>
>>В России, как я понимаю, большие проблемы с древесиной дуба, соответственно петровский флот строили не из дуба, а из других пород и он быстро сгнил. Это не так?
>
>К сожалению у нас нет исследований подобных английским Navy and Timber Trust, тем не менее насколько я помню - прибалтийский дуб извели к 1716-му. Пытались строить в Архангельске из лиственницы, но лиственница, особенно сырая, быстро гнила. Впрочем, англичане в 1808-1810 тоже заложили 17 ЛК из лиственницы (дуба не хватало), и эти корабли пошли на слом в 1815-м, однако никто их за это не ругает.
если бы промышленная революция 19-го века и связанное с ней развитие металлургии задержались, а корабельный лес кончился - что было бы с флотами великих держав?
Во всяком случае в Великобритании еще в 18 веке(+)
...после того, как стало очевидным, что флотостроительство грозит полным истреблением строевого леса были устроены королевские леса из дубовых посадок (вместо вырубленных) специально для строительства хотя бы минимально необходимого количества кораблей.
С 1780-х годов площадь занимаемая лесами в Англии начала увеличиваться, за счет насаждения новых посадок строевого леса, прежде всего дубовых.
Эти посадки поддерживались, достаточно систематически, до самого конца эры деревянного кораблестроения, последние из них были сделаны в 1860-е и достигли товарного состояния уже в 1960-е годы - строевой дуб перед заготовкой должен был расти 100лет.
В то же время если дуб для корпусов кораблей был преимущественно английским до самого конца, то лес для рангоута парусных кораблей преимущественно импортировался (в т.ч. и из Скандинавии, и из России)
>если бы промышленная революция 19-го века и связанное с ней развитие металлургии задержались, а корабельный лес кончился - что было бы с флотами великих держав?
Строили бы из леса колоний или завозили бы из той же Латинской Америки