От Пауль
К All
Дата 12.10.2011 14:32:38
Рубрики WWII; ВВС;

"Они улетели" (про японскую авиацию в августе 45-го в Маньчжурии)

Как писалось в советских описаниях Маньчжурской операции, перед ее началом в составе японской авиации было ок. 1 900 самолетов (2-я в Маньчжурии и 5-я в Корее авиационные армии). И, казалось бы, должно быть описание как сталинские соколы порвали воздушных самураев. Однако, мы читаем, например, в 10-м томе ИВМВ (с. 246-247):

"Большой вклад в разгром японских и марионеточных войск в Маньчжурии внесли воздушные армии фронтов. Совершив более 22 тыс. самолето-вылетов, как вспоминал Главный маршал авиации А. А. Новиков, они ударами по укрепленным районам и скоплениям противника помогли сухопутным войскам преодолеть полосу укрепленных районов, нарушили работу наземных коммуникаций и парализовали его маневр резервами. Советская авиация в широких масштабах вела воздушную разведку и высадила большое количество десантов... Авиация обеспечила высадку воздушных десантов в глубоком тылу противника, а также бесперебойное снабжение наступавших войск горючим и боеприпасами".

Как видно, про завоевание господства в воздухе ни слова.

Маршал Новиков в своих воспоминаниях (ВИЖ №8 1975, с. 68) пишет следующее:

"9 августа вражеская авиация почему-то бездействовала. Я приказал маршалу авиации С. А. Худякову установить, не перебазировалась ли она на другие, более дальние аэродромы. Через несколько часов С. А. Худяков по телефону доложил мне, что в Маньчжурии, по существу, японских самолетов нет, если не считать одиночных машин на аэродромах в Харбине, Чаньчуне, Мукдене и Дайрэне.
Куда же могла деться авиация противника? Вскоре выяснилось, что в первый же день войны японское командование, решив уберечь свои ВВС от разгрома, перебазировало авиачасти на аэродромы Южной Кореи и Японии".


Остается только удивляться, как же после такой массовой миграции удалось взять в качестве трофеев 861 самолет (правда, в массе своей, как позднее выяснилось, учебно-тренировочные и гражданские).

Так был ли мальчик?

С уважением, Пауль.

От Пауль
К Пауль (12.10.2011 14:32:38)
Дата 13.10.2011 07:51:13

Особое спасибо уч. А. Сергееву и ZaReznik за ответы.

Фактически боевая авиация в Маньчжурии насчитывала не более 200 самолетов, остальные были тренировочные, но даже и это количество не особо проявляло активность. Возможно, из-за нехватки топлива.

С уважением, Пауль.

От Андрей Сергеев
К Пауль (13.10.2011 07:51:13)
Дата 13.10.2011 11:18:43

Там есть еще один нюанс

Приветствую, уважаемый Пауль!

Как мы видим, в сводной таблице Бреннана практически нет транспортной авиации. В то же время ее в Маньчжурии было довольно много, причем не только входящей в состав японских ВВС, но и гражданской и ведомственной авиации, а также авиалиний Маньчжоу-Го (где, в частности, эксплуатировались пассажирские версии "Юнкерса" Ju-86). С учетом ее парка мы и получим цифры, близкие к верхней оценке совокупного кол-ва самолетов в Маньчжурии по данным советской разведки, которые и фигурируют в отечественных работах по советско-японской войне 1945г.

С уважением, А.Сергеев

От ZaReznik
К Пауль (12.10.2011 14:32:38)
Дата 12.10.2011 22:49:21

аккурат в тему ссылка - у всей ИА пока что только 6 побед нашлось по докам

http://vif2ne.ru/nvi/forum/0/co/148397.htm

От Андрей Сергеев
К Пауль (12.10.2011 14:32:38)
Дата 12.10.2011 17:34:48

Подробност про "мальчика" - где был, что делал и т.п.

Приветствую, уважаемый Пауль!

http://www.j-aircraft.com/research/joe_brennan/order_of_battle.htm

С уважением, А.Сергеев

От Белаш
К Пауль (12.10.2011 14:32:38)
Дата 12.10.2011 14:47:33

Разве что пара примеров из мемуаров.

Приветствую Вас!
>Как писалось в советских описаниях Маньчжурской операции, перед ее началом в составе японской авиации было ок. 1 900 самолетов (2-я в Маньчжурии и 5-я в Корее авиационные армии). И, казалось бы, должно быть описание как сталинские соколы порвали воздушных самураев. Однако, мы читаем, например, в 10-м томе ИВМВ (с. 246-247):

>Так был ли мальчик?

Лоза - таран Шермана, кто-то еще -убиение об аэродром.
И атака на море, одна из последних, в архивах была.

>С уважением, Пауль.
С уважением, Евгений Белаш

От HorNet
К Белаш (12.10.2011 14:47:33)
Дата 12.10.2011 15:08:10

Атака на море - это про Курилы

Там было 4 B5N2 из Hokuto Ku и 4 же Ki-43 какого-то армейского хикотая. Но уже после первой же атаки с совершенно бредовыми результатами (то ли потоплен КТ-152, то ли не потоплен, то ли не он, а КТ-153, то ли таранным ударом на манер камикадзе, то ли попаданием бомбы; однозначно потеряны от зенитного огня Т-525 два "кейта"), остальные ушли на аэродром Хоккайдо. На Итурупе вроде как остался брошенным один неисправный B6N2 со снятым мотором, и один B5N2 полностью расканнибаленный еще в 1944, фактически только планер без всего и даже шасси. Именно его в 1994 вывезли в Британию для частной коллекции - единственный уцелевший на сегодня хоть в каком-то состоянии B5N.

От Роман Алымов
К HorNet (12.10.2011 15:08:10)
Дата 12.10.2011 15:15:34

А что это за история с вывозом? (-)