010 23:28:29

Re: Нет, в...

Он же за казенные деньги.Мне кажется ,это должна была быть одна из главных задач.

От Д.Белоусов
К digger (17.11.2010 23:28:29)
Дата 17.11.2010 23:31:39

Должна бы быть. Но немцы, наступвающие через двор на казарму редкой цепочкой (+)

День добрый
> Он же за казенные деньги.Мне кажется ,это должна была быть одна из главных задач.

радуют безмерно.
В казарме - нашиЮ, при пулемете и много чем еще, ага.
На немцы не ищут легких трудных путей и дажене пытаются зайти в казарму сбоку, пройдя через руины, а топают через открытое пространство. На пулемет и проч., да.



Кроме того, я считаю, что Сергей Аракчеев должен быть освобожден

От Фёдорыч
К digger (17.11.2010 23:04:52)
Дата 17.11.2010 23:06:20

Re: Впечатления про...

Здрасьте вам!
>Вам кажется, фильм годится в качестве учебного пособия и создает ли он у зрителя целостную и правильную картину?

Как учебное пособие - нет конечно. Правильную картину - создает.


'Указания по подготовке к празднику без происшествий и преступлений выполнены'

От Secator
К Д.Белоусов (17.11.2010 18:00:17)
Дата 17.11.2010 22:05:35

Re: Впечатления про...

>Смерть - в разных её видах, глазами взрослого, ребёнка, женщины - едва ли не главный герой Крепости.
1. ИМХО от этого не уйти Т.к. судя по всему трупов, отрубленных рук и ног действительно должно было быть много и от этого никуда не уйти.
2. Опять же без большого количества погибших людей не показать весь трагизм ситуации.

От Д.Белоусов
К Secator (17.11.2010 22:05:35)
Дата 17.11.2010 22:19:04

Если трупы/расчлененка - для трагизьму, тогда режиссер никчемушник (-)


От Secator
К Д.Белоусов (17.11.2010 22:19:04)
Дата 18.11.2010 09:24:59

А что же внутренние дворы крепости должны быть идеально чистыми

по вашему?
С уважением Secator

От Белаш
К Д.Белоусов (17.11.2010 22:19:04)
Дата 17.11.2010 22:36:01

Есть у меня подозрение (по прочтении Алиева), что в реальной

Приветствую Вас!

крепости было гораздо хуже. Те же залпы РС и 600-мм с завалами всего живого не показали.
С уважением, Евгений Белаш

От Presscenter
К Д.Белоусов (17.11.2010 18:00:17)
Дата 17.11.2010 20:57:31

Отдельные замечания.

Никогда и ни при каких обстоятельствах не надо пытаться использовать неорганичные для отечественного кинематографа вещи, как-то обилие внутренностей, оторваные руки-ноги и езду на танке по горе трупов. Голливудщина плохого разлива. Тем более, что авторы нашли гораздо более сильный и по-настоящему страшный и пробирающий до костей образ: пограничник с очаркой. Кто видел - тот поймет о чем я. Это отличная, простите, за цинизм, находка, а ноги и танк на трупах - подражание стилистике американского кино не в лучших его образцах. Хотя, вероятно, авторы учитывали именно засилие именно такого кино у нас.
Понятно отчего автры отказались от мысли штурмовать клуб - ради истории киномеханика и его девушки. ИМХО, зря: их вполне могли б поместить в иное место крепости.
Никогда не нравился Мерзликин, но здесь он вообще выше всяких похвал. Режиссер молодец - сумел использовать потенциал актера и вытянуть из него настоящее.
ОЧНЬ сильно резанули слова в конце о том, что многие из после плена были репрессированы и Гаврилов в том числе. Не понял: ну врать-то зачем. Никто ж его не репрессировал.
Кстати, могли б в конце и сказать, что смешной армянин (Матевосян) в реальности дошел до Берлина.
Конец не в кассу. Дидактичен чрезмерно. Неестественен. надуман. Неправилен. Как хотите.
В целом: очень хороший фильм. Причем отнюдь не только для нашего времени. С середины семидесятых прошлого века фильмы о войне становились все хуже и выхолощеннее. Этот - нет.Надо вести детей, надо вести друзей, надо покупать лицензионный (только!) ДВД. Правильный фильм. За образы пограничников и особистов авторам надо б соотвтствующие ведомственные премии.
Люди в зале реально плакали. Попкорн перестал мешать через две минуты после начала войны. Мне вообще жутко было смотреть самое начало, так как Смирнова знаю с детства почти наизусть, соответственно знал что с кем будет.
Реально первый раз в жизни, наверное, видел как люди выходили из зала в полном молчании.

От ЖУР
К Presscenter (17.11.2010 20:57:31)
Дата 17.11.2010 21:55:00

Вот что реально зря сделали - это сцена с Фоминым когда он сам немцам говорит

"я коммунист, политрук и еврей".
Смысл было так подставляться сценаристам?
"Нам все врали"(с)

ЖУР

От Белаш
К ЖУР (17.11.2010 21:55:00)
Дата 17.11.2010 23:49:02

В смысле? (-)


От ЖУР
К Белаш (17.11.2010 23:49:02)
Дата 18.11.2010 01:04:01

В смысле он так не делал. И даже наоборот. (-)


От Нумер
К ЖУР (18.11.2010 01:04:01)
Дата 21.11.2010 13:10:33

Там есть две версии. Либо что выдали, либо что

сам назвался. А в финальной сцене он присутствует в красноармейской гимнастёрке. Т.е. факт переодевания отражён.

От ЖУР
К Нумер (21.11.2010 13:10:33)
Дата 21.11.2010 16:56:54

Где "там"?

>сам назвался. А в финальной сцене он присутствует в красноармейской гимнастёрке. Т.е. факт переодевания отражён.

Переодевание в совокупности в выходом "вот он я" бессмыслено.

ЖУР

От Белаш
К ЖУР (18.11.2010 01:04:01)
Дата 18.11.2010 01:09:54

Знаю, но что из этого следует? (-)


От ЖУР
К Белаш (18.11.2010 01:09:54)
Дата 18.11.2010 01:20:28

Из этого следует

1) придумывать про реальных людей нехорошо. У сценаристов был Акимов с которым можно было делать все что угодно но судьба Фомина это уже История.
2) "выворачивание наизнанку" обстоятельств гибели комиссара дает почву для спекуляций/разоблачений. Один раз на грабли лакирования истории мы уже наступали.
Либо не стояло освещать их вообще либо надо было показывать так ка было на самом деле.


ЖУР

От Белаш
К ЖУР (18.11.2010 01:20:28)
Дата 18.11.2010 01:41:15

"Как на самом деле" - чревато.

Приветствую Вас!
>1) придумывать про реальных людей нехорошо. У сценаристов был Акимов с которым можно было делать все что угодно но судьба Фомина это уже История.
>2) "выворачивание наизнанку" обстоятельств гибели комиссара дает почву для спекуляций/разоблачений. Один раз на грабли лакирования истории мы уже наступали.
>Либо не стояло освещать их вообще либо надо было показывать так ка было на самом деле.

Как тут отмечал уважаемый Алиев. Жизнь - она сложная и многогранная, это записным пропагандистам заранее все ясно.
А в фильме можно повернуть и так и так. Вон выше какая дискуссия идет.

>ЖУР
С уважением, Евгений Белаш

От ЖУР
К Белаш (18.11.2010 01:41:15)
Дата 18.11.2010 08:18:02

Чревато лакировать историю

>Как тут отмечал уважаемый Алиев. Жизнь - она сложная и многогранная, это записным пропагандистам заранее все ясно.

Что Вам неясно в обстоятельствах гибели Фомина? То что он не выходил к немцам "вот он я" это факт. То что он совсем наоборот- уничтожил свои документы(и другим приказал)и был без знаков различия тоже. И то что его выдал предатель тоже факт.

>А в фильме можно повернуть и так и так. Вон выше какая дискуссия идет.

В принципе в фильме можно все. Даже оставить его в живых. Но надо ли?

ЖУР

От Белаш
К ЖУР (18.11.2010 08:18:02)
Дата 18.11.2010 12:11:55

Тут уже каждая творческая команда решает сама.

Приветствую Вас!
>>Как тут отмечал уважаемый Алиев. Жизнь - она сложная и многогранная, это записным пропагандистам заранее все ясно.
>
>Что Вам неясно в обстоятельствах гибели Фомина? То что он не выходил к немцам "вот он я" это факт. То что он совсем наоборот- уничтожил свои документы(и другим приказал)и был без знаков различия тоже. И то что его выдал предатель тоже факт.

>>А в фильме можно повернуть и так и так. Вон выше какая дискуссия идет.
>
>В принципе в фильме можно все. Даже оставить его в живых. Но надо ли?

В фильме, кстати, показали и весьма неудобные сцены. Как-то массовую сдачу в плен и самоубийство врача.
Так что есть лакировка и лакировка.

>ЖУР
С уважением, Евгений Белаш

От Белаш
К Presscenter (17.11.2010 20:57:31)
Дата 17.11.2010 21:24:37

Re: Отдельные замечания.

Приветствую Вас!
>Никогда и ни при каких обстоятельствах не надо пытаться использовать неорганичные для отечественного кинематографа вещи, как-то обилие внутренностей, оторваные руки-ноги и езду на танке по горе трупов. Голливудщина плохого разлива. Тем более, что авторы нашли гораздо более сильный и по-настоящему страшный и пробирающий до костей образ: пограничник с очаркой. Кто видел - тот поймет о чем я. Это отличная, простите, за цинизм, находка, а ноги и танк на трупах - подражание стилистике американского кино не в лучших его образцах. Хотя, вероятно, авторы учитывали именно засилие именно такого кино у нас.

Что делать - и в Китае с Кореей так снимают, кто видел 38-ю параллель и Сигнал к отступлению - думаю, согласится. Но, опять же, авторы (как отмечено) всяко снимали и не зацикливались.

>Понятно отчего автры отказались от мысли штурмовать клуб - ради истории киномеханика и его девушки. ИМХО, зря: их вполне могли б поместить в иное место крепости.
>Никогда не нравился Мерзликин, но здесь он вообще выше всяких похвал. Режиссер молодец - сумел использовать потенциал актера и вытянуть из него настоящее.
>ОЧНЬ сильно резанули слова в конце о том, что многие из после плена были репрессированы и Гаврилов в том числе. Не понял: ну врать-то зачем. Никто ж его не репрессировал.
>Кстати, могли б в конце и сказать, что смешной армянин (Матевосян) в реальности дошел до Берлина.

И заодно рассказать, как у него потом отобрали Героя и посадили? Как рассыпали тираж книги Смирнова? ИМХО, про репрессированного Гаврилова - либо так прочли Смирнова (вариант -музейщиков), либо просто ляп, но явно не Зловещий Умысел, что бы там Кошкину не казалось. Хотели б " отложить яйца в мозг" - не убирали бы многие неприятные факты.

>В целом: очень хороший фильм. Причем отнюдь не только для нашего времени. С середины семидесятых прошлого века фильмы о войне становились все хуже и выхолощеннее. Этот - нет.Надо вести детей, надо вести друзей, надо покупать лицензионный (только!) ДВД. Правильный фильм. За образы пограничников и особистов авторам надо б соотвтствующие ведомственные премии.

И опять же полностью поддерживаю.

>Люди в зале реально плакали. Попкорн перестал мешать через две минуты после начала войны. Мне вообще жутко было смотреть самое начало, так как Смирнова знаю с детства почти наизусть, соответственно знал что с кем будет.
>Реально первый раз в жизни, наверное, видел как люди выходили из зала в полном молчании.

Да, реакция зрителей совпадает.
С уважением, Евгений Белаш

От Д.Белоусов
К Белаш (17.11.2010 21:24:37)
Дата 17.11.2010 23:24:58

Рассыпали набор книги? Каким манером у нс дома она тогда образовалась, 70 е гг. (-)


От Белаш
К Д.Белоусов (17.11.2010 23:24:58)
Дата 17.11.2010 23:33:50

Его сын называл В-В издательство и год, возможно, потом переделали. (-)


От Alexeich
К Белаш (17.11.2010 23:33:50)
Дата 18.11.2010 00:55:40

Re: Его сын...

Его сын называл издательство, но не год.
Причина того, что "рассыпали набор" и "пустили под нож" также не указывалась. Так что простор для фантазий богатейший,возможно, просто не стали печатать доптираж, на который рассчитывал автор, и набор рассыпали (в чем нет никакого криминала), в конце концов надруковали 130 тыс. шт., а насчет "триаж под нож" могли дофантазировать.

От И.Пыхалов
К Alexeich (18.11.2010 00:55:40)
Дата 18.11.2010 01:13:42

Его сын год вполне конкретно назвал

>Его сын называл издательство, но не год.

http://lib.aldebaran.ru/author/smirnov_sergei/smirnov_sergei_brestskaya_krepost/smirnov_sergei_brestskaya_krepost__1.html

«Тем не менее я отлично помню, как за год до смерти отец пришёл домой с серым, в одночасье постаревшим лицом — из Горького сообщили, что в Волго-Вятском издательстве рассыпали набор «Брестской крепости», а отпечатанный тираж пустили под нож...»

Смирнов-старший умер в 1976 году, следовательно, речь идёт об издании 1975 года, которое вполне благополучно существует.

>Причина того, что "рассыпали набор" и "пустили под нож" также не указывалась. Так что простор для фантазий богатейший,возможно, просто не стали печатать доптираж, на который рассчитывал автор, и набор рассыпали (в чем нет никакого криминала), в конце концов надруковали 130 тыс. шт., а насчет "триаж под нож" могли дофантазировать.

Скорее всего Смирнов-младший просто банально врёт

От Alexeich
К И.Пыхалов (18.11.2010 01:13:42)
Дата 18.11.2010 01:30:28

Re: Его сын...

>«Тем не менее я отлично помню, как за год до смерти отец пришёл домой с серым, в одночасье постаревшим лицом

Я имел в виду что в воспоминаниях 30-летней давности "за год до смерти" может значить "где-то за год до смерти" - а "где-то" в зависимости от педантичности и памяти рассказчика варьируется в достаточно больших пределах.

>Смирнов-старший умер в 1976 году, следовательно, речь идёт об издании 1975 года, которое вполне благополучно существует.

Тем не менее события вполне могли развиваться как (см. мой пост выше).

>Скорее всего Смирнов-младший просто банально врёт

Зачем ему врать? Одно дело - "завывания", другое - прямая ложь. Возможно, что-от недопонял тогда или недоговорил позже.

От И.Пыхалов
К Alexeich (18.11.2010 01:30:28)
Дата 18.11.2010 01:43:21

Сегодня считается хорошим тоном подвергаться гонениям и репрессиям

во времена «тоталитарного режима». Если же этих гонений и репрессий не было, их надо выдумать.

>Зачем ему врать? Одно дело - "завывания", другое - прямая ложь. Возможно, что-от недопонял тогда или недоговорил позже.

Ну вот в том же самом предисловии к изданию 2000 года, чуть раньше:

««Рукописи не горят», но они умирают без читателя. И до недавнего времени книга «Брестская крепость» была в предсмертном состоянии»

То есть, миллион с лишним экземпляров «Брестской крепости», изданных при СССР — это так, мелочь. Зато 7-тысячный тираж 2000 года сразу вывел книгу из предсмертного состояния.

Типичный завыватель вульгариус.

От Alexeich
К И.Пыхалов (18.11.2010 01:43:21)
Дата 18.11.2010 10:31:15

Re: Сегодня считается...

>во времена «тоталитарного режима». Если же этих гонений и репрессий не было, их надо выдумать.

Это да, хотя сейчас сие уже не так модно как в 90-е.

>««Рукописи не горят», но они умирают без читателя. И до недавнего времени книга «Брестская крепость» была в предсмертном состоянии»

К сожалению, это правда, и виноваты в этом не столько издательства, сколько то, что книга читателем не востребована.

>То есть, миллион с лишним экземпляров «Брестской крепости», изданных при СССР — это так, мелочь. Зато 7-тысячный тираж 2000 года сразу вывел книгу из предсмертного состояния.

Ну, определенный смысел в этом есть - лиха беда начало, может, переиздадут еще раз на волне интереса после выхода фильма.

От Гегемон
К Alexeich (18.11.2010 00:55:40)
Дата 18.11.2010 01:02:09

Re: Его сын...

Скажу как гуманитарий

>Его сын называл издательство, но не год.
>Причина того, что "рассыпали набор" и "пустили под нож" также не указывалась. Так что простор для фантазий богатейший,возможно, просто не стали печатать доптираж, на который рассчитывал автор, и набор рассыпали (в чем нет никакого криминала), в конце концов надруковали 130 тыс. шт., а насчет "триаж под нож" могли дофантазировать.
Речь шла о вычеркивании неактуальных глав про неудобных лючностей.

С уважением

От Alexeich
К Гегемон (18.11.2010 01:02:09)
Дата 18.11.2010 01:27:06

Re: Его сын...

>Речь шла о вычеркивании неактуальных глав про неудобных лючностей.

Т.е. отпечатали сигнальные экземпляры (или даже начали печать основного тиража), что-то кому-то не понравилось и пришлось рассыпать набор, чтобы внести изменения? Вполне возможное развитие событий.

От Белаш
К Гегемон (18.11.2010 01:02:09)
Дата 18.11.2010 01:03:47

Так что "неудобный" вариант вполне могли того. (-)


От И.Пыхалов
К Белаш (18.11.2010 01:03:47)
Дата 18.11.2010 01:24:38

А проверить слабо?

Вы, если я не ошибаюсь, житель Москвы? Ваша «Ленинка», как и наша питерская «Публичка», входила и входит в список обязательной рассылки. То есть книга Смирнова, изданная в 1975 году в Горьком, там наверняка есть. Сходите и посмотрите, «переделали» её или нет. Потом расскажете о результатах.

Конечно, подобную проверку могу выполнить и я. Но поскольку именно Вы выдвинули тезис о «переделке», Вам его и доказывать.

От Alexeich
К И.Пыхалов (18.11.2010 01:24:38)
Дата 18.11.2010 01:37:17

Re: Это бессмысленно

>Вы, если я не ошибаюсь, житель Москвы? Ваша «Ленинка», как и наша питерская «Публичка», входила и входит в список обязательной рассылки. То есть книга Смирнова, изданная в 1975 году в Горьком, там наверняка есть.

Таким образом ничего не проверишь. Ибо если набор переделан, а первые экземпляры пущены в макулатуру, то наличие/отсутствие исправленной книги в библиотеке ничего не значит. И вообще не надо в библиотеку никого гонять - это издание у меня дома на полке стоит.
В общем, тут только память непосредственныз участников событий может помочь да какие-нить докУменты из типографии В-В издательства.

От И.Пыхалов
К Alexeich (18.11.2010 01:37:17)
Дата 18.11.2010 01:49:35

Прекрасно, значит Вам и карты в руки

>Таким образом ничего не проверишь. Ибо если набор переделан, а первые экземпляры пущены в макулатуру, то наличие/отсутствие исправленной книги в библиотеке ничего не значит. И вообще не надо в библиотеку никого гонять - это издание у меня дома на полке стоит.

В чём суть версии ув. Белаша? В том, что в исправленной книге должны быть выкинуты упоминания о проштрафившемся Матевосяне. Проверьте этот момент, и всё станет ясно.

>В общем, тут только память непосредственныз участников событий может помочь да какие-нить докУменты из типографии В-В издательства.

Кстати, документы типографии того времени тоже вполне себе хранятся в архиве и доступны для изучения. Другое дело, что копать столь глубоко пока что нет оснований. Сперва надо книгу посмотреть.

От Alexeich
К И.Пыхалов (18.11.2010 01:49:35)
Дата 18.11.2010 10:26:22

Re: карты придут мне в руки дай бог в январе, ибо книга - дома, а я - нет :)

>В чём суть версии ув. Белаша? В том, что в исправленной книге должны быть выкинуты упоминания о проштрафившемся Матевосяне. Проверьте этот момент, и всё станет ясно.

У Белаша я вообще не заметил никакой версии, версия, что причиной рассыпания набора являлось желание убрать какие-то "главы про неудобных личностей" (без конкретизации) - от Гегемона.
Опять же всяко не понятно, что там "рассыпали" и отличалось ли это "что-то" от 2-го издания. Посему получается беспредметно. Максимум, можно сравнить ранние издания с издание 1975 года, но, ПМСМ, вряд ли там найдутся большие "чистки".

>Кстати, документы типографии того времени тоже вполне себе хранятся в архиве и доступны для изучения. Другое дело, что копать столь глубоко пока что нет оснований. Сперва надо книгу посмотреть.

Это да. Я заинтригован, как только доберусь до домашней библиотеки - буду посмотреть, благо там есть и более раннее издание (кажется "Молодой гвардии" 1965 года), которое я в отрочестве увлеченно читал, книга 75-года где-то пылилась "на задах" книжного шкафа.

От И.Пыхалов
К Белаш (17.11.2010 23:33:50)
Дата 17.11.2010 23:40:04

Именно это издательство и этот год указаны в книге, благополучно стоящей

в Российской национальной библиотеке в Питере и ещё в ряде крупных библиотек

От Белаш
К И.Пыхалов (17.11.2010 23:40:04)
Дата 18.11.2010 00:53:54

"Возможно, потом переделали". (-)


От Presscenter
К Белаш (17.11.2010 21:24:37)
Дата 17.11.2010 21:34:59

Re: Отдельные замечания.

>И заодно рассказать, как у него потом отобрали Героя и посадили? Как рассыпали тираж книги Смирнова?

Матевосян в Берлине - естественное завершение того, что началось в Бресте, а Матевосян в начале 70- и тд и тп - это уже к собственно истории крепости отношения не имеет, не так ли?

Насчет тиража читал у смирнова-младшего, да. Но опять же к собственно к истории обороны крепости это отношения не имеет.

От Белаш
К Presscenter (17.11.2010 21:34:59)
Дата 17.11.2010 22:04:50

Просто сейчас такой финал достаточно распространен.

Приветствую Вас!
>>И заодно рассказать, как у него потом отобрали Героя и посадили? Как рассыпали тираж книги Смирнова?
>
>Матевосян в Берлине - естественное завершение того, что началось в Бресте, а Матевосян в начале 70- и тд и тп - это уже к собственно истории крепости отношения не имеет, не так ли?

А тут уже речь идет собственно о героях, Гаврилов к Берлину

Я имел в виду, эпизод о "попал под репрессии" - в худшем случае ошибка, но не сознательное действие. И (по моим наблюдениям) возбуждаются на него либо знатоки периода, либо озабоченные борьбой.
А Матевосян в Берлине мог бы, как ни странно, снизить впечатление

>Насчет тиража читал у смирнова-младшего, да. Но опять же к собственно к истории обороны крепости это отношения не имеет.

Как я писал выше - сейчас в военно-историческом кино о 20 веке тенденция связывать те события именно с современностью. И неплохо получается.
С уважением, Евгений Белаш

От Presscenter
К Белаш (17.11.2010 22:04:50)
Дата 17.11.2010 23:38:16

Re: Просто сейчас...


>Я имел в виду, эпизод о "попал под репрессии" - в худшем случае ошибка, но не сознательное действие.


Если не сознательное, то еще хуже (ИМХО) - значит в мозгах уже все прочно укоренилось. Ведь это одно из впечатлений тогда после фильма: "Такие герои были, а их репрессировали, что за жопная страна!"

От Alpaka
К Д.Белоусов (17.11.2010 18:00:17)
Дата 17.11.2010 19:11:45

фильм пока не смотрел

но есть комментарий



война==смерть. по крайней мере для более чем 20 миллионов наших сограждан. наверно, авторы пытались донести простую мысль-что война ето некрасивая, неуместная, НЕЛОГИЧНАЯ смерть. Как у них ето получилось-другой разговор. Выйдет на дисках-посмотрю.


Алпака

От doctor64
К Alpaka (17.11.2010 19:11:45)
Дата 17.11.2010 19:24:21

Re: фильм пока...

>война==смерть. по крайней мере для более чем 20 миллионов наших сограждан. наверно, авторы пытались донести простую мысль-что война ето некрасивая, неуместная, НЕЛОГИЧНАЯ смерть. Как у них ето получилось-другой разговор. Выйдет на дисках-посмотрю.
Более того. Фильм ориентирован на подростков и именно поэтому одна из его главных задач - показать что война это не пыщ-пыщ в "контре" (или что там сейчас в моде) и респавна не будет. Я считаю, это авторам удалось.

От Jager01
К doctor64 (17.11.2010 19:24:21)
Дата 18.11.2010 14:49:57

Согласен

>>война==смерть. по крайней мере для более чем 20 миллионов наших сограждан. наверно, авторы пытались донести простую мысль-что война ето некрасивая, неуместная, НЕЛОГИЧНАЯ смерть. Как у них ето получилось-другой разговор. Выйдет на дисках-посмотрю.
>Более того. Фильм ориентирован на подростков и именно поэтому одна из его главных задач - показать что война это не пыщ-пыщ в "контре" (или что там сейчас в моде) и респавна не будет. Я считаю, это авторам удалось.

Может едущий по людям танк и не совсем в эту тему, но показать результат массового убийства (войны то бишь) как он есть это правильно. И с огнеметом и с рукопашными, где друг друга режут и в упор стреляют лишь бы самому убитым не быть - это тоже правильно что присутствует. Сейчас из-за игр и всяких фильмов, аниме и прочего к войне слишком легко относятся.

От Белаш
К doctor64 (17.11.2010 19:24:21)
Дата 17.11.2010 20:46:39

Поддерживаю.

Приветствую Вас!
>>война==смерть. по крайней мере для более чем 20 миллионов наших сограждан. наверно, авторы пытались донести простую мысль-что война ето некрасивая, неуместная, НЕЛОГИЧНАЯ смерть. Как у них ето получилось-другой разговор. Выйдет на дисках-посмотрю.
>Более того. Фильм ориентирован на подростков и именно поэтому одна из его главных задач - показать что война это не пыщ-пыщ в "контре" (или что там сейчас в моде) и респавна не будет. Я считаю, это авторам удалось.

Причем не только подростки, но и взрослые сейчас мыслят на уровне "пыщ-пыщ".
С уважением, Евгений Белаш

От Исаев Алексей
К Д.Белоусов (17.11.2010 18:00:17)
Дата 17.11.2010 18:41:10

Так чем последние 5 мин не понравились-то?

Do not salute me. There are goddamned snipers all around this area...

Не первый раз это слышу, но убей бог не пойму, чем они так не нравятся.

С уважением, Алексей Исаев

От А.Никольский
К Исаев Алексей (17.11.2010 18:41:10)
Дата 21.11.2010 00:16:04

надо было, думаю, взять как у америкнацев и не выдумать свое

или завершить каким-нибудь ответным ударом, как "Перл-Харборе" (привязать к Брестской крепости можно, например, погром 45 пд под Москвой, по документам которой и была написана статья "Год назад в Бресте" в КЗ в июне 1942). Или, если денег не хватило (а их не хватило) сделать как в "Тора-Торе", вложив в уста какого-нибудь видного немца сентенцию о том, что хвастаться нечем и ад впереди.
С уважением, А.Никольский

От Химик
К Исаев Алексей (17.11.2010 18:41:10)
Дата 17.11.2010 20:37:53

Re: Так чем...

>Не первый раз это слышу, но убей бог не пойму, чем они так не нравятся.
Если рассматривать фильм не с точки зрении высокобюджетной реконструкции - концовки НЕТ. Того последнего гвоздя, который припечатает впечатление к сердцу на всю жизнь. Она может быть не такой реалистичной - но должна быть запредельно эмоциональной. К ОО или УГ-2 таких претензий нет, а этот фильм хорош - и, внутренне, ждешь ФИНАЛ. А получился - конец фильма.

Только не спрашивайте меня, как это сделать - я не знаю.)))

P.S. А фильм мне понравился, кроме кекса с репрессированым Гавриловым...



От Вельф
К Химик (17.11.2010 20:37:53)
Дата 17.11.2010 21:00:10

Re: Так чем...

>Если рассматривать фильм не с точки зрении высокобюджетной реконструкции - концовки НЕТ. Того последнего гвоздя, который припечатает впечатление к сердцу на всю жизнь. Она может быть не такой реалистичной - но должна быть запредельно эмоциональной. К ОО или УГ-2 таких претензий нет, а этот фильм хорош - и, внутренне, ждешь ФИНАЛ. А получился - конец фильма.
Я об этом уже писал. Нужно было обрезать фильм после мартиролога Фомину, Кижеватову и Гаврилову. Перенести информацию о расстреле семьи Кижеватова чуть выше и обрезать на мальчике, уходящем в восход. И был бы катарсис. C'est tous. Поскольку то, что было после этого - это резкое понижение градуса. А этого делать нельзя.
С уважением,
Вельф

От writer123
К Вельф (17.11.2010 21:00:10)
Дата 18.11.2010 03:56:50

Re: Так чем...

>Я об этом уже писал. Нужно было обрезать фильм после мартиролога Фомину, Кижеватову и Гаврилову. Перенести информацию о расстреле семьи Кижеватова чуть выше и обрезать на мальчике, уходящем в восход. И был бы катарсис. C'est tous. Поскольку то, что было после этого - это резкое понижение градуса. А этого делать нельзя.
А на мой вкус - как раз наоборот, тогда вышло бы как-то смазано, а сцена со внуком - меня лично зацепила.

От Вельф
К writer123 (18.11.2010 03:56:50)
Дата 18.11.2010 07:28:08

Re: Так чем...

>А на мой вкус - как раз наоборот, тогда вышло бы как-то смазано, а сцена со внуком - меня лично зацепила.
Я имею поганую привычку слушать текст, который мне льют в уши с экрана и являюсь, увы, достаточно впечатлительным человеком. Если до сцены с сопливым суворовцем я сидел как на иголках (у меня двое маленьких детей и потому сцены массового расстрела, мученья жаждой и сжигания огнеметами женщин с детьми вызывают у меня закономерное чувство сердечной боли), то тут мне как серпом по яйцам - "я тогда был чуть постарше тебя"(с) из фильма. Понимаете, если бы мне было 12 лет, а не 32, то меня бы тоже зацепило, но св данном случае - саспенс и дисбелиф - жестокое военное кино -"страшная сказка без хэппи-энда" мановением руки сценариста и режиссера превращается в дидактику для детей среднего школьного возраста.

С уважением,
Вельф

От writer123
К Вельф (18.11.2010 07:28:08)
Дата 18.11.2010 18:56:45

Re: Так чем...

>Я имею поганую привычку слушать текст, который мне льют в уши с экрана и являюсь, увы, достаточно впечатлительным человеком. Если до сцены с сопливым суворовцем я сидел как на иголках (у меня двое маленьких детей и потому сцены массового расстрела, мученья жаждой и сжигания огнеметами женщин с детьми вызывают у меня закономерное чувство сердечной боли), то тут мне как серпом по яйцам - "я тогда был чуть постарше тебя"(с) из фильма. Понимаете, если бы мне было 12 лет, а не 32, то меня бы тоже зацепило, но св данном случае - саспенс и дисбелиф - жестокое военное кино -"страшная сказка без хэппи-энда" мановением руки сценариста и режиссера превращается в дидактику для детей среднего школьного возраста.

Ну в общем это дело сугубо индивидуальное, если рассуждать разумно - то за счёт этого мальчика с дедушкой история не повисла в воздухе.

А вообще меня связь с современностью резанула ещё потому, что смотрел я сей фильм в кинозале построенного в одном из цехом бывшего радиозавода развлекательного комплекса. Так сказать, вот, смотрите, что тогда было. И вот что сейчас стало с заводом, который в меру сил участвовал в предотвращении повторения всего этого.
Ладно, не будем о грустном. Фильм всё равно отличный.

От Alex Bullet
К writer123 (18.11.2010 18:56:45)
Дата 18.11.2010 23:51:32

Это в Гранд Каньоне, что ли? (-)


От writer123
К Alex Bullet (18.11.2010 23:51:32)
Дата 19.11.2010 00:08:23

Re: Это в...

КиноJam, Иркутск :)

От Alex Bullet
К writer123 (19.11.2010 00:08:23)
Дата 19.11.2010 00:51:39

Надо же, а как все похоже... Питер. (-)


От writer123
К Alex Bullet (19.11.2010 00:51:39)
Дата 19.11.2010 17:39:06

Вот от того и грустно из-за этой смычки между прошлым и настоящим... (-)


От Антон П
К Вельф (18.11.2010 07:28:08)
Дата 18.11.2010 16:56:44

Re: Так чем...

Полагаю, суворовец и дедушка - это для демонстрации связи времён в совеменной России. Так бы просто был исторический фильм про защитников отошедшего в историю государства с его специфической символикой. униформой, госграницами, а здесь идёт обращение к современным российским гражданам.

Козарска бригада креће преко Саве

От Вельф
К Антон П (18.11.2010 16:56:44)
Дата 21.11.2010 19:35:25

Re: Так чем...

> а здесь идёт обращение к современным российским гражданам.
Которые немного помладше, чем мальчик Саша...
>Козарска бригада креће преко Саве
С уважением,
Вельф

От Химик
К Вельф (17.11.2010 21:00:10)
Дата 17.11.2010 21:05:19

Re: Так чем...

Поскольку то, что было после этого - это резкое понижение градуса. А этого делать нельзя.
Совершенно согласен!!!

>С уважением,
>Вельф
С неменьшим,
Химик

От Kirindas
К Исаев Алексей (17.11.2010 18:41:10)
Дата 17.11.2010 19:49:55

Re: Так чем...

это из-за явной отсылки сцены выноса знамени на теле к "крепость истекла кровью и я был её последней каплей", поэтому и было ожидание чего-то особенного, а не хеппи энда "вот, внучек, все и хорошо, я нашел себе другую Аню, так и появился ты".
впрочем не все читали советские книги




От Д.Белоусов
К Исаев Алексей (17.11.2010 18:41:10)
Дата 17.11.2010 18:46:38

Идиотская,смазанная,слабая,глупая концовка сильного (как ни крути) фильма.См.ч.2 (-)


От Фёдорыч
К Д.Белоусов (17.11.2010 18:46:38)
Дата 17.11.2010 20:25:12

Re: Идиотская,смазанная,слабая,глупая концовка...

Здрасьте вам!

Насчет идиотской - дело вкуса, а вот что смазанная - это да.
Показать краешек знамени и дождик, после всего предыдущего - не то как-то.

А ведь именно концовкой были сильны советские фильмы:
Они сражались за родину - сцена у знамени.
На войне как на войне - "хорошая Мишке земля досталась, мягкая"
В бой идут одни старики - без комментариев.


'Указания по подготовке к празднику без происшествий и преступлений выполнены'

От Белаш
К Фёдорыч (17.11.2010 20:25:12)
Дата 17.11.2010 21:27:38

Вообще-то такая концовка не идиотская, а строго в русле мирового кино.

Приветствую Вас!
>Здрасьте вам!

>Насчет идиотской - дело вкуса, а вот что смазанная - это да.
>Показать краешек знамени и дождик, после всего предыдущего - не то как-то.

Ямато, 38-я параллель, Pacific, Письма с Иводзимы + Флаги, Сигнал к отступлению, Последняя пуля - все крепко-накрепко связаны с современностью.

>А ведь именно концовкой были сильны советские фильмы:
>Они сражались за родину - сцена у знамени.
>На войне как на войне - "хорошая Мишке земля досталась, мягкая"
>В бой идут одни старики - без комментариев.

И когда их снимали? А когда снимали БМВ уходит от погони и прочие шедевры Молдова-фильм?

>'Указания по подготовке к празднику без происшествий и преступлений выполнены'
С уважением, Евгений Белаш

От Фёдорыч
К Белаш (17.11.2010 21:27:38)
Дата 17.11.2010 22:20:25

Re: Вообще-то такая...

Здрасьте вам!
>Ямато, 38-я параллель, Pacific, Письма с Иводзимы + Флаги, Сигнал к >отступлению, Последняя пуля - все крепко-накрепко связаны с >современностью.

Да дело не в современности, дело в том, как это снято. Меня - не зацепило.

>И когда их снимали? А когда снимали БМВ уходит от погони и прочие шедевры >Молдова-фильм?

Зачем ориентироваться на Молдова-фильм? Надо на лучшее ориентироваться.

Вельф выше вполне правильную вещь написал про концовку. Добавили бы еще текста, что жертвы защитников были не напрасны, что начиная с Бреста стал рушиться немецкий план войны и т.п. Что в реале после войны в живых осталось NNN человек. Опять же - это всего лишь мое ИМХО. Фильм переделывать не будут.

'Указания по подготовке к празднику без происшествий и преступлений выполнены'

От Белаш
К Фёдорыч (17.11.2010 22:20:25)
Дата 17.11.2010 23:44:30

Re: Вообще-то такая...

Приветствую Вас!
>Здрасьте вам!
>>Ямато, 38-я параллель, Pacific, Письма с Иводзимы + Флаги, Сигнал к >отступлению, Последняя пуля - все крепко-накрепко связаны с >современностью.
>
>Да дело не в современности, дело в том, как это снято. Меня - не зацепило.

Других - зацепило. Особенно тех, кого не накачивали идеологией перед просмотром (не к Вам :) ).

>>И когда их снимали? А когда снимали БМВ уходит от погони и прочие шедевры >Молдова-фильм?
>
>Зачем ориентироваться на Молдова-фильм? Надо на лучшее ориентироваться.

Так вот уважаемый Прессцентр и написал ниже про ухудшение качества советского ВИ кино. "С середины семидесятых прошлого века фильмы о войне становились все хуже и выхолощеннее". Именно так, увы.

>Вельф выше вполне правильную вещь написал про концовку. Добавили бы еще текста, что жертвы защитников были не напрасны, что начиная с Бреста стал рушиться немецкий план войны и т.п. Что в реале после войны в живых осталось NNN человек. Опять же - это всего лишь мое ИМХО. Фильм переделывать не будут.

Так это сказали словами главного героя еще в фильме - см. "первый приказ об отступлении".

>'Указания по подготовке к празднику без происшествий и преступлений выполнены'
С уважением, Евгений Белаш