От Д.И.У.
К Leopan
Дата 10.02.2012 16:02:29
Рубрики Древняя история; Современность; Искусство и творчество;

Re: По альтернативкам...

>В рамках телеконкурса в МГИМО, где сейчас играют Магомета и ислам, ведущий Симонов, именующий себя Вяземским, предложил детям альтернативу - что было бы с миром, если бы Владимир принял ислам (он мол рассматривал такой вариант).

С миром бы ничего не было, плохо было бы с Владимиром и/или Русью.
Ислам на Руси не удержался бы всё равно, поскольку входил в решительное противоречие с местными экономическими условиями (запрет на свинину) и глубокими культурно-религиозными традициями (запрет на хмельное - у индоевропейских народов оно, напротив, считалось священным).
Скорее всего, сторонников ислама на Руси довольно быстро бы изолировали и уничтожили. Принявшее ислам племя/город не смогли бы удержать "столичный статус".

Если, однако, ислам сумел бы вдруг укрепиться и распространиться каким-то чудом, это означало бы решительное противопоставление Руси православному миру (т.е. Византии) и германо-скандинавскому, и переориентацию на Багдад, Иран и Среднюю Азию. Ввиду своей отдаленности и чуждости, они не могли бы обеспечить должную культурную и экономическую подпитку, не говоря уже о непосредственной военно-политической поддержке. Позиции Руси резко ослабели бы в противостоянии Польше, Венгрии, Литве, а затем и шведско-германскому наступлению на севере. Вероятно, вместо Киевской Руси в 11-12 веках образовалась бы Великая Польша.

Для осознания вышесказанного достаточно сопоставить историю Булгара (ориентировавшегося на юго-восток) и Московской Руси (продолжавшей византийско-германское направление в культуре и экономике). Растущее отставание и слабость Булгара (потом Казани) очевидны.

О чем говорить, если абсолютно все мусульманские государства закончили как колонии или полу-колонии христианского мира (даже Турция и Иран смогли сохранить квази-независимость только потому, что европейские державы не смогли окончательно договориться об их разделе). И все реформы в них свелись к перенятию европейских/христианских достижений в культуре, экономике и госорганизации. Очевидная причина - повышенные тормозящие свойства ислама в развитии человеческой цивилизации, связанные с его склонностью напрямую регулировать и светские стороны жизни. Могла бы "исламская Русь" оказаться уникальным исключением? Безусловно, нет. Тоже закончила бы, как европейская полуколония, в лучшем случае.


От Dimka
К Д.И.У. (10.02.2012 16:02:29)
Дата 10.02.2012 18:06:32

Re: По альтернативкам...

> Очевидная причина - повышенные тормозящие свойства ислама в развитии человеческой цивилизации
А роль монголов вы не учитываете?
Кто знает, каким был бы исламский мир(и просто мир) без монголов.

От Д.И.У.
К Dimka (10.02.2012 18:06:32)
Дата 10.02.2012 22:59:30

Re: По альтернативкам...

>> Очевидная причина - повышенные тормозящие свойства ислама в развитии человеческой цивилизации
>А роль монголов вы не учитываете?
>Кто знает, каким был бы исламский мир(и просто мир) без монголов.

Монголы имеют очень слабое отношение к восточному и южному Средиземноморью, где и находились наиболее развитые исламские государства. Монголы ли виноваты в "нисходящей" истории Египта и Турции, или мусульманской Испании и Марокко? Или в такой же нисходящей истории Ирана и Средней Азии после Тимура?

От Alpaka
К Д.И.У. (10.02.2012 16:02:29)
Дата 10.02.2012 16:07:30

я кстати

вчера разговаривал с одним мусульманином, который предсказывал "ренессанс" в исламе, с упором на четкое разделение светских и религиозный сфер влияния в исламских обшествах.

Алпака

От Д.И.У.
К Alpaka (10.02.2012 16:07:30)
Дата 10.02.2012 16:18:06

Re: я кстати

>вчера разговаривал с одним мусульманином, который предсказывал "ренессанс" в исламе, с упором на четкое разделение светских и религиозный сфер влияния в исламских обшествах.

Это будет уже не ислам, а некая ересь, которую ортодоксы всегда могут опровергнуть и заклеймить с опорой на недвусмысленные суры Корана (сразу на ум приходит противостояние между еретиками-алавитами и ортодоксами-суннитами в нынешней Сирии). В этом коренная проблема ислама. Его поверхностная сила в том, что он дает ясные и категоричные ответы на самые повседневные вопросы, но в этом же и глубинная слабость.

От Zamir Sovetov
К Д.И.У. (10.02.2012 16:18:06)
Дата 10.02.2012 20:08:24

КМК в Поволжье Ислам возможно назвать "светским" (+)

>> вчера разговаривал с одним мусульманином, который предсказывал "ренессанс" в исламе, с упором на четкое разделение светских и религиозный сфер влияния в исламских обшествах.
> Это будет уже не ислам, а некая ересь, которую ортодоксы всегда могут опровергнуть и заклеймить с опорой на недвусмысленные суры Корана (сразу на ум приходит противостояние между еретиками-алавитами и ортодоксами-суннитами в нынешней Сирии). В этом коренная проблема ислама. Его поверхностная сила в том, что он дает ясные и категоричные ответы на самые повседневные вопросы, но в этом же и глубинная слабость.

На Ближнем Востоке чётко делят мусульман избывшего СССР на "казанских" и "бухарских".



От ЖУР
К Zamir Sovetov (10.02.2012 20:08:24)
Дата 10.02.2012 20:22:00

Ну так это потому что в Казань "зачистили" а Бухару нет. (-)


От Alpaka
К Д.И.У. (10.02.2012 16:18:06)
Дата 10.02.2012 18:32:48

Ре: я кстати

по его словам, он и есть какой-то сектант из Ирана.
Алпака

От Дмитрий Козырев
К Д.И.У. (10.02.2012 16:18:06)
Дата 10.02.2012 16:20:26

Re: я кстати

>Это будет уже не ислам, а некая ересь, которую ортодоксы всегда могут опровергнуть и заклеймить с опорой на недвусмысленные суры Корана

А протестантизм и дютеранство не было таковыми в католицизме?

От Д.И.У.
К Дмитрий Козырев (10.02.2012 16:20:26)
Дата 10.02.2012 16:29:09

Re: я кстати

>>Это будет уже не ислам, а некая ересь, которую ортодоксы всегда могут опровергнуть и заклеймить с опорой на недвусмысленные суры Корана
>
>А протестантизм и дютеранство не было таковыми в католицизме?

Противостояние протестантизма и католицизма лежит в совсем другой плоскости, чем "разделение светского и духовного". Как ни странно, это противостояние ближе к разделу на салафизм (фундаментализм - их еще не совсем верно именуют ваххабитами) и суннизм. Протестантизм выступал как "очищение христианства", т.е. вроде как возврат к раннему христианству (но такому, каким его представляли в 16-м веке и в приспособлении к совершенно иному раннекапиталистическому обществу).