>Ни разу не античник, но в 308 г. до н.э. в Афинах зарегистрировали 21 тыс. граждан, 10 тыс. метеков (с домочадцами надо умножать на 4-5) и 400 тыс. рабов. Однако даже для афинского государства подобная массовость рабства характерна только для относительно короткого периода расцвета, когда Афины были торговым центром Средиземноморья.
>Для Греции в целом, видимо, рабы всегда составляли меньшинство населения.
>При Гракхах в Италии было 2,7 млн. свободных и 2,2 млн. рабов.
Получается иммиграция почище современного ЕС в процентном отношении - интересно бы еще знать откуда основной поток рабов - Азия, Африка, Европа?
наверное на генах это сказалось
+ нужны были огромные перевозки
И странно что при таком соотношении рабы так пассивно себя вели - жизнь была приемлемой?
>>При Гракхах в Италии было 2,7 млн. свободных и 2,2 млн. рабов.
>
>Получается иммиграция почище современного ЕС в процентном отношении - интересно бы еще знать откуда основной поток рабов - Азия, Африка, Европа?
Не стоит забывать, что Италия на протяжении примерно 400 лет занималась внеэкономической (а также и экономической - через ростовщичество) эксплуатацией всей западной части тогдашнего "цивилизованного мира". В провинциях рабы составляли явное меньшинство - в т.ч. в старых цивилизациях Египта, Сирии, Малой Азии, откуда сохранилась обширная документация.
Военнопленных пригоняли/привозили оттуда, где шли войны.
В мирное время самым крупным поставщиком были, видимо, восточные провинции - густонаселенные и относительно "цивилизованные", с устойчивой традицией продажи в рабство за долги (в том числе и созданные искусственно - через налоговый пресс).
>наверное на генах это сказалось
Вопрос темный.
>+ нужны были огромные перевозки
>И странно что при таком соотношении рабы так пассивно себя вели - жизнь была приемлемой?
А почему таджики, киргизы и прочие вьетнамцы ведут себя пассивно в нынешней РФ? Это ведь современный вариант рабовладения, внешне смягченный, но в равной степени ведущий к деградации и рабов, и рабовладельцев.
Римские рабы состояли из множества разных племен с разными культурами, были поделены и по статусу на разные категории - наряду с крайне угнетенными были и относительно "привилегированные". В сочетании с практикой вольноотпущенничества это создавало некую иллюзию "карьерного роста", обычно ценой полного развращения.
С другой стороны, предшествующая жизнь на родине у подавляющего большинства тоже была не богатой и не вполне свободной. Это касается и диких племен (обычно живущих на грани выживания), и забитого крестьянства восточных деспотий.