От Сибиряк
К И.Пыхалов
Дата 17.08.2011 12:39:48
Рубрики WWI; ВВС;

кое-что из подлинной переписки Котельникова с чиновниками

к сожалению с большими купюрами, но, судя по ссылкам, цитаты из подлинных документов:

http://militera.lib.ru/h/zaharov_vp/04.html

В докладной записке от 6 октября 1912 года Котельников писал военному министру: «Еще в августе прошлого года я представил в Воздухоплавательный отдел инженерного ведомства чертежи изобретенного мной спасательного «ранца-парашюта» для летчиков. Отношением от 13 сентября 1911 г. за № 715 Воздухоплавательный отдел уведомил меня, что прибор мой принят быть не может... что произведенные мною опыты с моделью не могут считаться убедительными... Тем временем в Севастополе... Ефимов сделал опыт сбрасывания манекена с прибором на высоте 100 м с биплана Фарман, причем результат получил блестящий. Наконец, 26 сентября с. г. штабс-капитан Горшков сделал опыт бросания с моноплана Блерио на высоте 80 м и результат получил такой же... несмотря [56] на очевидный успех моего прибора при разнородных испытаниях его, в настоящее время г. начальник Воздухоплавательной школы в донесении своем на имя Воздухоплавательного отдела Генерального штаба дает о моем приборе отзыв, из которого видно, что: 1) вообще спуск на парашюте надо считать опасным, так как при ветре, имея достаточную поступательную скорость, спускающийся может разбиться о встречное дерево или забор... 3) что парашют применим исключительно на войне... подобные заключения г. начальника Воздухоплавательной школы представляются по меньшей мере... странными и наивными.

Считаю долгом доложить вашему высокопревосходительству, что такое странное отношение к столь важному и полезному делу, как спасение нужных людей и аппаратов для меня, русского офицера, и непонятно и обидно»{37}.

Столь обстоятельное послание военному министру не осталось без внимания. Уже 20 октября начальник воздухоплавательного отдела Генерального штаба генерал-майор М. И. Шишкевич срочно затребовал от А. М. Кованько отчет о результатах опытов над парашютом Котельникова. Получив такую депешу из Генштаба, Кованько потребовал письменного доклада от гатчинских чинов, которые вынуждены были по памяти восстанавливать события июньских дней, чтобы выйти из неловкого положения. В рапорте от 16 ноября 1912 года начальник авиационного отдела писал: «Сбрасывание манекена в натуральную величину пли человека я не разрешил проводившему опыты штабс-капитану Горшкову, так как признаю это крайне опасным... Сделанных испытаний вполне достаточно, чтобы прийти к заключению о полной непригодности [57] парашюта для военной авиации... Ящик с защелкой г. Котельникова мало улучшает дело и дает лишь несколько большую уверенность в раскрытии парашюта... Прошу ходатайства вашего превосходительства о прекращении означенных опытов ввиду большого их риска и малой пользы»{38}.

Основываясь на докладах подчиненных, А. М. Кованько писал начальнику воздухоплавательного отдела Генерального штаба М. И. Шишкевичу: «Прилагая при сем отчет об опытах, произведенных во вверенной мне школе с парашютом г. Котельникова, считаю необходимым отметить, что прибор этот ничем особенно не выделяется из целого ряда более или менее остроумных приборов, сконструированных до сего времени и давших, в общем, весьма посредственные результаты.

Из вышеприведенных соображений не следует, конечно, заключать об абсолютной непригодности парашютов, но надлежит иметь лишь в виду, что случаи удачного применения современных парашютов в авиации будут крайне редки, а потому и на парашют в той разработке, какую он получил в настоящее время, надо смотреть не преувеличивая его значения и не придавая ему особой важности, как это делает г. Котельников»{39}.


От AFirsov
К Сибиряк (17.08.2011 12:39:48)
Дата 17.08.2011 13:13:30

Re: кое-что из...

>к сожалению с большими купюрами, но, судя по ссылкам, цитаты из подлинных документов:


>Основываясь на докладах подчиненных, А. М. Кованько писал начальнику воздухоплавательного отдела Генерального штаба М. И. Шишкевичу: «Прилагая при сем отчет об опытах, произведенных во вверенной мне школе с парашютом г. Котельникова, считаю необходимым отметить, что прибор этот ничем особенно не выделяется из целого ряда более или менее остроумных приборов, сконструированных до сего времени и давших, в общем, весьма посредственные результаты.

>Из вышеприведенных соображений не следует, конечно, заключать об абсолютной непригодности парашютов, но надлежит иметь лишь в виду, что случаи удачного применения современных парашютов в авиации будут крайне редки...».

Феноменальное заключение, особенно если учесть, что как раз в эти годы налет на одного погибшего пилота был 10 часов! Кованько, конечно, спец в воздухоплавании... но элементарной что-либо посчитать у генералов всегда было проблемой, да и раскинуть мозгой. Да, пилоты парашютную подготовку не особо любят, но есть же старая истина, что пилот пользуется парашютом тогда, "когда в самолете оставаться страшнее".

'С утра никогда не знаешь - какой рядовой тебя сегодня уволит'

От Сибиряк
К AFirsov (17.08.2011 13:13:30)
Дата 17.08.2011 13:23:49

Re: кое-что из...

>>Из вышеприведенных соображений не следует, конечно, заключать об абсолютной непригодности парашютов, но надлежит иметь лишь в виду, что случаи удачного применения современных парашютов в авиации будут крайне редки...».
>
>Феноменальное заключение, особенно если учесть, что как раз в эти годы налет на одного погибшего пилота был 10 часов!

я понял это заключение в том смысле, что Кованько крайне низко оценивает шансы на спасение с помощью парашюта "в той разработке, какую он получил в настоящее время". Т.е. не спасал он от гибели в случае аварии, особенно учитывая, что большая доля аварий происходила тогда, ткаже как и сегодня при посадке.

От AFirsov
К Сибиряк (17.08.2011 13:23:49)
Дата 17.08.2011 14:29:40

Re: кое-что из...

>>>Из вышеприведенных соображений не следует, конечно, заключать об абсолютной непригодности парашютов, но надлежит иметь лишь в виду, что случаи удачного применения современных парашютов в авиации будут крайне редки...».
>>
>>Феноменальное заключение, особенно если учесть, что как раз в эти годы налет на одного погибшего пилота был 10 часов!
>
>я понял это заключение в том смысле, что Кованько крайне низко оценивает шансы на спасение с помощью парашюта "в той разработке, какую он получил в настоящее время". Т.е. не спасал он от гибели в случае аварии, особенно учитывая, что большая доля аварий происходила тогда, ткаже как и сегодня при посадке.

Скорее Кованько, как старого аэронавта, волновало проблема раскрытия парашюта. На аэростатах парашют подвешивался в полностью растянутом виде и должен был только "набрать" воздуха при прыжке. А из ранца Котельникова еще не известно раскроется ли он, да и вытянется ли вообще - статистики было мало. Кстати, проблема разбиться при посадке не стояла так остро, как несколько лет спустя - посадочные скорости были очень низкие (60 км/ч и ниже) - поэтому как раз при посадке пилоты чаще "ломались", но не "бились". Зато штопор, отказ мотора, разрушение в воздухе, пардон, простое выпадение из аппарата - это в полный рост.

'С утра никогда не знаешь - какой рядовой тебя сегодня уволит'

От Сибиряк
К AFirsov (17.08.2011 14:29:40)
Дата 17.08.2011 14:39:16

Re: кое-что из...

>Скорее Кованько, как старого аэронавта, волновало проблема раскрытия парашюта.

мне тоже так показалось.

Но в свете данной ветки примечатеьно, что у авторов (Дузь, Захаров), обращавшихся к делу о парашюте Котельникова в архивах, нет ни резолюции Кованько, приведенной в корневом посте, ни знаменитых слов о вредности парашютов, приписываемых В.к. Александру Михайловичу.


От AFirsov
К Сибиряк (17.08.2011 14:39:16)
Дата 17.08.2011 18:37:35

Re: кое-что из...

>>Скорее Кованько, как старого аэронавта, волновало проблема раскрытия парашюта.
>
>мне тоже так показалось.

>Но в свете данной ветки примечатеьно, что у авторов (Дузь, Захаров), обращавшихся к делу о парашюте Котельникова в архивах, нет ни резолюции Кованько, приведенной в корневом посте, ни знаменитых слов о вредности парашютов, приписываемых В.к. Александру Михайловичу.

Судя по книгам "Легенды и мифы отечественной авиации" Анатолия Демина большинство "трескучих фраз" не имели под особой реального основания и практически все требуют проверки.
Кстати, сам Демин всегда матерился на вк Александра Михайловича по поводу того, что "какой он "отец" нашей авиации, если в своих мемуарах даже ни разу слово "авиация" не использовал!". Поэтому, кстати, эпизод с Сухомлиновым удивил - может сам Анатолий в плену мифов?

'С утра никогда не знаешь - какой рядовой тебя сегодня уволит'