От Сергей Зыков
К All
Дата 18.05.2011 05:57:30
Рубрики Флот; 1917-1939;

Забытые аэродромы Владивостока

http://news.vl.ru/vlad/2011/05/17/87704/

Забытые аэродромы Владивостока: «Патрокл» — дом «беспилотников» (ФОТО)
Ярослав Ливанский — специально для VL.ru.

Изрытые склоны сопок, работающая техника и заброшенные остатки одноэтажных казарменных построек на месте так и не построенного Океанариума. Это интересное сочетание можно увидеть в районе бухты Патрокл, рядом с озером Безымянным. Когда-то здесь располагались позиции военного гидроаэродрома с одноимённым названием «Патрокл».

Недавно VL.ru публиковал небольшой материал обо всех заброшенных и закрытых аэродромах Владивостока. Теперь — о каждом из них — подробно и по порядку.

История гидроаэродрома "Патрокл" берет своё начало в начале 1930-х годов, когда на Дальневосточных границах СССР стали сгущаться тучи войны. Империалистическая Япония все чаще и чаще устраивала провокации на границах. В это время по приказу Наркома обороны К. Е. Ворошилова 55-й авиаотряд на гидросамолётах МБР-4 перебазировался из Севастополя в район Владивостока и вошел в состав Военно-воздушных сил Морских сил Дальнего Востока (ВВС МСДВ).

Позже он был переформирован в 30-ю авиаэскадрилью волнового управления ВВС Тихоокеанского флота. Понятие волнового управления заключалось в том, что на скоростные торпедные катера устанавливалось дорогостоящее оборудование, превращавшее их в своеобразных «роботов». На катерах не было экипажа, и руководство их действиями осуществлялось с помощью мощных радиоволн с находящихся в воздухе гидросамолётов.

На берегу бухты были устроены бетонные заезды на берег, где разместилась широкая бетонная площадка с двумя ангарами, в которых были мастерские и стоянки для летающих лодок. К 1941 году, после очередного переформирования части, за ней закрепился номер 63-й отдельной авиаэскадрильи ВУ ВВС ТОФ. На вооружении эскадрильи стояли летающие лодки Бериева, МБР-2.

Личный состав размещался в каменных казармах в долине, здесь же был плац, погреба для продовольствия и даже бетонные туалеты (видимо, построенные по проекту крепостных). Тут был целый городок – дома начальствующего состава (ДНСы), столовая, клуб и большой стрелковй тир на открытой площадке.

В хорошую погоду морские лётчики ходили купаться и ловить рыбу на Безымянное озеро, занимавшее довольно большую площадь. Оно и сейчас здесь есть. А в 1940-е годы протоку из него, ранее впадавшую в Патрокл, переложили в бухту Соболь и построили через неё крепкий бетонный мост.

Сохранилось интересное краткое архивное описание аэродрома: «Расположен на южной оконечности полуострова Муравьёва, в бухте Патрокл Владивостокского городского района Приморского края. Форма – прямоугольник 2300х2000 метров. Подходы открыты с востока, юга, запада. С севера подходы стеснены сопками. Связь – телефон, радио. Подъездные пути — шоссе. Дополнительные сведения – грунт дна песчаный, замерзание во второй половине декабря, вскрытие в начале марта. Работа со льда с середины января до конца февраля. Водоснабжение из водокачки, жильё – ДНСы и землянки, столовые».

Сами гидросамолёты взлетали и садились прямо на воду бухты, где был выделен специальный фарватер между сильными подводными течениями, после чего заезжали на площадку, где обслуживались. Справа от линии посадки, на берегу перешейка полуострова Басаргина была пристань для торпедных катеров.

Гидроаэродром «Патрокл» просуществовал до 1960-х годов, затем был расформирован и заброшен. Ещё в конце 1950-х старожилы помнят, как из Суходола сюда перелетали несколько летающих лодок Бе-6 и до поздней зимы, а затем и с ранней весны отрабатывали задачи, так как Суходольская бухта замерзала очень рано и поздно вскрывалась.

Сейчас же здесь царит запустение. Ситуацию оживляет лишь большая стройка Саммита АТЭС и отдыхающие в тёплую погоду на берегу люди.



От Denis1973
К Сергей Зыков (18.05.2011 05:57:30)
Дата 18.05.2011 14:52:37

"Мощных радиоволн" - доставило изрядно (-)


От U235
К Сергей Зыков (18.05.2011 05:57:30)
Дата 18.05.2011 10:08:55

Этого добра у нас много

Военная авиация появилась в городе еще до революции. С тех пор и город рос, и состав авиационных военных частей сильно менялся. Поэтому таких заброшеных аэродромо в округе полно. От каких-то вообще ничего не осталось, даже точное местоположение утеряно, как например от аэродрома, с которого впервые поднялся в воздух будущий ас Нестеров. Сейчас на месте его городской микрорайон, это почти центр города. От еще одного военного аэродрома времен ВОВ остались только подземные хранилища в сопках, а взлетная полоса аэродрома стала городской улицей. Еще один аэродром тех же времен теперь переквалифицирован в автодром.

От allexxus
К U235 (18.05.2011 10:08:55)
Дата 18.05.2011 11:39:58

Re: Этого добра...

> От еще одного военного аэродрома времен ВОВ остались только подземные хранилища в сопках, а взлетная полоса аэродрома стала городской улицей.
Любопытно, а можно адресочек?
>Еще один аэродром тех же времен теперь переквалифицирован в автодром.
Это какой автодром имеется ввиду? Существующий на Змеинке или будующий на Подгороденке?

От U235
К allexxus (18.05.2011 11:39:58)
Дата 18.05.2011 15:03:07

Re: Этого добра...

>Любопытно, а можно адресочек?

Дорога от кольца Багратиона до Варяга вдоль заводских корпусов. Часть этой дороги и была ВПП военного аэродрома. Поэтому она и прямая такая. Если подняться на сопку вверх, где застройка, то можно найти и норы уходящие внутрь сопок. Часть из них теперь используют коммерсанты, ну а часть, кажется, до сих пор замурована.

>Это какой автодром имеется ввиду? Существующий на Змеинке или будующий на Подгороденке?

Седанкинский. Тоже бывший аэродром.

От Amur
К U235 (18.05.2011 15:03:07)
Дата 18.05.2011 16:33:45

Re: Этого добра...

Там уклон приличный.. чтото ктото путает.. самолеты летали по будущей улице Русской, а около вертолета и сейчас здание КДП сохранилось - штаб авиации ТОФ там..

"Норы", а каких годов? может это заводские бомбоубежища, тоннельные погреба царские? :-) Коллега, мона и в личку, прогуляемся, посомтрим, где может летать самолет, а где нет:-) и норы..:-) живу над автовокзалом.
>>Любопытно, а можно адресочек?
>
>Дорога от кольца Багратиона до Варяга вдоль заводских корпусов. Часть этой дороги и была ВПП военного аэродрома. Поэтому она и прямая такая. Если подняться на сопку вверх, где застройка, то можно найти и норы уходящие внутрь сопок. Часть из них теперь используют коммерсанты, ну а часть, кажется, до сих пор замурована.

>>Это какой автодром имеется ввиду? Существующий на Змеинке или будующий на Подгороденке?
>
>Седанкинский. Тоже бывший аэродром.