http://www.iremember.ru/minometchiki/chinarev-mikhail-nikitovich.html
81-82...........
-------------------------------------------------------------------
В наступлении часто удавалось захватить немецкие мины.
Использовали их. По таблице стрельбы приходилось поправки вносить. У них 81-мм мины, а у нас миномет - 82-мм. Маленький зазор и пороховые газы частично сквозь него проходят, соответственно мина немного недолетает.
Но ничего, попадали и их минами, а по площадям бить, вообще хорошо. Ну а немцы из-за этой разницы в миллиметр нашими минами пользоваться не могли.
-------------------------------------------------------------------------
По качеству Мин.
Завидовали мы немцам. У них мины чистенькие, крашеные, а наши кое-как обточат, смазкой обмажут, чтобы не ржавели и на фронт. Чистили их от смазки все вместе. Летом еще ничего, а вот зимой смазка замерзала, и мины, бывало, застревали в стволе. У нас в батальоне два случая было, что разрывало минометы. Бой идет, или артподготовка, - стрельба, грохот. Ты стреляешь и своего выстрела иногда не слышишь. Заряжающий, тем более, он же автоматически действует, особенно, когда беглый огонь ведем. Он мину зарядил, а она в стволе смазкой затормозила, замедлилась. Заряжающий за другой миной отвернется, думает, что выстрел прошел, а она еще там сидит, он следующую к стволу подносит и взрыв. После этих случаев, я со своими заряжающими договаривался, что левой рукой буду наводить, а правую держать на стволе. Рукой почувствую, что мина пошла и кивну, тогда можно следующую подносить. Другие расчеты потом так же стрелять стали.
---------------------------------------------------------------------- http://www.iremember.ru/minometchiki/bazhin-viktor-f-dorovich.html
А. Б.: Как Вы в целом ваш восьмидесятидвухмиллиметровый миномёт оцениваете?
В. Ф. Б.: Хорошее оружие. Для нас наш миномёт был лучше немецкого. А знаете почему? У нас был миномёт 82 миллиметра, немецкий был 81 миллиметр. Когда мы наступали, если мы захватили немецкие мины, которые немцы побросали - значит, мы спокойно могли стрелять из нашего миномёта немецкими минами. Она на один миллиметр меньше, но есть дополнительный заряд - делали в шёлковой тряпочке, такую кругленькую с порохом.
(показывает на колене форму и размер заряда)
Одевается как дополнительный [на мину], опускаешь - и, пожалуйста, мы могли спокойно использовать против немцев, стреляя их минами. А они нашими минами воспользоваться не могли, потому что наша мина в их ствол не пролезет. Нам это было хорошо.
(смеётся)
А так - нормальный миномёт. Вот только надо следить, быть немножко поаккуратнее, потому что бывали случаи: мину бросим в ствол, могла произойти осечка. А ты в этот момент мог отвернуться, не видел, а огонь-то всё время идёт - можешь в этот момент бросить мину. один раз я сам стрелял беглым огнём, любил я беглым огнём. Всех из расчёта отослал, стреляю одну за одной - и другой раз стараешься, чтобы в воздухе сразу несколько мин висело, а потом рвутся одна за одной. Вдруг мне ребята кричат: «Осечка»! Я в горячке посмотрел - дым идёт, раз, туда вторую мину. Ну, на какое-то чудо она не взорвалась. Снова осечка.
_________________________________________________________________________
Случалось такое, что миномет перегревался от интенсивной стрельбы?
- Бывало так, что до ствола было невозможно притронуться, тогда ему давали остывать.
- Доводилось пользоваться немецкими минами?
- Нет, один раз мы попробовали, но у них что-то не сходилось с нашими минометами, вот из трофейного пулемета стрелял. Надо сказать, вообще-то мы мало использовали немецкого вооружения, хватало советского. Конечно, я не могу сказать, что подвоз мин был бесперебойным, всякое случалось, в другой раз машины прийти не могли. Но с 1943 г., особенно в последний год войны порядок был образцовый. Командование хорошо наладило работы тыловых служб. Большие молодцы. Мне есть с чем сравнивать, первое время был ужас, такого беспорядка я больше не видел, вообще ничего невозможно было понять. Видимо, или не готовились, или предателей развелось, я не знаю.
"""Я пришел – минометная батарея стоит, шесть минометов батальонных. Командует ими капитан Шаймухометов, я даже помню его фамилию, малиновые погоны, то есть из пехоты взят. Носил ни каску, ни пилотку, а фуражку.
Когда я попал туда в роту, я увидел их стрельбу. Я гляжу ужас, что делается. Стреляют они так: глянул по карте, вот я, вот село, выбрал направление на село и все. А дальше куда? Ведь мина имеет дополнительный заряд; там вышибной патрон, как в ракете, стреляет только на 200 метров; а здесь имеются отверстия, и дополнительный заряд. На минометном стволе есть такая медная штука, где расписаны все эти данные, как стрелять. Шестиперая мина имеет лодочный дополнительный заряд, шесть штук. Нужен заряд ‘один’ – вставляю один, ‘два’ – так два. А десятиперая мина, по-другому, у нее перышки маленькие и порох одевается в шелковом кольце. Но у “лодочки” заряд ‘один’, а у этого в одном кольце – сразу заряд ‘два’. Я слушаю как командуют: “Заряд два!”, а вешают два кольца, то есть получается заряд ‘четыре’. Так куда ж вы стреляете?! Что вы делаете? В заряде ошиблись – мина улетает дальше. А в селе люди живут, и немцы ходят. Так какая необходимость в село стрелять? То есть, когда никто не корректирует, какая необходимость?
Я понял, что командиры ничего не знают. Они же с пехоты. Я поинтересовался: “А Наставления по миномету у вас есть?” Там же все написано. Я говорю ему – вы стреляете совсем не так и не туда. Хорошо, что Шаймухаметов был очень покладистый человек. Он сам понимал, что плохо разбирается. А я разбирался, и он воспринял это."""
>"""Я пришел – минометная батарея стоит, шесть минометов батальонных. Командует ими капитан Шаймухометов, я даже помню его фамилию, малиновые погоны, то есть из пехоты взят. Носил ни каску, ни пилотку, а фуражку.
>Когда я попал туда в роту, я увидел их стрельбу. Я гляжу ужас, что делается. Стреляют они так: глянул по карте, вот я, вот село, выбрал направление на село и все. А дальше куда? Ведь мина имеет дополнительный заряд; там вышибной патрон, как в ракете, стреляет только на 200 метров; а здесь имеются отверстия, и дополнительный заряд. На минометном стволе есть такая медная штука, где расписаны все эти данные, как стрелять. Шестиперая мина имеет лодочный дополнительный заряд, шесть штук. Нужен заряд ‘один’ – вставляю один, ‘два’ – так два. А десятиперая мина, по-другому, у нее перышки маленькие и порох одевается в шелковом кольце. Но у “лодочки” заряд ‘один’, а у этого в одном кольце – сразу заряд ‘два’. Я слушаю как командуют: “Заряд два!”, а вешают два кольца, то есть получается заряд ‘четыре’. Так куда ж вы стреляете?! Что вы делаете? В заряде ошиблись – мина улетает дальше. А в селе люди живут, и немцы ходят. Так какая необходимость в село стрелять? То есть, когда никто не корректирует, какая необходимость?
>Я понял, что командиры ничего не знают. Они же с пехоты. Я поинтересовался: “А Наставления по миномету у вас есть?” Там же все написано. Я говорю ему – вы стреляете совсем не так и не туда. Хорошо, что Шаймухаметов был очень покладистый человек. Он сам понимал, что плохо разбирается. А я разбирался, и он воспринял это."""
Тот же Литвинов пишет :
"К учебе я относился хорошо и учился отменно. Очень внимательно слушал, что говорили, читал. Усвоил корректировку огня, как руководить – я очень хорошо это знал. На испытательных стрельбах меня даже хвалили, потому что я очень умело пользовался знаниями. Прошли полный курс, всю подготовку, учебные стрельбы. Осталось только присвоить нам звания, наверное, сержантов. Я выходил бы оттуда командиром минометного расчета.
- Что изучали в минометной школе?
- Матчасть обязательно. Стрельбы были, конечно. Мы умели стрелять. Нас оценивали по результатам стрельб. То есть была полная подготовка! И тактику рассказывали, и наставления, и способы стрельбы, и обязанности каждого. Учились по отделениям. У каждого отделения был свой миномет.
Учебные стрельбы происходили так. Тебе давали определенное количество выстрелов. Такую возможность, чтоб ты без конца стрелял, не давали.
Строились и двигались по-военному, как положено. Но все-таки это была другая подготовка, нежели где-то в училище. Это же фронт."
Пришел на фронт после минометной школы подготовленным.
Естественно - увидел, что мягко говоря его поразило. Затыкание дыр кем угодно и чем угодно.