От HorNet
К All
Дата 28.03.2011 12:23:45
Рубрики Современность; ВВС;

? - Танкер Jahre Viking в мае 1988, Ормуз

Товарищи,

Где можно посмотреть обстоятельства фактического потопления этого гиперсупера иракскими ВВС? Это были Mirage F1EQ c АМ-39? Сколько самолетов, сколько ракет? Танкер сразу сел на грунт (и где?) или его посадили контролируемо как результат БЗЖ? Что там было с пожарами и загрязнением энвайронмента?

От Николай Поникаров
К HorNet (28.03.2011 12:23:45)
Дата 29.03.2011 10:04:17

Еще немного об обстоятельствах налета

День добрый.

К концу войны Иран вынужден был перенести отгрузку нефти на терминал Larak в Ормузском проливе, наиболее удаленный от иракских аэродромов (ок. 750 миль). Иранские танкеры-шаттлы доставляли в Larak нефть из месторождений Персидского залива, а крупные танкеры увозили ее потребителю. При такой схеме необходимы большие нефтехранилища, поэтому в роли накопителей на рейде стояли супертанкеры Seawise Giant (двт 564763 т) и Burmah Endeavour (двт 457841 т).

Налет 14 мая 1988 был не первым: Ирак атаковал терминал Larak в октябре и декабре 1987, оба раза были повреждены несколько танкеров, в т.ч. Seawise Giant.

Во время налета к Seawise Giant был ошвартован испанский танкер Barcelona (двт 235678 т), на него успели принять 140000 т нефти. Кроме этого, на терминале были танкеры Argosy (двт 152004, флаг Кипра, в чартере Ирана) и Kharg (двт 231712 т, Иран).

Противодействия ПВО не было. По описаниям в газетах The sources said Iran's gunners remained silent and its air force failed to scramble to engage the Iraqi jets, which attacked the four ships as they lay anchored "like sitting ducks."

Итог налета: Seawise Giant тяжело поврежден огнем, Barcelona взорвалась через 3 суток после начала пожара (возможно, сдетонировала неразорвавшаяся бомба), при этом погиб спасательный буксир и еще два повреждено. Argosy и Burmah Endeavour повреждены пожаром.

С уважением, Николай.

От Exeter
К HorNet (28.03.2011 12:23:45)
Дата 28.03.2011 16:32:21

Налет на нефтяной терминал 14 мая 1988 г

Удар был нанесен 16 иракскими самолетами, бомбами, уважаемый HorNet.
Как я понимаю, бомбили Су-22 или МиГ-23БН. Ракет там не было.

С уважением, Exeter

От HorNet
К Exeter (28.03.2011 16:32:21)
Дата 28.03.2011 17:02:40

Благодарю.

>Удар был нанесен 16 иракскими самолетами, бомбами, уважаемый HorNet.
>Как я понимаю, бомбили Су-22 или МиГ-23БН. Ракет там не было.

То есть, упоминание о "Миражах" - результат неправильного опознания машин? А этот терминал какую-то ПВО имел?

От Николай Поникаров
К HorNet (28.03.2011 12:23:45)
Дата 28.03.2011 14:57:24

Облажался с местом действия - не Kharg близ Бушера, а Larak в Ормузском проливе (-)


От HorNet
К Николай Поникаров (28.03.2011 14:57:24)
Дата 28.03.2011 15:04:13

Это не принципиально. Принципиально то, что здесь фатальный хит - точно не АМ-39 (-)


От Николай Поникаров
К HorNet (28.03.2011 12:23:45)
Дата 28.03.2011 14:32:57

Почти не ответ, но фото повреждений

День добрый.

>Где можно посмотреть обстоятельства фактического потопления этого гиперсупера иракскими ВВС?

Давайте все же называть его Seawise Giant (имя на момент атаки).

Танкер стоял у терминала на Kharg Island, в момент атаки шла перегрузка нефти на танкер Barcelona. Оба танкера горели, Барселона полностью разрушена взрывом нефтепродуктов через три дня, при этом погиб спасательный буксир.

Пошерстил Шипспоттинг, нашлось следующее:

http://www.shipspotting.com/photos/middle/8/7/1/363178.jpg


Description:
"Seawise Giant" burning fiercely after being bombed by Iraq at Hormuz 14 May 1988.
In the burning oil on the port side of the ship you can only just see the 235.000 dwt VLCC "Barcelona", which was loading oil from "Seawise Giant" at the time. She is down by the bow and leaning to her starboard side after being hit by bombs on the forecastle, in front of the superstructure and on the starboard side aft.
The "Seawise Giant" was hit by several bombs. However, the massive fire was caused by a 500 kg bomb that went through her deck amidship on the port side. The blast ripped a hole of about 8 x 12 meters in her port side below her waterline, and oil from the ruptured tank flowed out, engulfing the ships.

Фото повреждений, сделанные в Brunei Bay, куда танкер был отбуксирован в 1989:

Входное отверстие в палубе:
http://www.shipspotting.com/photos/middle/4/4/6/21644.jpg


Выходное отверстие 8х12 м в левом борту
http://www.shipspotting.com/photos/middle/0/5/6/21650.jpg



Пожар Барселоны. Казалось, огонь локализован, но раздастся взрыв буксир "Scan Partner" (с красным корпусом) погибнет:
http://www.shipspotting.com/photos/middle/1/8/1/363181.jpg



Хайрезы вышеуказанных фото, описания и т.д.:
http://www.shipspotting.com/gallery/photo_search.php?query=Seawise+Giant&x=34&y=6

> Это были Mirage F1EQ c АМ-39? Сколько самолетов, сколько ракет?

Почему-то автор фотографий говорит о бомбах, хотя все источники говорят об Экзосетах.

> Что там было с пожарами и загрязнением энвайронмента?

Остров Kharg с его терминалами бомбили не раз, а 14 мая 1988 повредили целых 5 танкеров, так что загрязнения хватило.
http://www.nytimes.com/1988/05/15/world/iraq-hits-5-ships-in-persian-gulf.html

С уважением, Николай.

От NetReader
К Николай Поникаров (28.03.2011 14:32:57)
Дата 28.03.2011 15:27:31

Re: Почти не...

>Почему-то автор фотографий говорит о бомбах, хотя все источники говорят об Экзосетах.

На РПФ тоже о бомбе упоминается (неразорвавшейся):

http://nvs.rpf.ru/nvs/forum/arhprint/75221

"В 1997-м мне довелось пообщаться с человеком, который проводил сюрвейерский осмотр и организовывал ремонт этого судна после ирано-иракской войны. Тогда выгорела надстройка, но машинное отделение не пострадало. Он рассказывал, как спускался по трапам в гигантские трюма и лично нашел там неразорвавшуюся авиабомбу."

От HorNet
К Николай Поникаров (28.03.2011 14:32:57)
Дата 28.03.2011 14:44:50

Не понял. Below WL или Above? (-)


От Николай Поникаров
К HorNet (28.03.2011 14:44:50)
Дата 28.03.2011 14:49:30

Re: Не понял....

День добрый.

На фото пробоина ниже ватерлинии в полном грузу:
http://www.shipspotting.com/photos/middle/0/5/6/21650.jpg


Судно на момент пожара именно в грузу:
http://www.shipspotting.com/photos/middle/8/7/1/363178.jpg



С уважением, Николай.

От NetReader
К Николай Поникаров (28.03.2011 14:49:30)
Дата 28.03.2011 15:38:45

Re: Не понял....

>Судно на момент пожара именно в грузу:

Не факт, его же кэп вроде бы притопил на месте после поражения, а с груженым танкером такое проделать проблематично. Ну и относительная сохранность внутренностей с возможностью восстановления говорит за то, что огонь до них не добрался.

От HorNet
К Николай Поникаров (28.03.2011 14:49:30)
Дата 28.03.2011 14:54:27

Спасибо. Будет интересно, если это окажутся МиГ-23;-))) (-)


От AFirsov
К HorNet (28.03.2011 14:54:27)
Дата 28.03.2011 23:58:15

С системой дозаправки, с ракетами Х-29 и французской ЛЦУ :-) (-)



От Николай Поникаров
К HorNet (28.03.2011 14:54:27)
Дата 28.03.2011 15:08:04

Вот еще о Барселоне

День добрый.

http://www.aukevisser.nl/supertankers/part-1/id300.htm
До атаки успела принять 140 тыс тонн нефти с Seawise Giant. Поражена минимум 5 бомбами с двух Миражей.

С уважением, Николай.

От HorNet
К Николай Поникаров (28.03.2011 15:08:04)
Дата 28.03.2011 15:14:22

Спасибо. (-)


От HorNet
К HorNet (28.03.2011 14:44:50)
Дата 28.03.2011 14:47:03

А, ну да. В балласте выходное вполне себе above;-)) (-)


От HorNet
К HorNet (28.03.2011 14:47:03)
Дата 28.03.2011 14:48:49

Тогда это совсем не обязательно F1EQ. А что это за бомбы у иракцев - 500 кг?

Неужели наши?

От SSC
К HorNet (28.03.2011 12:23:45)
Дата 28.03.2011 13:41:03

Вопросы сложные задаёте ))

Здравствуйте!

>Где можно посмотреть обстоятельства фактического потопления этого гиперсупера иракскими ВВС? Это были Mirage F1EQ c АМ-39? Сколько самолетов, сколько ракет? Танкер сразу сел на грунт (и где?) или его посадили контролируемо как результат БЗЖ? Что там было с пожарами и загрязнением энвайронмента?

Я про технические детали "танкерной войны" практически ничего не нашёл, такое впечатление, что это никогда никого особо не интересовало.

Что касается сего девайса, то известно, что:
- экзосетов было несколько;
- на грунт посадил его капитан сразу после поражения;
- место - какой-то остров в ормузском проливе;
- пожар был классный, а вот загрязнения акватории похоже особо не было, т.к. танкер и не тонул.

Что касается самолей - а что ещё, кроме Миража, у иракцев могло нести Экзосеты?

С уважением, SSC

От Etendard
К SSC (28.03.2011 13:41:03)
Дата 28.03.2011 23:56:00

а что ещё, кроме Миража, у иракцев могло нести Экзосеты?

Супер Этендар

От HorNet
К SSC (28.03.2011 13:41:03)
Дата 28.03.2011 14:51:38

Там, по-моему, еще несколько Super Etendard в аренде было. (-)


От SSC
К HorNet (28.03.2011 14:51:38)
Дата 28.03.2011 15:13:20

Маловероятно

Их там по всем источникам только три осталось, Ф-14 для этого добра овер-килл, и вроде во Францию их вернули ещё до этих событий.

От HorNet
К SSC (28.03.2011 13:41:03)
Дата 28.03.2011 14:41:10

Ну извините;-)) Самый репрезентативный случай эффективности АМ-39, как-никак



>Что касается сего девайса, то известно, что:
>- экзосетов было несколько;
>- на грунт посадил его капитан сразу после поражения;
>- место - какой-то остров в ормузском проливе;
>- пожар был классный, а вот загрязнения акватории похоже особо не было, т.к. танкер и не тонул.

>Что касается самолей - а что ещё, кроме Миража, у иракцев могло нести Экзосеты?

Нет уверенности, что применялись именно АМ-39, либо что применялись ТОЛЬКО они. И тут вопрос - сколько все же таких ракет мог нести F1EQ-2? Одну или две? Ибо если несколько ракет, то это довольно крупный налёт, в то время как многие по этому поводу пишут, что иракские "миражи" по танкерному флоту работали максимум парами - опасались потери сразу большого числа машин при встрече с иранскими F-14A.
И другой вопрос - посадка такого судна на мель есть вынужденная мера именно при нарушении герметичности корпуса, ибо это лишает команду и внешних спасателей ряда маневренных возможностей по борьбе с пожаром. Поэтому резонно предположить, что могло быть повреждено рулевое управление или собственно машина (турбина). Что, в свою очередь, есть весьма нехарактерным результатом воздействия ПКР. Поэтому и предполагается что-то еще - да те же айрон фри фоллы.

От SSC
К HorNet (28.03.2011 14:41:10)
Дата 28.03.2011 15:04:44

Re: Ну извините;-))...

Здравствуйте!

>>Что касается сего девайса, то известно, что:
>>- экзосетов было несколько;
>>- на грунт посадил его капитан сразу после поражения;
>>- место - какой-то остров в ормузском проливе;
>>- пожар был классный, а вот загрязнения акватории похоже особо не было, т.к. танкер и не тонул.
>
>>Что касается самолей - а что ещё, кроме Миража, у иракцев могло нести Экзосеты?
>
>Нет уверенности, что применялись именно АМ-39, либо что применялись ТОЛЬКО они. И тут вопрос - сколько все же таких ракет мог нести F1EQ-2? Одну или две?

Практика в виде инцидента со Старком: один Мираж, две ПКР. Так что две.

>Ибо если несколько ракет, то это довольно крупный налёт, в то время как многие по этому поводу пишут, что иракские "миражи" по танкерному флоту работали максимум парами - опасались потери сразу большого числа машин при встрече с иранскими F-14A.

Не факт, что несколько - это больше двух. ЕМНИП о прочитанном, там ещё внутренние взрывы были, которые корабь сильно повредили.

>И другой вопрос - посадка такого судна на мель есть вынужденная мера именно при нарушении герметичности корпуса, ибо это лишает команду и внешних спасателей ряда маневренных возможностей по борьбе с пожаром. Поэтому резонно предположить, что могло быть повреждено рулевое управление или собственно машина (турбина). Что, в свою очередь, есть весьма нехарактерным результатом воздействия ПКР.

Насколько я понимаю, команда с танкера почти сразу свалила, это могло и быть главной мотивацией к скорой посадке на мель )).

>Поэтому и предполагается что-то еще - да те же айрон фри фоллы.

На фото, который привёл ниже ув. Николй Поникаров, входное отверстие весьма похоже на обычную АБ. Но там, судя по месту дыры в борту, тогда должен был бы быть донный взрыватель с задержкой порядка 0.1 сек, что довольно специфично для АБ.

С уважением, SSC

От HorNet
К SSC (28.03.2011 15:04:44)
Дата 28.03.2011 15:11:41

Ну почему? Если отечественная БрАБ-500, отчего нет? (-)


От SSC
К HorNet (28.03.2011 15:11:41)
Дата 28.03.2011 15:25:54

В принципе да

Здравствуйте!

Минимальная установка задержки взрывателя 0.15-0.2 сек. С учётом замедления о конструкции и (возможно) нефть - самое то.

С уважением, SSC

От Белаш
К HorNet (28.03.2011 14:41:10)
Дата 28.03.2011 14:43:11

В тему - кто-нибудь изучал эффективность тамошних Х-22? (-)