От Всеволод Иванов
К All
Дата 09.12.2001 11:39:08
Рубрики Флот;

Затонувшая ПЛ

Где-то в 1980 году в клуб подводного поиска "Садко" из Николаева, Украина, приходил ветеран-подводник. Он узнал о том, что клуб уже многие годы занимается поиском и подводным обследованием затонувших в годы Великой Отечественной войны кораблей Черноморского флота, и потому решил обратиться к аквалангистам. Вот какую историю он рассказал садковцам.
В годы Великой Отечественной войны он служил на Черном море штурманом на ПЛ. Когда ПЛ следовала в подводном положении в районе Тендровской косы (неподалеку от Очакова), она кормовой частью подорвалась на мине и быстро опустилась на грунт. Последовал приказ командира: штурману отметить на карте место аварии и с картой проследовать в I-й (носовой) отсек.
Штурман сделал на карте отметку и пришел с картой в носовой отсек. Так получилось, что в I-ом отсеке удалось укрыться только 5-ти подводникам. У одного из моряков сдали нервы, и он застрелился, другой впал в истерику (по словам штурмана "сошел с ума"). Решено было выходить на поверхность через торпедный аппарат, для этого выстрелили одну торпеду, и т.к. ПЛ находилась носом к берегу, вскоре услышали взрыв. Штурман с картой вышел на поверхность первым, затем вышел еще один моряк. Вместе они еще какое-то время поплавали на месте, но более покинуть аварийную ПЛ никто не смог. Вскоре моряки заметили проходящий мимо катер. Привлеченный их призывами о помощи, тот повернул к ним и подобрал на борт. В тот же день, вечером, уже на берегу, подводники попали под бомбежку, и товарищ штурмана погиб. Так штурман остался единственным спасшимся с этой ПЛ человеком. Рассказав эту историю, ветеран расчувствовался, и со слезами на глазах попросил отыскать "его ребят". Он сказал, что передаст клубу карту с точной отметкой места гибели ПЛ. Он отправился за ней домой - штурман жил во Владивостоке, а в Николаеве был проездом. Однако вскоре по приезду во Владивосток он скоропостижно скончался - сердце старого моряка не выдержало.
Позже клуб отправил во Владивосток отношение от Николаевского Горисполкома к милиции Владивостока с просьбой произвести на квартире умершего штурмана обыск (тот был одиноким человеком) с целью отыскать карту. Обыск произвели, но карту найти так и не удалось. Кто-то из соседей вспомнил, что последние годы штурман встречался с женщиной, и карта может быть у нее, но найти эту женщину тоже не смогли. Так эта история и закончилась.
Снова вернулись к этой истории 20 лет спустя. Но, к сожалению, многое уже было утеряно. Так, сейчас уже невозможно установить ни фамилии штурмана (всплывали фамилии ЗЕЛЬБСТ и РОГОВ, но неизвестно, имеют ли эти фамилии отношение именно к этой истории), ни номера ПЛ, ни ее тип (в рассказах штурмана упоминался 7-ой отсек "ПЛ типа Щ"), ни года, когда произошла эта трагедия.
Клуб "Садко" обращается ко всем, кто располагает какой-либо информацией по этому вопросу, с просьбой помочь в поисках затонувшей субмарины. Связаться с клубом "Садко" можно по E-mail:

sadko@smtp.ru
sadko@torba.com

или почтой:

Корчагину К., а/я 35, г. Николаев-20, 54020, Украина

Подробнее о клубе "Садко": www.sadko.mk.ua

Благодарим за помощь.

С уважением

Константин Корчагин,
Председатель Совета
клуба "Садко"

От Exeter
К Всеволод Иванов (09.12.2001 11:39:08)
Дата 09.12.2001 15:37:34

Военные легенды

Похоже, сие - обычные военные легенды, смесь слухов о судьбе нескольских черноморских ПЛ.
Капитан 2 ранга Зельбст - был командиром Щ-210, погибшей в марте 1942 г у мыса Шаблер. Наиболее вероятной причиной гибели считается подрыв на румынском минном заграждении S-15. Лодка по сей день считается "пропавшей без вести", спасшихся с нее не было, и обстоятельства и точная дата гибели неизвестны.
Из погибших черноморских лодок типа "Щ" (Щ-203, Щ-204, Щ-206, Щ-210, Щ-211, Щ-212, Щ-213, Щ-214, Щ-216) вообще случай спасения кого-либо из членов экипажей зафиксирован только в одном случае - после потопления шедшей в надводном положении с грузом в Севастополь Щ-214, торпедировавший ее итальянский торпедный катер MAS-571 подобрал двух матросов, сброшенных с мостика лодки в момент взрыва. Один из этих матросов позднее умер в плену.
Более или менее достоверно можно считать, что попытки спасения предпринимались еще с двух "Щук". В конце ноября 1941 г на болгарское побережье выбросило тело старшего помощника командира Щ-211 старшего лейтенанта П.Р.Борисенко. Сама лодка сейчас считается погибшей на румынском минном заграждении S-18 после 16 ноября. Видимо, часть экипажа пыталась спастись, но выжить все равно не удалось никому. Также, при послевоенном обследовании Щ-203, потопленной 28.06.1943 у Тарханкута итальянской сверхмалой подводной лодкой СВ-4, было обнаружено, что в носовых ТА Щ-203 отсутствуют две торпеды. Видимо, часть экипажа пыталась спастись выходом через ТА, но в итоге выживших опять-таки не было.
Два матроса спаслись с лодки С-34, которая сейчас считается также погибшей 11-13 ноября 1941 г на румынском мином заграждении S-18. Эти два моряка смогли добраться до болгарского берега в Бургасском заливе вв 33 км севернее Созопола, но вскоре умерли от переутомления и переохлаждения.
Единственный же за войну достоверный случай спасения с затонувшей ПЛ на Черном море - эпизод с аварией М-51 22.09.1943, которая затонула на мерной миле в районе Очамчира в результате аварии вследствии неправильных действий экипажа (на ходу под дизелями при переходе из крейсерского положения в позиционное приняла больше балласта, чем нужно, и ушла на глубину с незакрытым рубочным люком). К счастью, глубина была небольшой - всего 13 м. Из 19 членов экипажа погибло 8 (включая командира капитан-лейтенанта М.М.Голубева), остальные 11 сумели выйти через ТА, или всплыть с пузырем через злополучный открытый рубочный люк. Через три дня лодка была поднята, и после ремонта вновь введена в строй, но в боевых действиях более не участвовала.
Так что вышеупомянутый ветеран мог служить только на М-51. Но более вероятно, что его рассказ - обычная "подводная байка", в качестве основы которой и послужила история с М-51.

С уважением, Exeter.

От Kosta
К Exeter (09.12.2001 15:37:34)
Дата 09.12.2001 22:46:34

А бегство с подводной лодки?


На субмарин.ру
http://submarine.id.ru/history/b79.shtml есть история про Бориса Галкина,якобы сбежавшего (по немецким документам) я подлодки. Как вы думаете, это может быть реальнйо ситуацией или Галкин, чудом спасшись с ПЛ, решил просто разыграть перед немцами роль перебежчика?

С уважением

От Exeter
К Kosta (09.12.2001 22:46:34)
Дата 10.12.2001 11:29:48

Это на Балтике было

Галкин, уважаемый Kosta, действительно бежал в 1943 г с борта Щ-303 Травкина. Поищите в архивах, я где-то летом тут выкладывал немецкие протоколы его допросов.

С уважением, Exeter.

От Андю
К Kosta (09.12.2001 22:46:34)
Дата 10.12.2001 01:05:33

Обсуждалось, кажется прошлой весной. См. в Архивах ВИФ2. (-)


От Валерий Мухин
К Всеволод Иванов (09.12.2001 11:39:08)
Дата 09.12.2001 12:25:54

Re: Затонувшая ПЛ

Не являясь мпециалистом по ПЛ могу высказать следующее соображение. Количество ПЛ затонувших на ЧМ ограничено:
==================
http://www.submarina.ru/history/b44.shtml
...погибшим на Черном море подводным лодкам, всего их не вернулось из походов 26, т.е. каждая вторая погибла: прибрежные воды и заливы западной части Черного моря мелководны, тяжелые лодки типа "Щ", "Л" и "С" были уязвимы.
==================
Я думаю, про часть из них известно где они лежат. Соответственно, надо надо попытаться узнать предполагаемые районы действий остальных и начать работать с местными жителямии....

Вопросы по "Садко".
1. А можно узнать что за оборудование у этого аквалангиста?

2. С каким оборудованием вы погружаетесь и на какие глубины?
3. Являются ли члены клуба только "советскими подводниками" или у них есть сертификаты международных асациаций?

C уважением, Валерий Мухин. http://mukhin.vif2.ru

От Адмирал (v.)Krebs
К Валерий Мухин (09.12.2001 12:25:54)
Дата 09.12.2001 14:31:14

Акваланг

Джентельмены !

>1. А можно узнать что за оборудование у этого аквалангиста?

похож на флотский акваланг, из комплекта легководолазного снаряжения (1 цилиндрический баллон воздушной смеси, дыхательный автомат на штуцере баллона, от него два шланга - вдоха и выдоха, к загубнику), вес ~7 кг на воздухе, разработан где то в 50-х годах, индекс не помню.

С уважением, (v.) Krebs

От Валерий Мухин
К Адмирал (v.)Krebs (09.12.2001 14:31:14)
Дата 09.12.2001 14:39:46

Re: Акваланг

>1 цилиндрический баллон воздушной смеси

Сколько литров?

C уважением, Валерий Мухин.
http://mukhin.vif2.ru

От Адмирал (v.)Krebs
К Валерий Мухин (09.12.2001 14:39:46)
Дата 09.12.2001 15:52:52

по памяти -

>>1 цилиндрический баллон воздушной смеси
>Сколько литров?
длина около 70 см, диаметр порядка 30 см.

С уважением, (v.) Krebs

От Валерий Мухин
К Адмирал (v.)Krebs (09.12.2001 15:52:52)
Дата 09.12.2001 22:07:40

25 литров? Круто.... (-)