От Д.И.У.
К Andreas
Дата 10.10.2011 15:41:13
Рубрики Современность; ВВС; Локальные конфликты;

Re: В Сомали...

>>>Представители правительства Сомали заявили, что пытаются установить точное местонахождение обломков каждого БПЛА.
>>Сейчас они получше поищут, и найдут пару подвесных баков и дохлого осла.
>
>+100.
>Могу ошибаться, но проскакивало, что современные штатовские БПЛА при обрыве связи возвращаются на базу сами.

При обрыве контакта с пунктом управления любые современные БПЛА возвращаются на базу сами, даже самые дальние или микроскопические, в любую погоду и время суток.
Поскольку теперь радиокомандное управление всегда дублируется GPS (или ГЛОНАСС) - навигацией.

Т.е. если БПЛА теряет контакт с базой, он переходит на резервную "спутниковую" навигационную программу, устанавливает свое местонахождение по GPS/ГЛОНАСС-сигналу и самостоятельно летит обратно к исходным координатам, по пути сверяясь опять же по GPS/ГЛОНАСС.

И разведполет теперь возможен без оперативного управления с базы - по заранее введенному кольцевому маршруту с точками сверки по GPS/ГЛОНАСС.

Поэтому, если вдруг аппараты стали валиться не единично, проблема не в случайном обрыве связи (что было главной причиной в 1980-е), а "во внутренностях". Скорее всего, в сбоях программного обеспечения. Которые могут быть следствием как случайных ошибок, так и намеренных "закладок". Например, можно заложить такой аппендикс в навигационное ПО, что при загрублении GPS-сигнала до определенной величины аппарат будет терять ориентацию.
Но, естественно, это опасности не для данного конкретного случая, а, например, для российско-израильского "сотрудничества". В Сомали наверняка вылезли какие-нибудь случайные "баги".

От Blitz.
К Д.И.У. (10.10.2011 15:41:13)
Дата 10.10.2011 16:01:46

Re: В Сомали...

А если GPS заглушить?

От Д.И.У.
К Blitz. (10.10.2011 16:01:46)
Дата 10.10.2011 16:26:48

Re: В Сомали...

>А если GPS заглушить?

Теоретически можно, практически малореализуемо, поскольку глушить придется на большой территории. Ведь и после потери GPS-сигнала аппарат не упадет сразу (конечно, если это не заложено в него специально), а продолжит полет в том же направлении, до исчерпания топлива (на десятки, а то и сотни километров). Выйдет из зоны глушения и управляемость восстановится.

От Blitz.
К Д.И.У. (10.10.2011 16:26:48)
Дата 10.10.2011 17:05:26

Re: В Сомали...

>Теоретически можно, практически малореализуемо, поскольку глушить придется на большой территории. Ведь и после потери GPS-сигнала аппарат не упадет сразу (конечно, если это не заложено в него специально), а продолжит полет в том же направлении, до исчерпания топлива (на десятки, а то и сотни километров). Выйдет из зоны глушения и управляемость восстановится.
Т.е. на нет системы позволяющей вернутся назад без GPS.

От Д.И.У.
К Blitz. (10.10.2011 17:05:26)
Дата 10.10.2011 17:25:31

Re: В Сомали...

>>Теоретически можно, практически малореализуемо, поскольку глушить придется на большой территории. Ведь и после потери GPS-сигнала аппарат не упадет сразу (конечно, если это не заложено в него специально), а продолжит полет в том же направлении, до исчерпания топлива (на десятки, а то и сотни километров). Выйдет из зоны глушения и управляемость восстановится.
>Т.е. на нет системы позволяющей вернутся назад без GPS.

Наверное, можно заложить в "базовую" навигационную программу, что при потере радиоконтакта с пунктом управления аппарат автоматически разворачивается и ложится на оптимальный обратный курс, вычисленный с учетом пройденного маршрута и последних определенных координат - в надежде, что через некоторое время радиоконтакт восстановится.
В 1980-х таким вывертам препятствовала громоздкость и примитивность микропроцессоров и всего комплекса навигационных и стабилизирующих средств. Сегодня, наверное, проблемы нет.
Однако это очень ненадежная опция, разве что как "последний шанс".

Использование GPS/ГЛОНАСС-навигации как резервной по любому лучше. В аппарат введена цифровая карта, спутниковый сигнал позволяет точно определять свое местонахождение на карте в любой момент, и принимать осмысленное направление даже в полностью автономном режиме. Всё зависит от алгоритмов, заложенных в программное обеспечение.

От Blitz.
К Д.И.У. (10.10.2011 17:25:31)
Дата 10.10.2011 18:41:05

Re: В Сомали...

>Использование GPS/ГЛОНАСС-навигации как резервной по любому лучше. В аппарат введена цифровая карта, спутниковый сигнал позволяет точно определять свое местонахождение на карте в любой момент, и принимать осмысленное направление даже в полностью автономном режиме. Всё зависит от алгоритмов, заложенных в программное обеспечение.
Спасибо за ответы,имел ввиду еще одну резервную систему на случай отказа еще и GPS

От HorNet
К Blitz. (10.10.2011 17:05:26)
Дата 10.10.2011 17:24:17

За армейские не скажу, а для Х-47В пиндосы

сейчас мощно ваяют рабочее место оператора, оперативно устанавливаемое в кабине WSO палубного "супер хорнета". То есть если аппарат потерялся со спутниковой связи/телеметрии, подхватить управление им может экипаж самолета в воздухе по УКВ/ДЦВ. Делают комплекты оборудования для F/A-18E/F, EA-18G и E-2D.

От Gomer
К HorNet (10.10.2011 17:24:17)
Дата 11.10.2011 19:11:57

Строго говоря проблема навигации не по GPS ...

Успешно решена уже с 50-х. Выйти обратно на базу с КВО :)) хотя-бы 10 км. вполне по силам в любой помеховой обстановке, ну а том в любом случае подхватят. Те же КР летят себе по маршруту и для КВО 100 м. GPS для из применения не обязателен. Инерциальные системы совершенствуются с 30-х наверное, ну и далее цифровые карты местности и все остальное.

С Уважением.

От Blitz.
К HorNet (10.10.2011 17:24:17)
Дата 10.10.2011 18:41:44

Re: За армейские...

>сейчас мощно ваяют рабочее место оператора, оперативно устанавливаемое в кабине WSO палубного "супер хорнета". То есть если аппарат потерялся со спутниковой связи/телеметрии, подхватить управление им может экипаж самолета в воздухе по УКВ/ДЦВ. Делают комплекты оборудования для F/A-18E/F, EA-18G и E-2D.
А теоритически в таком случае можно перехватить управление даным дроном?

От Ibuki
К Blitz. (10.10.2011 18:41:44)
Дата 10.10.2011 20:30:56

Re: За армейские...

>А теоритически в таком случае можно перехватить управление даным дроном?
А теоретически можно перехватить управление ЗР 48Н6? Представляtnt картину: пускает С-300 по F/A-22 ракету, а тот в ответ задействует модуль кибератаки (ходят слухи что РЛС на передачу для этих целей приспособили, а вычислительные бортовые мощности у Раптора - ого-го), ракета разворачивается и разносит вдребезги РПН...

От Alexeich
К Blitz. (10.10.2011 18:41:44)
Дата 10.10.2011 19:15:52

Re: За армейские...

>А теоритически в таком случае можно перехватить управление даным дроном?

Теоретически можно, а практически надо взломать кодировку сигнала. Что не всегда етсь просто.