Ничуть. Медведь знал, когда трескались корпуса? Похоже, что нет. В таком случае его суждение следует счесть острой проницательной критикой - он ведь не располагал соответствующей апостериорной информацией. В переводе на нашу аналогию - Медведь-таки не знал о делимости атома и на этом основании характеризовал работы относительно деления ядра как ошибки, и на основании нашей информированности о его неосведомленности мы признаем его суждения справедливыми. Вы с этим согласны?
>Не на том основании что Медведь не знал, а на том основании что выносящий суждение не занал.
А какая разница в Вашем подходе между делающим и выносящим суждение? Вы предлагаете критерий оценки на основании апостериорного знания. Медведь им не располагал? Стало быть, его критика глубока и справедлива, хотя мы с Вами сегодня уже обладаем дополнительной информацией на сей предмет.
>Беспристрастность вселенной не свойственна
А разве мы говорим об устройстве Вселенной? Мне казалось, что мы обсуждаем подход к построению оценки, позволяющий сделать оную оценку "инвариантом", не зависящим от степени осведомленности оценивающего относительно более или менее удаленных последствий события/суждения/действия.
>Ничуть. Медведь знал, когда трескались корпуса? Похоже, что нет. В таком случае его суждение следует счесть острой проницательной критикой - он ведь не располагал соответствующей апостериорной информацией. В переводе на нашу аналогию - Медведь-таки не знал о делимости атома и на этом основании характеризовал работы относительно деления ядра как ошибки, и на основании нашей информированности о его неосведомленности мы признаем его суждения справедливыми. Вы с этим согласны?
Все с точностью до наоборот: если мы знаем о делимостьи атома, то любые суждения о его принципиальной неделимости атоматически являются ошибочными, независимо от обстоятельств их вынесения.
>А какая разница в Вашем подходе между делающим и выносящим суждение? Вы предлагаете критерий оценки на основании апостериорного знания.
Именно так, на основании апосториорного знания. Вы похоже не понимаете разницы между оценкой действий субъекта и оценкой результата этих действий.
> Медведь им не располагал? Стало быть, его критика глубока и справедлива, хотя мы с Вами сегодня уже обладаем дополнительной информацией на сей предмет.
Нет его критика в данном аспекте неверна исходя из апосториорных знаний (с точки зрения Медведя). Аналогично при строительстве танковых войск советским руководством допущены ошибки с точки зрения апосториорного знания. Вопрос о наличии и степении вины в отсутствии сответсвующих знаний к моменту принятия решения (и у Медведя, и у советского руководства) совершенно отдельный.
>>Беспристрастность вселенной не свойственна
>
>А разве мы говорим об устройстве Вселенной? Мне казалось, что мы обсуждаем подход к построению оценки, позволяющий сделать оную оценку "инвариантом", не зависящим от степени осведомленности оценивающего относительно более или менее удаленных последствий события/суждения/действия.
А зачем делать оценку "инвариантом", не зависящим от степени осведомленности оценивающего относительно более или менее удаленных последствий события/суждения/действия? Это заведомо неверный и боле того крайне вредный подход.
>Именно так, на основании апосториорного знания. Вы похоже не понимаете разницы между оценкой действий субъекта и оценкой результата этих действий.
Если субъект не мог знать о соответствующем результате своих действий, то нет оснований говорить об ошибочности его действий. Как нет оснований говорить об ошибочности действий персонала, работающего без соответствующей защиты с радиоактивными материалами, до того, как появилось научное знание об опасности радиации для здоровья человека.
А с Вашей точки зрения следует признать бесспорную истинность суждения "Мещанин Лазарь Поляков внес выдающийся вклад в историю русского балета - блистательная Анна Павлова была его внебрачной дочерью" :-) . С точки зрения апостериорного знания истинное суждение :-) .
>Аналогично при строительстве танковых войск советским руководством допущены ошибки с точки зрения апосториорного знания.
... каковое обстоятельство автоматически аннулирует значимость рассуждений о "допущенных ошибках". В общем, позвольте отослать Вас к "Кибериаде" Станислава Лема ( http://lib.rus.ec/b/32437/read ), рассуждению о том, что камни должны быть в одно и то же время острыми и тупыми одновременно с точки зрения более или менее далеко рассматриваемых последствий. Искать по ключевому слову "бенид".
>А зачем делать оценку "инвариантом", не зависящим от степени осведомленности оценивающего относительно более или менее удаленных последствий события/суждения/действия? Это заведомо неверный и боле того крайне вредный подход.
Вы неверно меня поняли, чрезмерно обощив мое рассуждение. Я говорю лишь об одном: решение, повлекшего за собой тяжкие последствия, о которых принимающий решение не знал и знать не мог, не может быть признано ошибочным. Это не отменяет необходимости учитывать последствия решений; я говорю лишь о ситуации заведомой неинформированности о возможных последствиях. Как в случае с работой с радиоактивными веществами без защиты.