От Криптономикон
К All
Дата 07.07.2011 15:59:44
Рубрики Современность; Искусство и творчество;

Статья о современной исторической дискуссии в России

Лабиринты исторической политики
А.И. Миллер – д.и.н, главный научный сотрудник ИНИОН РАН.
http://www.globalaffairs.ru/number/Labirinty-istoricheskoi-politiki-15219
переход публичной полемики об истории в новое качество – когда достаточно четко сформулированы и политически привязаны две противоположные позиции.

Одна состоит в том, что осуждение преступлений коммунистического режима должно быть сведено к минимуму. Во-первых, они не должны заслонять достижений, в число которых записывается, помимо Победы, индустриализация, космос, атом, ликвидация безграмотности и т.д. Во-вторых, признание коммунистических преступлений ослабит внешнеполитические позиции России и будет чревато выплатой непредсказуемо больших компенсаций жертвам режима и их потомкам. Наконец, осуществление программы несвоевременно, она расколет общество, приведет к «гражданской войне». За последним аргументом стоит убеждение, что почти через сто лет после революции и пятьдесят лет после смерти Сталина, обозначившей конец массовых репрессий, следует по-прежнему придерживаться тактики «вытесняющего забывания».

Конечно, этот лагерь весьма неоднороден – здесь и коммунисты, готовые ходить на демонстрации с портретом Сталина, и «государственники», которые не любят Сталина, но еще больше его критиков. Именно в этом русле развивалась историческая политика 2003–2009 годов. Она проходила под лозунгом борьбы с очернительством, стремилась, насколько возможно, преуменьшить масштаб репрессий (напомню предложение Данилова считать жертвами репрессий только расстрелянных) и релятивизировать их (по принципу «и другие не без греха»).

Во многом это была попытка реанимировать коммунистический дискурс о балансе достижений и негатива советского периода в его даже не хрущевской, а брежневской версии «культа личности», но без защиты коммунизма как идеологии. Эти тезисы могут найти отклик у фрустрированной части населения, которая нагружает в «Сталина», как в пустой контейнер, ностальгию по «великой державе», «дружбе народов», «социальной защищенности», недовольство реальным и вопиющим социальным неравенством, коррупцией госаппарата и другими пороками современной России.

Другая позиция состоит в том, что общество и политическая власть должны сделать осуждение преступлений коммунистического режима важной частью общественного дискурса о прошлом и одним из ключевых элементов политической легитимации власти. Память о преступлениях и их жертвах, если она не ограничивается идентификацией с жертвами, что есть самый простой и порой весьма опасный путь, а ставит вопрос об общенациональной ответственности за прошлые грехи, может послужить важным рычагом преобразования общественных отношений в целом.

Внутри страны в критике исторической политики с ее линией на «нормализацию» сталинизма традиционно наибольшую активность проявляли либеральные круги. Однако попытка противников курса на оздоровление исторической памяти представить его как заговор «либерастов» может быть удачным тактическим ходом, но заведомо искажает реальную картину. Сторонниками решительного политического осуждения коммунистических преступлений являются далеко не одни либералы, многие из которых действительно грешат «слепой оппозиционностью» государству как таковому.

Резко антикоммунистическая книга «История России. ХХ век» под редакцией Андрея Зубова, получившая широкий резонанс и ставшая бестселлером, написана с религиозных и отчасти консервативных, но не либеральных идеологических позиций. Весьма разнообразны политические убеждения авторов уже более чем 50 томов, вышедших в рамках научно-издательского проекта «История сталинизма», осуществляемого с 2008 г. издательством «РОССПЭН» совместно с Фондом Бориса Ельцина. Более 800 памятных мест (музеев, памятников, памятных досок и т.д.), созданных по всей России в память жертв политических репрессий в основном в результате местных инициатив, показывают, что тема близка отнюдь не только «либералам внутри Садового кольца».

Эта политика может опереться на достаточно широкую коалицию сил, далеких друг от друга по иным вопросам. Руководство РПЦ во главе с патриархом Кириллом неоднократно демонстрировало последовательную антисталинистскую и антикоммунистическую позицию. В дискуссии о проекте программы по увековечению памяти жертв тоталитарного режима РПЦ поддержала ее главную идею: дать политическую и правовую оценку преступлениям, совершенным большевистским режимом.


От Ларинцев
К Криптономикон (07.07.2011 15:59:44)
Дата 08.07.2011 21:17:21

А вот интересно


Ну, покаялись, приняли закон о всеобщем покаянии, или еще как извратились. А дальше что?
Чего дальше-то общечеловеки обещают? Пользуясь терминологией СГКМ, "в измеримых понятиях"

От домовой
К Ларинцев (08.07.2011 21:17:21)
Дата 10.07.2011 18:59:31

Re: А вот...

>Ну, покаялись, приняли закон о всеобщем покаянии, или еще как извратились. А дальше что?

А ничто.
Нет у современных «белых» никакой жизнеутверждающей идеи, и не будет никогда, ибо взяться ей не откуда.

>Чего дальше-то общечеловеки обещают? Пользуясь терминологией СГКМ, "в измеримых понятиях"

Мне доводилось не раз знакомиться с различными рапортами, отчетами и т.п. всевозможных деятелей «белого движения». Причем не тех, чьи имена широко известны и наслуху, типа Деникиных, Врангелей и прочих колчаков. А с теми, которые на своих плечах вынесли и смогли организовать первоначальное «белое движение», и чьи имена известны, пожалуй, лишь немногочисленным специалистам.
И я все больше и больше укрепляюсь в убеждении, что «белое дело» проиграло именно потому, что у них напрочь отсутствовала конструктивная, жизнеутверждающая идея.
Если с большевиками все ясно, и абсолютно понятно за что они воевали, то с белыми проблема. В читанных мною документах присутствует все – и неприкрытая ненависть к большевизму, и обида за свой, порушенный, уклад жизни, и призыв – «убей большевика», причем все это очень искренне и от души. Нет одного – ответа «А зачем?». Т.е. нет именно той, побуждающей к действию и перспективной идеи.
На мой взгляд, в этом и есть основная причина проигрыша белых.
Современные «нью-белые» абсолютно ничем не отличаются от своих предшественников.
Все то же отсутствие идей.
Если «ближние цели», в общем, понятны – создать комплекс «общенациональной ответственности за прошлые грехи», тем самым легитимировать, сиречь узаконить в общественном сознании сложившийся «статус-кво» классового разделения общества, и обезопасить себя от грядущих революций этим самым комплексом «общенациональной ответственности», то с «направлением вектора» будущего развития большие проблемы. Его просто нет. И не будет. Ибо взяться не откуда.
Отсюда и большие проблемы «дальними целями». Ответа на вопрос «А на фига?» все также нет.

Как-то так.

С уважением, домовой



От Booker
К Ларинцев (08.07.2011 21:17:21)
Дата 08.07.2011 21:57:28

Ну как чего.

>Ну, покаялись, приняли закон о всеобщем покаянии, или еще как извратились. А дальше что?

Дальше - платить.

От Ларинцев
К Booker (08.07.2011 21:57:28)
Дата 09.07.2011 20:34:13

Re: Ну как...


>
>Дальше - платить.
Дак и сейчас "незаконно репресированным" платят. А общественно полезный (не только для объектов процесса)смысл какой?

От den~
К Ларинцев (09.07.2011 20:34:13)
Дата 09.07.2011 23:40:17

здесь смысл, скорее, социальный

>Дак и сейчас "незаконно репресированным" платят. А общественно полезный (не только для объектов процесса)смысл какой?

на ближайшую перспективу куча передовых реформ от мелочи типа реформы оплаты проезда до серьезных вещей, как, например, ведение полноценного налога на недвижимость, ну и плюс дальнейшее развитие истории с образованием, да и реформу системы здравоохранения не забываем, с трудовым кодексом опять же попытки недавно были. Разумеется, требуется идеологическое обеспечение(что б народишко не слишком выл) - ну, а поскольку при нынешней политсистеме никакой позитивной программы выдвинуть невозможно, да и не нужна ей такая программа - ничего и не остается кроме "а при сталине вообще живьем всех ели".

хотя и по внешнеполитической линии также "профит" заинтересованные стороны получат -
да вы .... кругом перед человечеством виноваты - а ну марш сворачивать отношения с изгоями и живо готовиться к роли наконечника копья свободного мира против желтой угрозы.

От Паршев
К Криптономикон (07.07.2011 15:59:44)
Дата 07.07.2011 23:40:44

Интересно, доктор этот - он как задачу науки истории понимает? (-)


От А.Никольский
К Паршев (07.07.2011 23:40:44)
Дата 08.07.2011 10:09:51

он же написал - в оздоровлении покаянием и пр.

но того же требует и от поляков, прибалтов и др. Грузины его кстати недавно к себе не пустили

От Kosta
К А.Никольский (08.07.2011 10:09:51)
Дата 08.07.2011 11:20:10

Re: он же...

>но того же требует и от поляков, прибалтов и др. Грузины его кстати недавно к себе не пустили

Возможно, это был бы лучший вариант - если на двусторонней основе.

От Суровый
К Kosta (08.07.2011 11:20:10)
Дата 09.07.2011 13:50:18

ну да, при мудром руководстве стран развитой демократии, финансирующих кровь.. (-)