От Офф-Топик
К Офф-Топик
Дата 27.01.2002 09:28:38
Рубрики Прочее; Современность; Спецслужбы;

ДСП МЮ

От Министерства юстиции Российской Федерации:

Широков Е.Л. - заместитель руководителя Департамента судебных приставов (руководитель рабочей группы)

Матвеева Н.Б. - начальник отдела исполнения актов специально уполномоченных органов Департамента судебных приставов (заместитель руководителя рабочей группы)

Тютиков А.Л. - начальник отдела организационного обеспечения и статистической отчетности Департамента судебных приставов

Герусов Е.Б. - заместитель начальника отдела организации исполнения актов специально уполномоченных органов Департамента судебных приставов

Босхолова К.С. - ведущий специалист отдела правового обеспечения Департамента судебных приставов

Минюста России № 283/92 от 22 марта 2001 года

Департамент судебных приставов
Департамент судебных приставов создан в составе Минюста во исполнение Федеральных законов “О судебных приставах” и “Об исполнительном производстве” в 1997 г. В то же время начала формироваться и Служба судебных приставов, призванная наряду с другими функциями осуществлять исполнение судебных актов и актов иных органов, а также осуществлять оперативно-розыскную деятельность, связанную с исполнением возложенных на нее функций.

Сегодня Служба имеет статус не только федерального органа исполнительной власти, но и правоохранительного; наряду с широкими полномочиями она вправе применять соответствующие меры принуждения к нерадивым должникам и лицам, препятствующим надлежащему исполнению судебных решений, имеет вооружение, специальную технику.

В настоящее время Служба, входящая в систему органов Минюста России и возглавляемая заместителем Министра юстиции – Главным судебным приставом РФ, имеет следующую организационную структуру:

Департамент судебных приставов;
Службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ;
Районные, межрайонные или соответствующие им подразделения судебных приставов, состоящие из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов - исполнителей.
В 1998 г. судебными приставами окончено 14935 тыс. исполнительных производств (87% от их общего числа); полностью удовлетворены требования истцов по 7542 тыс. исполнительных документов, уровень исполнения судебных решений составил 50%. В начале 90-х этот показатель не превышал 20-30%.

Деятельность Службы судебных приставов, процесс формирования которой должен быть завершен к 2000 году, призвана способствовать безусловному исполнению закона в сфере исполнительного производства, а также дальнейшему развитию в стране гражданско-правовых отношений.



РУКОВОДСТВО

Первый заместитель главного судебного пристава Российской Федерации - руководитель департамента
Чуримов Андрей Владимирович
917-83-20
Заместитель руководителя департамента
Морозов Сергей Константинович
917-82-68
296-05-22
Заместитель руководителя департамента
Мешков Михаил Викторович
206-05-32
Заместитель руководителя департамента
Кононов Олег Васильевич
917-87-60
209-09-53
Заместитель руководителя департамента
Галанин Николай Дмитриевич
206-04-71
Отдел организации работы судебных приставов-исполнителей

Начальник отдела
Захарова Наталья Анатольевна
296-00-84
Отдел организации исполнения международных обязательств

Начальник отдела
Шафранский Владимир Яковлевич
200-15-79
Отдел по работе с письмами и обращениями

Начальник отдела
Скоробогатова Виктория Ивановна
206-04-97
Отдел организации работы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов

Начальник отдела


Организационно-инспекторский отдел

Начальник отдела
Литвин Владимир Залманович
917-82-68
Отдел правового обеспечения и законодательной работы

Начальник отдела
Мазурский Владимир Александрович
206-05-32
Отдел организации работы с кадрами

Заместитель руководителя департамента - начальник отдела
Добровольский Владимир Иосифович
917-70-62
Отдел собственной безопасности и розыска

Начальник отдела
Измайлов Дамир Салихович

Отдел профессиональной и специальной подготовки

Начальник отдела
Самофалов Юрий Николаевич
296-00-84
Отдел бухгалтерского учета и отчетности

Начальник отдела


Финансово-экономический отдел

Начальник отдела
Огородникова Нина Саввовна
296-00-84
Отдел материально-технического обеспечения

Начальник отдела
Карпенко Анатолий Андреевич
296-05-22
Отдел статистической информации и автоматизации

Начальник отдела
Коршунов Александр Алексеевич
296-00-84

От Офф-Топик
К Офф-Топик (27.01.2002 09:28:38)
Дата 27.01.2002 09:31:30

Re: ДСП МЮ

Аркадий МЕЛЬНИКОВ, заместитель министра юстиции -
главный судебный пристав РФ:




«Кому он нужен, безвластный суд?..»




ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Родился 2 января 1939 года в Белоруссии. По комсомольской путевке строил оборонный объект в Ангарске. Окончил вечернее отделение юрфака Иркутского университета. Работал в органах прокуратуры, последние должности: начальник управления -член коллегии Генеральной прокуратуры СССР, затем РФ.
С декабря прошлого года - заместитель министра юстиции - главный судебный пристав Российской Федерации, государственный советник юстиции 1-го класса. Женат, имеет дочь и двух внуков. Любимый отдых - охота.


-Государевы люди, исполнявшие решения судов, были во все времена, - говорит Аркадий Тимофеевич. - Ибо без них потерялся бы смысл самого правосудия. Кому нужен безвластный суд? Увы, современная Служба судебных приставов в нашей стране только создается, ей нет и трех лет. Потому еще не все ладится, многое только предстоит сделать.

Судите сами: четыре(!) из каждых десяти предписаний судов и других органов (а речь идет о взыскании задолженностей, смене собственников, выплате алиментов, разрешении трудовых споров и т.п.) откладываются в долгий ящик. Но ведь до образования нашей службы положение было и вовсе катастрофическое: три четверти граждан и фирм, обратившихся за помощью в суд и получивших подтверждение законности своих требований, так и оставались без реального возмещения ущерба! Суды, в сущности, работали вхолостую.

Вы только представьте, чтобы после вынесения приговора суд не имел бы возможности отправить преступника в кутузку. Такого, разумеется, никогда не происходило и не происходит. Потому что всегда действовала отлаженная система исполнения уголовных наказаний. А вот подобной системы в отношении гражданских тяжб у нас после 1917 года не стало. Возрождение нашей службы было обусловлено самой жизнью, радикальными изменениями экономической ситуации в стране. В 1997 году были наконец приняты основные законы, определяющие ее деятельность: «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Теперь это достаточно мощная структура, способная противостоять сопротивлению недобросовестных должников. Помимо исполнения решений судов и других органов (административных комиссий, комиссий по трудовым спорам, нотариата и т.д.) на нас также возложено поддержание порядка в судах и охрана участников судебного процесса.

- То есть от увещеваний переходим к силовым приемам?

- Так ведь это и называется принудительным исполнением властных решений. Появившиеся с лета прошлого года судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов сейчас совместно с милицией несут службу в залах суда, где нередко случаются и эмоциональные взрывы, факты хулиганства, а то и откровенные провокации.
Здесь одной дубинкой или аэрозольным баллончиком не обойтись. Существующий Закон «О судебных приставах» позволяет применять и более серьезное оружие. Так что приставы-силовики на законном основании носят в кобурах пистолеты.

Крайне нужны нам для экстренной связи и радиостанции. К счастью, этот вопрос при содействии Генерального штаба решается положительно.

- И все-таки более трети судебных и иных решений, как вы сказали, по-прежнему не исполняется.

- Тому, к сожалению, много причин. Прежде всего - совершенно недостаточная численность службы. У нас по штату 23 289 сотрудников, из них 7,5 тысячи тех, кто исполняет охранные функции. На каждого реализующего решения судов и других органов выпадает в год более тысячи исполнительных производств. А что значит «отбить» хотя бы одну квартиру у незаконно удерживающего ее лица? Даже без вооруженного сопротивления может уйти и неделя, и месяц. По нашим расчетам, сегодня нам нужно по крайней мере утроить штат судебных приставов-исполнителей. Ведь через суды и другие органы проходит все больше споров. В прошлом году у нас искал защиту почти каждый десятый взрослый россиянин - 18 миллионов обращений! И это в общем-то хорошо. Иначе правду будут искать (и все еще ищут) с помощью криминальных структур.

- Но дополнительные штаты - это новые расходы.

- Отнюдь. Мы живем за счет сборов с должников. 30 процентов сбора направляется в бюджет, остальное идет на развитие службы. К тому же многие иски взыскиваются именно в пользу государства, а это миллиарды рублей. В прошлом году мы вернули государству, фирмам и частным лицам более 68 миллиардов рублей. Так что рассчитываем только на собственные средства. Поэтому министр юстиции РФ уже обратился в правительство с просьбой об увеличении состава службы, и мы ожидаем, что просьба будет удовлетворена.

- Однако и сейчас, я знаю, не все сотрудники задерживаются у вас надолго.

- Да, текучка есть. Работа судебного пристава сопряжена с большими физическими и нравственными нагрузками. Да и небезопасна. Потому, к слову, при пополнении службы мы ориентируемся в основном на увольняемых из армии офицеров. Но оплачивается труд этих людей явно неадекватно их положению и ответственности. Судите сами: человек возвращает стране, другим людям и организациям миллионы, а вознаграждение вправе получить лишь в пределах десяти минимальных зарплат, то есть меньше тысячи. Это, считаю, не только несправедливо, но способно подтолкнуть кого-то к незаконному обогащению. Мы, разумеется, жестко спрашиваем за любые нарушения, но также ставим вопрос об улучшении материального положения наших сотрудников, стараемся всячески поощрять добросовестных работников.

Таких, кстати, у нас большинство. Вот, например, какое письмо прислал генеральный директор ОАО «Центропттекстиль» из Санкт-Петербурга: «Хочу выразить огромную благодарность и удовлетворение оперативной и самоотверженной работой старшего судебного пристава-исполнителя Аушевой М.С. ...» Дело в том, что в течение примерно полугода к Марии Семеновне поступили семь исполнительных листов для взыскания в пользу оптовиков более трехсот тысяч рублей.
Причем часть имущества должника, как выяснилось, уже была арестована по иску другого кредитора. Тем не менее судебный пристав-исполнитель обеспечила максимально быстрое обнаружение и арест имущества, передачу его на реализацию. В конечном счете «Центропттекстилю» возвращено более двухсот тысяч рублей и передана часть нереализованного имущества.

- Но у этого письма любопытная концовка: «Надеюсь, что среди судебных приставов такие профессионалы, как Аушева, встречаются, но хочется, чтобы их было больше». Вроде бы намек на то, что не все гладко...

- К нам действительно поступают и жалобы. На несоблюдение сроков исполнения судебных решений, на чересчур либеральное, как кажется людям, отношение судебных приставов к должникам. Но тут надо отличать наши просчеты от объективных условий, диктующих то или иное решение. Допустим, на счет судебного пристава действительно поступили средства, но выплаты-то он осуществляет в установленной законом очередности. Так что тем, кто в конце очереди, средств действительно может не достаться. А сроки исполнения судебных решений зачастую затягиваются из-за долгих поисков имущества должников. Судебный пристав не вправе наложить арест на имущество без документального подтверждения его принадлежности должнику. Поэтому вынужден отправлять запросы в различные органы. Свои сложности с оценкой и реализацией имущества. А как часто суды опаздывают с решениями об обеспечении исков! В результате к моменту удовлетворения иска должник успевает все, что имел, передать другим лицам, и взыскивать с него просто нечего. Здесь, к слову, бывают виноваты и сами кредиторы: обращаясь в суд, следует сразу поставить вопрос об аресте спорного имущества.

- Но ведь уже формируется единый Государственный реестр собственников недвижимости. Видимо, у вас есть какие-то предложения для ускорения поиска собственности проштрафившихся должников?

- Думаю, единый центр такого рода информации вряд ли возможен. Те же автомашины - это не недвижимость. Значит, по поводу их принадлежности надо обращаться в ГИБДД. Основные фонды предприятия устанавливать по документам самого предприятия... Так что успех зависит только от подготовленности и опыта самого судебного пристава.

- В общем ясно: главная ваша забота - кадры. Но все мы видели на телеэкранах, как с предприятий просто изгоняют представителей судебной власти. Вспомним хотя бы конфликты на Ачинском глиноземном, Выборгском целлюлозном комбинатах.

- Хочу поправить: мы - власть исполнительная. А вот судебная власть, похоже, как раз и не определилась пока в современных условиях. В чем проблема в деле того же Ачинского комбината? Состоялось решение Арбитражного суда Челябинской области, которое мы и попытались исполнить, передав руководство комбинатом прежнему управляющему.
Но в этот момент Ачинский горсуд принимает обратное решение - в пользу нынешних руководителей. Как тут быть судебному приставу? Я обратился к председателям Верховного и Высшего арбитражного судов с просьбой урегулировать эту коллизию. К сожалению, вопрос не решен до сих пор, что, конечно, подрывает престиж и судебной системы, и нашей службы.

Но события на комбинате, можно сказать, - крайний случай. В повседневности же мы сталкиваемся с расплывчатыми формулировками судебных решений: не ясно, о каком имуществе речь, где его искать. Так что совершенствование нашей работы мы во многом связываем и с повышением уровня правосудия.

- Видимо, и законодательная база еще не вполне соответствует нынешней ситуации в экономике?

- Да. Во-первых, очень большая часть имущества пока остается вне рыночного оборота. Это основные фонды многих предприятий, всех сельскохозяйственных кооперативов, большинство жилых помещений. Отсюда нередки коллизии: предприятие-должник нормально работает, получает доходы, а взыскать с него по долгам практически нечего, так как денег на счетах нет, а обратить взыскание на имущество нельзя. Невозможно и выселить из квартиры нанимателя, который не оплачивает наем и коммунальные услуги. Ведь закон предписывает отселять таких лиц в специальные общежития, но их пока нет. Правда, недавно в Мурманске все-таки пошли на такую меру. Скажем, человек живет в другом городе, а мурманскую квартиру сдавал в поднаем и за нее-то и не расплачивался. Такого рода ситуации, на мой взгляд, должны быть более четко прописаны в законах.

Мы ждем от законодателей и расширения собственных полномочий. Сталкиваясь с правонарушениями (а препятствование исполнению судебных решений - это преступление), судебный пристав должен иметь право пресекать их, задерживать правонарушителей, возбуждать уголовные дела. Пока такими правами он не обладает. Очень часто перед нами стоит задача разыскать должника и его имущество, но делать это мы опять-таки не можем и вынуждены обращаться в органы внутренних дел, у которых и без нас забот хватает. Положение, считаю, кардинально улучшится, если судебные приставы будут признаны органами дознания, получат право осуществлять оперативно-розыскные мероприятия. Соответствующие поправки к целому ряду законов уже внесены в Государственную Думу РФ и прошли первое чтение. Мы надеемся, что окончательное решение не заставит себя долго ждать.

- Какой видится вам, Аркадий Тимофеевич, будущее Службы судебных приставов? Чего ждать вашим многочисленным клиентам и оппонентам?

- Судебные приставы - это важнейший инструмент реализации государственной воли. По тому, как выполняются решения судов и других органов, люди судят о силе государства, его способности защитить их интересы. Поэтому главная наша задача - обеспечить безусловное и скорое исполнение каждого властного предписания. Только в таком случае можно говорить о торжестве закона, о правовом государстве.

- И наконец, Аркадий Тимофеевич, последний вопрос, ответ на который, думаю, интересен для любого гражданина. У кого-то несчастье: директор-самодур выгнал с работы, а ловкач-приятель обманным путем завладел машиной. Комиссия по трудовым спорам постановила восстановить уволенного на работе, суд выдал исполнительный лист о возврате авто.
Однако на деле ни то, ни другое не исполняется. Как быть?

- Во-первых, напомнить и директору, и приятелю, что принудительное исполнение властных решений грозит для них взысканием исполнительного сбора (до 50 МРОТ и 7 процентов стоимости машины соответственно), оплатой расходов на исполнительное производство, а впоследствии штрафами, административной, а то и уголовной ответственностью. Ну а если это предупреждение не подействует, надо обращаться в органы юстиции по месту нахождения ответчиков. Оттуда постановление комиссии или исполнительный лист попадет к судебному приставу. Тот возбудит исполнительное производство, прибудет (если надо, в сопровождении охраны) к месту конфликта и потребует от директора издать приказ о восстановлении уволенного на работе, а от приятеля - возвратить незаконно удерживаемый автомобиль.

- Как я понял, самому пострадавшему ничего за эту помощь платить не надо?

- Конечно. Разве что приятель с машиной скроется. Тогда надо будет проавансировать розыск с последующей, разумеется, компенсацией за счет беглеца.

- И как долго ждать справедливости?

- Закон определяет срок в 2 месяца.

Беседу вел Игорь ВАШКЕВИЧ
--------------------------------------------------------------------------------

Кондрашов Борис


БИОГРАФИИ

а б в г
д е ж з
и к л м
н о п р
с т у ф
х ц ч ш
щ э ю я

власть


Партии


Досье-главная

Главный судебный пристав, заместитель министра юстиции РФ

Родился в 1957 году в Свердловске. Генерал-майор милиции, кандидат юридических наук. В 1978 году окончил Свердловский юридический институт.

После службы в армии работал в следственном аппарате Главного управления внутренних дел /ГУВД/ Москвы.

В 1990 году избран народным депутатом РСФСР, членом Верховного Совета РСФСР.

Работал заместителем председателя комитета по вопросам законности, правопорядка и борьбы с преступностью.

С 1993 года и до последнего назначения был заместителем начальника ГУВД Москвы.

21.11.97 г. назначен главным судебным приставом, заместителем министра юстиции РФ.


Суд под защитой пристава
Как уже сообщалось, Указом Президента РФ Главным судебным приставом России назначен Аркадий Мельников, прежде работавший начальником управления, членом Коллегии Генеральной прокуратуры РФ. С ним встретился наш корреспондент.

- Аркадий Тимофеевич, читателям будет интересно узнать, что за человек возглавил Службу судебных приставов страны. Как говорится, когда родился, где крестился, на ком женился...
- Родом я из Белоруссии, родился накануне войны. По этой причине отца не помню - он погиб на фронте. В Могилеве закончил среднюю школу, отслужил в армии и уехал оттуда в Ангарск на стройку - "по комсомольской путевке", как тогда говорили. Приобрел специальность слесаря-прибориста, днем работал, по вечерам учился в Иркутском госуниверситете на юрфаке. Эта профессия меня почему-то влекла. Там же и женился на иркутянке, родилась дочь.
- С тех пор и связаны с прокуратурой?
- Да. Начинал помощником прокурора в Ангарске, причем год работал на общественных началах - не было штатной должности, а на другую я не хотел. Ну а потом, как порой пишут, прошел весь путь по служебной лестнице от района до Генеральной прокуратуры тогда еще СССР.
- Так и не расставались со зданием на Большой Дмитровке?
- Был перерыв. В 1991 г., когда Союза не стало, не стало и прокуратуры СССР. В моей трудовой книжке появилась интересная запись: "Уволен в связи с ликвидацией производства". Полтора месяца был безработным, а затем пригласили на ту же фактически должность в новую Генеральную прокуратуру РФ. Потом еще раз уходил, уже сам - не согласился с методами работы Ильюшенко. Но это особый разговор, он сейчас не в лучшем положении, поэтому походя упрекать не хочу.
- Не скучаете по прокуратуре?
- Скучаю, чего греха таить - большая часть жизни связана с нею. Но ободряет одно обстоятельство. Многие годы я занимался тем, что следил за исполнением законов и законностью правовых актов, а нынешняя обязанность - прямое исполнение судебных решений. Такая связка очень позитивна, она помогает видеть новое поле деятельности во всем его сложном многообразии.
- Институт судебных приставов - учреждение сравнительно новое. Для чего оно было создано?
- Как служба этот институт учрежден в ноябре 1997 года. Прежде при судах имелись исполнители, но, не обижая их, это были неприметные, полухозяйственные работники, которые уже не могли справиться с обилием задач в новых социальных условиях. По этой причине исполняемость судебных решений не поднималась выше 30 процентов, т.е. три истца из четверых не получали удовлетворения своих требований. Теперь создана единая, вертикальная, общегосударственная структура, призванная переломить ситуацию и выполнять новую функцию - обеспечивать порядок в судах и безопасность участников процессов.
- Какими силами вы располагаете для этого?
- Порядок и безопасность в судах обеспечивают судебные приставы. Подбирая их, мы оцениваем состояние здоровья, интеллект, уровень образования. Они обеспечиваются униформой, имеют соответствующую экипировку, оружие. Решения судов исполняют судебные приставы-исполнители. У них, к сожалению, на руках, кроме судебного решения, ничего нет, поэтому мы сейчас активно "пробиваем" проект нового закона, чтобы наделить их полномочиями. Представьте женщину-исполнителя, которая должна забрать ребенка у отца-алкоголика или отыскать и реквизировать имущество, упрятанное шайкой мошенников. Каково ей? В некоторых южных районах по таким делам вынуждены выезжать... на бронетранспортерах.
- Говоря о безопасности участников, вы имеете в виду только сам процесс или постоянную защиту судей?
- В нашем случае защита ограничивается рамками понятия "в рабочее время" и судебными помещениями, хотя надо бы постоянную. Лишь за девять месяцев прошлого года семь судей погибли, 14 получили телесные повреждения, была даже попытка похищения судьи. В некоторых регионах зарегистрированы случаи особо опасных преступлений в отношении участников судебного процесса. Но мы не можем реагировать на все это адекватно из-за нехватки людей.
- На днях министр юстиции РФ Юрий Чайка поставил перед Правительством РФ вопрос об увеличении числа судебных приставов...
- Реально на сегодняшний день имеется 23 286 сотрудников. Этого явно недостаточно. Сейчас на одного пристава-исполнителя приходится до 700 исполнительных производств в месяц. Посильно ли это? Конечно нет, а в итоге люди страдают, жалуются, теряют веру в справедливость. Кроме того, с 1 января с. г. на службу возложена обязанность взыскивать недоимки по налогам и сборам по постановлению органов налоговой полиции. Это миллиардные суммы. Структура задыхается.
- Сколько же теперь исполняется решений - по-прежнему 30 процентов?
- По итогам прошлого года - более 60 процентов. Прямо скажем, за счет почти что героических усилий, а ведь нужна нормальная, цивилизованная работа. Но пока наши предложения об увеличении штатной численности должным образом не рассмотрены. Если удастся пробему решить, число нереализованных судебных решений должно быть сведено к нулю, равно как и недоимщиков.
- Почему возражают, в бюджете нет денег?
- Мы на бюджет не замахиваемся, наша служба - на самоокупаемости.
- Если судить по письмам наших читателей, причина неисполненных решений - не только в малочисленности службы. Люди жалуются: приставы-исполнители капризны, не "подмажешь" - не поедет...
- Такая проблема существует. К сожалению, кадровый состав - не только наша головная боль. Многие бывшие судебные исполнители, пройдя переаттестацию на новые должности, не смогли преодолеть прежнюю психологию и усвоить новые требования. Но мириться мы не намерены и решительно избавляемся от людей некомпетентных, нечестных, допускающих отклонения. Кстати, прокуратура, осуществляющая надзор за законностью, помогает нам в этом.
- Туда и может пожаловаться человек на произвол судебного пристава?
- Не только. Действия судебных приставов можно обжаловать в суде или в вышестоящей организации - структуры службы организованы во всех субъектах Федерации, кроме пока Чечни, но и там, думаю, скоро все наладится.
- Что, на ваш взгляд, помимо малочисленности, мешает службе стать полноправным членом в ряду правоохранительных органов, каким по сути она является?
- Несовершенные законы об исполнительном производстве, плохо увязанные с другими законами и потому затрудняющие эффективную деятельность. Приставы, выполняя свои обязанности, должны пресекать правонарушения, выявлять и задерживать нарушителей, разыскивать должников, уклоняющихся от исполнения судебных решений, и их имущество. Для этого нужны полномочия органов дознания, право на оперативно-розыскные мероприятия, чего пока нет. Нужна корректировка норм закона, регламентирующая применение приставами оружия и спецсредств. Остальное, как говорится, сделаем сами. Служба уже сегодня приобрела огромное социальное значение, ведь каждый десятый наш гражданин, по статистике, решает свои проблемы через суд и судебного пристава. Наша цель - стать действительно органом справедливости и правопорядка. Ведь Служба судебных приставов - единственный орган принудительного, а стало быть, неотвратимого исполнения решений судов различной юрисдикции.

Беседу вел
Борис ЯМШАНОВ.