От Офф-Топик
К All
Дата 02.02.2002 05:14:29
Рубрики Современность; Спецслужбы;

Спецслужбы Японии

Информационно-исследовательское бюро (ИИБ) при кабинете министров;

органы военной разведки;

Управление информации и исследований МИД;

Главное полицейское управление (ГПУ);

Управление расследований общественной безопасности при Министерстве юстиции (УРОБ);

Органы военной контрразведки;

Иммиграционное управление;

Управление безопасности на море (УБМ).



Информационно-исследовательское бюро ИИБ при кабинете министров
Является ведущим разведывательным органом страны. В его функции входит сбор информации, необходимой членам кабинета министров для принятия прежде всего политических решений. Бюро организационно состоит из следующих функциональных оперативно-информационных подразделений:

внутренней информации;

зарубежной информации;

по взаимодействию с другими спецслужбами страны;

с государственными учреждениями, частными фирмами и общественными организациями;

по связям со СМИ;

аналитический.


По имеющимся данным, штат кадровых сотрудников ИИБ небольшой. Однако это не влияет на качество работы основного разведоргана страны. Дело в том, что бюро активно привлекает к сотрудничеству агентов из числа завербованных иностранных граждан, а также сотрудников государственных учреждений и частных организаций, работающих за рубежом. По данным японских журналистов, на сотрудничество с ИИБ охотно идут сотрудники крупнейших японских информационных агентств и японских торгово-промышленных фирм. Поэтому не исключено, что, встречаясь для интервью с журналистом, к примеру, агентства Киодо Цусин, какой-либо высокопоставленный российский чиновник отвечает на вопросы, сформулированные аналитиками Информационно-исследовательского бюро при кабинете министров Японии. Кстати, кадровые сотрудники ИИБ работают за рубежом, используя обычно дипломатическое прикрытие.

Военная разведка

В основу ее развития положен опыт функционирования Разведывательного управления Министерства обороны США. Несмотря на изменения, происходящие в Азиатско-Тихоокеанском регионе и мире в целом, первоочередными объектами устремлений военной разведки Японии являются вооруженные силы и оборонный потенциал России, КНР и КНДР. Для добывания информации используются практически все виды разведки: агентурная, радиотехническая, радиоэлектронная, космическая и специальная. Наиболее мощные объекты технической разведки расположены на острове Хоккайдо. Совместно с аналогичными средствами армии США они непрерывно ведут слежение за российским Тихоокеанским флотом и группировкой Дальневосточного военного округа.

Управление информации и исследований МИД

Основной функцией японского ведомства является сбор данных, необходимых для выработки внешнеполитического курса страны, их анализ и выработка предложений руководству Министерства иностранных дел. Информацию, собранную в основном из открытых источников, присылают посольства Японии, аккредитованные в иностранных государствах.

Главное полицейское управление

Одной из задач этого ведомства является контрразведывательное обеспечение государственной безопасности. Непосредственно в ГПУ этим занимается Управление охраны, состоящее из трех основных функциональных подразделений: общественной безопасности, иностранного и следственного отделов. Основные силы контрразведки сосредоточены в столичном мегаполисе. Аналогичные подразделения имеются во всех префектурах страны.

Управление расследований общественной безопасности

В отличие от своих коллег из ГПУ сотрудники УРОБ занимаются контрразведывательным обеспечением защиты конституционного строя страны. Их "клиенты" - экстремистские организации типа небезызвестной «Аум Синрике», радикальные политические партии и движения, добивающиеся своих целей методами, запрещенными конституцией Японии. Структура службы имеет примерно такое же организационное построение, как и ГПУ: центральный аппарат и префектуральные подразделения. В своей работе сотрудники управления опираются на дипломатические представительства Японии за рубежом, а также используют другие возможности.

Военная контрразведка

Как и военная разведка, органы военной контрразведки организационно построены по образцу аналогичных структур армии США. Сотрудники военной контрразведки имеются практически во всех звеньях управления начиная со штабов видов Вооруженных сил. Они тесно сотрудничают с офицерами военной контрразведки группировки ВС Соединенных Штатов, расквартированной на Японских островах.


Иммиграционное управление

Как составная часть Министерства юстиции, помимо своей основной задачи - контроля за въездом и выездом граждан из страны, Иммиграционное управление занимается также сбором разведывательной и контрразведывательной информации. Для этого применяется широкий арсенал методов, включая специальные. Добытая информация используется в служебной деятельности управления, а также передается для реализации в другие спецслужбы. Деятельность Иммиграционного управления, ни на минуту не упускающего из своего поля зрения прибывших в страну иностранцев, существенно облегчает работу контрразведывательных спецслужб.

Управление безопасности на море (УБМ)

Япония одно из немногих в мире государств, имеющих довольно значительную по протяженности морскую границу. Ее охрана возложена на Управление безопасности на море. Помимо этой основной задачи, УБМ осуществляет морскую разведку, контролирует рыбный промысел в 200-мильной зоне, привлекается для оказания помощи терпящим бедствие в море. В мирное время оно является составной частью Министерства транспорта. В военное - передается в состав военно-морских сил. Однако уже в мирное время силы УБМ выполняют свои задачи в тесном взаимодействии с ВМС страны, и в первую очередь это касается ведения разведки.

Организационно управление состоит из центрального аппарата и 11 районов. Наиболее важным из них считается первый район УБМ. В зону его ответственности входит остров Хоккайдо, основные его усилия сосредоточены на сахалинском и южнокурильском направлениях. На оснащении УБМ имеется более 500 кораблей и катеров различных классов. Среди них корабли океанского класса, патрульные корабли, корабли поиска и спасения, гидрографические и корабли обслуживания навигационного оборудования. Авиация УБМ насчитывает свыше 60 патрульных самолетов и вертолетов. В соответствии с перспективными планами и программами развития предусматривается переоснащение сил Управления безопасности на море новыми типами кораблей и летательных аппаратов, оснащенных самой современной разведывательной аппаратурой.

Общая численность личного состава колеблется в пределах 12 тыс. чел. Служат в УБМ только добровольцы после предварительной подготовки в соответствующих учебных центрах. Причем, прежде чем попасть туда, кандидат обязательно должен отслужить в военно-морских силах. Основным видом службы сил УБМ является патрулирование морских сил и авиации в назначенных районах. Кроме того, на побережье функционируют радиолокационные станции (РЛС), надежно перекрывающие подступы к побережью.

Между кораблями, самолетами, вертолетами и береговыми РЛС Управления безопасности на море поддерживается постоянное взаимодействие. При необходимости корабельно-авиационная группировка УБМ получает необходимую информацию от разведывательных центров японских Вооруженных сил, также может усиливаться силами и средствами военно-морских районов. С этой целью вопросы взаимодействия между УБМ и ВМС отрабатываются в ходе ежегодно проводимых учений военно-морских сил Японии. Кроме того, силы Управления безопасности на море регулярно участвуют в маневрах ВМС США, проводимых в западной части Тихого океана.

Это далеко не полный перечень специальных служб, используемых военно-политическим руководством Японии для защиты национальных интересов и обеспечения национальной безопасности. К ним следует добавить еще и различные промышленные фирмы, активно занимающиеся научно-технической разведкой, общественные объединения, просто рядовых японцев, считающих своим гражданским долгом оказывать всестороннюю помощь спецслужбам государства.

Промышленный шпионаж

Японцы считаются первоклассными специалистами в области промышленного шпионажа. Для сбора разведданных используются самые различные методы. Многие из них не отличаются особой порядочностью, однако все они являются неизменно эффективными:

закупка товаров конкурента;

неизменное присутствие на ярмарках, выставках, конференциях и т.п., при этом собирается вся доступная или оставленная по недосмотру документация и информация, фотографируется все, что возможно;

посещение предприятий (в конце 70-х годов 1500 японских экспертов буквально наводнили Кремниевую (Силиконовую) Долину в Калифорнии, США);

финансирование контрактов на выполнение научно-исследовательских работ за рубежом с целью проникновения в некоторые лаборатории (с этой целью в 1986 г. знаменитая "MIT" получила от японских фирм 10 млн. долларов);

отправка на учебу за рубеж студентов и стажеров (только в США - 140 тыс. человек);

бесконечные безрезультатные переговоры, в процессе которых постоянно запрашивается дополнительная информация;
похищение чертежей и технической информации (см. историю создания японского флота);

шпионаж и простое воровство (дело "IBM" против "Hitachi").


Все это не должно скрывать того факта, что большую часть информации обычно получают за счет чтения различных изданий. Доля получаемой за счет этого информации в среднем составляет 50 %, а по некоторым исследовательским лабораториям достигает даже 7О%. Даже правительство Японии приняло во внимание этот факт и в 1957 г. организовало Японский научно-технологический информационный центр (JICST), который ежегодно анализирует 11000 журналов, в том числе 7000 зарубежных, 15000 технических отчетов и докладов и рассылает более 50000 резюме.

Затраты на разведку составляют в среднем 1,5% торгового оборота крупных концернов. Так, в фирме "NEC" информационной работой в 80-х годах постоянно занимались 250 человек. В фирме "Mitsubishi" ЗО человек занимаются патентами, 50 человек занимаются только технологией и т.д. Как очень удачно заявил Коносуке Мацусита: «Вы, на Западе, совершаете два смертельных греха - ищите то, что уже было найдено, и покупаете то, что можно иметь бесплатно». Главным объектом промышленного шпионажа со стороны Японии является США. Амерку потряс арест двух сотрудников японской фирмы "Hitachi" за попытку приобретения чертежей последней модели ЭВМ фирмы "IBM": их задержало ФБР 22 июня 1982 г. Это событие раскрыло глаза американским властям, которые наконец-то заметили, что зависимость США от Японии в области электронных компонентов достигла 90%. Пентагон принял решение об ответных мерах. В 1988 г. адмирал Имман, бывший директор Агентства по национальной безопасности (АНБ), занимающегося прослушиванием, а также защитой линий связи, организовал два консорциума. Один из них был чисто исследовательским с капиталом 100 млн. долларов, а второй - научно-производственным с капиталом 250 млн. долларов. Однако эти попытки завершились полупровалом. Хотя этим консорциумам и удалось передать несколько новых технологий своим членам, однако последним так не удалось избавиться от традиционной взаимной подозрительности и недоверия. Последний из таких консорциумов "US Memories", объединявший крупнейшие американские фирмы, работающие в области информатики (от "IBM" до "Digital", включая "Hewlett Packard"), также потерпел неудачу после того, как фирма "Intel" предпочла объединиться с японской фирмой "NMB Semiconductor". Последствия: американские фирмы контролируют только 15% своего внутреннего рынка, а японские фирмы захватили 75% мирового рынка.


От Офф-Топик
К Офф-Топик (02.02.2002 05:14:29)
Дата 02.02.2002 05:15:39

Спецслужбы Индии


Премьер-министр: Объединенный разведывательный комитет - Joint Intelligence Committee (JIC)

Отдел исследований и анализа - Research and Analysis Wing [RAW]

Разведывательное бюро - Intelligence Bureau (IB)



Министерство обороны Объединенное бюро криптографии

Армия: Управление военной разведки, Корпус обороны и безопасности, Специальная пограничная служба, Гвардия национальной безопасности, Специальное бюро безопасности

ВВС: Управление военно-воздушной разведки

ВМФ: Управление морской разведки, Береговая охрана



Министерство государства и внутренних дел Центральное бюро расследований



Департамент внутренней безопасности: Силы полиции центрального резерва – Central Reserve Police Force (CRPF)

Силы быстрого реагирования – Central Reserve Police Force(CRPF)

Группаспецзащиты - Special Protection Group (SPG)

Центральная группа промышленной безопасности – Central Industrial Security Force

Пограничные силы безопасности- Border Security Force (BSF)
Внутренняя гвардия – Home Guards



Главным противником Индии являлся и является до сих пор Пакистан, поэтому спецслужбы Индии действуют прежде всего против этой страны.

Истоки

Традиции индийской разведки закладывались в колониальный период. Первая реальная сеть по сбору развединформации появилась в британской Индии в 1892-93 гг. Ею руководил генерал-майор Чарльз МакГрегор (Major General Charles McGregor). Он занимал должность квартирмейстера индийской армии и одновременно шефа департамента разведки. Появление структуры МакГрегора было вызвано ярко выраженным интересом России к этому региону. Англичанам было точно известно, что в Санкт-Петербурге существовало специальное разведывательное бюро, куда стекалась от многочисленных агентов, которые работали в ист-индийской Компании, на индийской границе и т.п.

В начале 20 века главным противником спецслужб британской Индии продолжала оставаться Россия. После революции 1917 года разведывательное бюро Индии вместе с провинциальными департаментами уголовного розыска было обязано добывать информацию в отношении подрывной деятельности, связанной с или организуемой Коминтерном, "интригами Москвы, стран Европы и Афганистана". О том, насколько успешно действовало бюро на этом направлении, можно судить на примере индийского революционера Манабендра Натх Роя (Бхаттачария), который в 1920 году представлял революционные круги Индии на втором Конгрессе Коминтерна.

Непосредственным предшественником индийских спецслужб был директорат разведывательного бюро, созданный в ноябре 1920 году вместо старого департамента криминальной разведки (CID). В 1933 году, почувствовав на себе тот мировой политический кризис, который в конце концов привел ко Второй мировой войне, в функции бюро включили сбор развединформации за рубежом. В 1947 году, после получения независимости, Санхееви Пиллаи (Sanjeevi Pillai) назначил первого индийского директора бюро. В 1949 году Пиллаи организовал реорганизацию спецслужбы, но ее неэффективность была вновь продемонстрирована во время индо-китайского конфликта в 1962 года. Недостатки работы разведки были также отмечены руководителем штаба армии генералом Шодхри по результатам индо-пакистанского конфликта 1965 года. Однако понимание необходимости создания отдельного органа внешней разведки появилось только в 1968 году, после прихода к власти Индиры Ганди. Шефом нового агентства, которое получило название Отдел исследований и анализа – Research and Analysis Wing или RAW - был назначен Р.Н. Као, заместитель директора Разведывательного бюро.

Объединенный разведывательный комитет правительства Индии занимается анализом разведданных, предоставляемых Бюро по разведке, отделом исследований и анализа, управлениями военной, морской и воздушной разведки. В составе Комитета есть собственный секретариат.

Совет национальной безопасности, был учрежден 24 августа 1990 года, председатель премьер-министр, членами являются министры МВД, МИД, обороны и финансов. За все время существования Совет собирался лишь один раз, 5 октября 1990 года.

Разведывательное бюро – The Intelligence Bureau (IB) – отвечает за внутреннюю безопасность. Одной из последних громких акций Бюро стал арест в апреле 2000 года резидента пакистанских спецслужб, руководившего агентурной сетью на северо-западе республики. По распространенным в Дели данным, офицер пакистанской межведомственной разведки ИСИ Мунир Ахмед был задержан на территории западного штата Раджастхан. Находясь на нелегальном положении, он руководил там сбором разведданных об индийской армии, ее вооружении и дислокации. Дополнительные данные об этом были получены от пособника пакистанского шпиона, являвшегося одним из гражданских служащих на авиабазе индийских ВВС в городе Джодхпуре. Отдел исследований и анализа RAW секретариата кабинета министров считается самой мощной спецслужбой Индии. Отдел является органом внешней разведки. RAW отвечает за осуществление дезинформационных мероприятий, шпионажа и саботажа против Пакистана и других соседних с Индией стран. Руководство RAW осуществляется напрямую премьер-министром, структура, состав, бюджет и штат агентства является государственным секретом Индии и держится в секрете даже от парламента.

Отдел RAW был образован в 1968. При его создании власти Индии основывались на убеждении, что Пакистан поставил оружие террористам Сикха, и обеспечивает защиту и подготовку партизан. В свою очередь, Пакистан обвинил RAW в субсидировании саботажа в провинции Пенджаб, где Отдел поддержало движение Серайки (Seraiki), предоставив ему финансовую помощь и организовав международную конференцию Серайки в Дели в ноябре-декабре 1993 года. По данным Пакистана, RAW имеет широкую сеть агентов и подрывных элементов в пределах Пакистана, включая диссидентов из различных сект и этнических групп, которые сосредоточены в провинциях Синдх (Sindh) и Пенджаб (Punjab). По данным СМИ, в период 1983-1993 гг. на территорию Пакистана были заброшены около 35 тыс. агентов RAW, из которых 12 тыс. работают в Синдхе, 10 в Пенджабе, 8 тыс. в северо-западной пограничной провинции и 5 тыс. в Балошистане. В ведении RAW также находятся 40 тренировочных лагерей по подготовке террористов.

Во время афганской войны RAW отвечало за проведение террористических актов в Пакистане, чтобы удержать его от поддержки афганского освободительного движения против союзника Индии, Советского Союза.

Поражение СССР в Афганской войне не стало концом подрывной деятельности RAW в Пакистане. По данным СМИ, Индия уже после вывода советских войск организовала тренировочный лагерь в Кадиане (Восточный Пенджаб) где пакистанцы немусульманского вероисповедания готовились для проведения терактов. Пакистанский премьер-министр Наваз Шариф (NawazSharif) обвинил Отдел в финансировании нынешнего подъема терроризма в Пакистане, а силовые министры Пакистана обвинили RAW в инициировании насилия между суннитами и шиитами, которое уносит тысячи жизней каждый год.

Теракты в Пакистане, подготовка которых приписывается спецслужбам Индии и Афганистана:

Взрыв бомбы в машине в зоне Саддар (Saddar) в Пешаваре 21 декабря 1995 года. Убито 37 человек, ранено 50

Взрыв в больнице Шокат Ханум (Shaukat Khanum) 14 апреля 1996 года. Убито 7 человек и ранено 34

Взрыв автобуса, идущего по маршруту Лахор-Сахивал (Lahore-Sahiwal) в Бай Феру (Bhai Pheru) 28 апреля 1996 года. Убито 44 человека, ранено 30

Взрыв автобуса близ госпиталя Шейхупуры (Sheikhupura) 8 мая 1996 года. 9 убитых и 29 ранено

Взрыв в Гуджранвале (Gujranwala) 10 июня 1996 года. 3 убитых и 11 раненых

Взрыв бомбы в автобусе на дороге близ Хариана (Kharian) 10 июня 1996 года. 2 убитых и 10 раненых

Взрыв напротив медресе Файзул (Madrassah Faizul Islam) в Файзабаде (Faizabad) 27 июня 1996 года. 5 убитых и 50 раненых

Взрыв бомбы на железнодорожной станции в Файзалабаде (Faisalabad) 8 июля 1996 года. Убито трое, ранено 20

Диверсия в Лахоре против пакистанского премьер-министра Шарифа в январе 1999 года



RAW также достойно ответил на подготовку пакистанскими военными исламских боевиков в Кашмире. RAW якобы подготовило захват индийского самолета в Лахоре в 1971 году, чтобы обвинить в теракте кашмирское национальное движение. RAW также имеет долгую историю деятельности в Бангладеше, где поддерживает индийское меньшинство. RAW также финансировала подготовку вооруженных групп в Шри-Ланке. С 1981 года, RAW и разведывательное бюро организовали для действий в Шри-Ланке сеть из более чем 30 тренировочных баз.

RAW также поддерживал тигров освобождения Тамила, правда, потом поддержка была прекращена. Хорошие отношения с тиграми стремился поддерживать и Раджив Ганди. Правда, индийское разведсообщество недооценило тигров, и убийство тиграми Раджива Ганди, по данным индийских СМИ, объясняется страхом перед вводом в Шри-Ланку миротворческого корпуса индийских войск.

Главная зарубежная шпионская сеть Индийских спецслужб координируется индийским посольством в Вашингтоне. По данным американских СМИ, посольство получает информацию в том числе с американских кабелей дальней связи, с доступом ко всем видам информации. В 1996 году индийский дипломат попал в скандал о незаконном финансировании политических кандидатов в США. По американским законам, иностранные граждане не мог финансировать федеральные выборы. Суд Балтиморе осудил Лалит Гадхиа (LalitHGadhia), натурализованного гражданина США, на три месяца тюрьмы. Гадхиа был уличен в том, что работал курьером между индийским посольством и различными индо-американскими организациями, финансирующими американских законодателей. Около 46 тыс долл. было передано индийским посольством около 20 кандидатов в конгресс.

27 июля 2000 года власти Пакистана через газету Nawa-i-Waqt заявили о том, что RAW и Моссад создали четыре «новых агентства» для подготовки терактов против ведущих религиозных и военных деятелей Пакистана, журналистов, судей, адвокатов и бюрократов. Кроме того, сообщалось о планах заложить бомбы в поездах, на железнодоржных станциях, гостиницах и т.п. Пакистанские спецслужбы также объявили о плане RAW вербовать пакистанцев 20-30 лет, которые решат посетить Индию.

1 января 2001 года руководитель RAWА.С. Дулат (A S Dulat), который вышел в отставку по возрасту 31 декабря, был назначен офицером в специальное подразделение премьер-министра (OSD). Его заменил Викрам Суд (VikramSood), работающий в Отделе с 1966 года. Дулат возглавлял RAW с 1965 года, является специалистом по Кашмирскому вопросу.

Криптография в Индии

В соответствии с отчетом, составленным Группой по информационным технологиям (подразделением Департамента электроники Правительства Индии), криптография в стране находится на стадии развития. Лишь немногие организации (включая оборонные) вовлечены в разработку технологий криптографии и соответствующих протоколов и продуктов. Однако криптографические продукты под DOS и Windows были разработаны и сегодня используются в бизнесе. Кроме того, некоторые продукты были созданы специально в коммерческих целях. Вопросы, связанные с использованием открытых и секретных ключей, находятся в ведении Объединенного бюро по шифрованию – агентству, ответственному вообще за все технологические вопросы, связанные с крипто.

По данным отчета Департамента электроники Департамент телекоммуникаций формально не позволяет передавать по своим сетям зашифрованные сигналы, однако эта практика, видимо, не соблюдается. Более того, поскольку криптографические продукты по всему миру лицензируются, а в Индии трудно получить лицензию на продукт с длиной ключа более 56 бит, компании выпускают многочисленные продукты с уровнем защиты, близким к 56 бит. Более сильные средства криптографии в Индии не производятся.

На отношение правительства Индии к криптографии влияет и то, что некоторые оппозиционные группы используют современные технологии для защиты своих коммуникаций. В октябре 1998 г. губернатор провинции Maharashtra продемонстрировал оборудование, захваченное у мятежников в Кашмире. Это оборудование включало "высокочастотные радиопередатчики", снабженные "электронными клавиатурами, которые способны шифровать и дешифровать до 45 символов одновременно" и "модемами для отправки и получения шифрованных сообщений".

Индийское правительство обязывает операторов сотовой связи обеспечивать "возможности мониторинга" для следственных органов. Оборудование для мониторинга с возможностью доступа к переговорам клиентов должно оплачиваться компаниями сотовой связи.

В 1998 году правительство, сформированное консервативной партией Bharatiya Janata Party (BJP), предложило Закон об информационных технологиях. В соответствии с ним провайдеры Интернета должны отслеживать весь поток информации через свои серверы, делая эту информацию (в том числе зашифрованную) доступной "наделенным соответствующими полномочиями официальным структурам" в целях "обеспечения должной безопасности". Уполномоченные структуры включают Центральное бюро расследований (CBI), Разведывательное Бюро (IB) и Отдел по исследованиям и анализу (RAW).

В 1999 году правительство предложило законопроект об информационных технологиях (N 135). Проект вводит в индийское законодательство цифровую подпись. Пользователи должны создавать и хранить при себе свои секретные ключи. Согласно статье 68 законопроекта, пользователи обязаны расшифровывать информацию в следующих случаях:

"68. (1) Если контрольный орган полагает, что это необходимо в интересах независимости или целостности Индии, безопасности государства, добрых отношений с зарубежными странами или сохранения общественного порядка, либо для предотвращения подготовки преступления, он может поручить любому правительственному агентству перехват любой информации, передаваемой с использованием компьютеров.

(2) Пользователь или иное лицо, имеющее отношение к компьютерной системе, получив распоряжение от правительственного агентства (см. п.1), использовать все возможности, в том числе технические, для расшифровки информации.

(3) Пользователь либо иное лицо, упомянутое в п.2, не выполнивший требования государственного агентства по расшифровке информации, подлежит уголовному наказанию и тюремному заключению на срок до 7 лет".

В соответствии с отчетом Департамента торговли/АНБ в Индии существует громоздкая государственная машина, наработавшая большой опыт по контролю над внешней торговлей дефицитными товарами, гораздо больший, чем контроль за "оборонными" продуктами, осуществляемый в интересах национальной безопасности. В мае 1994 года сообщалось, что в Индии отсутствует система лицензий на экспорт вооружения или товаров "двойного применения". Считалось, что оборонные фирмы-производители амуниции и военного снаряжения сами ограничивали экспорт своей продукции. В марте 1995 года в Индии был опубликован список стратегически важных материалов и технологий, для экспорта которых требовалась лицензия. В этот список попали только оборудование и программы для шифрования в телематических системах (значительную часть которых составляли системы управления ракетами). Шифровального программного обеспечения как такового в списке не было. Эта информация была получена от Госдепартамента в Нью-Дели 24 мая 1994 года и 3 мая 1995 года.

По индо-американскому соглашению о взаимосотрудничестве в сфере бизнеса высоких технологий правительство Индии согласилось с предложением "контролировать" импорт в соответствии со списками, принятыми в США. В январе 1999 г. Организация по обороне и развитию (DRDO) забила тревогу по поводу всех сетевых систем обеспечения безопасности, разработанных в США. N. Vittal, комиссар Главного центра слежения DRDO, сказал, что он выступает за то, чтобы все индийские банки и финансовые институты приобретали только программы, разработанные в Индии.

DRDO, в частности, обеспокоена теми "шифровальными программными продуктами", которые могут быть "сломаны" Агентством национальной безопасности. Последнее заявило, что "никакие шифровальные средства не могут быть экспортированы из США, если АНБ не может снять их защиту". Качество таких программ, экспортируемых в Индию, с точки зрения надежности вызывает вопросы. DRDO заявила, что "домашнее шифрование" не имеет верхнего ограничения на длину ключа и может "составить конкуренцию" программам, сделанным в США. "Говоря прямо, – сказано в письме, – из США можно экспортировать только ненадежные программы. Когда разные международные компании продают легковерным индийцам "сетевые программы, обеспечивающие безопасность", эти фирмы с удобством для себя "забывают" о соответствующих особенностях экспортного законодательства США".


От Офф-Топик
К Офф-Топик (02.02.2002 05:14:29)
Дата 02.02.2002 05:15:19

Спецслужбы Южной Кореи


Совет национальной безопасности - National Security Council (NSC)

Министерство национальной безопасности – Ministry of National Defense Части гражданской обороны

Береговая охрана

Команда обороны и безопасности - The Defense Security Command (DSC)

Силы защиты Родины (Региональные боевые части)

Национальное агентство полиции

Корейские национальные силы полиции - Korean National Police Force (KNP)

Морская полиция



Министерство внутренних дел - Ministry of the Interior

Национальное агентство разведки - National Intelligence Agency (NIA)


Национальное агентство разведки – National Intelligence Agency (NIA)

Генеральный директор – Лим Дон-Вон

Было образовано 19 июня 1961 года как Корейское центральное разведывательное агентство под непосредственным руководством Высшего Совета Национальной перестройки сразу после военного переворота 16 мая 1961 года. Основной функцией КЦРУ была борьба с северокорейской агентурой и внутренней оппозицией.

Истоки ANSP уходят во времена крестьянской войны Тонхак в 19 веке. Первая относительно современная спецслужба была создана эмигрантским правительством в Шанхае в 1919 году. «Временное правительство республики Корея» в 1919-1945 гг. часто организовывало теракты против японцев.

В течение 1945-48 Южная Корея находилась под американской оккупацией, и американская военная разведка (the US Army CIC- Counter Intelligence Corps) завербовала несколько тысяч корейцев. Они и стали базой для формирования ROKACIC ("KCIC") in 1948. «KCIC» была переименовано в Корейское ЦРУ ("KCIA" – по корейски «Чунан Чонбо Гук») после корейской войны, а позднее была переименована в Агентство планирования национальной безопасности "ANSP".

Основная задача этой организации – борьба с северокорейской агентурой и подавление политических оппонентов действующего правительства. По оценке 1995 года, примерно 50% бюджета уходит на борьбу с внутренним врагом и контрразведку, а 50% - на врага внешнего. В 1994 году правительство подписало с оппозицией в Национальной Ассамблее пакт о политическом нейтралитете КЦРУ (с 1981 оно стало называться Агентством по планированию национальной безопасности). Пакт предусматривал неиспользование разведки против легальной оппозиции, и в целом соблюдается.

В 1999 году АПНБ было переименованов Национальное агентство разведки.

Команда обороны и безопасности – The Defense Security Command (DSC)

В 1952 Ри провозгласил военный режим и гаранировал участие военных в политике и деятельности спецслужб. Два военных подразделения – Объединенноекомандование военной полиции (the Joint Military Provost Marshal) и армейский контрразведовательный корпус( the army Counterintelligence Corps (CIC)) стали заниматься отслеживанием политического противника.

В 60-е годы роль Объединенного командования постепенно сошла на нет, в то время как CIC и его наследник – Команда армейской безопасности (theArmySecurityCommand (ASC)) замкнула на себя обеспечение всей внутренней военной безопасности.

Формально Команда обороны и безопасности (The Defense Security Command) была образована в октябре 1977. Это было слияние theASC, подразделений морской безопасности и Центра специальных расследований Военно-воздушных сил. Команда действует под прямым руководством Министра национальной безопасности. В то же время президент имеет право напрямую направлять действия этой спецслужбы.

К концу пятой Республики права Команды вмешиваться в политическую жизнь были сильно ограничены. В октябре 1988 министр национальной безопасности объявил на Национальной Ассамблее, что теперь Команда сконцентрируется на контрразведке, а также противодействии распространения коммунизма, и не будет заниматься расследованием гражданских дел. Позднее из состава Команды был выведен Центр Информации, который отвечал за сбор информации на гражданских лиц внутри страны.

Корейская национальная полиция – Korean National Police (KNP)

Была организована Военным американским правительством в 1945 году. Формально начала действовать с 1948 года, когда было образовано новое корейское правительство. Полиция была подчинена министерство внутренних дел. Даже после создания вооруженных сил Кореи полиция использовалась для военных операций, в том числе принимала участие в корейской войне. К обычным полицейским функциям KNP также отвечает за подавление бунтов, студенческих демонстраций и других публичных выступлений. Она также выполняет контрразведывательные задачи – действует против разведки Северной Кореи.


От Офф-Топик
К Офф-Топик (02.02.2002 05:14:29)
Дата 02.02.2002 05:14:53

Cпецслужбы Северной Кореи


Главные спецслужбы КНДР: 35-ая комната (кор. "35 хо силь")

Министерство охраны безопасности государства (State Security Department)

разведывательный отдел Генерального Штаба КНА (кор.чонъчхальгук)

Министерство общественной безопасности



Одна из особенностей северокорейских спецслужб – почти полное отсутствие информации о них в открытой печати. Нет сомнений, что южнокорейские и тесно взаимодействующие с ними американские спецслужбы обладают немалой информацией о деятельности своих "коллег" из КНДР, однако по не совсем понятным причинам этой информацией они делятся крайне неохотно. В годы Холодной войны американские издательства часто печатали книги о "руке КГБ" и "тайнах ГРУ", которые, помимо прямой пропаганды, содержали и немалое количество реальной информации о советских спецслужбах. Сейчас немало написано о спецслужбах КНР. С северокорейскими же "органами" ситуация обстоит совершенно иначе: публикаций об их структуре и особенностях крайне мало.

Особенность Северной Кореи в том, что обычная для бывших соцстран пара "военная разведка – политическая разведка" в ней заменена на триаду "военная разведка – политическая разведка – партийная разведка". Связано это с историей Трудовой Партии Кореи. Она была создана в 1949 году в результате слияния двух формально самостоятельных партий – Трудовой Партии Северной Кореи и Трудовой партии Южной Кореи (понятно, что на Юге партийные организации действовали нелегально, но влияние их там было весьма заметным). В результате в составе ТПК оказались подпольные организации Юга, а также довольно значительные партизанские силы, действовавшие в Южной Корее. Вполне логично, что в составе ЦК был создан отдел, который ведал операциями на Юге, и который поначалу комплектовался бывшими руководителями южнокорейского подполья. Вскоре, однако, Ким Ир Сен поступил с этими отцами-основателями корейского коммунизма так же, как Сталин – с Бухариным и Зиновьевым, а южнокорейские власти сначала подавили партизанское движение, а потом – к концу 1950-х годов – ликвидировали и южнокорейское коммунистическое подполье. Однако, отдел, поначалу именовавшийся "Отделом связи" (кор. ёнлак пу" – имелась в виду связь с подпольными организациями на юге), в составе ЦК ТПК остался и продолжал функционирование. Долгое время считалось, что главной его задачей должно быть воссоздание коммунистического подполья в Южной Корее. Только к 1970-м годам стало окончательно ясно, что задача эта неосуществима, а отдел сосредоточился на общем руководстве всеми разведывательными операциями против Южной Кореи и превратился в главного координатора всех операций северокорейских спецслужб. Отдел неоднократно реорганизовывался и переименовывался, разделялся на несколько отделов и вновь сливался воедино. В последние годы ему присвоили совсем уж таинственное название "Управление 35-й комнаты" (кор. "35 хо силь"). Из всех корейских спецслужб "35-я комната" – самая маленькая, но и самая влиятельная, причем занимается она не только Южной Кореей, хотя это направление, безусловно, является приоритетным, но ииными зарубежными странами. В состав Управления входят отделы: Южной Кореи, Японии, международный, США, Юго-Восточной Азии, общий и оперативный. Россия находится в ведении Международного отдела, который занимается теми странами, что не входят в компетенцию специализировавнных отделов (Европа, Африка, Латинская Америка, Ближний Восток, но также и Китай). Такой "низкий" статус России связан с общей стратегической ориентацией северокорейских спецслужб, о которой речь пойдет далее.

Кроме "35-й комнаты" – северокорейской партийной разведки – операциями против Южной Кореи занимаются и другие отделы ЦК ТПК, в первую очередь – Отдел единого фронта, который отвечает за пропаганду на Южную Корею. Несмотря на громадное экономическое отставание Севера, пропаганда эта по-прежнему ведется с немалым размахом: ежегодно с помощью аэростатов в Южную Корею забрасывается около 100 тысяч листовок, из приграничного Кэсона вещает якобы "подпольная южнокорейская" радиостанция "Голос спасения Родины", широко проводятся индивидуальные операции по идеологической обработке южнокорейских оппозиционеров. Все отделы ЦК, занимающиеся работой по Южной Корее, именуются "третьим строением" (кор. 3 хо чхонъса), так как они действительно располагаются в отдельном комплексе зданий на окраине парка Моранбон в Пхеньяне. Эти отделы подчиняются секретарю ЦК, курирующему отношения с Югом.

Главной спецслужбой страны является Министерство охраны безопасности государства (кор. "кукка анчжон повисонъ"), которое представляет из себя приблизительную северокорейскую копию КГБ. В ведении МОБГ находятся внутренняя и внешняя разведка, контрразведка и политический сыск. В отличие от КГБ, МОБГ не занимается охраной правительства и главы государства – эти функции поручены Командованию охраны (кор. хови сарёнъбу), которое формально входит в состав вооруженных сил, но фактически является самостоятельной организацией… История МОБГ начинается в 1948 г. Впоследствии оно несколько раз то сливалось с МВД, то выделялось из его состава. Окончательно МОБГ приобрело свой независимый статус в 1973 г., а нынешнее название – в 1993 г. МОБГ даже формально не считается "обычным" министерством. Наряду с Министерством обороны, оно подчиняется не премьер-министру, а непосредственно главе государства (в соответствии с внесенными в 1998 году поправками к Конституции, таковым является Председатель Совета обороны КНДР). Подобно своему советскому прототипу, МОБГ имеет разветвленную сеть местных управлений, доходящих до уровня уезда. Его представители действуют также при всех крупных организациях и учреждениях. В ведении МОБГ находятся также лагеря для политических преступников, которые в Северной Корее содержатся отдельно от уголовников. В отдельные периоды МОБГ подчинялись пограничные войска, но в настоящее время они переданы в состав Министерства обороны. Штатный состав Министерства – около 50 тысяч человек. После смерти Ли Чин-су в 1987 г. имя нового главы МОБГ официально не объявлялось. Не исключено, что формально (хотя и тайно) эту должность занимает сейчас сам верховный правитель Северной Кореи – Ким Чжон Ир, хотя возможно и то, что северокорейские власти решили засекретить даже имя главы этого важного ведомства. Показательно, что сын Ким Чжон Ира и, возможно, следующий правитель конфуцианско-коммунистической династии Кимов – 28-летний Ким Чон-нам в настоящее время отправлен на службу именно в МОБГ (его отец в свое время "стажировался" в ЦК партии).

Некоторые функции политической полиции выполняет также Министерство общественной безопасности (МОБ, кор."сахве анчжон сонъ"), которое в основном является полицией обычной. Помимо борьбы с уголовной преступностью, обеспечения правопорядка и т.п., МОБ ведает системой прописки, которая в свое время была позаимствована из СССР, но существенно ужесточена, а также осуществляет повседневный надзор за гражданами. В штате МОБ 180 тысяч человек.

Армейской разведкой руководит ею разведывательный отдел Генерального Штаба КНА (кор.чонъчхальгук). На начало 1999 г. его начальником являлся генерал-полковник Ким Тэ-сик, который занимает этот пост по меньшей мере с 1992 г. Главным объектом деятельности армейской разведки является Южная Корея, на территории которой действует разветвленная сеть нелегальных резидентур. Помимо этого, офицеры подразделений военной разведки совершают регулярные рейды на территорию Юга, в ходе которых проводят сбор информации о южнокорейских и американских частях, а также готовятся к осуществлению диверсионных актов в военное время. Подобные рейды совершаются по меньшей мере 10-15 раз в год.

В большинстве случаев разведывательные группы высаживаются на восточном или южном побережье с подводных лодок или катеров, а после окончания рейда (продолжительностью около недели), лодка забирает их обратно. Так же проводится заброска агентов и в Японию. На вооружении ВМФ КНДР находится около 20 малых подводных лодок, специально предназначенных для высадки агентов. Высадка может производиться и с обычных подводных лодок. Кроме подводных лодок, для этой цели широко используются полупогружаемые катера. В полупогруженном состоянии у катера над водой возвышается только невысокая (менее полутора метров) рубка, его скорость составляет 4 узла, и обнаружить его весьма трудно. Такие катера производятся в КНДР с середины 1960-гг. и в настоящее время их имеется около 50.

В целом для северокорейского разведывательного сообщества характерно особое внимание, которое уделяется агентурным методам работы. Этот – несколько архаичный – подход во многом выбран не от хорошей жизни: радиотехническая разведка КНДР слаба, аэрокосмическая – попросту отсутствует, а возможности получения соответствующей информации от союзников были ограничены даже в те давние времена, когда союзники у Северной Кореи имелись. В то же самое время культурная и языковая близость вероятного противника существенно удешевляет подготовку нелегалов. Немалую роль играет и ставка на широчайшее использование сил спецназначения в случае войны (эта ставка, кстати, также продиктована стремлением компенсировать подавляющее превосходства противника в обычных вооружениях). Фактически многие офицеры спецназа, выполняя в "мирное" время задачи на территории Юга, знакомятся с территорией и объектами, против которых им придется действовать в случае широкомасштабного конфликта.

Части спецназначения, предназначенные для диверсионных операций на территории Южной Кореи, также подчиняются разведывательному управлению КНА. В периоды обострения внутрикорейского противостояния эти части неоднократно участвовали в реальных операциях. В частности, ими был организован неудачный рейд на резиденцию южнокорейских президентов в январе 1968 г., а также ряд диверсионных рейдов по районам южного и восточного побережья в конце 1960-х гг.

Функции армейской контрразведки и политической полиции выполняет система особых отделов, которая подчиняется Управлению внутренней политической безопасности (кор. чончхи анчжон тэёль повичхо). Управление входит в состав МО, и подчиняется непосредственно Орготделу ЦК ТПК. Главная задача Управления и его подразделений на местах – выявление иностранных (в первую очередь – южнокорейских) агентов, а также политически неблагонадежных солдат и офицеров. На 1997 г. управление возглавлял генерал Вон Ын-хи.

Главное направление операций -- Южная Корея, с которой КНДР до сих пор формально находится в состоянии войны. Все спецслужбы КНДР имеют в Южной Корее развернутую агентурную сеть. Относительный либерализм контрразведывательного режима в Южной Корее и географические условия делают заброску агентов относительно несложным мероприятием. Как правило, заброска проводится со специально построенных подводных лодок, которые скрытно подходят к побережью Южной Кореи, а также со специальных полупогружаемых катеров (в погруженном положении над водой находится только рубка высотой менее полуметра). Таким образом неоднократно организовывались даже своего рода "туристские поездки" завербованных северокорейцами агентов в Пхеньян и обратно.

Операции с Южной Корее преследуют три основные цели: сбор секретной информации о вероятном противнике, подготовку условий для операций сил спецназначения в случае начала войны, внутреннюю дестабилизацию южнокорейского режима и культивацию левой, прокоммунистической оппозиции. Исторически именно последняя цель считалась важнейшей, но сейчас она отошла на второй план: экономические и социальные успехи Южной Кореи таковы, что и у недовольных существующим строем южнокорейцев сталинистская Северная Корея не вызывает особых симпатий. В последние годы от нее старается отмежеваться даже заметная часть левой оппозиции. Операции по дестабилизации режима включают в себя и "активные мероприятия" – террористические акты против южнокорейских руководителей или символически важных объектов. Наибольшей известностью пользуются неоднократные попытки убить южнокорейских президентов (Сеул 1968, Сеул 1974, Рангун 1982), а также угоны и взрывы южнокорейских самолетов, последний из которых произошел в 1987 г. В 1990-е годы подобные операции были практически свернуты – возможно, в силу явной своей политической неэффективности. Единственным исключением стало убийство в 1997 г. в Сеуле дальнего родственника Ким Чжон Ира, который бежал на Юг и стал там активно участвовать в антипхеньянской пропаганде. Тем не менее, и опыт, и хорошо обученный персонал в КНДР остаются, и могут быть использованы в любой момент. С другой стороны, в последние годы спецслужбы КНДР стали активно заниматься нелегальной экономической деятельностью. Северокорейцы производят высокачественные фальшивые доллары, которые потом реализуются через страны ЮВА, и активно используют свои дипломатические представительства для торговли слоновьей костью и наркотиками. В нынешних условиях, когда в стране работает не более 15-20% производственных мощностей, и "нормальная" торговля просто невозможна (продавать нечего), подобные операции являются для КНДР важным источником валюты.

Занимаются северокорейские спецслужбы и более традиционными операциями, в первую очередь – агентурной разведкой. Вербовка агентов в Южной Корее ведется с немалой активностью. В последние годы южнокорейскими спецслужбами были раскрыт ряд северокорейских агентов, некоторые из которых провели на юге несколько десятилетий и занимали заметное положение в южнокорейском обществе (профессора престижных университетов, религиозные активисты и т.п.).

Операции северокорейских спецслужб за пределами Кореи подчинены в основном задачам противостояния с Югом, а также подавления внутренней оппозиции. С пятидесятых годов одним из основных направлений работы северокорейских спецслужб было наблюдение за находившимися на территории других соцстран гражданами КНДР – студентами, стажерами, рабочими. Эта задача приобрела особую актуальность в 1960-е годы, когда отношения между КНДР и братскими странами были, несмотря на все улыбки и клятвы, весьма напряженными, а за чтение газеты "Правда" северокореец мог попасть в тюрьму. История деятельности северокорейских спецслужб в социалистических странах изобилует похищениями впавших в ересь сограждан, которые вывозились на расправу в Пхеньян. В 1959 г. похищение студента Московской консерватории вызвало небольшой дипломатический скандал и закончилось отзывом северокорейского посла из Москвы. Незадолго до этого в Москве северокорейскими агентами был похищен Хо Ун-бэ, лидер оппозиционно настроенных студентов (впоследствии – знаменитый историк), которому удалось спастись, выпрыгнув из окна посольства. С конца шестидесятых стали известны и случаи промышленного шпионажа в братских странах, в первую очередь – в СССР. Основной интерес вызывала военная и горнодобывающая промышленность – отрасли, которые тогда активно развивались в КНДР.

За пределами страны северокорейские спецслужбы активно действуют в тех странах, в которых есть корейская община и которые можно использовать как плацдарм для операций против Юга. Исторически наиболее интенсивно работали северокорейцы в Японии. В этой стране имеется значительное корейское меньшинство – примерно 700 тысяч человек. В большинстве своем японские корейцы – выходцы из южных провинций, но в силу ряда исторических причин заметная их часть занимает пропхеньянские позиции и формально даже является гражданами КНДР. Добровольные и не совсем добровольные пожертвования и переводы японских корейцев, а также доходы от организованных с их помощью предприятий являются для Пхеньяна важным источником валюты. Кроме того, Япония представляет из себя интерес с точки зрения промышленного шпионажа, а также как важная база для операций против Южной Кореи. В последние годы центр противостояния разведок Севера и Юга сместился в Манчжурию, где сейчас нелегально находится от 100 до 150 тысяч беженцев из Северной Кореи. Кроме того, там проживает примерно 2 миллиона этнических корейцев-граждан КНР, а также активно действуют южнокорейские фирмы и совместные предприятия. Все это делает Манчжурию естественным районом операций для северокорейских и южнокорейских спецслужб. С точки зрения южан, Манчжурия (наряду с российским Приморьем) – это единственный район, в котором они могут напрямую вербовать агентов их числа северокорейцев. Не исключено, что в последние годы сотрудники южнокорейской разведки стали эпизодически проникать на территорию Севера под видом торговцев-челноков. Прямой заброской своих агентов на территорию КНДР южане перестали заниматься с шестидесятых годов, когда резкое ужесточение контрразведывательного режима в КНДР сделало такие попытки безнадежными.

До определенной степени столкновения спецслужб Юга и Севера затрагивают и государства СНГ, в большинстве которых есть корейские общины. В целом, однако, корейцы б. СССР относятся к политике "исторических родин" без особого интереса, и операции скорее концентрируются вокруг граждан КНДР и РК, находящихся в России (южнокорейских студентов, северокорейских лесорубов и т.п.). Основной ареной противостояния является Дальний Восток, где сосредоточено большое количество граждан обоих Корей.

Любопытная особенность северокорейских спецслужб – пристрастие к похищениям людей. По южнокорейским данным, с 1953 по 2000 г. было похищено не менее 500 южнокорейских граждан (не считая экипажей рыболовных судов, оказавшихся в территориальных водах КНДР). Подтверждены также и факты похищения нескольких десятков японцев. В некоторых случаях похищались люди, которые случайно становились свидетелями высадки или ухода северокорейских разведгрупп, но во многих иных случаях о причинах похищений остается только гадать. Известно, что некоторые из похищенных используются для тренировки агентов, предназначенных для заброски на Юг или в Японию, а также занимаются редактированием тех пропагандистских материалов, которые издаются в Пхеньяне от имени несуществующих южнокорейских оппозиционных групп. В частности, Ким Хён-хи, которая в 1987 г. взорвала северокорейский авиалайнер, изучала японский язык и обычаи под руководством похищенной в 1978 г. японской хостессы Тагути Яхико (легенда предусматривала, что Ким Хён-хи и ее напарник будут выдавать себя за японских туристов).

Во внутренней политике главная задача северокорейских спецслужб (в первую очередь МОБГ) –подавление в зародыше любой оппозиции режиму Кимов. В стране существует уникальный по своей жесткости контрразведывательный режим. Существует система прописки, передвижение по стране ограничено, и даже для поездки в соседний уезд требуется письменное разрешение МОБГ (впрочем, в последние годы этот контроль был заметно ослаблен). Все жители квартала или подъезда в обязательном порядке входят в состав "народной группы" – инминбан. Главная задача группы – контролировать всю жизнь ее членов, и руководство группы полагается ставить в известность в том случае, если в доме кого-то из членов ночует посторонний, равно как и в случае поездки куда-либо на несколько дней. Владение радиоприемником со свободной настройкой само по себе уже является уголовно наказуемым деянием, а все продаваемые в стране преемники имеют фиксированную настройку на волну официального вещания. Вся иностранная печать поступает в спецхран. Любой разговор иностранца с северокорейцем, не имеющим полномочий на контакты с иностранными гражданами, становится поводом для расследования, а иногда ведет к аресту. Даже сравнительно безобидные критические замечания в адрес властей наказываются немедленно и крайне сурово. В случае ареста по политическому обвинению, вся семья подлежит немедленной высылке. В последнее время, в условиях полного экономического краха, контроль был несколько ослаблен (в частности, в течение некоторого времени не действовали ограничения на поездки по стране), но в целом система продолжала функционировать. Все эти мероприятия привели к тому, что в КНДР отсутствует диссидентское движение в любой форме, а деятельность иностранных разведок крайне затруднена. Резидентуры могут реально действовать только под прикрытием посольств, но далеко не все державы имеют свои посольства в Пхеньяне (КНДР не имеет дипломатических отношений с США, Японией, большинство стран ЕС). В результате доступная информация о внутриполитическом положении страны крайне скудна.