>> уже в 1940 можно было бы развернуть двигатель, отодвинуть башню и вынести люк мехвода на крышу и перейти на торсионную подвеску. И получить машину успешно модернизируемую всю войну без снижения серии.
В 1940 году 183 завод предлагал в серию два варианта люка водителя, один из вариантов предполагал люк на крыше будки водителя, т.е. фактически тоже, что и предлагаете вы, но без смещения башни. АБТУ отказалось от такого варианта, аргументируя это тем, что при определенном положении башни экипаж не сможет покинуть машину через этот люк, пушка будет мешать выходу.
В итоге получили что хотели.
Доброе время суток!
У Т-3 и штурмаков люков водителя и стрелка нет вообще (если не считать боковые эвакуационные), на четвёрке ствол пушки при куче положений блокирует или стрелка-радиста, или водителя.
Да и на современных танках советских ствол может блокировать люк
Так что нет идеальных танков.
С уважением, Роман