От Валера
К All
Дата 26.04.2011 15:47:49
Рубрики WWI;

Обращение с пленными в ПМВ

По жестокому обращению с русскими пленными существует такой отчёт.
http://www.grwar.ru/library/German-Cryme/index.html
Несколько смущает только то, что это издано у нас в 1942 году, когда вполне естественно было заострять внимание на немецких зверствах. Это может давать не совсем объективную картину, хотя первоначально подобные данные ЕМНИП были опубликованы ещё в РИ в 1916 году. На том же сайте у Лихотворика есть фотография наших раненых офицеров в плену в германском госпитале. http://www.grwar.ru/pictures/pictures.html?id=368
Встречались и упоминания о жестоком обращении германцев с мирным населением Бельгии.

Есть ли какие-то сведения о содержании германских пленных у нас? Тут больше интересуют именно германцы и венгры.

От Shushara
К Валера (26.04.2011 15:47:49)
Дата 27.04.2011 12:56:05

Re: Обращение с...

В дополнение.

>Несколько смущает только то, что это издано у нас в 1942 году, когда вполне естественно было заострять внимание на немецких зверствах.

В тверских епархиальных ведомостях за 1914 год были опубликованы два неотправленных письма, найденных у убитых немцев.

отрывок из первого:

Мы не знаем, куда девать пленных. Отныне каждого русского буду выгонять впереди линии наших укреплений для расстрела их.

из второго:

В том случае, когда наступление делается слишком трудным, мы берем пленных и гоним их перед собой на их же соотечественников, они несколько сокращают наши потери.

От Shushara
К Валера (26.04.2011 15:47:49)
Дата 27.04.2011 12:42:30

Re: Обращение с...

В "Военно-Историческом журнале" (2006, №2) была опубликована статья историка Новиковой о положении германских военно-пленных на строительстве Мурманской железной дороге.

Несколько цитат:

Надо сказать, что в целом условия содержания военнопленных в России отвечали требованиям Гаагской конвенции 1907 года, документы которой Россия ратифицировала в 1909 году.
...
Однако нельзя не учитывать и того, что в России, как, впрочем, и в других воевавших странах, труд военнопленных широко использовался в народном хозяйстве, но, что следует особо подчеркнуть, не безвозмездно. Причем заработки их были по тем временам весьма приличными. Так, на строительстве Мурманской железной дороги военнопленный получал в среднем 50—60 коп. в день, при сдельной работе — от 1,5 до 2,5 руб.
Лучшие работники, которыми считались прежде всего немцы как наиболее трудолюбивые и дисциплинированные, зарабатывали при 9-часовом рабочем дне до 100 руб. в месяц. Другим серьезным источником денежных средств была материальная помощь своим военнопленным ряда частных фондов Германии и Австро-Венгрии.


Понятное дело, что Мурманстройка — это не санаторий, и климат суровый и работа тяжелая. Люди болели и умирали.

Из отчета И. Горяинова (член Особого комитета помощи военнопленным):

Военнопленным не удалось предоставить сносные условия на строительстве этой дороги… Из 10 тыс. славян, поступивших в 1915 г. на работу, в настоящее время не осталось почти никого. Одни умерли, другие уже эвакуированы по болезни, а остальные ожидают эвакуации… Каждый пленный, пробывший на тяжелой работе свыше года, заболевает цингой, но чаще и раньше срока

Горяинов посещал Мурманстройку в августе 1916, с целью передачи военнопленным подарков, собранных Австро-Венгрии и Германии.


Бежали военнопленные в основном со строек, прежде всего с Мурманской железной дороги. Беглецами являлись, как правило, немцы и австрийцы. Бежали не из-за каких-либо притеснений, а из-за тяжелых условий работы, плохого климата. К побегу подталкивали и такие обстоятельства: наличие солидных денежных средств, плохая охрана, безлюдные просторы русского Севера, близость Финляндии, в которой уже тогда начали набирать силу русофобские настроения и откуда легко было попасть в Норвегию или Швецию. В последней под дипломатическим прикрытием действовали многочисленные немецкие и австрийские агенты, а шведский Красный Крест, сотрудники которого имели возможность с инспекторскими проверками посещать лагеря для военнопленных в России, нередко также выполнял «особые поручения» Берлина.
...
Бежавшие из российского плена так красочно описывали неспособность российских властей обеспечить надлежащую охрану, что руководители немецкой военной разведки в Стокгольме даже предлагали организовать «спасательную операцию», чтобы с помощью «оружия и компаса» освободить тысячи военнопленных, работавших на Мурманской железной дороге. Предложение, однако, осталось нереализованным.


В дополнение: серия фотографий Прокудина-Горского на строительстве Мурманской железной дороги
http://www.temples.ru/pg/album.php?AlbumID=5&Count=20&nopage=3
по теме начинается с 3-й страницы.


От andrew~han
К Валера (26.04.2011 15:47:49)
Дата 26.04.2011 15:51:04

Вроде только что книга М. Оськина на сей счет вышла

http://www.moscowbooks.ru/book.asp?id=552174