От NetReader
К Bigfoot
Дата 07.02.2002 01:43:00
Рубрики WWII; Современность; Танки; Артиллерия;

Re: Вопрос по...

>Например, за счет чего возникает скачок давления? На сколько и за счет чего поднимается температура заброневого объема? Происходят ли изменения состава атмосферы в заброневом объеме (типа, "выгорание" кислорода)? Какова роль самой струи с учетом ее распыления и сложной геометрии заброневого объема?

Ответ на часть вопросов

http://altnet.ru/~military/?guns/grenade/grcumuef.htm
"КУМУЛЯТИВНЫЙ ЭФФЕКТ
Для поражения бронированных целей применяются кумулятивные боеприпасы, действие которых основано на использовании кумулятивного эффекта. Кумулятивный эффект, кумуляция (от лат. Cumulo - накапливаю) -усиление действия взрыва в определённом направлении, который достигается путём создания у заряда взрывчатого вещества кумулятивной выемки, обращённой в сторону поражаемого объекта.

Рис. 1. Сущность образования металлической струи

В результате концентрации энергии взрыва и создания уплотнённой газово-металлической струи в области кумулятивной выемки (рис. 1), частицы наружного слоя металла воронки под действием упругого удара получают движение, отрываются от воронки и летят с большей скоростью (до 12-15 км/с), образуя иглу кумулятивной струи. Кумулятивная энергия струи переходит в энергию давления равную Р=1-2 млн. кг/см2 в результате чего металл брони течёт не нагреваясь до температуры плавления (температура кумулятивной струи составляет 200-600њ С)."

Т.о., повышение температуры и "выгорание кислорода" играют малую роль. Заброневое действие собственно струи заметно только в точке попадания (легко может оторвать голову или поджечь снаряд, но радиус воздействия невелик, насквозь танк струей не прошибается). Дальше немного ИМХО. Скачок давления возникает не от самой струи, с какой бы скоростью она не двигалась, а в момент распыления этой струи. После прохождения преграды давление резко падает, и жидкая струя немедленно расширяется (хорошо известный эффект пульверизатора). Вот в процессе этого расширения и возникает избыточное давление. Причем скорость этого процесса сравнительно небольшая, что подтверждается тем, что при открытых люках кума не эффективна даже против экипажа, а при закрытых снаряды и баки в пораженных танках не детонируют. Т.е., поражает л/с не ударная контузия, а взрывная компрессия (сходный по механизму эффект с обратным знаком возникает при разгерметизации самолета на высоте). Это, ИМХО, и есть основной поражающий фактор у кум.

От Василий Фофанов
К NetReader (07.02.2002 01:43:00)
Дата 07.02.2002 14:36:11

Струя неправильно нарисована

Там не игла, там на самом кончике расширение в форме шляпки гриба.

С уважением, Василий Фофанов,
http://members.dencity.com/fofanov/Tanks

От И. Кошкин
К NetReader (07.02.2002 01:43:00)
Дата 07.02.2002 02:07:28

Пардон, а что значит...

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!

>>Например, за счет чего возникает скачок давления? На сколько и за счет чего поднимается температура заброневого объема? Происходят ли изменения состава атмосферы в заброневом объеме (типа, "выгорание" кислорода)? Какова роль самой струи с учетом ее распыления и сложной геометрии заброневого объема?
>
>Ответ на часть вопросов

>
http://altnet.ru/~military/?guns/grenade/grcumuef.htm
>"КУМУЛЯТИВНЫЙ ЭФФЕКТ
>Для поражения бронированных целей применяются кумулятивные боеприпасы, действие которых основано на использовании кумулятивного эффекта. Кумулятивный эффект, кумуляция (от лат. Cumulo - накапливаю) -усиление действия взрыва в определённом направлении, который достигается путём создания у заряда взрывчатого вещества кумулятивной выемки, обращённой в сторону поражаемого объекта.

> Рис. 1. Сущность образования металлической струи

>В результате концентрации энергии взрыва и создания уплотнённой газово-металлической струи в области кумулятивной выемки (рис. 1), частицы наружного слоя металла воронки под действием упругого удара получают движение, отрываются от воронки и летят с большей скоростью (до 12-15 км/с), образуя иглу кумулятивной струи. Кумулятивная энергия струи переходит в энергию давления равную Р=1-2 млн. кг/см2 в результате чего металл брони течёт не нагреваясь до температуры плавления (температура кумулятивной струи составляет 200-600њ С)."

>Т.о., повышение температуры и "выгорание кислорода" играют малую роль. Заброневое действие собственно струи заметно только в точке попадания (легко может оторвать голову или поджечь снаряд, но радиус воздействия невелик, насквозь танк струей не прошибается). Дальше немного ИМХО. Скачок давления возникает не от самой струи, с какой бы скоростью она не двигалась, а в момент распыления этой струи. После прохождения преграды давление резко падает, и жидкая струя немедленно расширяется (хорошо известный эффект пульверизатора). Вот в процессе этого расширения и возникает избыточное давление. Причем скорость этого процесса сравнительно небольшая, что подтверждается тем, что при открытых люках кума не эффективна даже против экипажа, а при закрытых снаряды и баки в пораженных танках не детонируют. Т.е., поражает л/с не ударная контузия, а взрывная компрессия (сходный по механизму эффект с обратным знаком возникает при разгерметизации самолета на высоте). Это, ИМХО, и есть основной поражающий фактор у кум.

...скорост процесса небольшая? Какого процесса? "Распыления" струи? Насколько небольшая? В разы меньше скорости звука в воздухе? Снаряды не детонируют по другой причине - для того, чтобы призошла детонация твердого взрывчатого вещества именно в нем должна быть возбуждена ударная волна, порождающая детонацию. Далее, не знаю, почему Вы считаете, чт открытые люки ослабляют действие ударной волны? Насколько я понял, в войну танки ходили с прикрытыми, но не запертыми люками, чтобы не возникало прблем при срочной эвакуации танкистов. Насчет распыления - не знаю. Вы полагаете, что при нарушении струи в танке резко понижается давление. Честно говоря, механизм мне просто не понятен. Абсолютно. Кумулятивная струя порождает именно ударную волну. КОторая и является основным поражающим эффектом

И. Кошкин

От Чобиток Василий
К И. Кошкин (07.02.2002 02:07:28)
Дата 07.02.2002 15:00:08

Re: Пардон, а

Привет!

Ты не прав. Воздействует на экипаж не ударная волна, а скачек давления, поэтому открытые люки помогают избежать гибели экипажа (если конечно струя или осколки в танкиста не попали).

Скачек давления всего на 0.1 атм (я запомнил эту цифру), но он очень резкий, потому экипаж и поражается.

С уважением, В.Чобиток
http://armor.kiev.ua/

От И. Кошкин
К Чобиток Василий (07.02.2002 15:00:08)
Дата 07.02.2002 22:30:07

Вась, детский вопрос, а что оный скачок порождает?))) (-)


От Чобиток Василий
К И. Кошкин (07.02.2002 22:30:07)
Дата 08.02.2002 09:58:18

Гидравлический удар по организму

Привет!

Повторяю, скачек очень резкий и губительный для организма.

Попробуй спрыгнуть с 2 м, приземляясь спружинь в коленях.
Сделай то же самое прыгая просто с одной ступеньки на совершенно прямые ноги.

Второе делать не советую, по сравнению с первым случаем очень неприятные ощущения, вплоть до травмы.

Со скачком давления на 0.1 атм примерно такой же эффект - это значительно опаснее, чем неспеша спуститься под воду на 10 м (1 атм).

С уважением, В.Чобиток
http://armor.kiev.ua/

От i17
К Чобиток Василий (08.02.2002 09:58:18)
Дата 08.02.2002 10:15:21

Re: Гидравлический удар...


>Привет!

>Повторяю, скачек очень резкий и губительный для организма.

>Попробуй спрыгнуть с 2 м, приземляясь спружинь в коленях.
>Сделай то же самое прыгая просто с одной ступеньки на совершенно прямые ноги.

>Второе делать не советую, по сравнению с первым случаем очень неприятные ощущения, вплоть до травмы.

Мда, я давно когда-то упал где-то с полуметра на колени (на низком турнике подтягивался). Трындец просто полный. Жуткие ощущения - вдохнуть в себя воздух могу, а выдохнуть - нет, как будто клапан какой-то заклинило. полные легкие набрал и все, больше не лезет, а наружу ну никак не выдыхается. в "глазах у него помутилось" думал совсем все, но как-то дернулся удачно и заработала дыхалка.
Такая вот история. Интересно с позиций медицины - это что было ?

>Со скачком давления на 0.1 атм примерно такой же эффект - это значительно опаснее, чем неспеша спуститься под воду на 10 м (1 атм).

>С уважением, В.Чобиток
http://armor.kiev.ua/

От tevolga
К И. Кошкин (07.02.2002 02:07:28)
Дата 07.02.2002 10:27:47

Re: Пардон, а

>Насколько я понял, в войну танки ходили с прикрытыми, но не запертыми люками, чтобы не возникало прблем при срочной эвакуации танкистов.

В городах(ИМХО) и ближе к концу войны.

С уважением к сообществу.

От NetReader
К И. Кошкин (07.02.2002 02:07:28)
Дата 07.02.2002 02:37:53

Re: Пардон, а

>...скорост процесса небольшая? Какого процесса? "Распыления" струи?

Да

>Насколько небольшая? В разы меньше скорости звука в воздухе?

>Снаряды не детонируют по другой причине - для того, чтобы призошла детонация твердого взрывчатого вещества именно в нем должна быть возбуждена ударная волна, порождающая детонацию.

Дык! Не обязательно в нем, но и на некотором близком расстоянии (что по вашей версии и должно происходить во _многих_ случаях). Вообще же имелось в виду, что воздействие кумы не наносит существенного ущерба внутреннему оборудованию.

>Далее, не знаю, почему Вы считаете, чт открытые люки ослабляют действие ударной волны? Насколько я понял, в войну танки ходили с прикрытыми, но не запертыми люками, чтобы не возникало прблем при срочной эвакуации танкистов.

Ну, в войну кумы не были одним из _основных_ средств поражения. Речь идет о современном опыте (Афган, Чечня).

>Насчет распыления - не знаю. Вы полагаете, что при нарушении струи в танке резко понижается давление. Честно говоря, механизм мне просто не понятен. Абсолютно.

Падает давление _снаружи_ струи. Предложите механизм _поддержания_ давления в струе, ее стабилизации после выхода из брони. ИМХО - механизм разрушения тот же, что и в любой форсунке (когда внутреннее давление превосходит силы поверхностного натяжения, непрерывная струя разрушается, чем больше превосходит, тем мельче распыл). А перепад давления создается за счет передачи энергии при распыле окружающему воздуху (частицы тормозятся, воздух движется)

>Кумулятивная струя порождает именно ударную волну. КОторая и является основным поражающим эффектом

Ну что такое "ударная волна"? Ее воздействие падает пропорционально кубу расстояния (насколько помнится из ГО, могу ошибаться). Сравните размеры струи (мм) и расстояния в танке (м).

От Evg
К NetReader (07.02.2002 02:37:53)
Дата 07.02.2002 09:10:13

Re: По поводу ударной волны



>>Кумулятивная струя порождает именно ударную волну. КОторая и является основным поражающим эффектом
>
>Ну что такое "ударная волна"? Ее воздействие падает пропорционально кубу расстояния (насколько помнится из ГО, могу ошибаться). Сравните размеры струи (мм) и расстояния в танке (м).

Вы говорите, что скорость распыления струи
относительно невысока. Скорость - относительно чего? Относительно неподвижного воздуха? (Вопрос касается относительности скорости, но не относительности ее величины). С другой стороны распыление происходит в радиальной плоскости (с "относительно небольшой скоростью"), а продольная (поступательная) скорость остается больше скорости звука, то есть это самое облако образуемых частиц будет двигаться со сверхзвуковой скоростью, порождая ударную волну отнюдь не миллиметрового масштаба, добавьте отражение от стенок с почти удвоением перепада давления.

С уважением.

От NetReader
К Evg (07.02.2002 09:10:13)
Дата 07.02.2002 16:11:38

Re: По поводу...

>Вы говорите, что скорость распыления струи
>относительно невысока. Скорость - относительно чего? Относительно неподвижного воздуха? (Вопрос касается относительности скорости, но не относительности ее величины). С другой стороны распыление происходит в радиальной плоскости (с "относительно небольшой скоростью"), а продольная (поступательная) скорость остается больше скорости звука, то есть это самое облако образуемых частиц будет двигаться со сверхзвуковой скоростью, порождая ударную волну отнюдь не миллиметрового масштаба, добавьте отражение от стенок с почти удвоением перепада давления.

Облако никуда не движется, облако и есть частицы. А они не могут двигаться зигзюгом (сначала в радиальном, а потом в продольном направлении). Распыление начинается во всех направлениях непосредственно после выхода из преграды, а пыль очень быстро тормозится (масса частиц мала). Воздух вокруг при этом "поджимается", что и создает перепад давления. Но это не сверхзвуковая ударная волна, от такой открытые люки не спасут.