От Сергей Зыков
К ttt2
Дата 08.04.2011 10:35:10
Рубрики Танки;

Re: танковый М-50Т

>>>Каким образом предложение "дизель разработан на базе авиационного" означает сладкую жизнь при его установке на танк???
>>всё познаётся в сравнении.
>
>При чем тут сравнение?

>>Ну и? Неужели там стояли морские дизели вместо авиационных? Или танковые?
>
>Дизели с вашего вышестоящего поста

>>>Второе - размер мотора - ИМХО самый большой танковый двигатель в истории СССР - рабочий объем 61,04 л. Слышали такое слово "Заброневой объем"?
>>
>>угу, слышал. Банальный демагогический прием прием "Делайте упор на очевидном и скользите мимо существенного"
>
>Ну так другой демагогический прием - "вместо ответа по существу ведро воды"

>>Вы предлагаете ввести расчет "коэффициента боевого могущества" как отношение рабочего объема двигателя к заброневому обьему и доказать низкие боевые качества ИС-7, или еще что то?
>
>И где я доказываю низкие боевые качества ИС-7?

>При испытаниях было по крайней мере одно возгорание двигателя - мне молчать об этом?

ну что вы. Об этом кричать надо. А еще лучше напишите об этом президенту в твиттер. Ведь это невероятное событие в эксплуатации танков с двс.

>>ахиллесова пята КВ - конструктор Духов сплагиативший КПП антикварного американского трактора "Холт"в КВ. Это в четвертых. И пятое - Новую КПП для КВ-1С уже во время войны разработал Николай Шашмурин, он же и конструктор ИС-7.
>
>Возможно, однако уже ИС-4 полегче и слабее мотором - трансмиссией особо не хвастался

И при чём тут ИС-4?
специально для вас(полный текст ниже)
>"Николай Шашмурин проектировал ИС-2, а Николай Духов совместно с Л. Трояновым и М. Балжи - два красивых, но опять, увы, беспомощных танка: ИС-3 и ИС-4."

Российская газета.
Воскресенье, 7 мая 1995 года
Учитель танков.

Конструктору знаменитых боевых машин исполняется в этом году 85.
Имя Николая Федоровича Шашмурина широко неизвестно. В последнем издании Военного энциклопедического словаря о нем нет ни строчки. Между тем его вклад в Победу переоценить невозможно: во многом благодаря ему наша армия получила те танки, которые справедливо нарекли "танками победы".

Николай Шашмурин родился в 1910 году в семье строгих народных традиций, получил отличное общее и высшее профессиональное образование. В 1937 году пришел работать инженером на Кировский завод и пятьдесят лет отдал созданию того, что раньше называлось "броневой щит Родины".

Перечислить все, что сделал этот человек, участвовавший и в создании СМК и Т-80, в газетном очерке, увы, невозможно, хотя каждая страница его многотрудной жизни достойна самого внимательного прочтения.

Молодой конструктор Николай Шашмурин не только ввел в русскую техническую речь немецкое слово "торсион", но и вопреки яростному сопротивлению авторитетов Кировского завода, в первую очередь всесильного Жозефа Котина, добился внедрения торсионной подвески на проектировавшиеся тяжелые машины. Сегодняшний танк немыслим без такой подвески, а тогда... Николая Федоровича обвинили во всех смертных грехах, чуть не отдали в лапы НКВД. Заработав нервное потрясение, рано поседев, инженер получил уважительное прозвище "дед" и... на долгие годы стал для Ж. Котина палочкой-выручалочкой.

Красная Армия встретила войну, имея 636 тяжелых танков КВ конструкции Котина. В принципе КВ были почти непоражаемы, они могли прорвать любую противотанковую оборону, выиграть дуэльный поединок с любым танком того времени, но... никакой заметной роли ни в начальный период войны, ни в тяжелом 42-м не сыграли. Танки-фантомы - они вроде бы и были, и выпускались в возрастающих количествах, но на полях сражений появлялись единичными экземплярами, а не всесокрушающими армадами. В чем же дело?

КВ от рождения имели слабую коробку переключения передач, и это делало их совершенно небоеспособными - танки становились замертво, проехав порой несколько километров.

Вот и получилось, что к сражениям за Харьков и в Крыму танковые части оказались подготовлены еще хуже, чем к июню 41-го. Фактически Красная Армия осталась без бронетанковой техники, так как выпуск Т-34 еще не стал массовым, а тысячи КВ стояли мертвым грузом.

Жозефа Котина спасло тогда, наверное, чудо, умение лавировать в высших политических кругах - он был родственником Клима Ворошилова - и "палочка-выручалочка". Вспомнили, что есть "дед", который сможет... Николай Федорович сделал, казалось бы, невозможное и "научил" КВ-1 ездить. Им была спроектирована прекрасная коробка передач. Неповоротливый, тяжелый КВ-1 еле ползавший, стал буквально "летать". Танку была присвоена литера "с" - скоростной, именно КВ-1с сыграли важнейшую роль в Курской битве. О надежности коробки Шашмурина говорит такой факт: при передислокации 5-й танковой армии КВ-1с прошли своим ходом без единой поломки 400 километров и с марша вступили в бой!

"Деду" предложили занять место Котина, стать Главным конструктором Челябинского Кировского завода. Николай Федорович отказался, предпочтя работу Конструктора с большой буквы, то есть творца, работе Главного конструктора - больше административной, хотя и престижной.

Конструктором Шашмуриным был разработан и внедрен в производство способ отливки картеров танковых трансмиссий из чугуна, что ранее считалось просто невозможным. Он нашел способ отказаться от дорогостоящих и дефицитных легированных сталей при изготовлении многих ответственных узлов, впервые использовав закалку низкосортных углеродистых сталей токами высокой частоты. Отдавая все время серийному производству, Николай Федорович выкраивал буквально минуты для перспективного проектирования. В годы войны им была детально разработана теория проектирования танков по предельным параметрам.

Интересна история создания танков серии "ИС". Когда И. В. Сталину показали танк ИС-2, то вождь сказал, как отрезал: "Это танк победы! С ним будем завершать войну!" Машину приняли на вооружение осенью 1943 года. По суммарной трудоемкости тяжелый ИС-2 не превышал средний Т-34, а по боевой мощи превосходил все танки в мире того периода. Одна деталь: этот танк был легче немецкого "тигра" на 11 тонн, а по бронезащищенности превосходил в 1,5 раза! И сделал этот танк Николай Федорович Шашмурин, лишь частично реализовав в нем свои представления о танках предельных параметров. Однако во всех справочниках авторство относят Николаю Духову, хотя Николай Леонидович был в то время исполняющим обязанности Главного конструктора ЧКЗ, но практически занимался другими машинами.

Николай Шашмурин проектировал ИС-2, а Николай Духов совместно с Л. Трояновым и М. Балжи - два красивых, но опять, увы, беспомощных танка: ИС-3 и ИС-4. Снова все уперлось в трансмиссию, взятую не с ИС-2, а со стороны. Несмотря на то, что ИС-3 и ИС-4 уже в 1944 году было выпущено несколько сот, участия в боях они так и не приняли...

После Победы "дед" создал уникальный во всех отношениях танк ИС-7, который на долгие годы мог бы стать основным и самым мощным танком Советской Армии, но в силу ряда причин этого не случилось, а жаль... Вершиной же послевоенного творчества Николая Шашмурина является плавающий танк ПТ-76 - не превзойденный по своей гениальной простоте и выдающимся боевым характеристикам ни зарубежными конструкторами, ни отечественными.

Я вовсе не хочу сказать, что только Николай Шашмурин "спас" наше танкостроение. Нет, он был один из тех, кто выковал Меч Победы, и только благодаря таким людям, как он, на постаменте в Карлсхорсте, где была принята капитуляция Германии, стоит не американский "Шерман" или английский "Кромвель", а наш символ Победы - тяжелый танк ИС-2.

Николай Федорович, которому в юбилейном 95-м исполняется 85 лет, тяжело болен, однако находит в себе силы не просто существовать, а жить и бороться. Получая мизерную пенсию и давно не обладая богатырским здоровьем, он сумел-таки собрать уникальные материалы по истории танкостроения на Кировском заводе, привезти их в Москву, передать в дар Музею на Поклонной горе. Он подготовил интереснейшую и очень острую в своей праведной полемике рукопись по теме, которую знает лучше всего,- истории танкостроения в СССР. Но кто эту рукопись сейчас обработает, издаст? Он давно перестал стучаться во все двери, предлагая свои бесценные архивы и свой опыт. Он просто работает, работает и работает, продолжая жить по предельным параметрам, надеясь, что созданное и собранное им будет все-таки востребовано Россией.

Сергей ПТИЧКИН.

От VNK
К Сергей Зыков (08.04.2011 10:35:10)
Дата 09.04.2011 07:55:33

Re: танковый М-50Т

В этой статье переврали все, что можно. Это отголоски разборок конструкторов ЧТЗ и ЛКЗ между собой, как правило побеждает тот из оппонентов кто дольше прожил. Во время войны на ЧТЗ сложилась своя группа конструкторов, и они попытались подвинуть понаехавших. Плюс у них под рукой был серийный завод, у понаехавших опытное производство З-да №100. Вообще эта история интересная, но так как в живых участников не осталось реальной картины не узнать. И как я понял питерцы достали народ ЧТЗ еще до войны, на этапе освоения серийного производства КВ.
На первых КВ стояла коробка Т28. Вообще КВ это дальнейшие развитие Т28. А трансмиссию поставили, ту что могли спроектировать и изготовить. С шестеренками у нас плохо, так сложилось, ну не идет у нас это дело.

От Harkonnen
К VNK (09.04.2011 07:55:33)
Дата 11.04.2011 02:29:42

Re: танковый М-50Т

>Вообще КВ это дальнейшие развитие Т28

да, верная идея.

От Сергей Зыков
К VNK (09.04.2011 07:55:33)
Дата 09.04.2011 08:04:49

Re: танковый М-50Т

>В этой статье переврали все, что можно.

есть еще записки Шашмурина

> На первых КВ стояла коробка Т28. Вообще КВ это дальнейшие развитие Т28. А трансмиссию поставили, ту что могли спроектировать и изготовить. С шестеренками у нас плохо, так сложилось, ну не идет у нас это дело.

Вообще КВ это дальнейшее развитие "русского рено" как и современный Т-90 ;)

От VNK
К Сергей Зыков (09.04.2011 08:04:49)
Дата 09.04.2011 09:52:37

Re: танковый М-50Т

В своих записках Шашмурин тоже пытался навести тень на плетень. Особенно он, пытался исказить историю создания КВ13-ИС и отмазаться от неудачного с КВ ( с его точки зрения, хотя лучше сделать не получилось бы всеравно), от проблем с коробкой на первых КВ-1с, да и много еще чего. А Т28 это и конструктроское и идеологическое развитие Т28, что неудивительно т.к. конструктор привязывается к существующему производству. Любые мемуары и воспоминания надо фильтровать. Да и не занимал Шашмурин такой должности, что бы оказывать реальное влияние на принципиальные решения.

От Сергей Зыков
К VNK (09.04.2011 09:52:37)
Дата 09.04.2011 10:51:19

Re: танковый М-50Т

>В своих записках Шашмурин тоже пытался навести тень на плетень. Особенно он, пытался исказить историю создания КВ13-ИС и отмазаться от неудачного с КВ ( с его точки зрения, хотя лучше сделать не получилось бы всеравно), от проблем с коробкой на первых КВ-1с, да и много еще чего. А Т28 это и конструктроское и идеологическое развитие Т28, что неудивительно т.к. конструктор привязывается к существующему производству.

оч. интересно. а СМК вы между чем и чем вставите? Это чего развитие?

"проблем с коробкой на первых КВ-1с" - се детские болезни, а не врожденная патология

От VNK
К Сергей Зыков (09.04.2011 10:51:19)
Дата 09.04.2011 13:55:31

Re: танковый М-50Т

Из последнего, что нарыл в РГВА
БТ - танк истребитель
ПТ-1 - плавающий танк истребитель
Т-28а - мощный штурмовой танк
Т-35а - мощный танк прорыва
Соответственно СМК на замену Т-35
Не надо путать идеологию (назначение) и конструкцию. Естественно КВ и СМК похожи поскольку, основывались на имеющейся в тот момент технологии, но КВ не половинка СМК. Просто от машин класса Т-35 и СМК отказались, хотя попытки проектирования продолжались достаточно долго, но вменяемого не получалось.


От Сергей Зыков
К VNK (09.04.2011 13:55:31)
Дата 11.04.2011 03:20:38

Re: танковый М-50Т

>Не надо путать идеологию (назначение) и конструкцию. Естественно КВ и СМК похожи поскольку,

путаете вы. а это манипуляция насосаной идеологией и конструкцией

От bedal
К Сергей Зыков (08.04.2011 10:35:10)
Дата 08.04.2011 12:18:01

а ещё КВ-1с был на 5 тонн легче КВ-1

и потому, в частности, стал подвижнее. Но и стал дублировать Т-34, отчего ему, КВ-1с, тоже угрожало снятие, не так ли?