От knight777
К All
Дата 26.01.2002 22:43:55
Рубрики Современность; Флот; Армия; ВВС;

подборка интересных статей-не у всех есть время и средства -так что читайте ниже

Всем, здравствуйте!
С уважением, knight777

От knight777
К knight777 (26.01.2002 22:43:55)
Дата 26.01.2002 22:44:50

Хроника корабельного долгостроя

Всем, здравствуйте!

Морской тральщик «Валентин Пикуль» заложен на Средне-Невском заводе (Санкт-Петербург) в 1989 году. В марте 1996 года Движение поддержки флота предложило провести общероссийскую акцию по достройке кораблей для ВМФ и Морской пограничной охраны. Порядка 500 млн. рублей, пожертвованных организациями и отдельными гражданами в 1996 — 1997 годах, решением наблюдательной комиссии перечислены на достройку этого тральщика. 31 мая 2000 года «Валентин Пикуль» спущен на воду. График ввода в строй пока не определен.

Производство многоцелевой атомной подводной лодки «Нерпa» (проект 971) Комсомольский-на-Амуре судостроительный завод начал в 1991 году. Ведутся переговоры с Индией о продаже этого корабля. Последнюю субмарину такого класса «Дракон» (ныне «Самара») завод передал Тихоокеанскому флоту в 1995 году.

Многоцелевая атомная подлодка нового проекта 885 «Северодвинске» заложена в Северодвинске на Северном машиностроительном предприятии в конце 1993 года. При необходимом финансировании спуск ее на воду планируется произвести в 2002 году.

В октябре 1996 года на Северном машиностроительном предприятии заложен ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Юрий Долгорукий» нового класса «борей». На церемонии закладки присутствовали мэр Москвы Юрий Лужков и тогдашний глава президентской администрации Анатолий Чубайс. Тогда говорилось, что атомоход будет передан Северному флоту в 2001 году. На сегодняшний день готовность корабля составляет всего 25 процентов.

В июле 1997 года на калининградском заводе «Янтарь» заложен головной сторожевой корабль «Новик» проекта 12441. Приказом по ВМФ в октябре 2001 года при 20-процентной готовности строительство корабля приостановлено.

(Новые Известия, 20.12.01г.)
С уважением, knight777

От А.Никольский
К knight777 (26.01.2002 22:44:50)
Дата 27.01.2002 04:14:19

флаг на "Пикуле" на днях поднят (-)


От Солдат
К А.Никольский (27.01.2002 04:14:19)
Дата 27.01.2002 19:32:47

Re: флаг на...

Здравствуйте, господа!
Военно-морской флаг поднят на МТЩ "Валентин Пикуль" 20 января 2002 г. Это означает, что корабль полностью закончил государственные испытания и передан ВМФ. В настоящее время он находится на сдаточной базе Средне-Невского судостроительного завода в г. Ломоносов. Переход к постоянному месту базирования (г. Новороссийск) будет осуществлен когда позволит ледовая обстановка ;))
Постараюсь не пропустить, но тут уж ...

Солдат

От Вад
К А.Никольский (27.01.2002 04:14:19)
Дата 27.01.2002 08:58:11

Пикуль пойдет на ЧФ


К Новому году в Новороссийск придет морской тральщик - “Валентин Пикуль”.
Эту новость моряки Новороссийской военно-морской базы обсуждают с удовольствием, потому что все боевые корабли базы, мягко говоря, уже в возрасте. Даже знаменитый тральщик “Железняков”. Новый тральщик при водоизмещении 800 тонн способен развивать скорость до 17 узлов, выдерживать волнение моря в 9 баллов. На вооружении корабля - четыре артиллерийские системы и две ракетные бомбовые установки.
“Валентин Пикуль” строился в Питере на экспорт, но решено его оставить в России. Я обратился к командующему флотом с просьбой передать его нам - для усиления охраны Кавказского побережья, - рассказал командир Новороссийской военно-морской базы Евгений Орлов

От knight777
К knight777 (26.01.2002 22:44:50)
Дата 26.01.2002 22:46:03

Зенитно-ракетный парадокс

Всем, здравствуйте!


Зенитно-ракетный парадокс

Кто мешает государству создавать концерн ПВО. Зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) С-300 — гордость отечественной военной техники. Лучшие в мире, самые эффективные и все такое. На них приходится до четверти поступлений от экспорта российских вооружений. Конкуренты зубы сточили, скрежеща от зависти. Американские «Пэтриот» просто отдыхают.

Это — общеизвестный позитив, тешащий национальное самосознание. Куда меньше известно, что вокруг уникальных ЗРК сложилась глубоко скандальная обстановка.

Государство пытается навести порядок, но ему активно мешают.

Военно-промышленный дуализм Свою родословную ЗРК С-ЗОО ведут с системы С-25, созданной в пятидесятые годы под руководством генерального конструктора академика А. Расплетина.

Уже тогда мы «утерли нос» американцам. Последующие модели С-75, С-125, С-200 и, наконец, С-300 использовали конструктивные принципы, заложенные Героем Соцтруда Расплетиным. Он по праву считается «гением ПВО» XX века.

С-300 создавали уже без Расплетина, но это неважно. Итоговые испытания проводили на полигонах Сары-Шаган (в Казахстане) и Капустин Яр. Эффективностью комплексов все были искренне потрясены. Шампанское пили заслуженно. Как заслуженно получали потом правительственные награды по секретным постановлениям Совета Министров СССР и ЦК КПСС.

Однако уже в те советские времена правительство сознательно культивировало ситуацию внутренней конкуренции. Дело в том, что ЗРК создавали двух видов в двух разных организациях. Это для широкой публики С-ЗОО — единый комплекс.

На самом деле всегда существовали и существуют поныне две системы: С-300П (разработчик и изготовитель — ЦКБ «Алмаз») и С-300В (НПО «Антей»). Первая предназначена для защиты особо важных объектов от всех типов воздушных нападений, вторая — для поражения тактических нестратегических ракет противника и охраны войсковых соединений на театрах военных действий. Разница в технических нюансах двух ЗРК составляет до 25%. В советское время конкуренция (доходящая порой до открытой вражды) «Алмаза» и «Антея» подогревалась ради того, чтобы стимулировать у соперников техническое совершенствование. На этих рельсах обе структуры и «въехали» в новые перестроечные безденежные времена, когда параллельное развитие одного и того же, по сути, комплекса стало просто абсурдным. Однако это ничуть не смущало научных руководителей — Б. Бункина («Алмаз») и В. Ефремова («Антей»).

Многие сегодня полагают, что если бы Бункин и Ефремов смогли вовремя преодолеть свои амбиции, развитие ЗРК С-300 пошло бы по другому, куда более разумному пути. Но что теперь пенять на стариков (обоим — в районе восьмидесяти)? Они жили соперничеством — трудно переделывать себя.

К тому же у обоих нашлось немало «соратников», подогревавших прежние противоречия. В «Антей» замом к Ефимову пришел некто М. Воробьев, известный неформальными связями на Балканах. В «Алмазе» обосновался уроженец Баку И. Ашурбейли (в прошлом создатель кооператива «Социум» и активный сотрудник Ленинградского рынка в Москве). Но будем справедливыми: оба нашли для компаний финансовое спасение в самые тяжелые годы. Воробьев сумел «увести» из Росвооружения (благодаря дружбе с его руководителем А. Котелкиным) полумиллиардный контракт на поставку «ТОР М-1», С-300 в Грецию. Ашурбейли предложил (и возглавил это дело) сдавать в аренду громадные алмазовские помещения в районе метро «Сокол». В общем, худо-бедно, обе структуры благодаря новобранцам при полном обвале оборонного госзаказа выжили. Однако за это «спасители» взяли под свой контроль финансовые потоки компаний (Ашурбейли даже сумел стать гендиректором «Алмаза»).

Дальше пошла полусекретная жизнь обеих структур. Что интересно: государство давно выдвинуло идею объединить разработчиков и производителей, чтобы сократить ненужные параллельные расходы и устранить теперь уже явно ненужную и вредную конкуренцию на рынке. Но «Алмаз» и «Антей», с одной стороны, активно сопротивлялись объединению (никто не хотел терять самостоятельности), а с другой — постоянно боролись друг с другом. Масла в огонь добавил тот факт, что «Антей» получил право непосредственно выходить на внешний рынок.

«Алмазу» этого не удалось. Вражда вспыхнула с новой силой. Взаимные информационные войны — отдельная глава в отечественной истории черного пиара.

Обе структуры выдвигали одинаковые, хотя и маловразумительные объяснения своему упрямству. Якобы у «Алмаза» и «Антея» полная несовместимость технологий, противоречащие элементные базы, стратегически различные принципы кооперации, диаметрально противоположные научные школы и т.д. С искренним жаром доказывали, что в результате обе структуры развалятся, запорют госзаказ и обязательства по контрактам, а новая объединенная структура... она если и получится, то при условии нескольких лет работы и миллиардных затрат. Мол, лучше оставить все, как есть, а то хуже будет. Грозили, кстати, и «дестабилизацией» обстановки в многотысячных коллективах компаний. Ефремов и Бункин по инерции подписывали письма, обращения, просьбы, призывы и тому подобное, что им аккуратно подсовывали. Впрочем, так же заслуженных конструкторов «используют» и сегодня.

Слово государству Государство в лице различных ведомств за эти годы уже устало разгребать аргументацию производителей С-З00. Хотя такая повышенная деликатность по отношению к «Алмазу» (62% акций — у государства) и «Антею» (100%) выглядит по меньшей мере странно. Но любая антигосударственная «странность» рано или поздно должна, по идее, заканчиваться.

Так и здесь. Принятая правительством и утвержденная президентом В. Путиным федеральная целевая программа «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса в 2002-2006 гг.» предусматривает создание единого мощного концерна ПВО, основу которого должны составить как раз «Антей» и «Алмаз». Это более чем логичное решение. Более того, это ясно выраженная воля государства, не предполагающая никаких местечковых вольных трактовок.

Но не тут-то было. Решению создать концерн уже почти год, но его фактически нет. Палки в колеса процессу создания концерна ПВО продолжают совать.

Создание концерна ПВО вызвано не только альтруистическим желанием государства примирить враждующие военно-технические кланы и поставить под жесткий контроль производство ЗРК. Концерн — острейшая необходимость. И армии, и рынку нужен новый комплекс ЗРК. Поодиночке ни «Алмаз», ни «Антей», сколько ни хвалятся, создать качественно новую конструкцию не могут. Необходимо концентрировать силы, ресурсы и потенциалы. Такова жизнь. Стране до зарезу нужен унифицированный комплекс ЗРК большой дальности, а эти двое продолжают спорить, конкурировать и распылять конструкторские и производственные силы.

Аргументация противников создания концерна, в принципе, старая и такая же маловразумительная. Однако появились и новые «нотки». Так, стали звучать «предупреждения» о том, что в результате объединения себестоимость продукции — повысится (?), ее качество — ухудшится (??), а уровень государственного контроля за производством и финансовыми потоками — снизится (?!). Слышать эти глупости было бы смешно, но не до смеха: непрекращающаяся подковерная борьба серьезно сказывается на оборонке. Мы рискуем упустить время и с передовых позиций в области ЗРК оказаться в аутсайдерах.

Кто в кукловодах?

Решение о создании концерна ПВО сыграло роль своеобразной красной тряпки.

Надо сказать, что за эти годы вокруг «Антея» и «Алмаза» выросли целые паутины компаний, банчиков, фирм и фирмочек, которые на посредничестве и прочих полулегальных операциях очень неплохо прижились. Концерн — крах их благоденствия. Концерн — конец самостоятельности в производстве и продаже ЗРК. Концерн — прозрачность и управляемость. Многим не хочется.

Словно по сигналу «красной тряпки», противники запустили в действие мощные лоббистские возможности, деньги, знакомства, всевозможные «черные» технологии и т.д., и т.п. Все для того, чтобы по возможности затянуть, а то и вовсе похоронить решение о создании концерна. Все это под тем благовидным предлогом, что необходимо сохранить научные, производственные и прочие потенциалы, традиции и все такое... Мол, зачем ломать и так далее.

Борьба идет нешуточная (на карту поставлены сотни миллионов и миллиарды долларов!). О джентльменстве вопросов не возникает. Излюбленный и, пожалуй, единственно возможный путь — «вышибать» тех, кто конкретно занимается созданием концерна ПВО. Как только кому-то поручают это... на него обрушивается шквал обвинений. В ход идут шантаж, угрозы, попытки подкупа, провокации, доносы, анонимки и т.д.

Примеров — масса. Достаточно вспомнить, что пока В. Иванов был обычным заместителем главы администрации президента, им никто и не интересовался.

Но вот его, спокойного и компетентного государственника, назначили заниматься концерном ПВО. И тут же навалилась волна грязи, обвинений, лжекомпромата (особенно через неподсудный Интернет).

Таким же образом закулисные «кукловоды» обрушивались на руководителей Министерства обороны, министров, руководителей конкретных оборонных направлений и так далее. Вплоть до того, что заваливали ФСБ, правительство, Думу истерическими требованиями остановить «развал» оборонного комплекса. Были в этой истории и неоднократные депутатские запросы (кстати, по слухам, недорого обошлось), заявлявшие о «нецелесообразности» создания интегрированных структур на базе производителей ЗРК.

Разумеется, реальные руководители «Алмаза» и «Антея», Ашурбейли и Воробьев, равно как и весьма «активный» официальный представитель «Антея» высокогонорарный юрист С. Пугинский, в «черных» технологиях не замечены. Они выступают якобы от имени трудовых коллективов... Они «сигнализируют» в органы о том, что в процессе создания концерна ПВО целая отрасль будет якобы захвачена одной частной коммерческой структурой. Хотя на самом деле этой структуре поручено выполнять конкретную (поставленную, кстати, государством) задачу по организации эффективного и высокотехнологичного процесса производства и продаж ЗРК. Разумеется, под полным контролем государства.

Мораль Концерн ПВО все равно будет создан. В этом практически нет сомнений.

Все понимают, что поручение президента будет выполнено. Но вот время, сроки... упущенные возможности, наконец. Печально все это. Печально, что дефицитные ресурсы тратятся на борьбу, на дискредитацию госчиновников, на продление чьей-то власти над финансовыми потоками. Потоками, кстати, государственными.

Еще одно обидное соображение. Пока мы тут, извините, копошимся, наши конкуренты вовсю работают. Сегодня у нас есть лучшие в мире ЗРК. А завтра могут остаться в активе только воспоминания о былой славе и рассуждения на тему, что же это за парадокс такой выдался, что мы сами своими руками задушили свою передовую отрасль.

P.S. Что в «сухом остатке» конфликта? Одни проблемы и неприятности для державы. Под угрозой невыполнения завис очередной контракт на поставку военной техники для ЗРК в Грецию на сумму 60 млн. долларов. И снова, как уже бывало десятки раз, специалисты «Рособоронэкспорта» будут выкручиваться, чтобы сохранить оружейную репутацию и не попасть на штрафные санкции.

Кстати сказать, они слишком часто сталкиваются с проблемами из-за производителей С-З00, которые постоянно пытаются перебить друг у друга заказчиков демпинговыми ценами.

И еще штрих. По сравнительным риелторским данным, доход «Алмаза» от сдачи площадей в аренду — до 20 млн. долларов. А реально регистрируется, дай бог, 10% этих доходов. И всего 1% доходит до разработчиков на зарплаты...

Крохи. Есть такое выражение: «Крохи нищему от графа Монте-Кристо». Почти про нас.

(Версия (Сов.Секретно), 25.12.01г.)

Опять растет сбываемость слухов

Не знаю, как вам, а мне почувствовать приближение Нового года все как-то не удавалось. «Наряди елку и подведи итоги», — посоветовал главный редактор.

Удивительно, как прозорливо начальство. Составление рейтинга собранных за год слухов и в самом деле настроило меня на праздничный лад.

Кстати, о Кремле. Его обитатели, приглашенные мной в качестве экспертов, единодушно вынесли вердикт считать лучшим слух о взятии «питерцами» флагмана отечественной оборонки — концерна «Антей», разработчика и производителя зенитных ракетных комплексов. В июле мы сообщили, что кресло председателя совета директоров «Антея» займет видный представитель «питерской команды» и по совместительству замглавы президентской администрации Виктор Иванов.

Спустя три месяца так и случилось.

Но лично я главным комплиментом своей колонке считаю следующую историю, по странному совпадению также связанную с оборонкой. Говорят, что, прочитав слухи от 22 августа, Михаил Касьянов был вынужден внести поправки в проект федеральной программы «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса в 2002-2006 годах». Внимание премьера на несуразицу в проекте в части создания ОАО «Концерн ПВО» обратил Сергей Глазьев, приложив к своему письму на имя премьера ксерокопию колонки слухов. В этом письме, написанном, по признанию председателя комитета Госдумы по экономполитике, «в связи с публикацией в журнале 'Деньги'», он обвинил Российское агентство по системам управления в нарушении заключенных Россией международных договоров, а также суверенитета Белоруссии.

Напомню, что в качестве кандидата на вхождение в «Концерн ПВО» наряду с «Алмазом» и «Антеем» фигурировала российско-белорусская МФПГ «Оборонительные системы». «Такое решение означает... приватизацию российской холдинговой компанией ОАО 'Концерн ПВО» государственных предприятий, находящихся в собственности иностранных государств», — согласился с версией «Денег» господин Глазьев. Премьер доводам журнала и депутата внял, устранив несправедливость в отношении братской Белоруссии.

…Согласно нехитрым подсчетам, сбываемость наших слухов по-прежнему высока. За год колонка «Говорят, что» была опубликована 20 раз, а это больше двухсот слухов, сплетен и анекдотов, которые на поверку нередко оказывались вполне правдивыми историями из жизни видных политиков и олигархов. Собственно слухов набралось ровно 121. Не поверите, но 76 из них сбылись! Таким образом, в этом году показатель сбываемости слухов составил 62,8% против 62,7% в прошлом. Надеюсь, что и впредь наша колонка с самыми правдоподобными слухами будет служить компасом в мире финансов, бизнеса и политики. С Новым годом! С новыми слухами!

(Коммерсантъ-Деньги, 26.12.01г.)

С оглядкой на «С-400»

Промышленный холдинг по разработке и выпуску систем ПВО создается в России. В него войдут НПО «Алмаз», концерн «Антей», АО «Оборонительные системы» и омское АО «Сатурн». Цель образования нового военно-промышленного холдинга — наладить производство ракетных комплексов С-300 и разработать комплекс нового поколения С-400.

По прогнозам специалистов, уже в ближайшие годы объем поставок российских комплексов ПВО за рубеж достигнет миллиарда рублей в год. Сейчас в стадии подписания находится долгосрочный контракт с Китаем на поставку 500 комплексов С-300 в течение 3 лет.

(Деловая Трибуна, 27.12.01г.)



ОАО «НПО «Алмаз» имени академика А.А. Расплетина»
«Алмаз» приоткрывает лазерные наработки

НПО «Алмаз», основанное в конце 40-х годов и ставшее признанным лидером в создании систем ПВО страны, имеет богатый, более чем 30-летний опыт создания лазерных систем передачи энергии (ЛСПЭ) и их элементов для генерации, формирования и наведения мощного излучения на удаленные объекты. О некоторых наших наработках сегодня рассказывается впервые.

Использование ЛСПЭ для решения ряда научных, гражданских и военных задач имеет весьма серьезные перспективы. Актуальность ЛСПЭ существенно возросла в последние годы. Это связано с их достоинствами, к которым, в первую очередь, относится сравнительная дешевизна транспортировки энергии, а также возможность ее «адресной», практически мгновенной доставки.

Примером лазера для ЛСПЭ технологического применения является газодинамический СO2-лазер на жидких компонентах.

Для испытаний ЛСПЭ в натурных условиях специалисты «Алмаза» создали мобильные средства адаптивного формирования и прецизионного управления лазерным лучом в большом диапазоне углов и дальностей. Формирование мощного излучения лазера в узконаправленный пучок и его высокоточное угловое наведение осуществляются с использованием крупноапертурных телескопических систем.

Весьма интересны и информативны исследования по воздействию наводимого излучения на подвижные объекты. Первые успешные опыты воздействия мощным лазерным излучением на аэродинамические мишени в СССР были проведены НПО «Алмаз» в 1982 году.

Для измерения на больших дальностях параметров лазерного излучения создаваемых систем авиационного базирования очень эффективно размещать измерительные датчики на высотных аэростатах. Лазерный луч, проходя сквозь нижнюю часть оболочки аэростата, попадает на датчики. Оболочка, во избежание ее повреждения, выполняется из специального материала, хорошо пропускающего лазерное излучение.

Это лишь некоторые примеры работы СКБ.

Специалисты ОАО «НПО «Алмаз» полагают, что сотрудничество с фирмами иностранных государств в области создания лазерных технологий и систем — один из важных факторов успешного развития этого перспективного направления науки и техники.

(Военный парад, № 6, ноябрь-декабрь, 2001г.)



МФПГ «Оборонительные системы»
Чистая прибыль ОАО «Оборонительные системы» в 2001 г. составит не менее 100 млн. руб.

Чистая прибыль ОАО «Оборонительные системы» в 2001 году составит не менее 100 млн. руб., а реализация продукции ожидается в объеме более 1 млрд. рублей, сообщил Юрий Родин-Сова, президент ОАО «ОС», управляющий компании российско-белорусской Межгосударственной ФПГ «Оборонительные системы».

«Это меньше, чем в прошлом году, когда чистая прибыль была более 150 млн. руб., а реализация около 1,5 млрд. рублей, поскольку замедление темпов развития мировой экономики, естественно, сказывается и на экспорте из России», — отметил глава МФПГ.

Вместе с тем Ю. Родин-Сова считает, что 2001 год был успешным, поскольку «удалось заложить фундамент для производства новой продукции, одинаково интересной как для военных, так и для гражданских потребителей».

По его словам, в настоящее время завершается работа над промышленными образцами нескольких новых систем навигации и контроля за подвижными объектами.

«Для армии, например, актуально то, что комплект «Тропа» с носимым прибором размером с мобильный телефон не только обеспечивает постоянную двустороннюю аудиосвязь с каждым солдатом, но и позволяет командиру в реальном времени видеть на экране своего монитора, где находится этот солдат и что происходит на данном участке», — пояснил президент МФПГ. По его мнению, если эта продукция начнет выпускаться большой серией, то она сможет стать доступной по цене (порядка $ 100 за прибор) и использоваться, например, на туристских базах, в геологоразведке, для организации охоты.

Как сообщил Ю. Родин-Сова, на этой же базе сделана новая система морского базирования с электронными картами, предназначенная для решения навигационных задач и безопасности вождения судов. Этой системой могут оснащаться морские диспетчерские пункты, следящие за курсом каждого из судов, штурманы которых, в свою очередь, через спутниковые системы связи GPS и ГЛОНАСС также постоянно имеют информацию, в какой точке акватории находится судно в конкретный момент времени.

По словам главы МФПГ, разработаны также аналогичные малогабаритные системы, которые можно ставить на автомашины. Помимо военных и пограничников, эта аппаратура может быть полезной для таможенных, банковских служб, водителей-»дальнобойщиков», любителей автотуризма, полагает он.

«На новые разработки уже есть очень серьезные организации-заказчики в России. Кроме того, системы вызвали интерес во Франции и в ряде других европейских стран, потенциальные потребители из которых не без основания полагают, что программное обеспечение в России более высокого качества, чем в других странах», — отметил Ю. Родин-Сова.

Как утверждает глава МФПГ, помимо традиционных контрактов на модернизацию зенитных ракетных комплексов, новые разработки помогут ОАО «ОС» на будущий год увеличить объем продаж более чем на 10%.

Объем прибыли Ю. Родин-Сова не стал прогнозировать. «Это будет зависеть и от объективных причин, в частности, от ситуации в мире, а также от того, получим ли мы оплату за сданную государству военную продукцию, долг за которую в десятки миллионов рублей тянется с 1998 года», — пояснил он.

МФПГ «ОС» объединяет базовые российские и белорусские предприятия, разрабатывающие и производящие средства противовоздушной обороны и продукцию двойного назначения.

(Интерфакс, 26.12.01г.)

С уважением, knight777

От knight777
К knight777 (26.01.2002 22:46:03)
Дата 26.01.2002 22:47:09

Гиперболоид инженера Буша

Всем, здравствуйте!

Гиперболоид инженера Буша
(В США уже создают экспериментальные образцы оружия для «звездных войн»)

На днях на проходившем в Эль-Пасо симпозиуме по ракетной и космической обороне специалистам и журналистам продемонстрировали новейшие образцы боевых лазеров, разрабатываемых для американской армии. Пока это образцы вооружений не стратегического, а скорее тактического назначения. То есть предназначенного для защиты своих войск и объектов от ракет ближнего и среднего радиуса действия, которые подлетают к целям на небольших высотах и в космос не выводятся.

Речь прежде всего о так называемом высокоэнергетическом боевом лазере THEL, разработанном за океаном в рамках программы по созданию перспективной системы ПРО театра военных действий. Наряду со специалистами из США его созданием занимались ученые Израиля. И понятно почему: многие годы над землей обетованной висит угроза обстрела устаревшими тактическими ракетами вроде известных «скадов» и реактивными системами типа «Град» с некоторых сопредельных арабских территорий. Выяснилось, что новейший боевой лазер уже способен прикрыть израильские города от подобных ударов. Во всяком случае в минувшем году на испытаниях THEL сбил 25 ракет советского производства, которые израильтяне захватили в свое время в Ливане.

Демонстрация в Эль-Пасо вовсе не означает, что завтра боевые лазеры появятся на вооружении американской армии, ведь речь пока лишь об опытных образцах с весьма ограниченными возможностями. Тем более их создание — совсем не доказательство эффективности будущей национальной ПРО, над которой давно работают в Соединенных Штатах. Как р аз сомнений в непроницаемости будущего противоракетного щита над Америкой немало во всем мире. Скорее показ американцами новейших достижений в этой области адресован собственному налогоплательщику. Это его надобно уверить, что миллиарды, ассигнованные на не дай Бог грядущие «звездные войны», тратятся не зря. А траты здесь поистине колоссальные. Над созданием лазерного оружия за океаном сегодня напряженно трудятся 28,5 тысячи уче ных, инженеров и конструкторов в 84 лабораториях и научных центрах военного ведомства. Только на проектирование лазера воздушного базирования по программе ABL Пентагоном в 2001 году выделено 1,6 миллиарда долларов. Предполагается, что такое оружие будет установлено на пяти «Боингах», которые станут непрерывно патрулировать вблизи районов, откуда возможен старт баллистических ракет. Дальность действия ABL при патрулировании на высоте 12 кил ометров должна составить по планам до 600 километров.

А что же Россия? По понятным причинам советские достижения в проектировании чудо-оружия не афишировались. Но, без сомнений, в полном соответствии с логикой «холодной войны» мы в свое время тратились на это дело не менее щедро, чем заокеанские соперники. И продвинулись весьма далеко. Насколько — мир узнал в 90-х, когда в каком-то мазохистском порыве прежде сверхзакрытая страна внезапн о отбросила всякое понятие военной и государственной тайны и начала торговать своими секретами оптом и в розницу.

Первый крупный советский гиперболоид военного назначения был установлен в начале 80-х годов на полигоне Сары-Шаган близ озера Балхаш. И американцы получили возможность лично убедиться в его существовании. 10 октября 1983 года во время тринадцатого витка космического корабля «Челленджер» траектория его полета пролегла аккурат над тем самым полигоном. Высота орбиты составляла 365 километров. Советский лазер произвел экспериментальный выстрел на минимальной мощности. На «Челленджере» тотчас отключилась связь, возникли сбои в работе аппаратуры, а астронавты почувствовали странное недомогание. После дипломатического демарша из Вашингтона подобные испытания были прекращены.

Примерно в те же годы на аэродроме Таганрогского авиационного научно-технического комплекса появился транспортный самолет Ил-76 необычного вида. В его носовой части был установлен огромный бульбообразный обтекатель. Как оказалось, внутри обтекателя крутилась антенна системы прицеливания боевого лазера. Сам лазер скрывался внутри фюзеляжа в виде башенки с пушкой. В полете створки между крылом и килем раскрывались, и лазерная пушка выдвигалась наружу. Сам самолет-носитель получил наименование А-60. О результатах его испытаний ничего не известно. По некоторым данным, самолет сгорел на подмосковном аэродроме Чкаловский.

Намного дальше продвинулись наши военные моряки. Проектирование лазерной системы ПВО корабля курировал лично главком ВМФ Сергей Горшков. Работы были засекречены под кодовым наименованием «Айдар». Первую и единственную флотскую боевую установку разместили на безобидном на вид черноморском сухогрузе «Диксон». Первый залп «Диксон» произвел на полигоне под Феодосией с дистанции в 4 километра. Мишень поразили, однако стало ясно, что проект явно «сырой». Коэффициент полезного действия луча составил всего 5 процентов.

Над проектом «Айдар» ученые бились до 1985 года. Добились, что лазерный луч стал прожигать обшивку самолета на дистанции 400 метров. Для создания эффективной ПВО этого было очень мало. Но наступила «перестройка», денежный поток у Министерства обороны стремительно обмелел, и об «Айдаре» пришлось забыть.

Как теперь обстоят дела с российским лазерным оружием — неизвестно. Скорее всего — никак, ведь на работы в этой области нужны ассигнования ненамного меньшие, чем в США. Целого годового бюджета Минобороны РФ на это, скорее всего, будет мало. Получается, в случае чего вся надежда на «асимметричный», как теперь принято говорить, ответ заокеанским друзьям-соперникам?

(Труд, 20.12.01г.)

С уважением, knight777

От den~
К knight777 (26.01.2002 22:47:09)
Дата 27.01.2002 16:28:53

а вот интересно - как амеры узнали что шатл нашей установкой облучался? (-)


От knight777
К knight777 (26.01.2002 22:47:09)
Дата 26.01.2002 22:48:04

беспилотный, но "Сухой"

Всем, здравствуйте!

Фирма Сухого изучает предложения возможных стратегических инвесторов программы создания БЛА С-62

Фирма Сухого ведет переговоры с рядом зарубежных партнеров по инвестированию программы создания многофункционального длительно барражирующего беспилотного летательного аппарата (БЛА) С-62. Ожидается, что стратегический инвестор этой программы будет определен к лету 2002 года.

Создатели С-62 не исключают, что стратегический инвестор будет не только вкладывать свои средства в НИОКР, но и получит право участвовать в продажах БЛА. Рассматривается вопрос о привлечении к этой программе отечественных инвесторов.

Собеседник агентства отметил, что в ходе работ большое внимание уделяется гражданскому, коммерческому применению БЛА. Такие аппараты становятся все более востребованными.

По мнению специалистов, продаваться должны не отдельные БЛА, а системы, функциональные комплексы, предназначенные для выполнения вполне определенных задач — экологического мониторинга, контроля газо- и нефтепроводов, линий связи, управления воздушным движением в определенном регионе и пр.

В России, по статистике, имеется до 150 тысяч км газопроводов и до 50 тысяч км нефтепроводов. Необходимость постоянного контроля за ними постоянно возрастает. На сегодняшний день до трети газо- и нефтепроводов выработали свой ресурс, еще 30-40 процентов находятся в «опасной зоне». Все это требует постоянного контроля за исправностью трубопроводов, и применение БЛА является, как считают эксперты, наиболее оптимальным вариантом. Только для ОАО «Газпром» и РАО «ЕЭС России», по оценке НИИ транспорта и энергоресурсов, необходимо примерно 100 БЛА типа С-62.

БЛА может быть оснащен бортовыми РЛС различного назначения, комплексом инфракрасной аппаратуры, оптико-электронным комплексом зондирования, комплексом оборудования для автоматизированного управления воздушным движением и др.

Разрабатываемый в ОКБ Сухого С-62 предназначен для выполнения полетов на высотах 17 — 22 км. Пуск (старт) С-62 осуществляется с мобильной пусковой установки на автомобильном шасси. Всего в комплекс входят три автомашины.

С-62 имеет длину примерно 14 метров, размах крыла — до 50 метров. Стартовая масса БЛА составляет порядка 9 т. Масса целевой нагрузки — 0,7-1,0 т.

Продолжительность полета — не менее 24 часов.

(Интерфакс-АВН, 07.12.01г.)


С уважением, knight777

От knight777
К knight777 (26.01.2002 22:48:04)
Дата 26.01.2002 22:51:07

все, что Вы хотели знать о ВПК, но боялись спросить

Всем, здравствуйте!

Изживание комплекса

Использование рыночных стратегий в нерыночном секторе — дело амбициозное.
Характерное свойство российского массового и элитарного, политического и экономического сознания — парадоксальное сочетание комплекса неполноценности и чувства превосходства. То, что выражено формулой «Зато мы делаем ракеты...». Этим «зато» все сказано...
Все десять лет реформ оборонно-промышленный комплекс (ОПК) страны оставался предметом или истерического оплакивания с коммунистическим акцентом, или циничного осмеяния. Вполне естественный процесс изменения структуры экономики, попытки промышленности переориентироваться на реальный рыночный спрос больно ударили по советской экономике и ее основе — «оборонке». России досталось 70% ОПК Советского Союза, и, разумеется, эта доля советского наследия оказалась более чем избыточной. Потом были конверсия, умирание предприятий, невыплаты зарплат, неоплаченный оборонный заказ. Два года назад все постепенно стало меняться. Выяснилось, что оплакивание и осмеяние — непродуктивный путь. Просто для изживания комплекса неполноценности по поводу оборонного комплекса нужна политика. Осколки оборонного комплекса размазаны по России. Причем и в географическом смысле, и в отраслевом.
Утрата единства и неизбежная в этой ситуации финансовая недостаточность были столь очевидными, что кажется удивительным, почему только сейчас власть догадалась по крайней мере провести инвентаризацию всего того, что осталось в живом или полуживом состоянии. Политика, которую придумал куратор оборонного комплекса вице-премьер Илья Клебанов, проста и в то же время необычайно сложна. Простота замысла в том, что все способное производить нужную и конкурентную продукцию следует укрупнить, разбить по профильным секторам, образовать интегрированные холдинги (в них войдут и конструкторские бюро, и серийные заводы), которые, соответственно, проще финансировать и которыми легче управлять. Сложность — в масштабе такой работы, в преодолении лоббистского сопротивления, да, собственно, и в том, что государство разучилось управлять чем бы то ни было. ОПК — отрасль, которая совмещает в себе свойства и рыночной экономики (потому что продукцию комплекса можно продавать, и за большие деньги), и нерыночной (поскольку это область естественной ответственности государства). Отсюда и все проблемы, и плохо изживаемые комплексы.
Даже чтобы продать продукцию ВПК, нужна государственная политика, причем единая. Это тоже непросто, потому что государство вообще никогда не работало маркетологом. Использование рыночных стратегий в нерыночном секторе — дело весьма амбициозное, с не вполне ясными последствиями. Но если этим не заниматься, драма развала ОПК продолжится.
При оптимистическом сценарии такой единый, разбитый на крупные концерны государственный комплекс может быть весьма эффективен, потому что если что-то в нем реально заработает, то ОПК потянет за собой смежные отрасли.
Это то, что в экономической теории называется мультипликативным эффектом.
Например, если развивается жилищное строительство, то вслед за ним растет промышленность строительных материалов, если люди въезжают в новые дома, то им нужна мебель, и потому новые заказы получают мебельные предприятия.
«Оборонка» — не исключение. Только здесь речь идет о тех отраслях, в которых у нас в последние годы началось отставание, но которые составляют основу современной мировой экономики, — об отраслях высокотехнологичных, например электронике и радиотехнике.
Сочетание рынка и государства характерно и для структуры собственности ОПК нового типа. Например, в концерн «Сухой» войдут два государственных предприятия — Новосибирское и в Комсомольске-на-Амуре и Иркутский завод, где у государства нет даже блокирующего пакета. Есть и примеры целиком государственных унитарных предприятий, каковым должен стать концерн ПВО (результат грядущего объединения «Алмаза» и «Антея»). А будут еще концерны радиостроения, ракетно-космической обороны, радиоэлектронных систем противодействия, военной и гражданской проводной связи и несколько других. Что-то, вполне очевидно, имеет рыночную природу, а некоторые концерны заведомо нерыночны.
Однако холдинговая структура ОПК, по крайней мере, позволит контролировать финансовые потоки, изучать рынки и формировать единую маркетинговую политику.
В жизни, конечно, происходят гораздо более сложные процессы. Тот же самый «Сухой» создается уже два года — идет сопротивление. ОПК — такая же сфера столкновения разнонаправленных, в том числе и финансовых, интересов, как и любая другая отрасль экономики. Тем не менее схема, которая была предложена правительством (инвентаризация, концентрация ресурсов, холдингизация, единая маркетинговая стратегия) может оказаться эффективной. А в перспективе поможет изжить все советские оборонные комплексы и преодолеть технологическое отставание от развитых экономик.
(Время MN, 27.12.01г.)
------------------------------
Современность
(Кому принадлежит Россия: ВПК)

Сложившаяся сегодня структура военно-промышленного комплекса формально проста: каждое предприятие подведомственно одному из пяти оборонных агентств в зависимости от характера производимой продукции. Однако в ВПК царит полный структурный хаос. Он вызван тем, что все предприятия отрасли по форме собственности разделены на три группы — государственные, смешанные и частные. Но независимо от формы собственности, за редким исключением, предприятия фактически контролируются менеджерами, а их экономическое положение зависит прежде всего от наличия и объемов экспортных заказов.

Структура

Авиакосмическое агентство, Агентство по системам управления, Агентство по обычным вооружениям, Агентство по судостроению и Агентство по боеприпасам — на этих пяти столпах стоит сегодня российская оборонка. Именно через руководителей агентств Юрия Коптева, Владимира Симонова, Александра Ноздрачева, Владимира Поспелова и Зиновия Пака государство в лице вице-премьера Ильи Клебанова осуществляет управление предприятиями ВПК независимо от их форм собственности. Но агентства обладают лишь аппаратными возможностями по руководству заводами и конструкторскими бюро. У них нет главного — денег и права заказывать заводам производство продукции военного назначения.

Главным внутренним заказчиком вооружений является Министерство обороны. И именно от Минобороны зависит благополучие каждого конкретного предприятия. Дело в том, что едва ли не по всей номенклатуре производимых вооружений в России существует жесткая конкуренция разработчиков и производителен. И денег на всех не хватает. Поэтому решение военных, к примеру, о разработке нового танка на нижнетагильском «Уралвагонзаводе» на базеТ-90 может поставить крест на омском заводе «Трансмаш» с его Т-80. Именно Минобороны санкционирует новые разработки и финансирует научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, которые впоследствии приносят предприятиям экспортную выручку, и именно Минобороны решает, разрешить ли продажу за рубеж тех или иных видов вооружений.

В этом смысле ключевой для оборонщиков является фигура замминистра обороны по вооружению. Сейчас эту должность занимает генерал-полковник Алексей Московский.

Наконец, главным связующим звеном между предприятиями ВПК и зарубежным покупателем является компания «Рособоронэкспорт». За исключением шести предприятий, которые имеют право самостоятельного экспорта своей продукции, вся оборонная промышленность может работать на внешнем рынке только через «Рособоронэкспорт». Он определяет, какую технику рекомендовать потенциальному заказчику (условно говоря, Т-80 или Т-90) и на каком заводе разместить тот или иной заказ. Поэтому глава «Рособоронэкспорта» в конечном итоге обладает даже большими возможностями по регулированию происходящих в отрасли процессов, чем госчиновники. Каждая группировка, занимавшая в российской властной иерархии доминирующее положение, чуть ли не первым делом начинала продвигать в госкомпанию своего ставленника. И в этой связи назначение в 2000 году главой «Рособоронэкспорта» бывшего сотрудника резидентуры КГБ в ГДР Андрея Бельянинова неожиданным не стало.

ВВС

Наибольшим спросом на внешнем рынке в последние годы пользовалась авиация. Начиная с 1995 года ее доля в экспорте российского оружия не опускалась ниже 50%.

Формально крупнейшей самолетостроительной корпорацией, разрабатывающей и производящей боевые самолеты, является авиационный военно-промышленный комплекс «Сухой». Он был создан в 1996 году указом Бориса Ельцина на базе «ОКБ Сухого», Иркутского (ИАПО), Комсомольского-на-Амуре (КнААПО) и Новосибирского (НАПО) авиапроизводственных объединений и Таганрогского авиационного научно-технического комплекса (ТАНТК). При создании АВПК предусматривалась передача ему госпакетов акций предприятий. Это дало бы возможность головной структуре реально управлять структурными подразделениями, которые за последние годы выполнили или выполняют заказы общей стоимостью почти $10 млрд.

Однако в действительности АВПК сейчас представляет собой небольшую управляющую компанию, которая контролирует лишь ОКБ,51% акций которого принадлежит государству (посты руководителей АВПК и ОКБ совмещает Михаил Погосян). Контрольный пакет акций ИАПО контролируется менеджментом предприятия во главе с президентом объединения Алексеем Федоровым, а государству принадлежит всего 14,7% акций. Поэтому завод проводит самостоятельную маркетинговую и инновационную политику за счет средств от поставок в Индию Су-30МКИ и налаживания там лицензионного производства. Схожая ситуация и на ТАНТК имени Бериева, разработчика самолетов-амфибий Бе-200: принадлежащие государству 38% акций предприятия переданы в АВПК, но остальные акции контролируются частными акционерами. КнААПО и НАПО сейчас не акционированы и являются государственными унитарными предприятиями, имеющими к АВПК формальное отношение. При этом НАПО, проводящее ремонт устаревших бомбардировщиков Су-24 и в будущем готовое приступить к сборке новых, но имеющих весьма туманные экспортные перспективы Су-34, большого интереса ни для кого не представляет. А вот КнААПО, реализующее многомиллиардные контракты на поставку Китаю самолетов Су-30МКК и организацию там лицензионного производства Су-27СК, могло бы стать ядром АВПК. Однако до последнего времени губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев и гендиректор КнААПО Виктор Меркулов успешно сопротивлялись планам акционирования предприятия и передачи контрольного пакета его акций в АВПК.

И вот 26 ноября Владимир Путин подписал новый указ — о формировании ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой»». Документ предполагает акционирование КнААПО и НАПО с передачей в АВПК 74,5% их акций и закреплением 25,5% за Российским фондом федерального имущества. Предполагается, что, когда оба авиазавода станут полноправными участниками единого холдинга, АВПК будет преобразован в АХК «Сухой».

Другой отечественный авиапромышленный гигант — Российская самолетостроительная корпорация (РСК) «МиГ» — только сейчас начинает выходить из кризиса, который неожиданно последовал за заключением в 1994 году первого крупного экспортного контракта (свыше $600 млн) на поставку Малайзии 18 истребителей МиГ-29. Признаки некоторого оживления стали появляться лишь в 1999 году, после назначения главой РСК бывшего конструктора ОКБ Сухого» Николая Никитина. Тогда концерну удалось продать самолеты МиГ-29 в Бангладеш, а в этом году последовали контракты с Бирмой и Йеменом.

Особняком в ряду российских авиастроительных предприятий стоит нижегородский авиазавод «Сокол» — он производит двухместные МиГ-29УБ,— фактически контролируемый сейчас группой «Каскол» во главе с Сергеем Недорослевым. Доставшийся нижегородцам относительно крупный самостоятельный контракт (на $325 млн) на модернизацию 125 индийских истребителей МиГ-21 реализуется на грани рентабельности, и перспективы «Сокола» весьма туманны.

Еще тяжелее ситуация с отечественными вертолетостроителями. Относительно стабильно лишь положение Кумертауского авиапроизводственного предприятия, которое за последние годы поставило в Индию и Южную Корею несколько десятков морских Ка-31 и Ка-32 разработки возглавляемого Сергеем Михеевым ОАО «Камов». В то же время, по сути, провалилась попытка продвижения на внешний рынок едва ли не самого разрекламированного российского ударного вертолета Ка-50 «Черная акула» и его двухместной модификации Ка-52 «Аллигатор». До сих пор за рубеж не продано ни одной машины, хотя ОАО «Камов» всерьез рассчитывало на турецкий и южнокорейский заказы общей стоимостью более $5 млрд.

ВМФ

Пожалуй, в самом тяжелом положении с развалом СССР и резким сокращением военных ассигнований оказалось кораблестроение. Производство кораблей и подлодок — самое дорогое военное производство (стоимость производства одного эсминца примерно равна стоимости производства 20 современных истребителей или 150 танков). Поэтому кораблестроительные заводы, сумевшие получить хотя бы один экспортный контракт, можно назвать вполне преуспевающими предприятиями.

Так, китайского заказа на производство всего двух эсминцев класса «современный» хватило санкт-петербургской «Северной верфи», чтобы войти в число крупнейших мировых экспортеров оружия: сумма контракта составила $1 млрд. Примерно столько же заработает санкт-петербургский Балтийский завод на строительстве трех фрегатов для ВМС Индии. Наблюдавшийся в 90-е годы спрос на подлодки класса Kilo предопределил устойчивое положение ЦКБ «Рубин» и завода «Адмиралтейские верфи».

В этих условиях даже заводы, специализирующиеся на производстве небольших кораблей и катеров, привлекли внимание частного капитала. Так, в «Объединенные машиностроительные заводы» Кахи Бендукидзе входит судостроительная фирма «Алмаз», которая летом этого года завершила выполнение греческого заказа стоимостью $100 млн на два десантных корабля на воздушной подушке «Зубр», а сейчас достраивает два сторожевых корабля «Светляк» для Вьетнама.

ПВО

В начале 90-х годов российские оборонщики связывали большие экспортные надежды с комплексами противовоздушной обороны. К этому времени СССР успел создать мощный задел в разработке средств ПВО. Комплексы ближнего радиуса действия «Тор», среднего радиуса «Бук» и дальнего действия С-300, а также переносные зенитные ракетные комплексы «Игла» уверенно опережали мировые аналоги. Однако эти надежды оправдались лишь частично.

Только две страны осуществили крупные закупки российских систем ПВО — Китай и Греция. Они приобрели С-300 и «Top-M1» на сумму свыше $1,5 млрд. Кроме того, Финляндия получила в счет погашения российского госдолга небольшую партию «Буков». Еще несколько сотен миллионов долларов заработал разработчик и производитель «Игл» Коломенское КБ машиностроения.

Тем не менее борьба за контроль над предприятиями — разработчиками и производителями систем ПВО все эти годы велась ожесточенная. В середине 90-х годов несколько предприятий, участвующих в производстве С-300П, создали ФПГ «Оборонительные системы». Благодаря поддержке высокопоставленных военных и аппаратному влиянию главы «Интерроса» Владимира Потанина ФПГ стала генеральным подрядчиком «Росвооружения» по реализации экспортных контрактов, общая сумма которых составила примерно $900 млн.

Гендиректор ЦКБ «Алмаз», разработчика С-300П, не вошедшего в состав ФПГ, Игорь Ашурбейли обвиняет «Оборонительные системы» в невыплате всех причитающихся конструкторам отчислений от экспортной выручки и пытается заменить ФПГ в роли головного подрядчика по выполнению экспортных контрактов.

Интересно, что прожить друг без друга «Алмаз» и «Оборонительные системы» не могут. Первый не обладает мощностями для серийного производства и к тому же является головным предприятием по разработке перспективной системы С-400, а ФПГ не может работать без «Алмаза», поскольку КБ является держателем технической документации по С-300П и С-400. Но и вместе две структуры работать тоже не могут. Глава «Оборонительных систем» Сергей Батехин выразил готовность передать государству контрольный пакет акций головной компании для последующего создания единого «концерна ПВО», подразумевая, что ключевые посты в концерне достанутся менеджменту ОАО. Однако менеджеры «Алмаза», фактически контролирующие предприятие несмотря на то, что 51% его акций принадлежит государству активно сопротивляются этим планам, поскольку считают, что единственной целью руководства «Оборонительных систем» является установление контроля за финансовыми потоками концерна.

Неожиданным союзником «Алмаза» в этой борьбе стал самый сильный в настоящее время игрок в отрасли — концерн «Антей». Неожиданным, потому что руководители НПО «Антей» и ЦКБ «Алмаз» конфликтовали между собой на протяжении полувека. В российской оборонке, наверное, никогда не было более непримиримых врагов, чем генконструкторы Вениамин Ефремов и Борис Бункин. Но «Антей» так и не смог продвинуть на внешний рынок свою модификацию С-300 — С-300В (создавался для сухопутных войск, а С-300П — для войск ПВО), зато с 1998 года начал успешно продавать комплексы «Тор-М1» и выручил уже более $700 млн. «Антей» является государственным унитарным предприятием, но де-факто полностью контролируется менеджментом во главе с гендиректором концерна Юрием Свириным и к тому же имеет право самостоятельного экспорта. Поэтому, как и «Алмаз», этот концерн категорически не заинтересован в создании «концерна ПВО» во главе с менеджерами «Оборонительных систем».

Обычные вооружения

Крупнейшим оборонным предприятием-экспортером, обладающим правом самостоятельной продажи своей продукции за рубеж, является Тульское КБ приборостроения (КБП). До 2000 года предприятие за счет поставок ракетно-пушечных комплексов «Тунгуска» и противотанковых ракетных комплексов заработало до $500 млн, а в прошлом году заключило сенсационный контракт с ОАЭ на $734 млн на поставку 50 новейших ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-1С». Сенсационный, потому что «Панциря» как такового еще не существует, и многие специалисты считают, что создать комплекс ПВО с заявленными КБП характеристиками просто невозможно. Тем не менее гендиректор и генконструктор КБП Аркадий Шипунов, несмотря на то что предприятие имеет статус унитарного госпредприятия, сейчас является одной из самых влиятельных фигур в отрасли.

Но первым из предприятий-производителей военной техники для сухопутных войск крупный экспортный контракт получил Курганмашзавод, который в 1992-1997 годах поставил более 500 БМП-3 в ОАЭ и более 100 БМП-2 и БМП-3 в Кувейт на общую сумму около $1,5 млрд. Позднее в счет погашения госдолга он поставил в Южную Корею 40 БМП-3 за $210 млн и более 40 БМП-3 на Кипр за $68 млн. Именно под эти контракты курганский завод приобрел «Роспром» Михаила Ходорковского. Правда, сейчас объемы поставок БМП резко сократились, олигарх потерял интерес к оборонке, и в прошлом году Курганмашзавод был продан компании СИБУР.

После приобретения «Русским алюминием» Горьковского автозавода владельцем оборонного производства стал еще один отечественный промышленный гигант: в структуру ГАЗа входит расположенный в Арзамасе машиностроительный завод, производящий бронетранспортеры — БТР-80 и БТР-90.

Драматичная борьба развернулась во второй половине 90-х годов между двумя российскими танковыми заводами — омским «Трансмашем» и нижнетагильским «Уралвагонзаводом». С 1996 года новых контрактов у заводов не было, и стало ясно, что выживет то предприятие, которое получит новый крупный экспортный заказ. «Трансмаш» сделал ставку на крупный греческий тендер — и проиграл. А вот «Уралвагонзавод» в этом году получил заказ на производство и организацию лицензионного производства Т-90С в Индии общей стоимостью $730 млн. Это и решило многолетний спор «Трансмаша» и «Уралвагонзавода» — сейчас уже очевидно, что заказ Минобороны на разработку нового основного боевого танка для российской армии получит Нижний Тагил.

Перспективы

В октябре-ноябре правительство и президент утвердили два основополагающих документа: федеральную целевую программу «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса в 2002-2006 годах» и «Основы политики РФ в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». Документы декларируют курс на концентрацию научно-исследовательских и промышленных мощностей, что должно привести к формированию примерно 50 оборонных холдингов и концернов. И хотя в частных разговорах директора и губернаторы жалуются, что головные компании концернов превратятся в новых никому не нужных посредников между заводами и заказчиками, открыто сегодня никто не решается возражать против планов, утвержденных президентом. Более того, многие частные владельцы заводов даже готовы пойти на добровольное увеличение государственной доли в акционерных капиталах своих предприятий. Они понимают, что в этом случае им будет проще добиться получения госзаказа.

Однако это вовсе не означает, что процесс формирования концернов пройдет гладко. Напротив, сейчас начинается борьба за то, в какой форме проводить объединения, и за кандидатуры руководителей концернов. Потому что именно от этого зависит в итоге судьба объединяемых предприятий. А поскольку в каждом конкретном случае концерны будут формироваться на основании указа президента, то как раз сейчас и начинается решающий этап борьбы лоббистских группировок за подписи президентских и правительственных чиновников.

Наиболее интересным событием последнего полугодия стал запуск двух первых российско-индийских авиаракетных проектов, что позволит создать единое российско-индийское военно-экономическое пространство, аналогичное европейскому и формирующемуся трансатлантическому.

(Коммерсантъ-Власть, 04.12.01г.)
---------------------------------
Тенденции
(Кому принадлежит Россия: ВПК)

Константин Макиенко, заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий

Новые брэнды и новые игроки

Главной тенденцией 2001 года стало появление новых брэндов в авиапромышленности и связанных с ней производствах бортового радиоэлектронного оборудования и авиационных агрегатов. Поскольку основным источником валютных поступлений в Россию является экспорт истребителей семейства Су-27, строительство новых компаний активнее всего протекает на базе заводов и КБ, связанных с производством и разработкой этих машин.

Так, Иркутское авиационное производственное объединение (ИАПО), которое возглавляет Алексей Федоров, подписало в конце прошлого года грандиозный контракт стоимостью более $3 млрд с Индией на лицензионное производство 140 новейших многофункциональных истребителей Су-30МКИ. В активе у ИАПО имеется соглашение на поставку Дели еще 32 таких самолетов. Таким образом, Алексей Федоров получил возможность проводить предельно независимую промышленную и инновационную политику Летом этого года стало известно о покупке объединением контрольного пакета акций ОКБ «Русская авионика», которое под руководством Михаила Коржуева ведет НИОКР в области модернизации истребителей семейства Су-27/30. Так ИАПО обзавелось собственным инновационным центром и уменьшило зависимость от «ОКБ Сухого». Кроме того, ИАПО владеет 70% акций ЗАО БЕТАИР, которое ведет работы по маркетингу и продаже самолетов-амфибий Бе-200. В настоящее время портфель заказов ИАПО оценивается в $4 млрд. В период с 2002-го по 2005 год ожидается получение заказов еще на $1,5-3,2 млрд. ИАПО первым из предприятий ВПК стало работать с финансовыми инструментами, начав реализацию с марта этого года вексельной программы. Наконец, европейский концерн EADS планирует разместить на ИАПО производство элементов фюзеляжа своих аэробусов.

Другая корпоративная структура, которая громко заявила о себе в последний год, работает в области создания бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО). МФПГ «Аэрокосмическое оборудование», которой руководит Сергей Бодрунов, объединяет более 20 предприятий, разрабатывающих и производящих БРЭО для двух основных российских истребителей — Су-27 и МиГ-29. Считается, что МФПГ производит для них 60% всех авиационных приборов. Благодаря крупным китайским и индийским контрактам портфель заказов «Аэрокосмического оборудования» достиг $1 млрд. Бодрунов владеет почти 12% акций ИАПО и стремится создать новый плацдарм в бизнесе, связанном с производством агрегатов для истребителей семейства Су-27,— двигателестроении. Владея 20% акций КБ «Люлька-Сатурн», которое является разработчиком двигателей АЛ-31Ф для Су-27, Бодрунов оспаривает правомерность создания двигателестроительной корпорации «Сатурн», которая образована путем слияния и перехода на единую акцию КБ «Люлька-Сатурн» и серийного завода-производителя «Рыбинские моторы». Президент новой структуры, о создании которой было объявлено летом этого года, Юрий Ласточкин строит корпорацию, преодолевая ожесточенное сопротивление миноритарных акционеров, во враждебном окружении конкурирующих двигателестроительных заводов — московского «Салюта» и «Пермских моторов».

Наконец, в октябре было объявлено о получении лицензии еще одной корпоративной структурой, работающей в области бортового оборудования. Научно-производственный центр «Технокомплекс», производящий до 40% БРЭО для Су-27 и МиГ-29, кристаллизуется вокруг Раменского приборостроительного КБ (РПКБ), которое фактически принадлежит его генеральному директору Гиви Джанджгаве. Интересно отметить, что ИАПО тяготеет к работе с «Аэрокосмическим оборудованием», в то время как традиционные корпорации первого поколения АВПК «Сухой» и РСК «МиГ» предпочитают сотрудничать с РПКБ.

Еще один новый игрок на поле ВПК — Межрегиональный инвестиционный банк (МИБ). Он стал широко известен год назад, когда активно включился в борьбу с Гута-банком за контроль над Московским вертолетным заводом (МВЗ). Борьба увенчалась успехом, и близкий к банку Юрий Андрианов занял пост генерального директора завода. Кроме того, банк владеет активами на ряде судостроительных заводов, которые в основном выпускают корабли малого и среднего водоизмещения — катера, корветы и сторожевики (фрегаты). В августе было объявлено о создании с участием МИБа Ассоциации малого и среднетоннажного судостроения, которая объединила полностью и частично контролируемые банком судостроительные заводы. Ассоциацией руководит бывший начальник военно-морского департамента «Росвооружения», а ныне вице-президент МИБа Михаил Хейфиц.

Впрочем, МИБ только кажется новым игроком в оборонке. Этот банк на самом деле давно и активно работает с предприятиями ВПК и государственными посредниками по торговле оружием. Строительство вокруг МИБа кораблестроительной квазикорпоративной структуры может повлиять на расклад сил в судостроительной промышленности России. Например, вошедшая в ассоциацию калининградская верфь «Янтарь», где достраиваются два сторожевых корабля класса «корсар», вполне способна изменить конфигурацию российских предложений на рынке военно-морской продукции, которая до сих пор формировалась «Северной верфью» и Балтийским заводом.

Традиционные брэнды: борьба за выживание

Маркетинговая и инновационная активность новых игроков оживила и старые brand-names. После продолжительного периода кадровой и организационной нестабильности новый генеральный директор РСК «МиГ» Николай Никитин построил первую вертикально интегрированную авиационную компанию. Прежние очаги сепаратизма — АНПК имени Микояна и серийный завод МАПО — взяты под полный контроль управляющей компании и трансформированы соответственно в инженерный и производственный центры. В последнее время улучшилась ситуация с продажами МиГ-29 на мировом рынке. Только в этом году подписаны контракты с Бирмой и Йеменом на сумму более $0,5 млрд. Интересно, что в системе «МиГ» могло произойти такое же расщепление брэнда, какое сейчас наблюдается в системе «Сухой». Альтернативный полюс корпоративного строительства мог быть сформирован вокруг нижегородского завода «Сокол», ситуация на котором во многом напоминает положение иркутского завода. Подобно ИАПО, «Сокол» является акционерным обществом со значительной долей частного капитала и расположен в областном городе с относительно дешевой, но квалифицированной рабочей силой. Однако в отличие от Алексея Федорова директор «Сокола» Василий Панков не захотел или не смог аккумулировать контрольный пакет акций своего предприятия и не стал вкладывать деньги в НИОКР аналога истребителя Су-30МКИ в классе легких истребителей — многофункциональный комплекс МиГ-29УБТ с радаром с фазированной решеткой «Оса». В июне прошлого года 38% акций «Сокола» приобрела группа компаний «Каскол», президент которой Сергей Недорослев рассчитывает сделать завод производственной площадкой для реализации своего проекта строительства семейства региональных самолетов.

По всей вероятности, в начале 2002 года активизируется процесс корпоративного строительства и вокруг АВПК «Сухой». Сейчас управляющая компания и ее руководитель Михаил Погосян эффективно контролируют «ОКБ Сухого» и одновременно ведут борьбу с руководством Хабаровского края и КнААПО за финансовые потоки, которые КнААПО получает в результате выполнения больших китайских заказов на истребители Су-30МКК.

Параллельно с процессами расщепления традиционных брэндов наблюдается тенденция к их диффузии. Так, после нескольких волн миграции инженеров и топ-менеджеров из системы «Сухой» в «МиГ» и обратно уже с большим трудом можно говорить об оригинальных микояновской и суховской конструкторских школах. Появляются и признаки производственной конвергенции двух научно-промышленных систем. Так, РСК «МиГ» в случае подписания контракта на поставку в Индию палубных истребителей МиГ-29К предполагает разместить производство крыльев на КнААПО, которое имеет опыт строительства палубных истребителей Су-33.

Международная кооперация: пилотные проекты

Возможно, самые значимые события этого года в области ВПК пока теряются на фоне информационного шума, связанного с АВПК «Сухой» и «концерном ПВО». Этими событиями являются первый пуск российско-индийской ракеты PJ-10, осуществленный в рамках реализации проекта BraMos, и обнародование информации о начале НИОКР по созданию совместного российско-индийского многофункционального транспортного самолета Ил-214/МТА. С российской стороны в этих проектах участвуют Реутовское НПО машиностроения, которым руководит Герберт Ефремов, Иркутское АПО и КБ имени Ильюшина, а с индийской — Организация оборонных исследований (DRDO) и авиастроительная корпорация HAL. Более того, вице-премьер Илья Клебанов недавно заявил, что Россия совместно с Индией будет разрабатывать боевой самолет пятого поколения. Предметные переговоры на этот счет должны начаться уже в следующем году, после того как правительство официально назовет фирму-подрядчика с российской стороны (этим подрядчиком наверняка станет «Сухой»).

Значение этих событий огромно. Основной поток военно-промышленных трансакций в мире осуществляется не на свободном рынке, а внутри замкнутых или полузакрытых военно-экономических зон — европейской и формирующейся трансатлантической. У России нет ни единого шанса остаться на рынке вооружений или даже просто сохранить остатки своей оборонной промышленности, если она немедленно не приступит к формированию таких же больших международных военно-экономических полей. Индия — практически идеальный международный партнер. В отношениях с Дели нет военно-политических рисков, как с Китаем. Финансовые возможности сторон сопоставимы, как сопоставимы и культуры менеджмента и бюрократические практики. Даже относительно низкая платежеспособность Индии — фактор скорее положительный. Если бы у индийских военных и промышленников было больше денег, место России оказалось бы занятым Израилем и Францией.

(Коммерсантъ-Власть, 04.12.01г.)


С уважением, knight777