Родился в 1951 г. в г. Николаевске-на-Амуре Хабаровского края.
В 1968-1970 гг. учился в Политехническом институте г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.
С 1970 по 1972 г. проходил службу в Вооруженных Силах.
В 1972 г. поступил, а в 1976 г. закончил Свердловский юридический институт.
С 1976 г. - стажер, а через 6 месяцев и по 1978 г. - следователь прокуратуры Усть-Удинского района Иркутской области.
В 1978-1979 гг. являлся заместителем Тулунского межрайонного прокурора Иркутской области.
В 1979-1983 гг. работал Тайшетским транспортным прокурором Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры.
В 1983 г. был начальником следственного отдела Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры.
В 1984-1986 гг. работал инструктором отдела административных органов Иркутского обкома КПСС.
В 1986-1988 гг. - первый заместитель прокурора Иркутской области - начальник следственного отдела.
В 1988-1990 гг. работал заведующим государственно-правовым отделом Иркутского обкома КПСС.
С 1990 по 1992 гг. работал Восточно-Сибирским транспортным прокурором.
С 1992 по 1995 гг. - прокурор Иркутской области.
В 1995 г. был назначен первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, а с осени 1998 г. по август 1999 г. исполнял обязанности Генерального прокурора Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 17 августа 1999 г. № 1066 назначен Министром юстиции Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 1999 г. № 1133 присвоен классный чин "Государственный советник юстиции Российской Федерации".
--------------------------------------------------------------------------------
1971 г. Награжден медалью "За воинскую доблесть".
1996 г. Присвоено звание "Заслуженный юрист Российской Федерации".
2000 г. За заслуги в создании в России единого правового пространства, журналом "Кто есть кто?" назван человеком года в области права.
2001 г. Награжден орденом ПОЧЕТА.
Образование первых судебно - экспертных учреждений Министерства юстиции Российской империи
28 июня 1912 г. Государственный Совет и Государственная Дума Российской империи одобрили Закон об учреждении кабинета научно-судебной экспертизы в г Санкт-Петербурге. 4 июля 1913г. был одобрен Закон об учреждении кабинетов научно-судебной экспертизы в городах Москве, Киеве и Одессе. Одобрению Законов и их утверждению императором Николаем II предшествовала большая подготовительная работа.
Результаты подготовительной работы нашли отражение в объяснительных записках к проектам об учреждении кабинетов научно-судебной экспертизы (КНСЭ), подписанным 19 января 1912 г. и 21 марта 1913 г. Министром юстиции.
В них приводится статистика Минюста Российской империи. Анализируются причины прекращения дел и отмечается необходимость постоянного применения при расследовании уголовных дел "новой отрасли уголовной науки - криминалистики". Задача этой науки определяется узко - установление личности преступника, его участия в совершении преступления и орудий преступления. Подчеркивается также возможность использования научных знаний для успешного выяснения материальной истины не только по уголовным, но и по гражданским делам.
Утверждается, что для реализации этих возможностей необходимо создать одновременно несколько специальных научно-судебных экспертных учреждений.
Поэтому на первом этапе предлагается "учредить в Санкт-Петербурге специальный кабинет научно-судебной экспертизы, который должен служить сведущим органам по разнообразным вопросам, за исключением относящихся к судебной медицине"
К основным задачам кабинета отнесены:
"Производство всякого рода исследований, относящихся к области криминалистики по уголовным делам - бесплатно, по гражданским делам - за плату, в размере, определяемом по правилам Устава гражданского судопроизводства".
"Оказание, в особо важных случаях, помощи следственной власти при производстве действий, касающихся обнаружения виновного или выявления преступления".
В составе КНСЭ предлагается образовать лабораторию с отделами (фотографический; каллиграфический; технических исследований; дактилоскопический) и музей, который должен служить научно-практическим целям и выполнять основную задачу - "установить, путем метода сравнения, каким орудием был достигнут обнаруженный преступный результат, и какое действие могло или должно было быть произведено найденным орудием".
К объяснительным запискам прилагались проекты закона об учреждении КНСЭ. На основе этих проектов с соблюдением всех предусмотренных процедур были приняты Законы о внесении изменений и дополнений в Судебные Уставы Императора Александра II. Основное содержание Законов:
КНСЭ создаются при прокурорах судебных палат, в округах, где это предусмотрено штатами, "для производства исследований по уголовным и гражданским делам посредством фотографии, дактилоскопии, химического и микроскопического анализов и иных предметов, за исключением исследований, проводимых врачебными отделениями губернских правлений".
Производство исследований возлагается на управляющих КНСЭ и их помощников, которые вступают в должность после принятия присяги. Кроме того, при КНСЭ служат техники по вольному найму, назначенные управляющим КНСЭ В примечании указывается, что "Министерству юстиции предоставляется право перераспределить штатную численность, но с предварительным уведомлением Правительствующего Сената".
По порядку приема, увольнения, подчиненности, ответственности, оплаты труда и прочих прав управляющий КНСЭ приравнивался к заместителю прокурора судебной палаты, а помощники управляющего - к заместителям прокурора окружного суда. Министру юстиции предоставлялось право допускать исключения из правил для отдельных лиц КНСЭ.
Должностные лица и другие специалисты КНСЭ, проводившие "судебно-химические и микроскопические исследования" не в месте "нахождения кабинета", не вызываются для дачи объяснений в суд, их заменяют местные врачи или иные специалисты.
После вступления приговора в законную силу вещественные доказательства, кроме орудий преступлений и предметов со следами преступлений, возвращаются их хозяину, либо, если они представляют научный интерес, передаются в ближайший КНСЭ "для хранения в музее".
КНСЭ получают из-за границы без оплаты пошлин все необходимое для деятельности кабинетов "печатные произведения, инструменты, приборы и другие предметы".
Детально отработаны в Законах финансовые вопросы:
Предусматривалось выделение из средств государственного казначейства определенных сумм на служебные разъезды управляющих кабинетами и их помощников в пределах городов, где расположены КНСЭ (в Санкт-Петербурге и Москве по 1000 руб., в Киеве и Одессе по 700 руб.)
Закон об образовании КНСЭ в Москве, Киеве и Одессе принят 4 июля 1913 г., а в действие введен с 1 января 1914 г. На организационные мероприятия по созданию КНСЭ в нем закреплено выделение 64 тыс. 700 руб. "с отнесением сего расхода на счет ожидаемых сбережений от назначений по государственной росписи расходов на 1913 год".
Определялись конкретные суммы, которые должны поступать из средств государственного казначейства Министерству юстиции на содержание КНСЭ, - "по семьдесят тысяч рублей в год"
Законы подписаны Председателем Государственного Совета М. Акимовым. На титульном листе имеется запись: "На подписанном Собственною Его Императорского Величества рукою написано: "Быть по сему" На рейде и яхте Штандарт 4 июля 1913 года. Скрепил Государственный Секретарь Крыжановский".
(материал предоставлен начальником отдела экспертных учреждений Минюста России Т. П. Москвиной)
Центр общественных связей (ЦОС) информирует общественность о деятельности Минюста России путем подготовки пресс-релизов, организаций интервью, проведения пресс-конференций, брифингов, круглых столов; организует освещение его деятельности в печатных и электронных СМИ; готовит ежедневные обзоры прессы; взаимодействует с пресс-службами и PR-службами федеральных органов представительной и исполнительной власти, иными организациями по вопросам, составляющим его компетенцию; оказывает систематическую информационную поддержку правовым изданиям, а также сайту Минюста в Internet; взаимодействует с территориальными органами и учреждениями юстиции по проблеме освещения их деятельности в СМИ.
Значительное внимание было уделено освещению в СМИ расширенной коллегии Минюста России по подведению итогов работы за 2000 год и задачах на 2001 год, работе 24-й конференциями министров юстиции стран Европы, на освещение хода которой было аккредитовано 137 представителей как российских, так и зарубежных средств массовой информации.
Кроме этого за 2001 год было организовано освещение в средствах массовой информации следующих основных мероприятий, проводимых Министерством и его руководством:
- коллегий Министерства юстиции Российской Федерации по различным вопросам деятельности Министерства и органов юстиции (24.01, 21.03, 25.04, 31.05, 27.06, 14.08, 10.10, 01.11, 27.11) после всех заседаний коллегий проводились расширенные пресс-конференции с Министра и его заместителей;
- 50-летие создания системы учреждений судебной экспертизы (17.01.2001);
- официальной церемонии преобразования Рязанского института права и экономики Минюста России в Академию права и управления Минюста России (06.02.2001);
Управление собственной безопасности совместно с соответствующими структурными подразделениями других федеральных органов исполнительной власти осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
- обеспечение безопасности подразделений центрального аппарата Министерства, территориальных органов и учреждений юстиции;
- обеспечение личной безопасности сотрудников и работников Минюста России при исполнении ими служебных обязанностей;
- координация и методическое руководство деятельностью подразделений, обеспечивающих безопасность центрального аппарата Министерства, территориальных органов и учреждений юстиции, обобщение и распространение положительного опыта организации работы;
- выявление, предупреждение и пресечение в установленном порядке фактов вовлечения сотрудников центрального аппарата Министерства, территориальных органов и учреждений юстиции в противоправную деятельность;
- обеспечение совместно со структурными подразделениями Минюста России законных прав и законных интересов личности и государства.
Начальник Управления собственной безопасности
Нисифоров Геннадий Александрович
Контактные телефоны: 206-00-84, 206-01-79, 917-35-84
Отдел экспертных учреждений осуществляет организационно- методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений системы Минюста России по производству экспертиз для судов, органов прокуратуры, внутренних дел, таможенных органов, налоговых инспекций, нотариата, судебных приставов-исполнителей, а также экспертных исследований для юридических и физических лиц.
Используя современное аналитическое оборудование, эксперты проводят более 20 видов судебных экспертиз.
Основными задачами отдела являются:
1) реализация согласованных организационно-управленческих мер для организационного методического обеспечения деятельности судебно-экспертных учреждений по производству экспертиз и экспертных исследований для судов, органов прокуратуры, внутренних дел, таможенных органов, налоговых инспекций, нотариата, судебных приставов-исполнителей и проведению экспертных исследований для юридических и физических лиц в соответствии с перечнем видов экспертиз, утверждаемых Министерством юстиции Российской Федерации.
2) обеспечение нормативной правовой базой для организации их деятельности;
3) изучение потребностей судебной и следственной практики с целью прогнозирования совершенствования структуры судебно-экспертных учреждений и внедрения в экспертную практику новых видов экспертиз;
4) проведение статистического учета деятельности судебно-экспертных учреждений по производству экспертиз и экспертных исследований и проведение мероприятий по структурному построению судебно-экспертных учреждений;
В настоящее время к судебно-экспертным учреждениям системы Министерства юстиции Российской Федерации относятся Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте России, на который возложена функция по осуществлению научно-методического обеспечения проведения исследований в судебно-экспертных учреждениях Минюста России на современном научном уровне, пять центральных лабораторий судебной экспертизы, 43 территориальных судебно-экспертных учреждений.
В 1999 - 2001 г.г. путем преобразования центральных лабораторий судебной экспертизы без дополнительного бюджетного финансирования созданы шесть региональных центров судебной экспертизы.
В судебно-экспертных учреждениях работают более 2400 экспертов и специалистов. Из них: 1560 экспертов и специалистов с оплатой труда из федерального бюджета и более 700 экспертов с оплатой труда из внебюджетных источников финансирования. Специалисты экспертных учреждений имеют большой опыт работы в области судебной экспертизы и выполняют экспертизы на современном научно-техническом уровне, оказывая эффективную помощь следственным органам и судам и выполняют экспертные исследования по более 20 видам и подвидам экспертиз.
Количество экспертиз по определениям судов и постановлениям следователей ежегодно растет. В 2000 г. в судебно-экспертных учреждениях выполнено свыше 200 тысяч экспертиз и экспертных исследований. Из них по заданиям следователей органов внутренних дел выполнено почти 40 тыс. судебных экспертиз, следователей органов прокуратуры - более 21 тыс. судебных экспертиз и около 24 тыс. судебных экспертиз - для судов.
Самая мощная структура Минюста Главное управление исполнения наказаний (ГУИН) - передано Министерством внутренних дел Минюсту России в 1998 г. в соответствии с обязательствами, взятыми нашей страной при вступлении в Совет Европы.
Главная задача ГУИНа - исполнение уголовных наказаний, содержание обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, их охрана, этапирование и конвоирование, а также контроль за поведением условно осужденных и лиц, которым суд предоставил отсрочку отбывания наказания.
В учреждениях УИС - тюрьмах, исправительных колониях и следственных изоляторах - содержится свыше 900 тыс. человек. Около 700 тыс. из них составляют осужденные, в том числе 40 тыс. женщин и 17 тыс. несовершеннолетних.
В действующих в составе УИС уголовно-исполнительных инспекциях, на учете состоят свыше 400 тыс. лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.
Штатная численность персонала уголовно-исполнительной системы составляет 390 тыс. человек.
Её производственный потенциал составляют 750 различных предприятий, ежегодный объем производства которых превышает 9,0 млрд. рублей.
При исправительных и воспитательных колониях функционирует 274 вечерних общеобразовательных школы, действуют 284 церкви и храма, 662 молитвенных комнаты.
Медицинское обслуживание осужденных и подследственных обеспечивают 119 больниц различного профиля. Так, противотуберкулезную помощь оказывают 36 больниц и 56 лечебных исправительных учреждений.
В настоящее время по инициативе Минюста продолжается реформирование УИС, цель которого - гуманизация национального законодательства и приведение его в соответствие с международно-правовыми стандартами, что обусловит значительное сокращение расходов федерального бюджета на содержание осужденных и арестованных, а также улучшение условий отбывания наказания.
Наиболее успешные и значимые мероприятия (проекты), реализованные ГУИН Минюста России в 2001 году:
1. Принят федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации" (от 09.03.2001 г. № 25-ФЗ). В соответствии с ним практически исключено применение меры пресечения в виде содержания под стражей к лицам, подозреваемым и обвиняемым в преступлениях небольшой и средней тяжести. Более широко используются альтернативные меры наказания, не связанные с лишением свободы. Созданы благоприятные условия для ускорения реформирования системы, дальнейшей гуманизации уголовной и уголовно-исполнительной политики государства, соблюдения прав граждан, существенного сокращения численности контингента в местах лишения свободы,
2. Созданы Управления уголовно-исполнительной системы по федеральным округам при Главном управлении исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации (Окружные управления УИС).
3. Проведено совместное заседание коллегии Министерства юстиции Российской Федерации и коллегии по безопасности при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, на котором рассмотрены проблемные вопросы деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России и мерах по их устранению с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа. 1 ноября 2001 года состоялось совместное заседание коллегий Минюста России, МНС России и Координационного Совета руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ Дальневосточного федерального округа.
4. Государственной Думой принято Постановление от 30.11.2001 года № 2172-Ш ГД "Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин" (предусматривает освобождение около 10 тыс. несовершеннолетних и 14 тыс. женщин, осужденных за преступления небольшой и средней тяжести).
5. В текущем году принято 5 постановлений Правительства России по вопросам деятельности уголовно-исполнительной системы.
Постановление Правительства Российской Федерации от 19.07.2001 г. № 543 "О внесении дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. № 23 и от 16 марта 2000 г. № 234", которым предусматриваются особенности управления государственными унитарными предприятиями УИС (сохранение статуса предприятий УИС как государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения).
Принято постановление (6 ноября 2001 года № 765) "О проведении реструктуризации задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам федеральных государственных унитарных предприятий, входящих в уголовно-исполнительную систему", предусматривающее отсрочку указанных платежей на два года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2001 года № 636 утверждена федеральная целевая программа "Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (2002-2006 годы)", выполнение которой позволит ввести дополнительно 45,7 тысяч мест для арестованных, жилых домов сотрудников общей площадью 215 тыс.кв.м. и привлечь к труду не менее 40 тыс. неработающих осужденных. Программа включена в проект бюджета страны на 2002 год с объемом финансирования 345,06 млн.рублей (в этом году 230 млн. руб.). Объем финансирования программы на 5 лет составит 14,49 млрд. рублей, в том числе: 6,03 млрд. рублей из федерального бюджета, 5,66 млрд. рублей - из местного бюджета, 2,8 - внебюджетных источников.
6. Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В.И.Матвиенко проведены 2 селекторных совещания с главами администраций субъектов Российской Федерации по вопросам социальной реабилитации граждан, освобождаемых из мест лишения свободы и по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
7. Создана Межрегиональная общественная организация "Российское пенитенциарное общество". Цель создания данной организации - объединение всех ученых- пенитенциаристов вне зависимости от их ведомственной принадлежности. Основа реформирования уголовно-исполнительной системы -внедрение в практику деятельности пенитенциарных учреждений идей, разработанных учеными и проверенных жизнью. Важная научная задача -подготовить сотрудников УИС новой формации, воспринявших идеи гуманизации и демократизации пенитенциарной системы и взявших их в качестве принципов своей работы с осужденными.
8. Для увековечения памяти сотрудников УИС, погибших при исполнении служебного долга, совместно с Московской патриархией принято решение о возведении храма на территории Свято-Никольского Угрешского монастыря в г.Дзержинском Московской области. На возведение храма осуществлен сбор добровольных пожертвований от сотрудников УИС, спонсорских организаций и благотворительных фондов. В июле 2001 года проведена торжественная церемония с участием руководства Министерства и Главка по закладке памятной капсулы в основание храма.
9. Развивается собственная научная и учебная база, что дает возможность готовить кадры для УИС и научно обеспечить процесс ее реформирования.
Созданы Вологодский институт права и экономики и Самарский юридический институт, Пермская специальная средняя школа, Казанский, Кузбасский и Липецкий филиалы Владимирского юридического института. Образованы Академия права и управления Минюста России на базе Рязанского института права и экономики и Псковский юридический институт Минюста России на базе Псковской специальной средней школы Минюста России, открыт Санкт-Петербургский институт повышения квалификации.
10. Проведена встреча представителей центральных аппаратов УИС стран-участников СНГ (Азербайджан, Армения, Беларусь, Кыргызстан, Молдова, Украина). В результате ее работы полномочными представителями Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации и Республики Украина подписано Соглашение об основных направлениях сотрудничества в области организации оперативно-розыскной деятельности в местах лишения свободы, борьбы с преступностью и розыска преступников, бежавших из мест лишения свободы и скрывающихся на территории стран-участников СНГ.
Департамент судебных приставов образован в 1997 г. Сегодня штатная численность Службы судебных приставов в составе Минюста России составляет около 30 тыс. сотрудников. Ее функции - обеспечение установленного порядка деятельности судов, безопасности участников судебных процессов, а также исполнение судебных решений и актов иных специально уполномоченных органов.
Особое значение придается исполнению постановлений налоговых органов по принудительному взысканию налогов и сборов, перечисляемых непосредственно в бюджет.
Основными задачами Департамента являются:
1) организационно-методическое руководство деятельностью службы судебных приставов Минюста России, осуществляемой по следующим направлениям:
обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
обеспечение исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве»;
2) создание условий для деятельности службы судебных приставов Минюста России;
Показателем постоянно растущей эффективности работы службы судебных приставов Минюста России является тот факт, что суммы, возвращенные взыскателям за 10 месяцев 2001 года, возросли по сравнению с соответствующим периодом 2000 года в 1,3 раза, а по сравнению с соответствующим периодом 1999 года - в 2 раза.
В течение 2000 года в Чеченской Республике были проведены организационные мероприятия по созданию Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чеченской Республике, в т.ч. и службы судебных приставов, в 2001 году Служба была полностью укомплектована, получила необходимые финансовые средства, материально-технические ресурсы и приступила к выполнению своих задач в полном объеме. Показателем эффективности работы по обеспечению установленного порядка деятельности судов в Чеченской Республике является тот факт, что за время несения службы судебными приставами не было допущено ни одного случая нанесения физического вреда судьям и участникам судебного процесса.
В течение 2001 года приоритетным направлением деятельности службы судебных приставов Минюста России была работа по принудительному взысканию задолженности по налогам, сборам, иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней. В целях повышения эффективности деятельности в этом направлении проведена совместная коллегия Минюста и МНС России, проведено два межведомственных совещания с участием представителей МНС и ГТК России. Результатом активного взаимодействия явилось увеличение взысканий в доходную часть бюджета в 2,75 раза (35,5 млрд. руб. за 10 месяцев 2001 г. - 12,9 млрд. руб. за соответствующий период 2000 г.).
В ГЛАВНОМ УПРАВЛЕНИИ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ МИНЮСТА СОЗДАН ЦЕНТР ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
РИА
(15:01)
Э К С К Л Ю З И В ТЮРЕМНЫЙ ГЛАВК НАМЕРЕН ПЛОДОТВОРНО РАБОТАТЬ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ И ЖУРНАЛИСТАМИ, ДЛЯ ЭТОГО В НЕМ СОЗДАН ЦЕНТР ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
МОСКВА, 9 июня. /Корр. РИА "Новости" Владимир Гондусов/. В Главном управлении исполнения наказаний /ГУИН/ Минюста России создан Центр общественных связей. Как заявил сегодня РИА "Новости" его руководитель, полковник внутренней службы Геннадий Лисенков, создание Центра вызвано переводом тюремного главка из МВД в юридическое ведомство, а также предстоящим реформированием пенитенциарной системы, которое, в частности, предусматривает не только гуманизацию уголовной политики, но и повышение требований к
профессионализму сотрудников.
Деятельность главка должна быть "прозрачной" для россиян, считает Геннадий Лисенков. "Мы готовы тесно сотрудничать с общественными организациями и СМИ, предоставлять необходимую информацию о работе наших учреждений, проблемах пенитенциарной системы, что, естественно, поможет в их совместном решении", - подчеркнул представитель ГУИН. Он считает, что в освещении столь сложной темы, как "тюрьма и воля", необходимы не столько "жареные факты", которых достаточно в уголовно-исполнительной системе, но и судьбы
осужденных, а также служебные будни тех 360 тыс сотрудников, которые ежедневно соприкасаются с убийцами, бандитами, насильниками, "порой на пределе сил сдерживая ситуацию, несмотря на недостаточность финансирования и возросшую криминогенность контингента". Для этого, в частности, Центр общественных связей планирует проводить брифинги и другие акции непосредственно в колониях и тюрьмах, чтобы журналисты могли глубже вникнуть в проблемы системы. В подтверждение своих слов полк!
!
овник Лисенков сообщил о том, что намеченный на конец июня брифинг с участием руководства главка по теме "Карательная система России: вчера, сегодня, завтра" пройдет в стенах печально-знаменитой Бутырской тюрьмы. "Мы сделаем подобные выездные акции постоянными", отметил полковник Лисенков.
Руководителю ЦОС 49 лет, он хорошо известен в журналистских кругах, работал в "Красной звезде", возглавлял пресс-центр Военно-воздушных сил. За плечами Геннадия Лисенкова - Афганистан, Чечня и другие "горячие точки".
09/06/99 15:00
Геннадий Лисенков: Биографическая справка
Лисенков Геннадий Петрович, 1950 года рождения, полковник запаса. Закончил Новосибирское высшее военно-политическое училище и редакторское отделение Военно-политической академии имени В. И. Ленина. Служил в Группе советских войск в Германии, Туркестанском и Одесском военных округах, с 1989 по 2000 год проходил службу в Центральном аппарате Министерства обороны.
Работал корреспондентом дивизионной и окружной газет, был сотрудником центрального органа министерства обороны – газеты «Красная звезда», возглавлял редакторское отделение Военно-политической академии имени В.И.Ленина.
С 1979 по 1981 г. г. выполнял интернациональный долг в Афганистане. Пять лет возглавлял пресс-центр Военно-воздушных сил России. В 2000 году уволен из Вооруженных Сил РФ. В настоящее время помощник депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ. 11 октября 2001 года избран председателем Гильдии военной журналистики Медиасоюза.
Женат. Имеет двух дочерей
Новая информационная политика ГУИНа
Главное управление исполнения наказаний (ГУИН) Министерства юстиции РФ решило строить отношения со средствами массовой информации на новом уровне. Об этом руководители главка заявили на вчерашнем брифинге "Формирование новой информационной политики ГУИН". Отныне начальство управления намерено прибегать к помощи журналистов в отстаивании своих ведомственных интересов.
Взаимоотношения ГУИНа и прессы в последнее время были вполне лояльными, но несколько односторонними. Начальство главка охотно откликалось на просьбы журналистов об интервью, а также о допуске в колонии и тюрьмы. Однако сами руководители ГУИНа о существовании прессы вспоминали только в скандальных ситуациях. К примеру, сразу же после громких заявлений корреспондента радио "Свобода" Андрея Бабицкого о нечеловеческих условиях содержания подследственных в чернокозовском СИЗО ГУИН устроило пресс-конференцию, где продемонстрировало пленку с допросом радиожурналиста, в ходе которого господин Бабицкий заявил, что у него нет жалоб на содержание.
Отныне все будет строиться по-другому. Как сообщил первый замначальника управления Камиль Бахтиаров, в ГУИНе создана Программа дальнейшего совершенствования деятельности ЦОС ГУИН. Во-первых, разработан график выступлений руководителей главка перед прессой: они будут регулярно рассказывать о работе подразделений ГУИНа. А во-вторых, будет повышена доступность СИЗО и исправительных учреждений, правда, с учетом "прав заключенных и правил внутреннего распорядка". Словом, как отметил также участвовавший в брифинге замначальника ведомства Валерий Краев, "и раньше открытость в отношениях с прессой у нас была большой, а теперь она будет развиваться еще большими темпами".
Однако в обмен на увеличение открытости ГУИН рассчитывает на поддержку прессы в отстаивании своих ведомственных интересов. Участники брифинга отметили, что в некоторых случаях пресса уже помогла ГУИНу -- например, при прохождении через Госдуму законопроектов, регламентирующих деятельность службы, а также при заключении поддержанного журналистами соглашения между ведомством и объединением "Уралвагонзавод" о заказах на работы для заключенных. Но руководство ГУИНа, видимо, намеревается пользоваться помощью прессы более регулярно. Уже вчера журналистам рассказали о некоторых болезненных для ГУИНа темах. В частности, о том, что вскоре предполагается передать ведомству из МВД контроль над несовершеннолетними, стоящими на учете в милицейских инспекциях. "Сейчас 3,5 тыс. наших сотрудников, 80% из которых женщины, наблюдают за 701 тыс. взрослых, которые осуждены условно, условно-досрочно освобождены, а также приговорены к принудработам без лишения свободы. Когда к ним добавятся еще 75 тыс. подростков, то мы просто не сможем уследить за всеми. Если события будут и дальше так развиваться, то вскоре, глядишь, нам передадут и участковых. Мы прикинули, на все это нужно около 2,5 млрд рублей, но они нигде не заложены",-- сказал один из участников брифинга.
Не обошлось и без скандальной темы. Недавно ушедший из ГУИНа начальник Центра общественных связей Геннадий Лисенков выступил в прессе с обвинениями в адрес ряда руководителей ведомства. Они обвинялись в злоупотреблениях и неоправданных потерях гуиновского спецназа в Чечне. Руководство ГУИНа опровергло эти обвинения, а Валерий Краев пообещал подать на бывшего коллегу в суд.
АЛЕКСАНДР ИГОРЕВ
Новая информационная политика ГУИНа
Главное управление исполнения наказаний (ГУИН) Министерства юстиции РФ решило строить отношения со средствами массовой информации на новом уровне. Об этом руководители главка заявили на вчерашнем брифинге "Формирование новой информационной политики ГУИН". Отныне начальство управления намерено прибегать к помощи журналистов в отстаивании своих ведомственных интересов.
Взаимоотношения ГУИНа и прессы в последнее время были вполне лояльными, но несколько односторонними. Начальство главка охотно откликалось на просьбы журналистов об интервью, а также о допуске в колонии и тюрьмы. Однако сами руководители ГУИНа о существовании прессы вспоминали только в скандальных ситуациях. К примеру, сразу же после громких заявлений корреспондента радио "Свобода" Андрея Бабицкого о нечеловеческих условиях содержания подследственных в чернокозовском СИЗО ГУИН устроило пресс-конференцию, где продемонстрировало пленку с допросом радиожурналиста, в ходе которого господин Бабицкий заявил, что у него нет жалоб на содержание.
Отныне все будет строиться по-другому. Как сообщил первый замначальника управления Камиль Бахтиаров, в ГУИНе создана Программа дальнейшего совершенствования деятельности ЦОС ГУИН. Во-первых, разработан график выступлений руководителей главка перед прессой: они будут регулярно рассказывать о работе подразделений ГУИНа. А во-вторых, будет повышена доступность СИЗО и исправительных учреждений, правда, с учетом "прав заключенных и правил внутреннего распорядка". Словом, как отметил также участвовавший в брифинге замначальника ведомства Валерий Краев, "и раньше открытость в отношениях с прессой у нас была большой, а теперь она будет развиваться еще большими темпами".
Однако в обмен на увеличение открытости ГУИН рассчитывает на поддержку прессы в отстаивании своих ведомственных интересов. Участники брифинга отметили, что в некоторых случаях пресса уже помогла ГУИНу -- например, при прохождении через Госдуму законопроектов, регламентирующих деятельность службы, а также при заключении поддержанного журналистами соглашения между ведомством и объединением "Уралвагонзавод" о заказах на работы для заключенных. Но руководство ГУИНа, видимо, намеревается пользоваться помощью прессы более регулярно. Уже вчера журналистам рассказали о некоторых болезненных для ГУИНа темах. В частности, о том, что вскоре предполагается передать ведомству из МВД контроль над несовершеннолетними, стоящими на учете в милицейских инспекциях. "Сейчас 3,5 тыс. наших сотрудников, 80% из которых женщины, наблюдают за 701 тыс. взрослых, которые осуждены условно, условно-досрочно освобождены, а также приговорены к принудработам без лишения свободы. Когда к ним добавятся еще 75 тыс. подростков, то мы просто не сможем уследить за всеми. Если события будут и дальше так развиваться, то вскоре, глядишь, нам передадут и участковых. Мы прикинули, на все это нужно около 2,5 млрд рублей, но они нигде не заложены",-- сказал один из участников брифинга.
Не обошлось и без скандальной темы. Недавно ушедший из ГУИНа начальник Центра общественных связей Геннадий Лисенков выступил в прессе с обвинениями в адрес ряда руководителей ведомства. Они обвинялись в злоупотреблениях и неоправданных потерях гуиновского спецназа в Чечне. Руководство ГУИНа опровергло эти обвинения, а Валерий Краев пообещал подать на бывшего коллегу в суд.
АЛЕКСАНДР ИГОРЕВ
Руководство Министерства юстиции Российской Федерации
Министр
Чайка Юрий Яковлевич
206-00-81
Первые заместители Министра
Демин Юрий Георгиевич
209-66-95
Карлин Александр Богданович
206-02-53
Первый заместитель Министра - статс-секретарь
Евдокимов Вячеслав Борисович
209-60-57
Заместители Министра
Калинин Юрий Иванович
206-95-45
Сидоренко Евгений Николаевич
206-00-58
Юдушкин Станислав Маркович
917-71-38
Елизаров Александр Федорович
206-99-31
Забарчук Евгений Леонидович
206-79-24
Заместитель Министра - Главный судебный пристав Российской Федерации
Мельников Аркадий Тимофеевич
129-61-44
Департамент Управления Министерства юстиции (Аппарат Министра)
Руководитель аппарата (руководитель департамента)
Филиппов Федор Петрович
206-07-24
Заместитель руководителя аппарата (заместитель руководителя департамента)
Синдеев Юрий Михайлович
917-14-86
Департамент делопроизводства
Руководитель департамента
Летунов Александр Иванович
206-05-46
Заместитель руководителя департамента
Ладьин Николай Николаевич
206-05-31
Управление организации и контроля
Начальник управления
Cулоев Игорь Константинович
206-00-16
Управление конституционного законодательства
Информация по управлению
Начальник управления
Орлова Лариса Ярославна
209-63-41
Заместители начальника управления
Нехай Эдуард Аскерович
209-64-73
Котиева Лейла Идрисовна
209-63-75
Департамент экономического законодательства
Информация по департаменту
Руководитель департамента
Захарова Надежда Николаевна
209-63-71
Первый заместитель руководителя департамента
Регессар Светлана Адольфовна
209-60-35
Заместитель руководителя департамента
Заудальская Лариса Константиновна
209-63-95
Департамент социального законодательства
Информация по департаменту
Руководитель департамента
Шахорский Петр Васильевич
209-67-54
Заместители руководителя департамента
Фомина Светлана Вячеславовна
209-69-44
Шаганова Светлана Евгеньевна
209-65-50
Департамент гражданского законодательства
Информация по департаменту
Руководитель департамента
Лыга Светлана Юрьевна
209-74-65
Заместители руководителя департамента
Черкесова Лариса Ивановна
209-74-65
Васильева Людмила Евгеньевна
209-75-98
Департамент государственной регистрации прав на недвижимое имущество
Руководитель департамента
Елизарова Галина Юрьевна
209-61-51
Первый заместитель руководителя департамента
Олейник Алла Юрьевна
209-65-53
Заместитель руководителя департамента
Кривоносова Ольга Юрьевна
209-55-83
Департамент законодательства о государственной безопасности и правоохранительной деятельности
Информация по департаменту
Руководитель департамента
Никулин Сергей Иванович
206-01-58
Первый заместитель руководителя департамента
Мартынова Валентина Владимировна
206-97-70
Заместитель руководителя департамента
Пушкин Александр Сергеевич
917-80-62
Департамент судебных приставов
Информация по департаменту
Первый заместитель главного судебного пристава Российской Федерации - руководитель департамента
Герасимов Александр Петрович
129-69-77
Первый заместитель руководителя департамента
Широков Евгений Леонтьевич
125-20-82
Заместители руководителя департамента
Паламарчук Анатолий Владимирович
125-10-96
Лукьянов Анатолий Владимирович
125-02-98
Департамент регистрации и контроля за ведомственными нормативными актами
Информация по департаменту
Руководитель департамента
Хомчик Татьяна Николаевна
209-67-82
Первый заместитель руководителя департамента
Обушенко Людмила Александровна
209-73-06
Заместитель руководителя департамента
Гончаренко Елена Павловна
209-62-77
Департамент по делам общественных и религиозных объединений
Руководитель департамента
Томаровский Владимир Иванович
125-01-73
Первый заместитель руководителя департамента
Монахов Геннадий Николаевич
125-17-60
Заместитель руководителя департамента
Королев Виктор Иванович
124-83-81
Департамент по вопросам правовой помощи
Информация по департаменту
Руководитель департамента
Хышиктуев Олег Валентинович
125-69-88
Первый заместитель руководителя департамента
Сарайкина Оксана Викторовна
129-69-88
Заместитель руководителя департамента
Воронов Анатолий Дмитриевич
129-49-55
Департамент внешних связей
Информация по департаменту
Руководитель департамента
Иванов Юрий Витальевич
209-61-38
Первый заместитель руководителя департамента
Зимин Владимир Петрович
209-60-55
Департамент государственной службы и кадров
Информация по департаменту
Руководитель департамента
Семенченко Иван Николаевич
206-00-14
Первый заместитель руководителя департамента
Клокун Юрий Иосифович
917-40-82
Заместитель руководителя департамента
Андрухович Ирина Анатольевна
206-89-83
Департамент по координации Законопроектной деятельности
Руководитель департамента
Панченко Анатолий Васильевич
209-74-19
Заместители руководителя департамента
Утешев Валерий Викторович
209-64-77
Шепицин Андрей Юрьевич
209-75-82
Департамент правовой информатизации
Информация по департаменту dpi@scli.ru
Руководитель департамента
Морозов Андрей Витальевич
450-25-57
Заместители руководителя департамента
Полякова Татьяна Анатольевна
209-61-60
Маршалко Лариса Евгеньевна
450-25-95
917-58-56
Департамент материально-технического обеспечения
Информация по департаменту
Руководитель департамента
Ярославцев Виктор Васильевич
917-89-27
Заместители руководителя департамента
Бубнов Вячеслав Васильевич
917-09-28
Яковлев Василий Васильевич
917-09-25
Главное управление исполнения наказаний (ГУИН)
Начальник управления
Ялунин Владимир Увенальевич
приёмная 222-43-48
Первый заместитель начальника управления
Бахтияров Камиль Шекюрович
222-56-11
Заместитель начальника управления
Краев Валерий Константинович
222-61-17
Управление законодательства субъектов Российской Федерации
Информация по управлению
Начальник управления
Высоцкий Павел Андреевич
209-64-82
Заместитель начальника управления
Федоров Андрей Владимирович
209-64-82
Центр общественных связей
Информация по департаменту
Начальник отдела (центра)
Калягин Борис Александрович
916-17-07
Заместитель начальника ЦОС
Мельник Евгений Алексеевич
206-01-78
Отдел экспертных учреждений
Начальник отдела
Москвина Татьяна Павловна
124-36-50
Заместители начальника отдела
Костарев Виктор Павлович
120-30-05
Плахута Виктор Константинович
120-30-05
Контрольно-ревизионное управление
Начальник управления
Башарина Валентина Николаевна
209-63-97
Заместитель начальника управления
Иванова Раиса Устиновна
209-75-71
Финансово-экономический департамент
Руководитель департамента
Леженкина Ольга Николаевна
917-87-60
Первый заместитель руководителя департамента
Морозов Сергей Константинович
206-02-70
Заместитель руководителя департамента - главный бухгалтер
Батырев Леонид Леонидович
206-04-97
Управление собственной безопасности
Начальник управления
Нисифоров Геннадий Александрович
206-00-84
Первый заместитель начальника управления
Ельцов Александр Дмитриевич
206-01-79
Заместитель начальника управления
Зевахин Александр Юрьевич
917-40-34
Дата обновлeния документа:
2 февраля 2000 г.
Статистика сайта
За этот день вы
82
посетитель
Со времени открытия
сайта вы
77551
посетитель
Для быстрого поиска необходимой информациии воспользуйтесь картой нашего сервера
Партнер НЦПИ
Информационная база "Законодательство Республики Карелия" включает в себя юридические документы, законы, постановления, принятые в период с 1990 г. до настоящего времени Председателем Правительства РК, Законодательным Собранием РК и др.
Адрес центрального аппарата Минюста России:
109830, ГСП, Ж-28, Москва, ул.Воронцово поле, д.4
Телефон для справок: 206-05-54
Факс: 916-29-03
Статья 342. Нарушение уставных правил караульной службы
1. Нарушение уставных правил караульной (вахтенной) службы лицом, входящим в состав караула (вахты), если это деяние повлекло причинение вреда охраняемым караулом (вахтой) объектам, -
наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, -
наказывается лишением свободы на срок до трех лет.
3. Нарушение уставных правил караульной (вахтенной) службы вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшее тяжкие последствия, -
наказывается лишением свободы на срок до одного года.
Комментарий к статье 342
1. Караульная служба предназначена для надежной охраны и обороны боевых знамен, хранилищ с вооружением, военной техникой, другими материальными средствами и иных военных и государственных объектов, а также для охраны лиц, содержащихся на гауптвахте и в дисциплинарной воинской части. Несение караульной службы является выполнением боевой задачи.
2. К караульной службе приравнивается вахтенная служба на кораблях Военно - Морского Флота. Она является особым видом дежурства на корабле и имеет задачей охрану боевой техники и самого корабля, а также обеспечение его постоянной боевой готовности. Различаются вахты корабельная (по кораблю в целом) и специальная (по боевым частям корабля и службам).
3. Караульной службой является также служба по охране и конвоированию заключенных, содержащихся под стражей или отбывающих наказание в уголовно - исправительных учреждениях, осуществляемая военнослужащими внутренних войск МВД РФ.
4. Правила несения караульной службы определяются Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г. Действие этого Устава кроме Вооруженных Сил РФ распространено также на другие войска и воинские формирования Российской Федерации. Вахтенная служба на кораблях регламентируется Корабельным уставом Военно - Морского Флота РФ (1995 г.). Правила несения службы по охране уголовно - исправительных учреждений и конвоированию осужденных к лишению свободы и заключенных под стражу установлены Законом "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" (1992 г.) и Уставом внутренних войск МВД РФ.
5. Преступление, предусмотренное ст. 342 УК, заключается в нарушении лицом, входящим в состав соответствующего наряда (караула, вахты), тех или иных уставных требований (сон на посту, самовольное оставление охраняемого объекта, допуск к охраняемому объекту посторонних лиц, неправильное применение оружия, несоблюдение правил сигнализации и т.п.), повлекших причинение вреда охраняемому объекту. Нарушение уставных правил караульной службы военнослужащими из состава караула, несущего службу по охране лиц, содержащихся на гауптвахте и в дисциплинарной воинской части, а также по охране и конвоированию заключенных, содержащихся под стражей или отбывающих наказание в уголовно - исправительных учреждениях, может быть совершено путем применения насилия к заключенным, унижения их человеческого достоинства, ущемления их прав и законных интересов и т.п.
6. Вред, причиненный охраняемым караулом (вахтой) объектам, может состоять в утрате или порче предметов военной техники или иного имущества, хищении этого имущества, проникновении в охраняемые военные объекты посторонних лиц, беспорядках среди арестованных на гауптвахте и т.п. Как вред, причиненный охраняемым караулом объектам, следует рассматривать случаи применения насилия или иных незаконных мер воздействия к лицам, содержащимся под стражей, а также случаи незаконного кратковременного освобождения их из-под стражи.
7. Нарушение уставных правил караульной (вахтенной) службы, повлекшее причинение вреда объектам, не находящимся под охраной караула (вахты), может образовать состав другого преступления. Если, например, часовой с нарушением требований устава открыл стрельбу и причинил телесное повреждение прохожему, то его действия подлежат квалификации по соответствующей статье гл. 16 УК.
8. В отличие от ранее действовавшего законодательства, ст. 342 нового УК уголовную ответственность за нарушение уставных правил караульной (вахтенной) службы, не повлекшее вредных последствий, не предусматривает. Военнослужащие из состава караула (вахты) за подобные нарушения могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности по Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил РФ.
9. К тяжким последствиям нарушения уставных правил караульной (вахтенной) службы (ч. 2 ст. 342) должны быть отнесены случаи хищения из охраняемых объектов оружия, боеприпасов и другого военного имущества, вывода из строя боевой техники, утраты Боевого Знамени воинской части, побега заключенного из-под ареста или из-под стражи, причинение вреда здоровью содержащегося под охраной караула заключенного и т.п.
При этом хищение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств или иного военного имущества из охраняемого объекта, совершенное лицом из состава караула (вахты), подлежит квалификации по совокупности ч. 2 ст. 342 и ст. 226 УК или соответствующей статье гл. 21 УК. Также по совокупности ч. 2 ст. 342 и соответствующих статей гл. 16 УК должны быть квалифицированы случаи причинения средней тяжести и тяжкого вреда здоровью содержащегося под охраной караула заключенного, а также его убийства или причинения смерти по неосторожности.
10. Статья 225 УК в ч. 2 устанавливает уголовную ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей по охране ядерного, химического, биологического или других видов оружия массового поражения либо материалов или оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, если это повлекло тяжкие последствия либо создало угрозу их наступления (см. комментарий к названной статье).
В тех случаях, когда нарушение уставных правил караульной (вахтенной) службы было совершено военнослужащим при охране объектов с перечисленными предметами и оно повлекло за собой указанные в ч. 2 ст. 225 тяжкие последствия либо создавало угрозу их наступления, содеянное следует квалифицировать по совокупности ч. 2 ст. 342 и ч. 2 ст. 225 УК.
11. Во время несения службы в составе караула (вахты) военнослужащие могут совершать другие воинские преступления (насильственные действия в отношении начальника, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими и др.), ответственность за которые наступает по соответствующим статьям гл. 33 УК. При этом самовольное оставление части и другие виды уклонения от военной службы (ст. 337 - 339), совершенные во время несения караульной службы, следует квалифицировать по совокупности преступлений.
12. С субъективной стороны нарушения уставных правил караульной (вахтенной) службы, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 342 УК, совершаются умышленно, отношение к тяжким последствиям деяния может быть и в форме неосторожности.
13. По ч. 3 ст. 342 подлежит квалификации нарушение уставных правил караульной (вахтенной) службы по неосторожности, т.е. вследствие небрежного или недобросовестного отношения к этим правилам, когда их нарушение повлекло тяжкие последствия.
14. Нарушение уставных правил караульной службы вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения при охране объектов, перечисленных в ст. 225 УК, и повлекшее указанные в этой статье последствия, следует квалифицировать по ч. 3 ст. 342 и ст. 225 УК.
По совокупности должны быть квалифицированы также случаи нарушения уставных правил караульной службы, предусмотренные ч. 3 ст. 342 УК и сопряженные с причинением по неосторожности смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (ст. 109, 118).
15. Субъектами преступлений, предусмотренных ст. 342 УК, могут быть только лица из состава караула или вахты (начальник караула, разводящий, часовой, караульный и др.). Должностные лица, хотя и отвечающие за организацию и состояние караульной (вахтенной) службы (например, комендант гарнизона, начальник гарнизонной гауптвахты), но не входящие в состав караула (вахты), не могут быть субъектами рассматриваемых преступлений.
16. От нарушения уставных правил караульной службы путем неправильного применения оружия следует отличать нарушение правил обращения с оружием, предусмотренное ст. 349 УК (см. комментарий).
Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ четко определяет основания и порядок применения оружия лицами, входящими в состав караула. Применение оружия с нарушением этого порядка представляет собой нарушение уставных правил караульной службы.
Нарушения правил обращения с оружием непосредственно не связаны с выполнением задачи по охране того или иного объекта, они являются нарушением требований действующих руководств по стрелковому делу о порядке обращения с оружием (правила заряжания и разряжания, недопустимость различных манипуляций с оружием, создающих угрозу для окружающих, и т.п.). Соблюдение этих требований обязательно во всех случаях, когда военнослужащий владеет оружием.
Нарушение правил обращения с оружием во время несения караульной службы, повлекшее за собой по неосторожности причинение смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, не образует состава преступления, предусмотренного ст. 342, оно подлежит квалификации по ст. 349 УК.