От Николай Манвелов
К All
Дата 23.12.2011 12:16:05
Рубрики 11-19 век; Флот;

О гибели корабля "Лефорт" в 1857 году

Привет
Сижу и читаю официальный отчет о гибели в сентябре 1857 года линкора «Лефорт» со всеми находившимися на борту. Интересные подробности выясняются (раньше я ими как-то особо не интересовался и в суть дела не вникал).

Итак, имеем из Станюковича («Вокруг света на «Коршуне»):

«И ей, как нарочно, припомнилась ужасная гибель корабля «Лефорт», бывшая три года тому назад и взволновавшая всех моряков... В пять минут, на глазах у эскадры, перевернулся корабль, и тысяча человек нашли могилу в Финском заливе, у Гогланда. И ни одна душа не спаслась...».

Согласно рапорту командовавшего отрядом контр-адмирала Нордмана, 10 сентября в 7.23 утра во время следования в Кронштадт из Ревеля (должны были быть пароходы-буксировщики, но линкоры «Владимир» (флагман), «Не Тронь Меня», «Императрица Александра», «Лефорт» и «Память Азова» пошли самостоятельно. Погода начала резко портиться, одним из очень сильных шквалов начавший одновременно со всеми поворачивать «Лефорт» вдруг резко положило на борт («крен был ужасный»), «опрокинулся, и в несколько мгновений его не стало; потом он вдруг всем правым бортом еще раз поднялся, но вслед за тем исчез».

Глубина была около 31 сажени, отряд встал на якорь и отстаивался 53 часа до прихода пароходов из Кронштадта.

Учредили комиссию стали выяснять.

Выяснились следующие интересные вещи:

1. Командир линкора Кишкин отмечал, что будет готов к выходу в Кронштадт «идти на буксире парохода, если даст порт все средства». Как видим, речь о походе своим ходом под парусами не шла.
2. На корабле находилось 13 офицеров при 1 юнкере, 743 человека унтер-офицеров и рядовых, 53 человека семейств рядовых и унтер-офицеров, а также 17 детей. При этом, строевых офицеров было ничтожно мало – командир (капитан 1-го ранга), 3 лейтенанта, 2 мичмана. Это на почти 750 членов экипажа!
3. Выживший в результате катастрофы (заболевший и оставшийся в Ревеле) лейтенант Ренненкамфп свидетельствовал, что пушечные порты закрывались исправно, перегруза не было и никакой торопливости в снаряжении корабля не было. Заболевший и отравленный в госпиталь артиллерийский унтер Худяков сие подтверждает. Это подтверждают командиры, офицеры и матросы других боевых кораблей, единодушно отметившие полный порядок на линкоре.
4. Как отметил контр-адмирал Нордман, жалоб на какие-то проблемы от Кишкина он не получал. При этом, командиры «Не Тронь Меня» и «Императрицы Александры» указывали на плохое состояние такелажа (в том числе – бегучего), который Ревельский порт не заменил. По официальным данным, весь такелаж был отпущен на «Лефорт» в 1854 году.
5. Известно, что по итогам кампании командир жаловался на то, что корабль сильно течет (он вступил в строй в 1837 году), в результате в 1856 году была проведена конопатка. Ревельский порт утверждал, что перед выходом в Ревель были выполнены все требованные работы.
6. Наиболее возможной версией признавалось скопление воды в палубах, что не было вовремя оценено экипажем. В результате сильный крен мог привести к гибели корабля.

Николай Манвелов

От Fregat
К Николай Манвелов (23.12.2011 12:16:05)
Дата 26.12.2011 00:39:11

А почему нужны были пароходы? Линкоры сами не ходили?

До появления пароходов сами ведь ходили!

От Kimsky
К Fregat (26.12.2011 00:39:11)
Дата 26.12.2011 07:49:03

А до линокров были ладьи - им и паруса не всегда нужны были.

А уж лодкам-долбленкам - и подавно.

От Fregat
К Kimsky (26.12.2011 07:49:03)
Дата 26.12.2011 10:57:42

Не, понимаю, что пароходом удобнее

Но до пароходов ведь ходили, и ничего. Разучились? Обленились? А если в военное время парохода под рукой не будет?

От Николай Поникаров
К Fregat (26.12.2011 10:57:42)
Дата 26.12.2011 11:12:11

Не разучились и не обленились

День добрый.

>Но до пароходов ведь ходили, и ничего. Разучились? Обленились?

Просто парусные корабли должны долго выжидать благоприятного ветра. В данном случае эскадра заранее получила разрешение двигаться своим ходом. После двух дней ожидания на рейде поймали западный ветер и пошли без пароходов.

> А если в военное время парохода под рукой не будет?

К 1850-м боевую линию выстраивали почти исключительно пароходами.

С уважением, Николай.

От Дмитрий Козырев
К Fregat (26.12.2011 10:57:42)
Дата 26.12.2011 11:06:11

Это как танк на трейлере

не отменяет возможности хождения своим ходом, но таки да сбережение сил л/с и экономия ресурса боевой техники.

"лучше плохо ехать, чем хорошо идти" (тм)

От Николай Поникаров
К Николай Манвелов (23.12.2011 12:16:05)
Дата 23.12.2011 12:55:12

Еще статья о гибели "Лефорта"

День добрый.

http://spbae.ru/reinfeldt_2004.htm

Если вкратце - корабль был не готов к плаванию не столько из-за технического состояния, сколько из-за недогруза. Корабль вышел в море с ограниченными запасами, балластная вода в пустые водяные цистерны принята не была (в отличие от остальных кораблей).

Когда рассвело, бывшие на палубах «Владимира» и «Императрицы Александры» моряки заметили, что корабль «Лефорт» имел больше крену, чем остальные два корабля, у которых порты нижнего дека были в воде. В этом положении корабли начали поворот на левый галс. Вновь нашел шквал и корабль «Лефорт» настолько накренился, что его вторая полоса начала скрываться и вместе с этим он стал погружаться, углубляясь носом более чем кормой. Люди в большом числе показались на наветренных сетках. Вскоре мечты корабля приняли положение, близкое к горизонтальному и наружный, верхний бок корабля покрылся сплошною массой людей, но нашла волна и эта масса сделалась реже. Нашла другая – и ни одного человека больше не было видно. Вслед за этим скрылся и сам корабль.

С уважением, Николай.

От Николай Манвелов
К Николай Поникаров (23.12.2011 12:55:12)
Дата 23.12.2011 13:13:33

Это тоже да.

Привет
Но сохранились данные о том, сколько балласта было принято (воды и всякого там ккамня и так далее). Комиссия сочла, что все было в норме.
Николай Манвелов

От Leopan
К Николай Манвелов (23.12.2011 12:16:05)
Дата 23.12.2011 12:45:26

Re: О гибели...

Как учил великий Николай Петрович Муру, явніе признаки отрицательной остойчивости.
И его же любимая "игрушка" - корабль автоматически переворачивается, если край его непрерывной палубы касается поверхности моря.

От Banzay
К Николай Манвелов (23.12.2011 12:16:05)
Дата 23.12.2011 12:38:42

Опрокинулся через левый борт? (-)


От Николай Манвелов
К Banzay (23.12.2011 12:38:42)
Дата 23.12.2011 12:40:17

Получается, что да

Привет
На самом деле, меня болше интересует другое - насколько полным был комплект офицеров на других линкорах, и почему Кишкина вообще из порта выпустили?
Николай Манвелов