>>1) Принятие христианства и в частности православия - было ли хоть сколько-нибудь реально? Я так понимаю, что Сарайская епископия - она для угнанного русского населения в основном была.
>
>Широкое распространения христианства среди монгольской элиты (в государствах хулагидов, джучидов, чагатаидов) в 13-м веке - это вполне надежный факт
Факт он факт, но АФАИК они были в основном не особо православные (несториане), да и ради элиты городить целую епископию?
>>2) Принятие ислама. Был ли это объективный неизбежный процесс, который Узбек просто вовремя возглавил? (Это ИМХО более вероятно) Или же имело место неустойчивое равновесие, и сильный лидер мог повернуть имеющийся религиозный винегрет в любое русло?
>
>в любое незьзя, т.к. основную массу оседлого (и соответственно более культурного) населения составляли мусульмане. Для государств хулагидов и чагатаидов - это совершенно очевидно. Но и у джучидов основные городские центры в Хорезме, на Сырдарье, в Прикаспии и на Волге принадлежали к исламской культуре.
Да, мне тоже имхается, что это и определило победу ислама. Там ведь Волжская Булгария его приняла еще до прихода монголов? Это получается, что нужен одновременно а) раскол на западную и восточную части по типу как при Ногае или Мамае; и б) ревностный христианин у власти. И тогда западная половина Орды получает некоторый шанс христианизоваться?
А кстати половцы и прочие ясы, которых ассимилировали в Орду - у них ведь христианство тоже было в лучшем случае у элиты?
> Основная же масса кочевников к религии относится достаточно равнодушно, поэтому в отношении этой массы одинаково трудна как глубокая христианизация, так и исламизация.
Исламизацию ведь асилили? Или кочевники де-факто еще долгое время оставались язычниками?
Я пришел к тебе с дискетой рассказать, что сеть упала
>>>1) Принятие христианства и в частности православия - было ли хоть сколько-нибудь реально? Я так понимаю, что Сарайская епископия - она для угнанного русского населения в основном была.
>>
>>Широкое распространения христианства среди монгольской элиты (в государствах хулагидов, джучидов, чагатаидов) в 13-м веке - это вполне надежный факт
>
>Факт он факт, но АФАИК они были в основном не особо православные (несториане), да и ради элиты городить целую епископию?
мой ответ к тому, что христианство среди монголов - реальность.
>Да, мне тоже имхается, что это и определило победу ислама. Там ведь Волжская Булгария его приняла еще до прихода монголов? Это получается, что нужен одновременно а) раскол на западную и восточную части по типу как при Ногае или Мамае; и б) ревностный христианин у власти. И тогда западная половина Орды получает некоторый шанс христианизоваться?
экономика западных регионов Орды все равно была привязана к исламским странам, и политических союзников там же искали (см. отношения Ногая с Египтом)
>А кстати половцы и прочие ясы, которых ассимилировали в Орду - у них ведь христианство тоже было в лучшем случае у элиты?
у ясов вроде бы в христианство было вполне массовым
>Исламизацию ведь асилили? Или кочевники де-факто еще долгое время оставались язычниками?
войско Тохтамыша, пришедшее в Азербайджан и занявшее Тебриз, воспринималось как кафиры - неверные. Это спустя много десятилетий после Узбека.
>>Да, мне тоже имхается, что это и определило победу ислама. Там ведь Волжская Булгария его приняла еще до прихода монголов? Это получается, что нужен одновременно а) раскол на западную и восточную части по типу как при Ногае или Мамае; и б) ревностный христианин у власти. И тогда западная половина Орды получает некоторый шанс христианизоваться?
>
>экономика западных регионов Орды все равно была привязана к исламским странам, и политических союзников там же искали (см. отношения Ногая с Египтом)
За экономику не знаю (Мамай вот с фрягами отношался), но если отколоть восточную половину, то в Орде ИМХО останется очень мало мусульман.
Я пришел к тебе с дискетой рассказать, что сеть упала