От Фигурант
К All
Дата 07.03.2011 20:57:15
Рубрики Современность; ВВС;

? о смертности при катапультировании из Су-24(М, МР)

Недавним инцидентом в Ливии навеяно. Один летчик лежит, судя по кадрам, без головы (гильотинирован козырьком?) другой (согласно журналюгам) все еще в кресле.
Независимо от и так уже сколько раз обсужденной аварийности Су-24М, в связи с этим эпизодом у меня создалось впечятление что уж слишком часто при катапультировании на этом типе ЛА погибают, а не спасаются (по сравнении с другими отечественными ЛА). Но статистикой не располагаю, хотя беглый поиск выдал не очень приятное, причем часто бывает что погибает один член экипажа (пилот или штурман). Так как на Су-24М стоят емнип проверенные кресла К-35Д, дело имхо не может быть в них, а скорее в конструкции и системе катапультирования в целом (аэродинамическое решение отстрела фонаря/створок итд.).
Вопрос простой: это дурацкое имхо или выражает что-то бОльшее чем заумную память?

От Митрофанище
К Фигурант (07.03.2011 20:57:15)
Дата 08.03.2011 20:15:21

По памяти

Да, основное требование - первым покидает самолёт штурман. На ранних - это было забито "в железе". Но жизнь оказалась сложнее, были факты отказа катапультной системы штурмана и лётчик не мог "выйти".
Изменили немного.
Лётчик без штурмана на указаных Вами модификациях (может и ещё есть) катапультироваться может, но при соответствующей установке переключателя на пульте.
По умолчанию тот стоит в положении - первый - штурман.
Тем не менее, учитывая большие скорости, в т.ч. и крена / переворота самолёта, и то, что значительная часть таких случаев проходит на взлёте / посадке, то бывает ситуация, когда за промежуток времени между катапультированием членов экипажа самолёт успевает совершить полоборота.

От Александр Стукалин
К Фигурант (07.03.2011 20:57:15)
Дата 08.03.2011 18:42:23

Re: ? о...

>Недавним инцидентом в Ливии навеяно. Один летчик лежит, судя по кадрам, без головы (гильотинирован козырьком?) другой (согласно журналюгам) все еще в кресле.
>Независимо от и так уже сколько раз обсужденной аварийности Су-24М, в связи с этим эпизодом у меня создалось впечятление что уж слишком часто при катапультировании на этом типе ЛА погибают, а не спасаются (по сравнении с другими отечественными ЛА)...

С 2000 года, например, по небоевым потерям ВВС/МА РФ имеем >10 успешных катапультирований с Су-24, и ни одного случая гибели "при..." я не припоминаю.

От Ibuki
К Фигурант (07.03.2011 20:57:15)
Дата 08.03.2011 13:46:36

Re: ? о...

>Но статистикой не располагаю,
http://www.forumavia.ru/forum/4/8/2958741128462262636041111395148_1.shtml
стр. 19

От Расстрига
К Фигурант (07.03.2011 20:57:15)
Дата 08.03.2011 12:38:30

А может они и не катапультировались?

...потеряв части тела при взрыве самого самолета?

Мне так показалось.

“Своих будут бросать всегда. На том стояла, и стоять будет земля русская”
- А. Покровский

От CyberDyne
К Фигурант (07.03.2011 20:57:15)
Дата 08.03.2011 09:33:09

А можно вопрос по применению Су-24М?

Собственно понятно, что он затачивался для действий с малых высот. Но почему его нельзя использовать с больших высот, когда летать выше много безопаснее? Ведь есть же ТВ-прицел, который позволят бомбить с горизонтального полёта и кабрирования, есть управляемые авиабомбы с лазерным наведением (конечно не JDAM и Paveway посл.мод., но всё же). Т.е. почему бы не действовать с высот >=4000м ?? Там даже ПЗРК не достанет, не то что ЗПУ.

От hardy
К CyberDyne (08.03.2011 09:33:09)
Дата 08.03.2011 10:44:55

Re: А можно...

>Собственно понятно, что он затачивался для действий с малых высот.

неверно. Он затачивался на прорыв ПВО на сверхмалой высоте на сверхзвуке.
Профиль полета "большая-малая-большая высота"

> Но почему его нельзя использовать с больших высот, когда летать выше много безопаснее? Ведь есть же ТВ-прицел, который позволят бомбить с горизонтального полёта и кабрирования, есть управляемые авиабомбы с лазерным наведением (конечно не JDAM и Paveway посл.мод., но всё же). Т.е. почему бы не действовать с высот >=4000м ?? Там даже ПЗРК не достанет, не то что ЗПУ.

можно и нужно.
только в этом случае нужно или точное и достоверное ЦУ на месте (авианаводчик), или гарантированные данные разведки, что воооон в том сарайчике ребелы хранят кучу военных ништяков.
в случае с ливийскими "оппозиционерами" это вряд ли прокатит - пяток шарящихся по пустыне жыпов - да поди разбери, кто там свой, а кто чужой.

соотв, на видео мы и наблюдаем использование Су-24 в режиме Су-25.
ну и результат не заставил себя долго ждать.

От papa
К hardy (08.03.2011 10:44:55)
Дата 08.03.2011 19:59:24

режим Су-25

Вообщем то любому самолету не рекомендуется летать вокруг=делать неоднократные заходы
там где есть шилки и прочие МЗА.
Это чревато для СУ-25 и для не-Су.
Если конечно это не камикадзе.

От U235
К Фигурант (07.03.2011 20:57:15)
Дата 07.03.2011 21:30:41

Основная причина неудачных катапультирований из Су-24

лежит в характере его использования. Эта машина предназначена летать прежде всего на малых высотах с огибанием рельефа. Если что-то в этот момент идет не так, то времени воспользоваться средствами спасения у пилотов не остается и зачастую катапульта срабатывает уже после удара о землю.

От Фигурант
К U235 (07.03.2011 21:30:41)
Дата 07.03.2011 21:34:25

Re: Основная причина...

>лежит в характере его использования. Эта машина предназначена летать прежде всего на малых высотах с огибанием рельефа. Если что-то в этот момент идет не так...
Действительно много случаев "катапультирований в землю" в перевернутом положении итд.
Однако: хотя ясно, что Су-24М изначально был заложен под задачу скоростного прорыва ПВО противника на ПМВ, в течении эксплуатации и боевого применения эта ситуация не возникла фактически никогда (за искл. учений, есс-но). При этом это не отменяет странной (опять же оговорю, имхо) закономерностью, где один член экипажа успевает спастись, а другой - нет.

От Лис
К Фигурант (07.03.2011 21:34:25)
Дата 07.03.2011 22:37:33

Re: Основная причина...

>При этом это не отменяет странной (опять же оговорю, имхо) закономерностью, где один член экипажа успевает спастись, а другой - нет.

Может еще и крен в момент отделения роль сыграть.

От Hokum
К Лис (07.03.2011 22:37:33)
Дата 08.03.2011 04:31:51

Равно как и вертикальная скорость

Очень часто забывают, что режим "0-0" (т.е. нулевые скорость и высота), что обеспечивается катапультой - это в общем-то тепличные условия. При отрицательной вертикальной скорости все гораздо печальней.

От Greg
К Фигурант (07.03.2011 21:34:25)
Дата 07.03.2011 22:19:25

Re: Основная причина...

>При этом это не отменяет странной (опять же оговорю, имхо) закономерностью, где один член экипажа успевает спастись, а другой - нет.

А какова процедура катапультирования из Су-24? Одновременно или с интервалом? Может потому так и происходит, что в условиях нехватки времени один успевает, а второй уже нет?

От Фигурант
К Greg (07.03.2011 22:19:25)
Дата 07.03.2011 22:28:14

Re: Основная причина...

>А какова процедура катапультирования из Су-24? Одновременно или с интервалом? Может потому так и происходит, что в условиях нехватки времени один успевает, а второй уже нет?
Знал бы точно как именно, не спрашивал бы. Хотя простая логика подсказывает, что одновременно катапультировались только летчики и штурманы полетов на 9/11 :))) Емнип командир может "выплюнуть" штурмана первым вручную, обыкновенно первак - а потом штурман.
Чисто имхо в кубе: створки (или как это называется) кабины там не совсем оптимальные для таких экзерсиций. Может клюнуть на вылете. Но это предположение.