От Андрей Белов
К Андрей Белов
Дата 23.12.2011 21:54:03
Рубрики 1941;

Рабочие материалы . Часть 4. т/х. Армения.

Часть 4 . 4- 6 ноября ...
04 ноября .1941 г.
Рейс начался в 05 часов 40 минут 4 ноября 1941 года. Теплоход с военными грузами и маршевым пополнением вышел из Туапсе в охранении эсминца «Способный» и тральщика «Груз». Из-за неисправности машины в 11.00 «Армения» возвратилась в Туапсе, охраняемая тральщиком и двумя сторожевыми катерами. После краткого ремонта транспорт вновь покинул «Туапсе» в охранении эсминца «Сообразительный». Командир «Армении» следовал по предписанию в Ялту, а на эсминце считали, что Ялта уже захвачена противником и силой повернули транспорт в Севастополь.

Приказ вице-адмирала Г. И. Левченко от 4 ноября 1941 года:
«В состав войск Севастопольского оборонительного района включить: все части и подразделения Приморской армии, береговую оборону главной базы Черноморского флота, все морские сухопутные части и части ВВС ЧФ по особому моему указанию.
Командование всеми действиями сухопутных войск и руководство обороной Севастополя возлагаю на командующего Приморской армией генерал-майора Петрова И. Е., с непосредственным подчинением мне».

5 ноября 1941 года
Теплоход Армения подошел к Севастополю при средней скорости 10 узлов в 12.00 -12.30

Транспорт «Армению» перевели в Корабельную бухту, к причалу артмастерских и продолжили погрузку людей. Раненые и медики грузились и по узкому трапу с правого борта, и с катеров по левому борту. Напряжение на борту теплохода росло, так как людей скопилось огромное количество, а выход судна перепланировали с 19.00 на 17.00. Ускорение отправки лайнера было вызвано поступившими из Ялты сообщениями. В них говорилось, что в городе собралась крупная группа эвакуируемых работников партаппарата города и области, но вывозить их не на чем.
Военный совет ЧФ решил и их эвакуировать на «Армении», хотя имелись под загрузкой лайнеры «Грузия» и «Белосток», грузовые транспорты.

Членами Военного совета были:
дивизионный комиссар Н. М. Кулаков,
секретарь Крымского обкома партии В. С. Булатов,

Полковник И. М. Величенко, бывший специалистом по скрытной связи при командующем Черноморским флотом:
«В тот день по неудовлетворительно работающей проводной связи из Ялты сообщили контр-адмиралу Н. М. Кулакову, что в городе собралась большая группа руководящих работников и партактива, которых не на чем эвакуировать... выбор пал на «Армению», и она пошла к своей гибели...».

Полковник медслужбы А.И. Власов:
«Начальник отделения Главной базы 5 ноября получил приказание… госпитали и лазареты свернуть. На „Армению“ было погружено около 300 раненых, медицинский и хозяйственный персонал Севастопольского военно-морского госпиталя (крупнейшего на флоте), во главе с главврачом его, военврачом 1 ранга С.М. Каганом. Здесь же оказались начальники отделений (с медперсоналом), рентгенотехники… Здесь же разместились 2-й военно-морской и Николаевский базовый госпитали, санитарный склад №280, санитарно-эпидемиологическая лаборатория, 5-й медико-санитарный отряд, госпиталь от Ялтинского санатория. Были приняты на теплоход часть медперсонала Приморской и 51-й армий, а также эвакуированные жители Севастополя…».

Уже в море «Армении» приказали подойти к Балаклаве, где у берега к ней причалили катера НКВД, с которых были перегружены деревянные ящики. На борт поднялись и сопровождающие.

«Судя по найденным в архивах документам, НКВД вез какой-то очень ценный груз. Накануне, 6 ноября, Сталин подписал приказ о срочной эвакуации с Крымского полуострова всего наиболее ценного на Кавказ. Но что именно они грузили – неизвестно».

«Недавно противник ворвался в Крым и перебросил туда свою авиацию. Поэтому проходить вблизи крымских берегов мы могли только ночью. Днем приходилось держаться в 40, а иногда — в 60–80 милях от берега.» Ворков С.С. - командир Эм. Сообразительный.

--------------------------------------------------------------------------
Иногда складывается впечатление, что «комментирующие и знающие» люди считают моряков сборищем безграмотных кретинов, ходящих в море по глобусу, не знающих элементарной логики и совершающих шизофренические действия , что впору и усомниться в их вменяемости. Бог им судья.
Хотя довольно сложно встать на кнехт в 5 бальный шторм и пи..еть океану «Я конечно же понимаю Вашу позицию , но прошу принять и мои аргументы!!!».
С этого момента основные моменты временные интервалы, приводимые мною, могут считаться ориентировочными(+/- 1 час), так как фактические данные о перемещении теплохода находятся на дне Черного моря в его вахтенном журнале и ни где более — ни в каких архивах вы это не найдете. Приказы и распоряжения носят общий характер. Временные характеристики определяются по реальной ситуации — по факту исполнения (чаше - по воспоминаниям очевидцев).

4 ноября 1941 года.
15.00 — 16.00 - Выход в Севастополь в охранении эсминца Сообразительный. На борту - маршевое пополнение, военные грузы в грузовых трюмах. Курс проложен на расстоянии 40 миль от берега.
21.00 — 22.00 Получение радиограммы Плаушевским о необходимости захода в Ялту и эвакуации симферопольского партактива. Инициаторы радиограммы - ЧВС Кулаков и первый секретарь В.С.Булатов.
24.00 - ориентировочное время принятия решения Ворковым об выполнении приказа флота о доставке маршевого пополнения и доставке груза и игнорировании указаний- требований «сухопутной администрации».

5 ноября 1941 года
09.00 — 10.00 - Заход конвоируемого эсминцем Сообразительный транспорта Армения в Севастопольскую бухту. Приказ о переходе транспортных судов только в ночное время выполнен командиром эм. и капитаном теплохода.
11.00 - ориентировочное время начала разгрузки маршевого пополнения . Начало разгрузки грузов из трюмов Армении. «Справочником по речному флоту» образца 1953(зелененький такой ) года на разгрузку трюма №2 и №1 (с учетом еще и коэффициентов трудоемкости) — трюмы сложной конфигурации - для того чтобы застропить груз его еще надо подтащить к грузовому люку - отведено от 6 до 12 часов. Если маршевому пополнению достаточно только сойти на берег, то разгрузка судна скорее всего продолжалась до ночи 6 ноября.
В течении дня 5 ноября -
получено начальником отделения Главной базы приказание… «госпитали и лазареты свернуть». Начат демонтаж оборудования и подготовка к эвакуации персонала.
День 5 ноября 1941 года - Кулаковым и Булатовым получено извещение из Ялты , что их требование о предоставлении транспорта для эвакуации капитаном теплохода не выполнено. Теплоход обнаружен в Севастополе под разгрузкой.

6 ноября 1941 г.
9.00 -12.00 - Ориентировочное место стоянки теплохода Армения - Карантинная бухта (но пока этот вопрос мною не до конца уточнен). Начат прием эвакуируемых из Севастополя жителей , семей моряков.
12.00 (Время ориентировочно) - принятие решения руководством флота (Октябрьским) под давлением
Симферопольского партийного актива,
Сотрудников НКВД , занимавшиеся эвакуацией ценностей и архивов.(получивших приказ еще 5 ноября )
о предоставлении транспорта для их нужд.
Планировавшийся на 19.00 (темное время суток) уход из Севастополя волевым решением срывается (почему - будет написано позже).
12.30 -13.00 - Перевод теплохода Армения в Корабельную бухту (поближе к Севастопольскому военно-морскому госпиталю ). Начало ускоренной загрузки теплохода
Помимо раненых и больных в теплоход Армения в грузовые трюмы загружается иностранное оборудование , которое в СССР никогда не производилось - рентгеновские аппараты .. и.т.п. Флотское медицинское руководство стремится вывезти по максимуму оборудование , которое необходимо не для первой помощи раненым, а которое закупалось за золото и имеет реальную ценность для реабилитации больных со сложными ранениями в случаях продолжительного лечения. Никаким «драпом» и истериками тут и не пахнет.
Вместе с оборудованием эвакуируется и обслуживающий его персонал. Иначе это оборудование — просто груда железа.
Загрузка производится с двух бортов
Как то немного в стороне остался вопрос погрузки судна. Здесь опять надо вернуться к кадрам фильма «Сокровище погибшего корабля». На 7 минуте актриса поднимается на борт Армении по узкому качающемуся трапу. Именно по такому трапу (их всего 2 — по одному с каждого борта) и шла погрузка людей больных и раненых. Это не широкая аппарель, куда можно вкатывать носилки - толпами грузить людей. Кроме того - трап не предназначен для погрузки раненых. У него нет широкой площадки в районе палубы для разворота носилок (8 минута фильма). А между тем - раненого надо сначала
двоим на трап занести ,
донести до верхней площадки
развернуть носилки под 90 градусов
внести раненого на борт корабля.
Такая мелочь учитывалась позже при проектировании пассажирских судов , которые в военное время должны были проходить переоборудование в госпитальные суда. И на это обращалось особое внимание - скорость погрузки должна быть высокой.
Феерические фантазии о возможности по такому трапу загнать на судно за 4 -5 часов погрузки 5000 человек , раненых и полуздоровых, еще женщин и детей с чемоданами (семьи моряков) пусть останутся на совести тех, кто так безграмотно фантазирует.
Не выдерживает никакой критики бред , связанный с быстрой погрузкой людей с воды - катеров у другого борта. Погрузка со второго борта велась также как и с берега. С одним исключением — опущенный вниз на талях пассажирский трап опирался на качающуюся палубу катера. Принимая во внимание
ограниченную пассажировместимость катера ,
необходимость сходить к берегу за следующей партией эвакуируемых. ,
время подхода и швартовки к борту и к берегу
верить в шизофренические чудеса с забросом на борт с катеров 1000 человек здравый смысл отказывается.

В конечном итоге 6 ноября 1941 года
теплоход Армения покинул Севастопольскую бухту в 17.00 курсом на Балаклаву.
На борту теплохода находились
300 раненых(при возможности принять 400 — это явный недогруз за счет сокращения времени погрузки на 2 часа).
медицинский и хозяйственный персонал Севастопольского военно-морского госпиталя
2-й военно-морской и Николаевский базовый госпитали,
санитарный склад №280,
санитарно-эпидемиологическая лаборатория,
5-й медико-санитарный отряд,
госпиталь от Ялтинского санатория.
часть медперсонала Приморской и 51-й армий,
эвакуированные жители Севастополя, дети и родственники моряков.

Почему 17.00, а не 19.00 - требование сотрудников НКВД , отвечающих за эвакуацию ценностей.
Два часа накинули на
обход оборонительного минного заграждения
подход к Балаклаве
приемка груза у Балаклавы.
Временные интервалы реальные и выполнимые.
Вечер 6 ноября 1941 года ..

С этого момента флотское командование на судьбу теплохода уже не влияет. В его маршруте заинтересованы две силы Симферопольский партактив и НКВД.
Маршрут удовлетворял всех (кроме флота разумеется).
Первым делом - заход в Балаклаву.
Возникает вопрос , зачем??? Почему не в Алупку , в Форос ???
Кто был в Балаклаве - прекрасно знает, что зайти в бухту судну больших размеров достаточно непросто. А тем более еще и выйти из нее в ночное время. Маневренностью теплоход Армения не отличался (судно линейное — ходит по линии , отдельных требований по повышению маневренных качеств судна не было). Стоял обычный полубалансирный руль в единственном экземпляре.
Далее - какие госпитали в Балаклаве ??? Кого грузить??? Балаклава находится в стороне от Севастополя. Хочешь эвакуироваться — иди в Севастополь. Все что могла предложить эвакуирующимся база в Балаклаве — это морские охотники сил НКВД.Все сходится , когда принять во внимание , что Балаклава была нужна только сотрудникам НКВД.
Как известно — катера морпогран отряда , несмотря на свой «флотский» статус имели тоже самое двойное подчинение. Таким образом получается , что сотрудник НКВД, отвечавший за эвакуацию ценностей использовал для этого все имеющиеся в его распоряжении ресурсы.
Груз был доставлен в Балаклаву — подальше от Севастополя и передан сотрудникам НКВД. Погружен на пограничные катера с сопровождающими и передан на «Армению» сотрудникам НКВД , отвечавшим за перевозку ценностей. Как видно из этой выкладки — никакого отношения к данной операции флотское руководство не имело.
Единственное , что оставалось Октябрьскому — слать телеграммы капитану судна уже с пожеланиями, а не приказами. Маршрут Армении он изменить уже не мог. Судно у него реквизировали.

Продолжение следует ...

От Exeter
К Андрей Белов (23.12.2011 21:54:03)
Дата 25.12.2011 16:19:15

Это не "рабочие материалы", а сплошное пальцесосание, простите

Никаких фактических материалов о погрузке в Севастополе, Балаклаве и Ялте у Вас нет, уважаемый Андрей Белов, зато много букав и отвлеченных рассуждений про трапы и т.п., которые сами по себе ничего не значат. Если Вам и не нравится цифра загрузки в 5000 человек, то такими убогими рассуждениями, как у Вас, ее не опровергнешь. Судно более суток ошивалось в Севастополе, и затем еще догружалось.

Кстати, Вы не приводите даже данных о загрузке судна в переходе в Севастополь 4-5 ноября.

С уважением, Exeter

От Фёдорыч
К Exeter (25.12.2011 16:19:15)
Дата 25.12.2011 21:47:21

Re: Это не...

Здрасьте вам!

Уважаемый Exeter, не могли бы вы ответь на ранее заданный вам вопрос:

Ваш текст:
>Немецкие торпедоносцы Не-111Н несли именно по две торпеды. И действовали на Черном море в 1941 г. именно парами. Так что воспоминания Яковлева как раз очень достоверны, ибо книжек М. Морозова он явно не читал.

Вопрос: Не подскажете, а это типичное решение - атаковать катер 2 торпедами? И были ли еще такие случаи на ЧФ?



'Указания по подготовке к празднику без происшествий и преступлений выполнены'

От Exeter
К Фёдорыч (25.12.2011 21:47:21)
Дата 25.12.2011 21:56:33

Re: Это не...

А с чего Вы полагаете, что самолет атаковал именно катер, уважаемый Фёдорыч? Из текста смутного свидетельства это не вполне ясно. Но претензия-то была, что вот де самолет две торпеды нести не мог.

С уважением, Exeter

От Фёдорыч
К Exeter (25.12.2011 21:56:33)
Дата 25.12.2011 22:49:26

Re: Это не...

Здрасьте вам!
>А с чего Вы полагаете, что самолет атаковал именно катер, уважаемый Фёдорыч? Из текста смутного свидетельства это не вполне ясно. Но претензия-то была, что вот де самолет две торпеды нести не мог.

Из текста действительно в прямую не следует, что атаковали МО, а не Армению.
Но, если экипаж поразила сила взрыва о камни, и предположить, что Армения была рядом и самолеты заходили на нее, на каком же тогда расстоянии от берега все это происходило? Получается, что весьма близко.

Претензия была, что это 2 торпеды залпом не кидали, и, следовательно это были мины. Я так понял.


'Указания по подготовке к празднику без происшествий и преступлений выполнены'

От Андрей Белов
К Фёдорыч (25.12.2011 22:49:26)
Дата 26.12.2011 00:02:01

не в это дело ...

из текста ясно следует , что второй должен был догнать Армению, а вот их не смог потопить.
Тогда бы было описание уклонения Армении от торпедной атаки , а его то и нет.
Весь текст в никуда.в космос.
Но он рушит концептуальный бред вкаждабочказатычка.
Поэтому любая его критика неприемлема.

От Exeter
К Андрей Белов (26.12.2011 00:02:01)
Дата 26.12.2011 15:55:16

Из текста ничего не следует


Ссылка на воспоминания Яковлева были Вам приведены исключительно для того, чтобы показать, что Ваше доверие ко всяким воспоминаниям как раз странно. Из смутных свидетельств Яковлева как раз трудно понять, что он вообще достоверно видел-то.
А вот Вы взялись критиковать текст Яковлева по странному пункту, что вот на самолете две торпеды не могло быть. Вот Вам и поясняют, что как раз на немецком торпедоносце Не 111Н две торпеды - это нормально, и В ЭТОМ ОТНОШЕНИИ воспоминания Яковлева как раз достоверны.

С уважением, Exeter

От Kimsky
К Андрей Белов (26.12.2011 00:02:01)
Дата 26.12.2011 00:18:10

Если есть самолет - не обязателен маневр.

если маневр есть - не обязательно его описание с другого корабля.

А у вас логика - "если не написано что на Арагорне были штаны, значит он был римлянин и ходил в тоге". На чем дальше строится богатая теория. В общем - то самое сосание и есть.