От wolfschanze
К Жуков Андрей
Дата 19.08.2011 11:53:09
Рубрики Современность; Униформа;

1934-1937

В составе пограничной и внутренней охраны НКВД СССР состояли собственные авиачасти, организационно подчиненные Авиационному отделу ГУПВО Наркомата внутренних дел. Форменная одежда личного состава авиачастей, как и Воздушных сил Красной Армии, имела свою специфику.
В течение 1935 года, непосредственно перед введением новой формы одежды для органов и войск НКВД большинству военнослужащих летного и авиационно-технического состава пограничной и внутренней охраны было выдано темно-синее авиационное обмундирование, введенное для начсостава Воздушных сил РККА в 1934 году. Помимо новых знаков различия, установленных в декабре 1935 года, на предметы авиационного образца: пилотку, гимнастерку и открытый френч — были перенесены все отличительные особенности нового обмундирования НКВД.

ПИЛОТКА
В качестве рабочего головного убора личному составу авиачастей пограничной и внутренней охраны была присвоена пилотка темно-синего цвета из сукна (для комсостава) или хлопчатобумажного материала (для рядового и младшего начсостава). Пилотка состояла из колпака и двух бортиков. Внутри колпака имелась хлопчатобумажная подкладка и налобник из кожзаменителя. Высота бортиков была на 1— 1,5 см меньше, чем высота стенок. По верху бортиков и в верхние швы колпака пилоток вшивались канты малинового цвета.
Ha середине переднего шва пришивалась суконная пятиконечная звезда из приборного сукна (крапового или зеленого цвета) диаметром 3,5 см.

РУБАХА
Рубаха-гимнастерка для командно-начальствующего состава авиации по покрою соответствовала установленной для войск НКВД, то есть имела открытую переднюю планку с застежкой на три открытые пуговицы. После введения новых знаков различия в декабре 1935 года воротник и обшлага рубахи окантовывались сутажом соответственно категории начсостава. Рубаха изготовлялась как из материала цвета хаки, так и из темно-синей шерстяной ткани.
В летнее время комначсоставом авиачастей могла также использоваться хлопчатобумажная рубаха защитного цвета или летняя белая рубаха. Летние рубахи не окантовывались.
Рядовому и младшему комсоставу полагалась хлопчатобумажная рубаха цвета хаки образца, установленного для войск НКВД.

ФРЕНЧ
Френч для начсостава авиачастей изготовлялся из мериносового сукна (диагонали) или камвольной ткани темно-синего цвета, однобортный, с отложным воротником и открытыми лацканами, в талию. Френч имел на левом борту четыре сквозные петли, a на правом борту в соответствующих петлям местах — четыре большие форменные пуговицы. Рукава френча двушовные с настрочными обшлагами мысковой формы. Ha полочках френча делались два нагрудных накладных кармана с бантовой складкой и два боковых прорезных прямых поперечных кармана. Карманы прикрывались клапанами трехмысковой формы, причем нагрудные карманы застегивались на форменную пуговицу и петлю, боковые же карманы застежки не имели. Спинка без хлястика. Подкладка френча — из хлопчатобумажной или шелковой ткани до низа в рукавах, с внутренним карманом с левой стороны. Воротник, по отлету и с концов, и обшлага френча окантовывались сутажом установленной для начсостава
войск НКВД расцветки шириной 0,2-0,3 см. Окантовка производилась притачиванием сутажа к наружному краю воротника и ero концов и к верхнему краю обшлагов. Ha концах воротника нашивались продольные петлицы, a на рукавах над обшлагами — знаки различия в соответствии с присвоенными званиями. К френчу авиаторам НКВД полагались темно-синие брюки-бриджи в сапоги. Допускалось также ношение брюк навыпуск одного цвета с френчем. В боковые швы бридж и брюк навыпуск вшивались канты малинового цвета. Френч носили поверх дневной белой рубахи с пристежными стояче-отложным воротником и манжетами при черным галстуке. Головным убором при открытом френче служила форменная «цветная» фуражка или темно-синяя пилотка с малиновыми кантами.

БРЮКИ
При авиационном обмундировании применялись те же разновидности брюк, что и при форме одежды комначсостава НКВД образца 1935 года:
- при суконной рубахе — бриджи установленного образца темно-синего цвета;
— при летней рубахе — бриджи установленного образца цвета хаки (или бриджи
за суконные темно-синие);
- при френче — бриджи суконные или брюки навыпуск установленного образца, темно-синего цвета.
Рядовому и младшему комсоставу при хлопчатобумажной рубахе полагались летние хлопчатобумажные шаровары цвета хаки или темно-синие суконные шаровары без окантовки (зимой).
Младшему комсоставу летом и зимой разрешалось ношение суконной рубахи или суконного авиационного френча без окантовки.

НАРУКАВНЫЕ ЗНАКИ АВИАЦИИ
Ha наружной части левого рукава форменной одежды летного и технического coстава авиачастей войск НКВД, как и ранее войсках ОГПУ, размещались специальные знаки-эмблемы принятого в авиации Красной Армии образца: знак военных летчиков и знак технического состава авиачастей.
Знак военных летчиков состоял из крыльев, двух скрещенных мечей, пропеллера и пятиконечной звезды из красного шелка в центре: крылья и мечи — серебристые, рукоятки мечей и пропеллер — золотистые.
Размеры знака (в см):
— длина no горизонтали: 11 см;
— ширина крыла (в широкой его части): 2 см;
— высота пропеллера: 6 см;
— высота мечей: 4 см;
— диаметр звезды: 1,5 см.
Знак технического состава состоял из крыльев, скрещенных французского ключа и молотка, пропеллера и пятиконечной
звезды из красного шелка в центре: крылья — серебристые, a французский ключ, молоток и пропеллер — золотистые. Размеры знаков (в см):
— длина no горизонтали: 11 см;
— ширина крыла (в широкой его части): 2 см;
— высота пропеллера: 6 см;
— высота французского ключа u молотка: 4 см;
— диаметр звезды: 1,5 см.
Знаки вышивались канителью или шелком соответствующей расцветки на суконной подкладке цвета основного материала.
Следует отметить, что формулировка, использованная в соответствующем приказе, позволяла использовать нарукавные знаки по специальностям всему командно-начальствующему составу авиачастей войск НКВД.


[195K]



[698K]



[172K]




Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие

От Жуков Андрей
К wolfschanze (19.08.2011 11:53:09)
Дата 19.08.2011 15:20:06

Re: 1934-1937

>В составе пограничной и внутренней охраны НКВД СССР состояли собственные авиачасти, организационно подчиненные Авиационному отделу ГУПВО Наркомата внутренних дел. Форменная одежда личного состава авиачастей, как и Воздушных сил Красной Армии, имела свою специфику.

>Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие
Спасибо!
Интересно, а что же после 1937 года?

От wolfschanze
К Жуков Андрей (19.08.2011 15:20:06)
Дата 19.08.2011 15:23:11

Re: 1934-1937

>Интересно, а что же после 1937 года?
--В погранвойсках - авиационная форма, но с зеленой фуражкой и зелеными петлицами
Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие

От Жуков Андрей
К wolfschanze (19.08.2011 15:23:11)
Дата 19.08.2011 15:27:52

Re: 1934-1937

>>Интересно, а что же после 1937 года?
>--В погранвойсках - авиационная форма, но с зеленой фуражкой и зелеными петлицами
>Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие
Про погранцов то ясно, а вот в ВВ?
Дело в том, что форма авиации ВВ по приказу 2010 года такая же как в ВВС. Только по шеврону и отличить можно.
Сдается мне что так всегда было, но вот подтверждений нет.
Смущают еще рассказы о том, что солдаты срочники в авиачастях ВВ в 80-е ходили в ментовской форме. Правда представить себе не могу солдата в ментовской форме и авиационными петлицами (правда петлицы ну в смысле эмблемы) могли быть и просто герб СССР, прямо как у ментов.
Подтверждений нормальных нет.

От wolfschanze
К Жуков Андрей (19.08.2011 15:27:52)
Дата 19.08.2011 15:58:22

Re: 1934-1937

--80-е не знаю, а вот в 30-40, думаю, обычная форма, краповые петлицы, васильковые фуражки, погоны с васильковыми просветами и авиационные эмблемы.
Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие