От SSC
К HorNet
Дата 20.04.2011 02:50:25
Рубрики WWII;

Вот это спорно, весьма спорно

Здравствуйте!

>>А как можно не подстраивать тактику под возможности связи? Ограничения связи задают и ограничения в управлении.
>
>Ну, есть телега и есть лошадь. Ограничения связи тактического, а тем более оперативного командира интересовать не должны. Разумеется, он будет с ними считаться, но при первой же возможности заложит связистов со всеми потрохами и обвинить их в срыве управления силами.

Это сильно устаревший взгляд, уровня 1МВ.

В РККА подход "связь любой ценой" если и был у кого-то, то в основном закончился, насколько я понимаю, ещё в 1941 году, после чего организация связи стала одной из важнейших задач командиров всех уровней.

А, например, в СА, и её наследнице РА, часть не могла получить оценку выше, чем оценка связистов. Т.е. внимание оперативных командиров целенаправленно фокусировалось на связи.

>Связистам не привыкать стоять у стенки, но одно дело имея возможности сделать управление лучше, и совсем другое - не имея такой возможности. В Японии в области радиосвязи было так много косяков на доктринальном уровне и в технике, и в организации, что вариантов у них не было никаких или почти никаких.

Что касается науки и техники, то на научно-теоретическом уровне японцы были не такие уж осталые. Например, т.н. многорезонаторный магнетрон (на которых были построены первые дм рлс) они изобрели ещё в 1939 году, т.е. даже раньше англов. Съездили в Германию на осмотр немецких РЛС в начале 1941, а свои РЛС выдали на гора уже в конце 1941. В целом, за 1941-45 гг. (в основном в 43-45) японцы произвели как бы не на порядок больше РЛС, чем СССР, тысяч под 7-8. Первое применение дипольных помех во 2МВ - также за японцам, на Гуадалканале.

А вот с организацией, и с доктринальным/системным пониманием внутри военной машины (т.е. широким кругом офицеров) - там у них всё очень проблемно было, похоже.

>>Специализированная радиосеть имеет и другие преимущества:
>>- она не забивается другими видами информации, а судя по описаниям боестолкновений, в УКВ сетях соединений часто царил хаос;
>Это носит название "функционального канала". Например, в ВМФ СССР была такая внутриэскадренная УКВ-радиосеть № 760, у которой было 15 функциональных каналов, по существу, на каждый вид обеспечения БД свой (ПВО, ПЛО, ПМО, ППДО и пр.). И что? В лучшем случае несли первые пять, в которых было всё. Современные (да и 1942 года тоже) боестолкновения слишком быстротечны, чтобы рожать и поддерживать слишком сложные структуры управления силами.

Функциональные каналы в конечном итоге выросли в даталинк, который собственно и является квинтэссенцией идеи прямого обмена информацией между боевыми постами минуя посредников.

Что касается 1942 года - то, наоборот, именно скоротечность воздушного налёта и делает крайне желательным наличие выделенной радиосети (именно в частном случае наблюдения и оповещения о ВО, разумеется).

В данном случае это не усложнение структуры управления (т.к. управление по-прежнему осуществляется по основной УКВ сети или светом), а организация целевого канала для прямого информационного потока в КП ПВО ордера - т.е. был бы некий аналог современного даталинка )).

>>- она может (и должна) быть организована напрямую между функциональными операторами, без промежуточных звеньев, например самих радистов.
>
>Это мало что дает, если функциональный оператор туп. Open fire, odd ships to starboard, even ships to port, ага.

А ему и не надо быть умным. Обнаружил цель - оценил параметры - передал стандартное сообщение.

>>Оповещение же о ВО по общей радиосети соединения должно было бы сопровождаться большими задержками - и поэтому вполне понятны усилия японцев в области визуальной сигнализации, в т.ч. со стороны кораблей ордера. Но это решение от бедности, или, как вариант, от недостаточной глубины понимания проблемы.
>
>Нет, оповещения о ВО передавались, как правило, светом,

Вот это меня всегда удивляло, т.к. приближение самолётов означает факт обнаружения эскадры - а значит режим полного радиомолчания теряет сакральный смысл.

>но японцы считали правильным кодировать/шифровать вообще всё, что можно подвергнуть такому истязанию. В том числе и светограммы. И, похоже, у них были огромные проблемы во взаимодействии постов СПС и постов управления связью даже на флагманах. Самый большой вопрос Мидуэя, по тому же Айзому - во сколько точно КПС "Акаги" получил первое донесение самолета Амари об обнаруженном "Хорнете", и во сколько оно было доложено Нагумо? Неужели 40+ минут нужны на расшифровку простейшей кодограммы?

Вполне обыденная ситуация - пост загружен очередью заявок, а приоритезация этого вида сообщений у японцев видимо не осуществлялась.

>>Отсутствие УКВ станций на истребителях, как мне видится, создаёт больше проблем для внутригруппового управления, чем для выдачи команд по радионаправлению КП - комэск. Для последней задачи можно использовать и КВ, при достаточной квалификации командира.
>
>На японских А6М была только одна радиостанция - Тип 96 мод. 1. Теоретически она могла работать радиотелефоном с мощностью 8 Ватт, что в ее диапазоне 3.8 - 5.8 МГц практически ничего. Телеграфная отдача мощности - 30 Ватт.Был ряд иных технических причин, но была и единая оперативная - на остальных палубных машинах стояли более мощные версии этой же станции (мод. 2 на D3A и мод.3 на B5N) и единым видом работы для авиагруппы была телеграф Морзе. Учитывая серьезные ограничения по качеству радиотелефона, для истребителей не было придумано ничего иного, хотя УКВ-станции взаимодействия, Тип 98, стояли и на "вэле", и "на кейте". Но только не на истребителях.
>Ну и как Вы себе представляете исходящий трафик с истребителя комэска? Чем он ручку держать-то будет?;-))

Пилот может и одной рукой пилотировать, например лететь и смотреть карту - вполне нормально для того времени.

В целом этих возможностей вполне достаточно для организации одностороннего канала от КП к комэску. Последнему достаточно только квитанции отбивать - "понял, исполняю" или "не понял, повторите" - дело пары секунд.

А возможность передачи информации от комэска на КП - она не столь нужна, там особо не о чем говорить.

>>С техническим уровнем УКВ станций в то время уже было вполне нормально, при правильной постановке задачи все участники 2МВ могли делать вполне качественные девайсы.
>
>Но только не японцы. Говорю же, по электромагнитной совместимости и эргономике размещения оборудования на летательных аппаратах не проводились даже НИОКРы.

Так это организационная проблема, а я имею в виду технологические возможности промышленности.

>>На Скуа есть очевидный бонус в виде второго члена экипажа. Но интересны детали.
>
>>Могу предположить, что там было КВ радионаправление КП - комэск, а в воздухе управление группой всё же шло по УКВ. Использование КВ в данном случае может быть основано на желании иметь выделенное радионаправление, чтобы обойти проблемы пользования общей радиосетью с описанными Вами выше проблемами.
>
>Нет, все куда как проще. Вы, вероятно, связист или радиоразведчик - отсюда такая любовь к радионаправлениям, и чтобы обязательно дуплексным. Разрешите напомнить - сетевая работа ключом Морзе даже сейчас еще не умерла окончательно, а тогда - как таковых РАДИОнаправлений практически не было в эфире. Только сети.

Нет, я к радиолокации ближе, был когда-то. Но связь - это технически очень родственная вещь, и плюс в последние годы много общаюсь с бывшими связистами )).

Что касается радионаправлений: они были всегда, но возможно сам термин придумали позднее, не помню, если честно.

>"Скуа" (максимум - пара) из положения дежурства в воздухе или на палубе наводился на обнаруженную Do-18 телеграфом, при этом на самолете не было УКВ. Да, единственный импрув по сравнению с японцами - пилот сам непосредственно не связан этой работой, есть летнаб.

Ну то есть это тоже от бедности решение.

>>И не в последнюю очередь, видимо, по причине совершенно феерического завышения потерь противника в докладах со стороны низших звеньев японской военной машины ))), что порождало иллюзию эффективности и снижало мотивацию к изменениям - хотя это уже к теме напрямую не относится.
>
>Вопрос военной и вообще национальной философии. Мой дрейф в последние годы в сторону изучения национальным военных философий, психологий и этик связан именно с невысокой вероятностью получить ответы на такие вот вопросы с помощью стандартного эксплицитно-аналитического алгоритма работы с историческими источниками. Поэтому приходится поднимать куда более глубокие вопросы "кто такой военный вообще" и "как он соотносится с конкретным обществом в конкретное время", и на эти вопросы - также удивительно мало готовых ответов...

В случае японцев к этому аспекту приходишь однозначно. А вот в случае англо-саксов - этот фактор мне кажется менее заметным, там англосаксонский прагматизм вполне укладывается в общую техническую и военную логику (в основном).

С уважением, SSC

От HorNet
К SSC (20.04.2011 02:50:25)
Дата 20.04.2011 10:36:28

От дефиниций зависит

>
>Это сильно устаревший взгляд, уровня 1МВ.

Ох-ох... я занимался организацией связи в начале 90-х... и не обнаружил систменых отличий.

>А, например, в СА, и её наследнице РА, часть не могла получить оценку выше, чем оценка связистов. Т.е. внимание оперативных командиров целенаправленно фокусировалось на связи.

Да регулярно в связи желаемое выдавалось за действительное. Но дело даже не в этом - дело в том, что оперативный и даже стратегический командир в СССР мог потребовать улучшения организации связи, но мало что мог сделать с ее техническим обеспечением...

>Что касается науки и техники, то на научно-теоретическом уровне японцы были не такие уж осталые. Например, т.н. многорезонаторный магнетрон (на которых были построены первые дм рлс) они изобрели ещё в 1939 году, т.е. даже раньше англов. Съездили в Германию на осмотр немецких РЛС в начале 1941, а свои РЛС выдали на гора уже в конце 1941. В целом, за 1941-45 гг. (в основном в 43-45) японцы произвели как бы не на порядок больше РЛС, чем СССР, тысяч под 7-8. Первое применение дипольных помех во 2МВ - также за японцам, на Гуадалканале.

Вы на индикаторы японских РЛС внимание обращали? Такое ощущение, что их промышленность не была знакома с петлей гистерезиса. Навыки оператора РЛС, требуемые при работе на японских станциях, в общем-то исключали самостоятельную оценку обстановки тактическим командиром.



>Функциональные каналы в конечном итоге выросли в даталинк, который собственно и является квинтэссенцией идеи прямого обмена информацией между боевыми постами минуя посредников.

Это восходит к самой доктрине - переходу от "передачи сообщений" к "передаче информации". И посредник никуде не денется, пока он предоставляет что для сообщения, что для информационного трафика сам КАНАЛ связи, организовывает его логически и технически.

>В данном случае это не усложнение структуры управления (т.к. управление по-прежнему осуществляется по основной УКВ сети или светом), а организация целевого канала для прямого информационного потока в КП ПВО ордера - т.е. был бы некий аналог современного даталинка )).

Важен ответ на вопрос о том, кто и как организует данный канал, а не кто им пользуется. Это относится к стандартной задаче организатора связи, известной под именем "расчет сил и средств". Пока эта задача в организации такого канала не отдана на откуп самим пользователям канала ВМЕСТЕ с силами и средствами, решительно никакой практической разницы между надежностью этого канала и надежностью остальных частей системы управления нет и не будет.



>
>А ему и не надо быть умным. Обнаружил цель - оценил параметры - передал стандартное сообщение.

Я привел в пример высказывание Дэна Каллахэна ночью 13 ноября 1942 года. Того самого Каллахэна, который чуть позже той же ночью, перепутав микрофоны TBS и ГГС, приказал прекратить огонь всему соединению, думая, что он всего лишь прекращает огонь своего флагмана, "Сан-Франциско", по ФКП своего однокашника по Аннаполису, Нормана Скотта, на КРЛ "Атланта". Так что, ему, может быть, и не надо быть умным, но уж точно - тренированным. Решительно у всех адмиралов с этим есть проблемы;-)



>Вот это меня всегда удивляло, т.к. приближение самолётов означает факт обнаружения эскадры - а значит режим полного радиомолчания теряет сакральный смысл.

Самолеты вполне могут быть с берега, даже если они похожи на палубные и даже того же самого типа. Плюс проблемы с поиском цели у второй и прочих волн. Пока над атакуемым соединением не висят постоянно т.н. "трекеры", т.е. самолеты поддержания контакта и выдачи ЦУ, прощёлкать его в огромном океане очень просто. На этом и был основан главный метиод выдачи ЦУ в советской противоавианосной доктрине - функция КНС, корабля непосредственного слежения. Все остальное, включая так и не заработавую "Легенду", было менее эффективно.
И японцы, кстати, уже с осени 1942 часть сил палубных торпедоносных эскадрилий (канкотаев) тренировали именно на такой трекинг, невооруженный, но снабженный высококлассными штурманами и радистами.

>Вполне обыденная ситуация - пост загружен очередью заявок, а приоритезация этого вида сообщений у японцев видимо не осуществлялась.

Нет радиообмена, кроме как донесений от самолетов-разведчиков, которых к тому времени было в воздухе ровно пять. Основное подозрение Айзома - радиоприем на "Акаги" был очень плохого качества (вероятно, из-за проблем в антенно-фидерном КВ-хозяйстве), и первое донесение Амари в 07.28 просто не было принято на флагмане. Но было - на "Хирю", и именно тогда отстутствие реакции Нагумо и начало бесить Ямагути. Нагумо получил это сообщение только после того, как его приняли на "Тонэ" (сразу; самолет Тошио Амари это как раз 4-й поисковый маршрут с самого "Тонэ"), раскодировали, снова закодировали и переслали светом на "Акаги", опять раскодировали и потом доложили Нагумо.

>Пилот может и одной рукой пилотировать, например лететь и смотреть карту - вполне нормально для того времени.

В бою? Одна рука на ручке, вторая - на дросселе, ноги на педалях - маневренный воздушный бой. Чем ему на ключе стучать-то? Ключ - справа от пилота, ибо он чаще всего правша: ключ не микрофонная тангента, чтобы рука не имела значения. Что ему делать? Зажать ручку между колен? Бросить ее нахрен вообще?


>Нет, я к радиолокации ближе, был когда-то. Но связь - это технически очень родственная вещь, и плюс в последние годы много общаюсь с бывшими связистами )).

>Что касается радионаправлений: они были всегда, но возможно сам термин придумали позднее, не помню, если честно.

Радионаправление как термин имеет смысл при двух условиях:
- разнос частот приема и передачи;
- отсутствие на этих частотах передач иных корреспондентов того же контура управления.
Во всех остальных случаях (одна частота и куча коррепондентов на ней), даже при наличии иерархии станций это не направление, а сеть, и кратковременная организация двустороннего обмена в этой сети, вынуждающая остальных ждать и умирать безмолвно, не делает из неё радионаправления.




От SSC
К HorNet (20.04.2011 10:36:28)
Дата 20.04.2011 23:39:51

Re: От дефиниций...

Здравствуйте!
>>
>>Это сильно устаревший взгляд, уровня 1МВ.
>Ох-ох... я занимался организацией связи в начале 90-х... и не обнаружил систменых отличий.

Ну, понятно, что древо практики сильнее и разнообразнее сухой теории, и что связисты были, есть и будут первым объектом для приложения начальственного гнева ))). Но всё же оправдать невыполнение боевой задачи плохой работой своих связистов в СА было нельзя - оперативный командир первый получал люлей в таком случае. Хотя, возможно, в ВМФ была своя специфика, Вам виднее.

>>А, например, в СА, и её наследнице РА, часть не могла получить оценку выше, чем оценка связистов. Т.е. внимание оперативных командиров целенаправленно фокусировалось на связи.
>
>Да регулярно в связи желаемое выдавалось за действительное. Но дело даже не в этом - дело в том, что оперативный и даже стратегический командир в СССР мог потребовать улучшения организации связи, но мало что мог сделать с ее техническим обеспечением...

Ну так это уже ограничения материальной базы, от этого никуда не деться.

>>Что касается науки и техники, то на научно-теоретическом уровне японцы были не такие уж осталые. Например, т.н. многорезонаторный магнетрон (на которых были построены первые дм рлс) они изобрели ещё в 1939 году, т.е. даже раньше англов. Съездили в Германию на осмотр немецких РЛС в начале 1941, а свои РЛС выдали на гора уже в конце 1941. В целом, за 1941-45 гг. (в основном в 43-45) японцы произвели как бы не на порядок больше РЛС, чем СССР, тысяч под 7-8. Первое применение дипольных помех во 2МВ - также за японцам, на Гуадалканале.
>
>Вы на индикаторы японских РЛС внимание обращали? Такое ощущение, что их промышленность не была знакома с петлей гистерезиса. Навыки оператора РЛС, требуемые при работе на японских станциях, в общем-то исключали самостоятельную оценку обстановки тактическим командиром.

А это уже чисто доктринальный глюк японцев, ИКО с механической развёрткой - весьма банальная вещь.

Но у японцев работа с РЛС, по видимому, рассматривалась как чисто техническая работа, которой офицер (джентльмен, пьющий виски) не должен заниматься - он должен лишь пользоваться плодами этой работы.

Вообще, ИМХО, японцы смогли выжать из своих радиолокационных усилий гораздо меньше, чем могли бы. Такое ощущение, что офицеры IJN и IJA рассматривали РЛС не более как ещё один технический прибамбас, дополнительный источник тактической информации, к тому же ненадёжный. А РЛС дают революционные возможности, но чтобы использовать их нужны и революционные изменения мышления на всех уровнях - от тактики до стратегии.

Если вернуться к Мидуэю - соединение Нагумо вполне могло приплыть туда с РЛС оповещения о ВО, первые РЛС уже были установлены на нескольких кораблях IJN.

Интересно сравнить с британцами - которые практически мгновенно оценили пользу от радаров, и сразу же начали весьма интенсивно использовать их возможности.

>>Функциональные каналы в конечном итоге выросли в даталинк, который собственно и является квинтэссенцией идеи прямого обмена информацией между боевыми постами минуя посредников.
>
>Это восходит к самой доктрине - переходу от "передачи сообщений" к "передаче информации". И посредник никуде не денется, пока он предоставляет что для сообщения, что для информационного трафика сам КАНАЛ связи, организовывает его логически и технически.

Это посредник более низкого уровня, не влияющий напрямую на информационный поток и его обработку. При этом прямой канал позволяет оптимизировать информационный поток и задержки в интересах оператора канала (в нашем случае - система оповещения о ВО). При пользовании же общим каналом, начинаются стандартные проблемы с очередью заявок, приоритизацией, и т.п.

Т.е. преимущество налицо.

>>В данном случае это не усложнение структуры управления (т.к. управление по-прежнему осуществляется по основной УКВ сети или светом), а организация целевого канала для прямого информационного потока в КП ПВО ордера - т.е. был бы некий аналог современного даталинка )).
>
>Важен ответ на вопрос о том, кто и как организует данный канал, а не кто им пользуется. Это относится к стандартной задаче организатора связи, известной под именем "расчет сил и средств". Пока эта задача в организации такого канала не отдана на откуп самим пользователям канала ВМЕСТЕ с силами и средствами, решительно никакой практической разницы между надежностью этого канала и надежностью остальных частей системы управления нет и не будет.

Неоднозначный тезис. Получая в своё распоряжение весь комплекс сил и средств, пользователи также получают в нагрузку и соответствующие обязанности по управлению и обслуживанию, для чего нужен соответсвующий л.с. - и т.д. - с соответствующими проблемами, при том, что специалистов всегда не хватает.

Плюс нужны дополнительные комплекты оборудования, тоже избыточность.

Всё-таки структурное разделение связи на собственно физическое каналообразование и информационные потоки - оно не случайно возникло, есть в этом практический смысл.

>>
>>А ему и не надо быть умным. Обнаружил цель - оценил параметры - передал стандартное сообщение.
>
>Я привел в пример высказывание Дэна Каллахэна ночью 13 ноября 1942 года. Того самого Каллахэна, который чуть позже той же ночью, перепутав микрофоны TBS и ГГС, приказал прекратить огонь всему соединению, думая, что он всего лишь прекращает огонь своего флагмана, "Сан-Франциско", по ФКП своего однокашника по Аннаполису, Нормана Скотта, на КРЛ "Атланта". Так что, ему, может быть, и не надо быть умным, но уж точно - тренированным. Решительно у всех адмиралов с этим есть проблемы;-)

Ну, тренировка всегда нужна, понятное дело. Причём адмиралы и генералы в этом вопросе как раз не показатель - с ними наибольшие проблемы, по определению )).

>>Вот это меня всегда удивляло, т.к. приближение самолётов означает факт обнаружения эскадры - а значит режим полного радиомолчания теряет сакральный смысл.
>
>Самолеты вполне могут быть с берега, даже если они похожи на палубные и даже того же самого типа. Плюс проблемы с поиском цели у второй и прочих волн. Пока над атакуемым соединением не висят постоянно т.н. "трекеры", т.е. самолеты поддержания контакта и выдачи ЦУ, прощёлкать его в огромном океане очень просто. На этом и был основан главный метиод выдачи ЦУ в советской противоавианосной доктрине - функция КНС, корабля непосредственного слежения. Все остальное, включая так и не заработавую "Легенду", было менее эффективно.
>И японцы, кстати, уже с осени 1942 часть сил палубных торпедоносных эскадрилий (канкотаев) тренировали именно на такой трекинг, невооруженный, но снабженный высококлассными штурманами и радистами.

В любом случае, район нахождения эскадры в такой ситуации уже известен противнику, т.е. скрытность уже в значительной мере потеряна. Т.е. логика японцев как бы и понятна, с одной стороны - но с другой стороны, очевидно, что такое ограничение на УКВ связь резко снижало скорость оповещения, и вообще возможности взаимодействия при отражении налёта.

Т.е. выигрыш не так уж велик, а потери велики и очевидны... вроде бы.

>>Вполне обыденная ситуация - пост загружен очередью заявок, а приоритезация этого вида сообщений у японцев видимо не осуществлялась.
>
>Нет радиообмена, кроме как донесений от самолетов-разведчиков, которых к тому времени было в воздухе ровно пять. Основное подозрение Айзома - радиоприем на "Акаги" был очень плохого качества (вероятно, из-за проблем в антенно-фидерном КВ-хозяйстве), и первое донесение Амари в 07.28 просто не было принято на флагмане. Но было - на "Хирю", и именно тогда отстутствие реакции Нагумо и начало бесить Ямагути. Нагумо получил это сообщение только после того, как его приняли на "Тонэ" (сразу; самолет Тошио Амари это как раз 4-й поисковый маршрут с самого "Тонэ"), раскодировали, снова закодировали и переслали светом на "Акаги", опять раскодировали и потом доложили Нагумо.

Это версия тоже выглядит неполной. Антенно-фидерное хозяйство само по себе весьма робастное, и просто так не глючит - чтобы там были серьёзные проблемы, нужно чтобы какой-нибудь японский Бердыев-сан ломиком пробил главный фидер, например, что крайне маловероятно, или случилась какая-нибудь серьёзная авария на борту корабля - но про аварии нигде не пишут.

>>Пилот может и одной рукой пилотировать, например лететь и смотреть карту - вполне нормально для того времени.
>
>В бою? Одна рука на ручке, вторая - на дросселе, ноги на педалях - маневренный воздушный бой. Чем ему на ключе стучать-то? Ключ - справа от пилота, ибо он чаще всего правша: ключ не микрофонная тангента, чтобы рука не имела значения. Что ему делать? Зажать ручку между колен? Бросить ее нахрен вообще?

При боевом маневрировании нет, разумеется, но достаточно нескольких секунд свободного полёта "над схваткой". Если же комэск так втянут в бой, что не может оторваться и на несколько секунд - то и передача ему информации имеет мало смысла, ему всё равно будет не до этого, да и эскадрилья будет малоуправляема в этот момент.

>>Нет, я к радиолокации ближе, был когда-то. Но связь - это технически очень родственная вещь, и плюс в последние годы много общаюсь с бывшими связистами )).
>
>>Что касается радионаправлений: они были всегда, но возможно сам термин придумали позднее, не помню, если честно.
>
>Радионаправление как термин имеет смысл при двух условиях:
>- разнос частот приема и передачи;
>- отсутствие на этих частотах передач иных корреспондентов того же контура управления.
>Во всех остальных случаях (одна частота и куча коррепондентов на ней), даже при наличии иерархии станций это не направление, а сеть, и кратковременная организация двустороннего обмена в этой сети, вынуждающая остальных ждать и умирать безмолвно, не делает из неё радионаправления.

Разнос частот не обязателен. А в остальном - работа двух изолированных станций друг на друга вполне имела место быть и во времена 2МВ, и даже 1МВ )).

С уважением, SSC

От HorNet
К SSC (20.04.2011 23:39:51)
Дата 21.04.2011 15:31:56

Re: От дефиниций...



> - оперативный командир первый получал люлей в таком случае. Хотя, возможно, в ВМФ была своя специфика, Вам виднее.

В такого рода разборках очень важным является факт нахождения на берегу КП основных участников, и Ф-4 сколь угодно высокого походного штаба (на корабле) имеет возможность всегда обвинить береговые УС, а начальники ПУС береговых штабов - его. И тут, точно по Мэрфи, виноватых не найти - их можно только назначить.
Поэтому совершенно оправданно плавающие штабы (то есть штабы оперативных эскадр и флотилий, в первую очередь), и в первую очередь тихоокеанцы (у них не было спутникового веселья северян, на и вообще ТОФ больше реально служил, когда СФ больше занимался показухой) начали требовать включения в рукдоки таких прикольных вещей, как "радиосети и радионаправления зонального командования", которые в принципе дублировали всю организацию дальней оперативной связи ВМФ, но организовывались с флагманских кораблей. Дабы разборки между ФКП и берегом были проще и назначение виноватых - справедливее.


>Ну так это уже ограничения материальной базы, от этого никуда не деться.

Ну это же основа - если у тебя есть только слуховой телеграфный канал, то выше головы не прыгнешь...


>Но у японцев работа с РЛС, по видимому, рассматривалась как чисто техническая работа, которой офицер (джентльмен, пьющий виски) не должен заниматься - он должен лишь пользоваться плодами этой работы.

Вот над станциями РТР Е27, благодаря которым достигнуты почти все торпедные успехи на Соломонах 1943 года, япоснкие адмиралы нависали лично, а РЛС как-то чурались...

>Если вернуться к Мидуэю - соединение Нагумо вполне могло приплыть туда с РЛС оповещения о ВО, первые РЛС уже были установлены на нескольких кораблях IJN.

У Нагумо таких кораблей не было. Все владельцы РЛС ("Исэ" и по некоторым данным, "Хьюга") были в распоряжении Ямамото существенно дальше.
.

>
>Это посредник более низкого уровня, не влияющий напрямую на информационный поток и его обработку. При этом прямой канал позволяет оптимизировать информационный поток и задержки в интересах оператора канала (в нашем случае - система оповещения о ВО). При пользовании же общим каналом, начинаются стандартные проблемы с очередью заявок, приоритизацией, и т.п.

Канал может и должен быть отдельным, вопрос в том, кто его организует и какими средствами - связист своими или информатор-аналитик - своими.



>Неоднозначный тезис. Получая в своё распоряжение весь комплекс сил и средств, пользователи также получают в нагрузку и соответствующие обязанности по управлению и обслуживанию, для чего нужен соответсвующий л.с. - и т.д. - с соответствующими проблемами, при том, что специалистов всегда не хватает.

А вот это уже никого не волнует. Нужны тебе свои средства связи для чисто своего канала - бери и пользуйся, но сам и отвечай. Не хочешь - будь готов к тому, что связисты в любой момент пошлют тебя на йух ибо у них возрастет нагрузка на командные каналы, и они заберут или технику, или людей.


>
>В любом случае, район нахождения эскадры в такой ситуации уже известен противнику, т.е. скрытность уже в значительной мере потеряна. Т.е. логика японцев как бы и понятна, с одной стороны - но с другой стороны, очевидно, что такое ограничение на УКВ связь резко снижало скорость оповещения, и вообще возможности взаимодействия при отражении налёта.

УКВ никто не ограничивал, станции тип 96 на кораблях и тип 98 на ударных самолетах были и, вероятно, использовались.


>Это версия тоже выглядит неполной. Антенно-фидерное хозяйство само по себе весьма робастное, и просто так не глючит - чтобы там были серьёзные проблемы, нужно чтобы какой-нибудь японский Бердыев-сан ломиком пробил главный фидер, например, что крайне маловероятно, или случилась какая-нибудь серьёзная авария на борту корабля - но про аварии нигде не пишут.

Пришут про то, что "Акаги" с момента начала развертывания пропустил примерно половину разведсообщений берегового КП из Токио. На мой взгляд, ибо основными приемными антеннами корабля были лучи и ВГДшки - проблемы были либо в фидерах, которые могли быть представлены шлефами, а не коаксиалом, либо в антенных коммутаторах. Или -ре, если он был один. Это было очобенно важно, если антенны НЕ разносили с передающими хотя бы по разным бортам и если, учитывая вот эту веротяность:



>Разнос частот не обязателен. А в остальном - работа двух изолированных станций друг на друга вполне имела место быть и во времена 2МВ, и даже 1МВ )).

разноса частот не было (что как правило).

От SSC
К HorNet (21.04.2011 15:31:56)
Дата 21.04.2011 21:25:07

Re: От дефиниций...

Здравствуйте!

>> - оперативный командир первый получал люлей в таком случае. Хотя, возможно, в ВМФ была своя специфика, Вам виднее.
>В такого рода разборках очень важным является факт нахождения на берегу КП основных участников, и Ф-4 сколь угодно высокого походного штаба (на корабле) имеет возможность всегда обвинить береговые УС, а начальники ПУС береговых штабов - его. И тут, точно по Мэрфи, виноватых не найти - их можно только назначить.
>Поэтому совершенно оправданно плавающие штабы (то есть штабы оперативных эскадр и флотилий, в первую очередь), и в первую очередь тихоокеанцы (у них не было спутникового веселья северян, на и вообще ТОФ больше реально служил, когда СФ больше занимался показухой) начали требовать включения в рукдоки таких прикольных вещей, как "радиосети и радионаправления зонального командования", которые в принципе дублировали всю организацию дальней оперативной связи ВМФ, но организовывались с флагманских кораблей. Дабы разборки между ФКП и берегом были проще и назначение виноватых - справедливее.

Да, у флота всегда всё необычно )). Извините за невежество, а кто такой Ф-4 - какой-то флагман?

>>Но у японцев работа с РЛС, по видимому, рассматривалась как чисто техническая работа, которой офицер (джентльмен, пьющий виски) не должен заниматься - он должен лишь пользоваться плодами этой работы.
>
>Вот над станциями РТР Е27, благодаря которым достигнуты почти все торпедные успехи на Соломонах 1943 года, япоснкие адмиралы нависали лично, а РЛС как-то чурались...

А где у них успехи были в РТР, кроме Коломбангары?

>>Если вернуться к Мидуэю - соединение Нагумо вполне могло приплыть туда с РЛС оповещения о ВО, первые РЛС уже были установлены на нескольких кораблях IJN.
>
>У Нагумо таких кораблей не было. Все владельцы РЛС ("Исэ" и по некоторым данным, "Хьюга") были в распоряжении Ямамото существенно дальше.

О чём и речь. Хотя борьбой за господство в воздухе должно было заниматься соединение Нагумо - казалось бы, ему и нужнее РЛС. Гипотетически можно предположить, что японские адмиралы к середине 1942 года уже имели представление о станциях пеленгации работы РЛС, и считали, что выбирают меньшее из двух зол - возможно, в сочетании с завышенной оценкой эффективности своей ПВО.

Вообще, планирование операций Ямамото находится за пределами моего понимания. Какое-то маниакальное распыление сил и средств, похоже на подсознательное желание спрятаться и прокрасться тихой сапой. В связи с этим приходит в голову известный пессимизм Ямамото по поводу соотношения сил США и Японии.

>>Это посредник более низкого уровня, не влияющий напрямую на информационный поток и его обработку. При этом прямой канал позволяет оптимизировать информационный поток и задержки в интересах оператора канала (в нашем случае - система оповещения о ВО). При пользовании же общим каналом, начинаются стандартные проблемы с очередью заявок, приоритизацией, и т.п.
>
>Канал может и должен быть отдельным, вопрос в том, кто его организует и какими средствами - связист своими или информатор-аналитик - своими.

>>Неоднозначный тезис. Получая в своё распоряжение весь комплекс сил и средств, пользователи также получают в нагрузку и соответствующие обязанности по управлению и обслуживанию, для чего нужен соответсвующий л.с. - и т.д. - с соответствующими проблемами, при том, что специалистов всегда не хватает.
>
>А вот это уже никого не волнует. Нужны тебе свои средства связи для чисто своего канала - бери и пользуйся, но сам и отвечай. Не хочешь - будь готов к тому, что связисты в любой момент пошлют тебя на йух ибо у них возрастет нагрузка на командные каналы, и они заберут или технику, или людей.

Это актуально для наземных служб, в рамках же корабельных средств связи возможно "жёсткое присвоение" каналов службам. Или я не прав?

>>В любом случае, район нахождения эскадры в такой ситуации уже известен противнику, т.е. скрытность уже в значительной мере потеряна. Т.е. логика японцев как бы и понятна, с одной стороны - но с другой стороны, очевидно, что такое ограничение на УКВ связь резко снижало скорость оповещения, и вообще возможности взаимодействия при отражении налёта.
>
>УКВ никто не ограничивал, станции тип 96 на кораблях и тип 98 на ударных самолетах были и, вероятно, использовались.

А зачем тогда передачи сообщений о ВО светом?

И, кстати, я нигде не видел ответа на такой вопрос, может Вы знаете: самолёты МакКласки до атаки были замечены хоть кем-нибудь из японского ордера, или их вообще увидели только в заходе на пикирование?

>>Это версия тоже выглядит неполной. Антенно-фидерное хозяйство само по себе весьма робастное, и просто так не глючит - чтобы там были серьёзные проблемы, нужно чтобы какой-нибудь японский Бердыев-сан ломиком пробил главный фидер, например, что крайне маловероятно, или случилась какая-нибудь серьёзная авария на борту корабля - но про аварии нигде не пишут.
>
>Пришут про то, что "Акаги" с момента начала развертывания пропустил примерно половину разведсообщений берегового КП из Токио. На мой взгляд, ибо основными приемными антеннами корабля были лучи и ВГДшки - проблемы были либо в фидерах, которые могли быть представлены шлефами, а не коаксиалом, либо в антенных коммутаторах. Или -ре, если он был один. Это было очобенно важно, если антенны НЕ разносили с передающими хотя бы по разным бортам и если, учитывая вот эту веротяность:
>разноса частот не было (что как правило).

Коммутатор обычно либо работает, либо не работает, хотя вообще довольно простой и надёжный прибор, и в ЗИПе он наверняка был у них. Шлейфы и фидеры в общем случае тоже не должны отказать все сразу ни с того, ни с сего, да и время их ремонта, особенного после придающего крылья пинка, не должно быть велико.

Загадко, однако.

Вообще, говорящая деталь - на флагманском корабле всю операцию громадные проблемы с радиосвязью (50% пропущенных сообщений - это круто). И Нагумо продолжает сидеть на Акаги, как ни в чём не бывало, схему связи они тоже похоже не меняли. Как вариант - вообще не заметили проблем, что крайне плохо характеризует связистов Акаги (связистов штабного корабля, однако). С учётом узнанного от Вас по поводу японской истребительной тактики ПВО, меня удивляет не разгром у Мидуэя, а то, что японам не вломили ещё в Коралловом море.

С уважением, SSC