От Александр Жмодиков
К Паршев
Дата 04.07.2011 14:48:48
Рубрики Древняя история;

Re: Смотрим Ливия,...

>А Рим в начале истории не был торговым городом?

В какой-то степени наверное был, как и Афины того же времени, но все же торговля не была основным видом деятельности и основной статьей дохода римских граждан (как и афинских). Основой жизни любого полиса того времени было земледелие, самый острый вопрос внутренней жизни - разделение земли между гражданами и долговые заклады земельных участков. В Афинах, как мы знаем, были большие проблемы, и их в какой-то степени решил Солон своей реформой, но при этом известно, что ценз, введенный Солоном, был не денежный, а натуральный - по объему с/х продукции, получамой гражданином с его земельных владений. Вряд ли Рим VI века был экономически настолько более развит, чем Афины того же времени, чтобы сразу ввести денежный ценз.

От Паршев
К Александр Жмодиков (04.07.2011 14:48:48)
Дата 04.07.2011 20:19:57

С начала истории там было какое-то трепетное отношение к мостам

а это похоже на признак нации, для которой торговые пути имеют большое значение

От Александр Жмодиков
К Паршев (04.07.2011 20:19:57)
Дата 05.07.2011 11:46:40

Re: С начала...

>а это похоже на признак нации, для которой торговые пути имеют большое значение

Почитание мостов могло иметь множество других объяснений. Например - город стоял рядом с довольно широкой рекой, причем с довольно ранних пор, со времен легендарного царя Тарквиния Древнего, главенствующую роль в городе играли этруски, а мосты связывали Рим с другими городами этрусков, которые находились севернее. Таким образом мосты были одними из первых предметов, требующих общественного надзора и общественных усилий по поддержанию, а единственными постоянными общественными организациями были коллегии жрецов - вот на них и возложили ответственность за состояние мостов. Да и вообще вся римская религия на ранних порах - под очень сильным влиянием этрусков, так что и почитание мостов могло быть заимствованием.
В любом случае, римская и этрусская торговля не идет ни в какое сравнение с греческой и финикийской торговлей - аттические и коринфские вазы находят по всему Средиземноморью, в том числе в самой Этрурии, как например знаменитую вазу Киджи, а вот этрусские вазы не имели такого распространения, да и вообще в значительной степени являются подражанием греческим образцам.

От Паршев
К Александр Жмодиков (05.07.2011 11:46:40)
Дата 05.07.2011 18:20:57

Re: С начала...

>> а мосты связывали Рим с другими городами этрусков,

так вот "связывание с другими городами" имеет значение как раз для торговых городов - для прочих оно не так важно.
Там почти наверняка Остия - едва ли не самая удобная бухта и притом ещё судоходный Тибр туда впадает (много ли таких на том побережье), и почти наверняка - где-то самый короткий путь к какой-нибудь речушке, текущей к Адриатике.
Вот посмотреть бы сборник байдарочных маршрутов по Италии, можно было бы сказать точно.
Хотя достаточно просто на карту посмотреть, где водораздел показан. Наверняка сухопутная дорога идет по нему и где-то невдалеке от Рима.

От Александр Жмодиков
К Паршев (05.07.2011 18:20:57)
Дата 05.07.2011 20:00:43

Re: С начала...

>так вот "связывание с другими городами" имеет значение как раз для торговых городов - для прочих оно не так важно.

А для военной поддержки не важно? Позже римляне свои знаменитые мощеные дороги для чего в первую очередь строили - для торговли или для ускоренной переброски войск? И вообще, в то время крупная торговля велась кораблями по морю и крупным рекам - по сухопутным путям (мощеных дорог в VI веке до н.э. еще не было) тащить грузы было слишком долго и накладно.

От Рядовой-К
К Александр Жмодиков (05.07.2011 20:00:43)
Дата 07.07.2011 10:59:42

о параметре дороги

>...Позже римляне свои знаменитые мощеные дороги для чего в первую очередь строили - для торговли или для ускоренной переброски войск? ...
А как вы считаете, стандартная ширина римской дороги таки определялась параметром "колонна по 6 человек в шеренге" или нет?
http://www.ryadovoy.ru

От Александр Жмодиков
К Рядовой-К (07.07.2011 10:59:42)
Дата 07.07.2011 13:38:35

Re: о параметре...

>А как вы считаете, стандартная ширина римской дороги таки определялась параметром "колонна по 6 человек в шеренге" или нет?

На этот счет есть разные мнения. Но дороги и мосты строили солдаты, о чем свидетельствуют соответствующие надписи.

От Паршев
К Александр Жмодиков (05.07.2011 20:00:43)
Дата 06.07.2011 11:30:20

Re: С начала...

Крупная река в то время и века до 16-го - по которой можно в межень протащить большую лодку, чтобы помещались ещё и весла - совершенно не обязательно.
Форум, к которому были удобные подъезды с двух сторон - с Адиратики и с собственно Средиземного - получал преимущество перед другими. Думаю, Рим и был именно таков.

От Александр Жмодиков
К Паршев (06.07.2011 11:30:20)
Дата 06.07.2011 13:21:40

Re: С начала...

>Крупная река в то время и века до 16-го - по которой можно в межень протащить большую лодку, чтобы помещались ещё и весла - совершенно не обязательно.
>Форум, к которому были удобные подъезды с двух сторон - с Адиратики и с собственно Средиземного - получал преимущество перед другими. Думаю, Рим и был именно таков.

Это все рассуждения. Я таких рассуждений могу написать тонны, как в пользу одной точки зрения, так и в пользу другой. Но в такого рода рассуждениях нет ровно никакого смысла. У нас нет никаких серьезных оснований считать Рим VI века до н.э. более развитым в экономическом и конкретно в торговом отношении, чем Афины того же века. Масштаб торговли греков, судя по количеству колоний по всему Средиземноморью и по находкам ваз для зерна, масла и вина, на порядки превосходил масштаб торговли этрусков. Про тогровлю римлян того времени вообще мало что можно сказать, кроме того, что они имели торговые контакты с этрусками и с греками Южной Италии. Серьезный морской флот, необходимый для завоевания господства на море и для защиты морских торговых путей, появился у Рима гораздо позднее, чем он появился у Афин.

От Гегемон
К Александр Жмодиков (04.07.2011 14:48:48)
Дата 04.07.2011 14:56:11

Re: Смотрим Ливия,...

Скажу как гуманитарий

> Вряд ли Рим VI века был экономически настолько более развит, чем Афины того же времени, чтобы сразу ввести денежный ценз.
Теоретически могли ввести оценку имущества в весовых медных ассах.

С уважением

От Александр Жмодиков
К Гегемон (04.07.2011 14:56:11)
Дата 04.07.2011 16:18:45

Re: Смотрим Ливия,...

>> Вряд ли Рим VI века был экономически настолько более развит, чем Афины того же времени, чтобы сразу ввести денежный ценз.
>Теоретически могли ввести оценку имущества в весовых медных ассах.

Может быть, может быть.