От СанитарЖеня
К Нумер
Дата 23.11.2010 22:02:07
Рубрики WWII;

Полагаю, "гидрогенизацией" он именут процесс Бергиуса.

>Ув. Игорь Куртуков разместил интересную статью в своём журнале.
http://journal.kurtukov.name/?p=80
>Из неё не совсем понятно. Являлась ли гидрогенизация способом получения топлива не из нефти. Если нет(я так понял предыдущие обсуждения), то в чём суть её преимущества перед перегонкой из сырой нефти?

Состоит он в том, что уголь дробят, высушивают, смешивают с тяжёлыми маслами (рециклируемыми в процессе) и катализаторами в автоклавах, наполненных водородом при давлении 200-500 ата и температуре 400-500С.

В процессе Фишера-Тропфа реакция происходит между СО и водородом, СО получают при неполном сгорании угля.

От И. Кошкин
К СанитарЖеня (23.11.2010 22:02:07)
Дата 23.11.2010 22:20:31

Между прочим...

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
>>Ув. Игорь Куртуков разместил интересную статью в своём журнале.
http://journal.kurtukov.name/?p=80
>>Из неё не совсем понятно. Являлась ли гидрогенизация способом получения топлива не из нефти. Если нет(я так понял предыдущие обсуждения), то в чём суть её преимущества перед перегонкой из сырой нефти?
>
>Состоит он в том, что уголь дробят, высушивают, смешивают с тяжёлыми маслами (рециклируемыми в процессе) и катализаторами в автоклавах, наполненных водородом при давлении 200-500 ата и температуре 400-500С.

...установка, вывезенная в СССР была прилежно скопирована. Наши опыты продолжались довольно долго - в общем, еще в конце 70-х наш вариант на 20 тысяч тонн в год вполне работал.

Немцы же скорее всего бодяжили полученное синтетическое говно присадками, потому что полностьбю каталитический риформинг в промышленном масштабе - это 1940 год, Штаты. Собственно. наши не раз указывали, что у немцев бензин куеват и ядовитый.

И. Кошкин

От neuro
К И. Кошкин (23.11.2010 22:20:31)
Дата 24.11.2010 19:51:00

Re: Между прочим...

>>Состоит он в том, что уголь дробят, высушивают, смешивают с тяжёлыми маслами (рециклируемыми в процессе) и катализаторами в автоклавах, наполненных водородом при давлении 200-500 ата и температуре 400-500С.
>...установка, вывезенная в СССР была прилежно скопирована. Наши опыты продолжались довольно долго - в общем, еще в конце 70-х наш вариант на 20 тысяч тонн в год вполне работал.

Вас ввели в заблуждение. Поищите историю г. Ангарска, который и строился под эту программу. Нефти в СССР было недостаточно, а значительная часть добываемой - высокосернистая. Именно поэтому у нас развивали 2 направления: топливо из угля, сланцевые топлива. Ангарск строился комплексно, как город при заводе по производству топлива из угля. Но, пока строили завод, пошла первая нефть Западной Сибири. Поэтому был пущен не углехимический, а нефтехимический завод. В Ангарске занимались наукой, в том числе там был разработан способ транспортировки по трубам водоугольной смеси, мало того, спроектирован и начат строительством первый топливопровод в Европу. Но, пошел новый газ и вместо угля в Еропу пошел газ. А то, что было в 70ые годы - "новая энергетика". Экибастузский уголь высокозолен и низкообогащаем. Вот для него и разрабатывалась упомянутая установка, каковая отличалась непрерывным действием. получением на выходе горячей золы, служащей сырьем для дальнейшей переаботки, полукокс, синтез-газ и синтетопливо. Вот эта, опытно-промышленная установка и имела упомянутую мощность в 20 тыс. т. После отработки установки и техпроцесса собирались в 80ые начать строить установку большей мощности, затем завод. Но тут мы ускорились и начали деиндустриализацию.
PS У немцев было боьшое количество сланцевых топлив, как и у нас. А топливо потребляла не только армия, транспорт и трактора. Тогда большое количество заводов имело и электростанции, и привода к станкам от так называемых "нефтяных" двигателей, каковые к качеству топлива были некритичны.Вот они этих топлив потребляли очень много.
С уважением, Рига Ю. В.

От И. Кошкин
К neuro (24.11.2010 19:51:00)
Дата 26.11.2010 10:03:37

Не веели

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
>>>Состоит он в том, что уголь дробят, высушивают, смешивают с тяжёлыми маслами (рециклируемыми в процессе) и катализаторами в автоклавах, наполненных водородом при давлении 200-500 ата и температуре 400-500С.
>>...установка, вывезенная в СССР была прилежно скопирована. Наши опыты продолжались довольно долго - в общем, еще в конце 70-х наш вариант на 20 тысяч тонн в год вполне работал.
>
>Вас ввели в заблуждение. Поищите историю г. Ангарска, который и строился под эту программу. Нефти в СССР было недостаточно, а значительная часть добываемой - высокосернистая.

...я говорю об установке, работавшей в Воскресенске. правда я налажал - она на пять тысяч была. И была спроектирована и изготовлена, но не смонтирована на 75 тысяч для Ачинска. И все эти установки были на процессе Бергиуса.

И. Кошкин

От landman
К И. Кошкин (26.11.2010 10:03:37)
Дата 28.11.2010 09:28:49

Re: Не веели

Доброго всем времени суток

>...я говорю об установке, работавшей в Воскресенске. правда я налажал - она на пять тысяч была. И была спроектирована и изготовлена, но не смонтирована на 75 тысяч для Ачинска. И все эти установки были на процессе Бергиуса.

***Не для Ачинска, а для Шарыпово. Чуть выше меня склероз подвел, посмотрел доки - установка называлась СТ-75



>И. Кошкин
С уважением Олег

От И. Кошкин
К landman (28.11.2010 09:28:49)
Дата 28.11.2010 22:49:59

Re: Не веели

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
>Доброго всем времени суток

>>...я говорю об установке, работавшей в Воскресенске. правда я налажал - она на пять тысяч была. И была спроектирована и изготовлена, но не смонтирована на 75 тысяч для Ачинска. И все эти установки были на процессе Бергиуса.
>
>***Не для Ачинска, а для Шарыпово. Чуть выше меня склероз подвел, посмотрел доки - установка называлась СТ-75

У меня информация от человека, который работал в этой программе, Ханина Ю. Д. Он говорил, что для Ачинска. И, в общем, в это верится - все-таки экспериментальную установку проще запускать на НПЗ, а не на угольном разрезе. Все службы под рукой.

И. Кошкин

От landman
К И. Кошкин (28.11.2010 22:49:59)
Дата 28.11.2010 23:04:07

Re: Не веели

Доброго всем времени суток
>Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
>>Доброго всем времени суток
>
>>>...я говорю об установке, работавшей в Воскресенске. правда я налажал - она на пять тысяч была. И была спроектирована и изготовлена, но не смонтирована на 75 тысяч для Ачинска. И все эти установки были на процессе Бергиуса.
>>
>>***Не для Ачинска, а для Шарыпово. Чуть выше меня склероз подвел, посмотрел доки - установка называлась СТ-75
>
>У меня информация от человека, который работал в этой программе, Ханина Ю. Д. Он говорил, что для Ачинска. И, в общем, в это верится - все-таки экспериментальную установку проще запускать на НПЗ, а не на угольном разрезе. Все службы под рукой.

***А у меня на руках доки ДСУР КАТЭКа (дирекция строящихся угольных разрезов КАТЭКа). И здание стояла даже не в самом Шарыпово, а на станции Дубинино.


>И. Кошкин
С уважением Олег

От landman
К neuro (24.11.2010 19:51:00)
Дата 24.11.2010 21:18:13

Re: Между прочим...

Доброго всем времени суток

Так же эксперементальную установку СТ-1500 начали строить в г. Шарыпово,для производства синтетического топлива из углей КАТЭКа. Успели плостроить только здание, оборудование растащили.

С уважением Олег

От СанитарЖеня
К И. Кошкин (23.11.2010 22:20:31)
Дата 24.11.2010 11:45:35

Re: Между прочим...

>Немцы же скорее всего бодяжили полученное синтетическое говно присадками, потому что полностьбю каталитический риформинг в промышленном масштабе - это 1940 год, Штаты. Собственно. наши не раз указывали, что у немцев бензин куеват и ядовитый.

Относительно "...ватости" - там карбюратор надо было под него регулировать. А ядовитость - там бензол был, и много прочего.

От Москалев.Е.
К И. Кошкин (23.11.2010 22:20:31)
Дата 24.11.2010 08:02:12

Re: Между прочим...

Приветствую
Собственно. наши не раз указывали, что у немцев бензин куеват и ядовитый.

Куеват куеват..
Я бензином 60ти летней выдержки ,слитым из баков Т-70, 5 лет зажигалку заправлял.
Горел почти без копоти.
Да и БРЭМ жрал такой бензин без вопросов.
Зато химики мне сказали что это не бензин а смесь каких то труднопроизносимых спиртов.

С уважением Евгений

От инженегр
К Москалев.Е. (24.11.2010 08:02:12)
Дата 24.11.2010 12:06:50

Re: Между прочим...

>Я бензином 60ти летней выдержки ,слитым из баков Т-70, 5 лет зажигалку заправлял.
>Горел почти без копоти.

Ну и смотрите сами. За 60 лет все смолы осели, что смогло - то окислилось, у вас там осталась чистенькая бензиновая фракция.

>Зато химики мне сказали что это не бензин а смесь каких то труднопроизносимых спиртов.

Тяжёлые бензиновые фракции иногда так называются, в частности, уайт-спирит. Но это только моё предположение.
Алексей Андреев

От Роман Алымов
К Москалев.Е. (24.11.2010 08:02:12)
Дата 24.11.2010 11:28:46

Re: Между прочим...

Доброе время суток!
>Да и БРЭМ жрал такой бензин без вопросов.
****Если мне память не изменяет, БРЭМ жрал не бензин а солярку с "Доватора", а бензин с Т-70 заливали в музейный ГАЗ-53.
С уважением, Роман

От Москалев.Е.
К Роман Алымов (24.11.2010 11:28:46)
Дата 24.11.2010 11:44:46

Re: Между прочим...

Приветствую
>Доброе время суток!
>>Да и БРЭМ жрал такой бензин без вопросов.
>****Если мне память не изменяет, БРЭМ жрал не бензин а солярку с "Доватора", а бензин с Т-70 заливали в музейный ГАЗ-53.
Леша Калинин тоже помнит что заправили ГАЗ_53
Но зимой как то Перваков его в БРЭМ доливал (с его слов)


С уважением Евгений

От kegres
К Роман Алымов (24.11.2010 11:28:46)
Дата 24.11.2010 11:36:38

И какая связь, межд баком Т-70 и немецким эрзацем?

Я просто слышал, что немецкое топливо, просто тупо разлагалось (с выпадением какой то парафиновой хрени) при длительном отстое и особенно в холоде

От Москалев.Е.
К kegres (24.11.2010 11:36:38)
Дата 24.11.2010 11:50:25

Re: И какая...

Приветствую
>Я просто слышал, что немецкое топливо, просто тупо разлагалось (с выпадением какой то парафиновой хрени) при длительном отстое и особенно в холоде

Я отдавал его в лабораторию на НПЗ.
Сказали что это не бензин (да и не пахла она бензином) а какая то смесь спиртов и жидких парафинов (из чего сделали вывод что жижа трофейная).
На любом морозе ничего там не разлагалось и не выпадало.
Горела жижа великолепно. Кому я только не демонстрировал свою зажигалку заправленую жижей. пока не "вынюхали" все....)))

С уважением Евгений

От И. Кошкин
К Москалев.Е. (24.11.2010 11:50:25)
Дата 24.11.2010 12:10:51

Пф-ф-ф. Бензин, в общем...

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
>Приветствую
>>Я просто слышал, что немецкое топливо, просто тупо разлагалось (с выпадением какой то парафиновой хрени) при длительном отстое и особенно в холоде
>
>Я отдавал его в лабораторию на НПЗ.
>Сказали что это не бензин (да и не пахла она бензином) а какая то смесь спиртов и жидких парафинов (из чего сделали вывод что жижа трофейная).
>На любом морозе ничего там не разлагалось и не выпадало.
>Горела жижа великолепно. Кому я только не демонстрировал свою зажигалку заправленую жижей. пока не "вынюхали" все....)))

...особенно прямогонный, он из парафинов в значительной степени и состоит. С5-С10. Просто бакинская нефть, которая у нас с потерей грозненских нефтепромыслов, стала основной - она парафино-нафтеновая. Так что в ее бензинах парафины должны быть в заметных количествах.

И. Кошкин

От kegres
К Москалев.Е. (24.11.2010 11:50:25)
Дата 24.11.2010 12:03:28

Re: И какая...

>Сказали что это не бензин (да и не пахла она бензином) а какая то смесь спиртов и жидких парафинов (из чего сделали вывод что жижа трофейная).

Немного странно, но буду и я лаборатории верить. С одним но

>На любом морозе ничего там не разлагалось и не выпадало.

Дык за полсотни лет, уже осело и выпало всё оседаемое и выпадаемое. А потом, снова растворилось. Было химическим соединением, стало эмульсией, или простигостподи - суспензией.

По запаху - вот уж точно не показатель. При ближайшем рассмотрении, бензины пахнут ваще как хотят. Сейчас даже 92-95е имеют запахи прелюбопытные. Обычно отдают ацетоном или другой едкой гадостью. Один 80й как то похож на канонический запах. А уж Калоша - так вообще без этикетки бензином никто не считает.


>Горела жижа великолепно.

Кстати, может вам просто авиабензин попался? Наш или амеровский.

От Москалев.Е.
К kegres (24.11.2010 12:03:28)
Дата 24.11.2010 13:08:09

Re: И какая...

Приветствую
>Немного странно, но буду и я лаборатории верить. С одним но

Я в самой лаборатории не присутствовал, за результат "зуб не дам"
Но помнится что чуть ли не 30% там метанолового спирта.
Не знаю есть ли в Бакинских эта дрянь в "товарных" количествах но руки мы себе "пожгли" потому как поначалу промывали в этой жиже что не попадя

>Сейчас даже 92-95е имеют запахи прелюбопытные.
Сейчас на заправках по запаху вообще непонятно что это льется, это точно..

>Кстати, может вам просто авиабензин попался? Наш или амеровский.
Может но Б-70 КБ-70 руки так не жгут.
Может он "протух" конечно пока в болоте лежал.

С уважением Евгений

От kegres
К Москалев.Е. (24.11.2010 13:08:09)
Дата 24.11.2010 13:30:42

Руки

>Но помнится что чуть ли не 30% там метанолового спирта.

Ну была такая народная мудрость, зимой в бензин добалять спирт. Этил - сами понимаете, рука не поднимется, а метанол или денатурат - легко. Насколько себе представляю, этим связывают воду. Почему бы у этой заморочки, не иметь научно-промышленного обоснования? Тем более 45го года роду.

Я не очень верю, что это прям вот трофейный эрзац. Ка видите - могут быть и более простые объяснения.

Да и заключение лаборатории, наверняка не на листочке с вердиктом- исходя из вышеизложенного и т.п. Наверное они сказали проще - тип образца "хрень горючая", но не бензин. Ваш энтузиаст решился уточнить - мож рофейная бодяга? Те пожали белыми халатами, согласились - а почему бы и нет. Тем более, они ж не обязаны знать все составы всех топлив. Им принесёшь два образца, они сравнят.
Ну в жизни обычно так вот бывает.

Про пожечь руки - да. Это такое гадкое свойство бензина на холоде. При +20 вы можете этим 76м умываться. А при -10 кожа слезет чулком. Даже с пятки.

Я начинал работать с точной механикой в 83м году. Моими привычными средствами были калоша, калоша со спиртом, керасин и метил. Метил с ограничением и под присмотром старших коллег. Дык вот работая калошей при комнатной темпр. ни разу поражений кожи не было. А там едва ли не по локоть плескался.

Кстати, а солярка (современная конечно) безвредна для кожи при всех температурах.



От Москалев.Е.
К kegres (24.11.2010 13:30:42)
Дата 24.11.2010 17:58:37

Re: Руки

Приветствую

>Про пожечь руки - да. Это такое гадкое свойство бензина на холоде. При +20 вы можете этим 76м умываться. А при -10 кожа слезет чулком. Даже с пятки.

Соглашусь отчасти
Обнаружив неприятную особенность "трофейного" бензина я просто стал наливать обычный наш 80й с ближайшей заправки. И в тех же условиях руки больше не шелушились. Так что это все "фашисткий" бензин. Специально чтоб нас отравить.))


С уважением Евгений

От kirill111
К kegres (24.11.2010 13:30:42)
Дата 24.11.2010 16:26:52

Re: Руки


>Про пожечь руки - да. Это такое гадкое свойство бензина на холоде. При +20 вы можете этим 76м умываться. А при -10 кожа слезет чулком. Даже с пятки.


Вспоминается читанный в детстве рассказ Соболева (?) про то, как шофер вез на фронт бензин по морозу, цистерна текла, а он щели заделывал мылом. обморозился , но доставил.

От Rwester
К kegres (24.11.2010 11:36:38)
Дата 24.11.2010 11:44:13

эфир нужно было добавлять:-)))

Здравствуйте!

не скажу за экономику процесса, но парафины (они его из мазута видать делали) "оседать" точно перестали бы и октановое число в горку:-)))

Рвестер, с уважением

От А.Б.
К Rwester (24.11.2010 11:44:13)
Дата 24.11.2010 13:57:15

Re: "И гори оно огнём" :)

>не скажу за экономику процесса, но парафины (они его из мазута видать делали) "оседать" точно перестали бы и октановое число в горку:-)))

Октановое растет - если разветвлять скелет углеводорода-парафина.

От Rwester
К А.Б. (24.11.2010 13:57:15)
Дата 24.11.2010 14:16:54

да я не сварщик

Здравствуйте!

>Октановое растет - если разветвлять скелет углеводорода-парафина.
просто знаю, что октановое число растет:-)))

Рвестер, с уважением

От А.Б.
К Rwester (24.11.2010 14:16:54)
Дата 24.11.2010 14:23:13

Re: Неважно. :)

>просто знаю, что октановое число растет:-)))

Оно растет не просто так. Гуглить "изооктан". Сравнивать с н-октаном.
Медитировать над увиденным. :)

От Ктонибудь
К И. Кошкин (23.11.2010 22:20:31)
Дата 24.11.2010 04:12:46

как мне обьясняли наши химики

именно присадками и фигачили немцы в отличие от нас

От инженегр
К Ктонибудь (24.11.2010 04:12:46)
Дата 24.11.2010 09:54:50

В отношении присадок наши тоже не отставали, просто такой химии, как у немцев

>именно присадками и фигачили немцы в отличие от нас

не было. А тот же ТЭС лили в максимально возможных количествах, понятно, в составе этиловых жидкостей.


Алексей Андреев

От Bronevik
К инженегр (24.11.2010 09:54:50)
Дата 24.11.2010 13:43:50

ТЭС был вроде ленд-лизовский? (-)


От инженегр
К Bronevik (24.11.2010 13:43:50)
Дата 24.11.2010 14:17:06

Точно не скажу, но по крайней мере в значительной степени наш

Заводик по производству ТЭС находился на территории современного ГНИИХТЭОСа, ш.Энтузиастов. На том месте до сих пор ничего не растёт.

Алексей Андреев

От инженегр
К инженегр (24.11.2010 14:17:06)
Дата 24.11.2010 14:19:49

А вот лендлизовскими были галогеносодержащие составляющие ТЭС,

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B6%D0%B8%D0%B4%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
Алексей Андреев

От Bronevik
К инженегр (24.11.2010 14:19:49)
Дата 24.11.2010 14:25:15

Т.е. ингридиенты для ТЭС ввозили по ленд-лизу. (-)


От инженегр
К Bronevik (24.11.2010 14:25:15)
Дата 24.11.2010 15:04:52

В ГНИИХТЭОСе говорили, что ТЭС делали частично из американских

компонентов.

"Разблюдовку" поставок по л-л я не нашёл, есть только общее:
А.А. Матвейчук*
Нефтяная составляющая ленд-лиза
"...Для обеспечения советской авиации качественным топливом не менее важны были и союзнические поставки специальных октаноповышающих добавок (этиловой жидкости и др.) для приготовления высокооктановых
авиационных бензинов для авиации Советских Вооруженных сил и повышения октанового числа автомобильных бензинов. Всего их было получено
834 427 т, в том числе — 732 295 т доставлено из США и 102 132 т — с британского НПЗ в Абадане (Иран)..."

http://www.hist.msu.ru/Labs/Ecohist/OB12/matvejchuk.pdf

Алексей Андреев

От Евгений Путилов
К инженегр (24.11.2010 15:04:52)
Дата 25.11.2010 23:16:40

Вы просто не умеете читать Матвейчука :-)

Доброго здравия!
>компонентов.

>"Разблюдовку" поставок по л-л я не нашёл, есть только общее:
>А.А. Матвейчук*

Цитирую статью того же товарища, посвященную 100-летию наркома Седина:
"Не менее важны были и союзнические поставки высокооктановых
компонентов для приготовления авиационных бензинов, включавшие
изопарафиновые (изооктан, алкилат, изопентан, триптан, неогексан и
др.) и ароматические углеводороды (изопропилбензол, пропилбензол,
этилбензол, бензол, толуол, пиробензол и др.), применяемые для
повышения октанового числа бензинов".

Здесь нга стр. 73:
http://www.oil-industry.ru/images/Books_images&pdf/Veter/veterany-19_posledny.pdf

С уважением, Евгений Путилов.

От инженегр
К Евгений Путилов (25.11.2010 23:16:40)
Дата 26.11.2010 12:35:51

Спасибо. Но цифирек по-прежнему нет. Хотя и это хорошо. (-)