>вот только священники были униатские, а не православные. не было ни на Подкарпатской Руси, ни в Галиции православных
Это далеко не так. С начала 20 века в Подкарпатской Руси начинается практически народное движение за возвращение в православие (при том, что значительная часть русин как-то просто считала себя православными по умолчанию), появляются священники, служащие тайно (тем не менее, они вполне себе православные священники, а не самозванцы, так как рукоположены в Киеве или в Греции), проходят первые скандальные процессы над теми, кто открыто перешел из униатства в православие.
В Галиции же как минимум во Львове была православная община и православный приход. Не говоря уж о паломничестве в Почаевскую Лавру, которые ну никак униаты совершать не стали бы и которые мягко говоря имперскими властями не поощрялись. Правда, приход был ликвидирован с началом войны.
>>Не говоря уж о паломничестве в Почаевскую Лавру, которые ну никак униаты совершать не стали бы
>
>А вот не факт -- это же был греко-католический монастырь, отобранный Николаем Первым только в 1830-е
Факт как раз. Вы, судя по постингам в разное время, в теме, так что можно без подробностей. Лавра не относится к числу неразделенных святынь. Неконфессионерам там делать нечего. Тем более, когда речь идет не о нашем сверхтерпимом времени, а о начале 20 века, когда православные униата просто в Лавру не пустили бы. Об отношениях, я думаю, Вы прекрасно знаете. Кроме того, имперские власти в принципе никоим образом не мешали свободе вероисповедания, если речь не шла о православии, и вопросы паломничества были вполне понятны и нормальны...если речь не шла о паломничестве в Лавру именно православных. Ибо униаты находились вполне в правовом поле. Ссылок и воспоминаний о проблеме паломничества из империи в Лавру Вы и сами можете найти много, в Закарпатье же эта тема муссируется до сих пор.