От Офф-Топик
К Офф-Топик
Дата 23.02.2002 06:40:41
Рубрики Современность; Спецслужбы;

Re: ФАПСИ-1

У таможни тоже есть крепкие парни

Соб. инф.

14 декабря свое трехлетие отмечал Дальневосточный таможенный СОБР. Именно в этот день в 1997 г. специальным отрядом быстрого реагирования была проведена широкомасштабная операция по пресечению контрабанды спирта на российско-китайской границе.

Первый таможенный СОБР в ГТК был создан на базе Московского отряда быстрого реагирования в 1995 г. В дальнейшем его опыт был использован при поэтапном создании таможенных спецподразделений в регионах, в том числе и на Дальнем Востоке.

С 1 апреля 1999 г. приказом ГТК России №211, прежде всего в целях повышения эффективности работы по борьбе с таможенными правонарушениями, помимо СОБРов оперативных таможен, были созданы специальные отряды быстрого реагирования в обычных таможнях. В Дальневосточном таможенном управлении СОБРы организованы в Благовещенской, Магаданской, Петропавловск-Камчатской, Сахалинской и Хабаровской таможнях. Все они подчинены СОБРу Дальневосточной оперативной таможни.

В 2000 г. СОБРом ДВОТ проведено более полутора тысяч специальных мероприятий и операций, причем около тысячи самостоятельно. Без участия таможенного СОБРа не обходится ни одно общегосударственное ("Вихрь-антитеррор", "Путина" и др.) и крупномасштабное спецмероприятие. К примеру, в рамках программы по борьбе с терроризмом таможенным СОБРом совместно с подразделениями ФСБ и МВД на базе аэропорта Владивосток проводились учения по освобождению воздушного судна от террористов.

Всем собровцам ДВТУ поздравления от "ЗР"!

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПРИГЛАШЕНИЕ К УЧАСТИЮ В ТОРГАХ

СПЕЦОДЕЖДА И СНАРЯЖЕНИЕ

Информация о государственном заказчике

Полное наименование

Государственный таможенный комитет РФ, Главное управление тылового обеспечения

Почтовый адрес

121087, г. Москва, ул. Новозаводская, д. 11/5

Ответственный исполнитель

начальник отдела конъюнктуры и финансовой экспертизы Центральной тыловой таможни Петропавловский Михаил Алексеевич

Телефон

449-78-95 (прием документов)

Факс

449-76-28

Информация о закупке

Поставка специальной одежды для подразделений СОБРа ГТК России по следующей номенклатуре:

№ п/п
Наименование
Ед. измер.
Количество

1.
Костюм утепленный “Снег-П-1” (Полюс) с погонами цвета серый камыш
к-т
1355

2.
Костюм х/б черного цвета “Тень” с погонами черного цвета
к-т
1355

3.
Костюм летний с маской “Тень-У” с погонами цвета серый камыш
к-т
1355

4.
Костюм “Склон” цвета серый камыш
к-т
1355

5.
Костюм “Ночь-91М” цвета серый камыш
к-т
1355

6.
Фуражка утепленная “Кепи-У” цвета серый камыш
к-т
1355

7.
Фуражка летняя “Кепи” цвета серый камыш
к-т
1355

8.
Специальные ботинки летние
пара
1355

9.
Специальные ботинки утепленные
пара
1355

10.
Джемпер п/ш “Снег-Д” черный
шт.
1355

11.
Перчатки двупалые
пара
1355

12.
Перчатки шерстяные пятипалые
пара
1355

13.
Накидка от дождя цвета серый камыш
шт.
1355

14.
Футболка черная
шт.
3379

15.
Берет специальный цвета серый камыш
шт.
1355

Снаряжение

16.
Рюкзак дорожный цвета серый камыш
шт.
1355

17.
Сумка-рюкзак “Баул” цвета серый камыш
шт.
1355

18.
Ремень для ношения накидки от дождя
шт.
1355

19.
Спальный мешок цвета серый камыш
шт.
1355

20.
Коврик туристический
шт.
2024


Информация о торгах

Дата проведения торгов

24 января 2000 г.

Место проведения торгов

ГТК РФ

Дата окончания приема заявок

14 января 2000 г.


ТАМОЖЕННЫЙ ГОС. КОМИТЕТ РФ (ГТК РФ), Гл. упр. по борьбе с контрабандой (ГУБК) 119034, Пречистенка ул., 9 203-1955 - Канцелярия, 201-2858 - Зам. начальника, 201-4501 - Дежурная служба, 201-3141 - Приемная начальника упр. 201-4488
ТАМОЖЕННЫЙ ГОС. КОМИТЕТ РФ (ГТК РФ), ПРЕСС-СЛУЖБА 449-7252 - Приемная, 449-7319 - Приемная, 449-7165 449-7319 gtkpress-ssk@gnivc.customs.ru www.customs.ru
ТАМОЖЕННЫЙ ГОС. КОМИТЕТ РФ (ГТК РФ), Упр. таможенных расследований и дознания 129090, Садовая-Сухаревская ул., 9, строен.2 204-5742 - Приемная начальника упр., 204-5753 - Отдел 204-5774


web-site: www.customs.ru/rti
web-site: www.customs.ru/rti
web-site: www.customs.ru/rti

2. Общественная приемная
Тел.: (7- 095) 921- 43- 09, факс: (7- 095) 928- 02- 08

3. Дежурный ФСНП России
Тел.: (7- 095) 921- 02- 35 (круглосуточно)

4. Управление информации и общественных связей
Тел.: (7- 095) 921- 22- 30, 921- 28 - 22, факс: (7- 095) 928 - 32 - 56

Трошин Леонид Леонидович
Начальник Центра информации и общественных связей Генеральной прокуратуры РФ, бывший начальник «Управления Т» ФСНП, генерал-майор
Леонид Леонидович Трошин родился в 1952 году в селе Бродокалмак Челя-бинской области, из уральских казаков. Суровое детство приучило к самостоятельности, уже двенадцатилетним не боялся жить один. В 13 лет сестры забрали в Челябинск. Среди людей, оказавших наибольшее влияние - учитель истории Сергей Александрович (фамилия забыта). Умение найти историческую параллель к любому сегодняшнему событию - от него. В 1972 году поступил в славный среди правоведов Свердловский юридический институт. После института пошел работать в милицию. В 1983 году поступил в Академию МВД, после окончания которой приглашен на работу в центральный аппарат МВД, работал следователем, руководителем отдела. В общей сложности полтора года полковник милиции Трошин был руководителем оперативно-следственных бригад в "горячих точках" (Спитак, Карабах и др.). С 1995 работает в Федеральной службе налоговой полиции (ФСНП), имеет звание генерал-майора. Женат, имеет взрослую дочь. Жена и дочь - юристы.

11 октября 1999 года был зарегистрирован кандидатом на пост вице-мэра г.Москвы в паре с кандидатом на пост мэра П.Бородиным. 19 декабря 1999 на выборах мэра Москвы П.Бородин и Л.Трошин заняли третье место. Мэром был вновь избран Ю.Лужков. В июле 2000 года назначен начальником Центра информации и общественных связей Генеральной прокуратуры РФ.

Управление "АТ"

Как только не расшифровывали это "АТ"! И "Алмазов-Трошин" (С.Н.Алмазов - руководитель ФСНП в 1992-1999), и "алкоголь-табак", и "антитеневик". На самом деле специализированное управление "АТ", созданное в налоговой полиции летом 1998 года по предложению генерала Трошина (тогда первого заместителя на-чальника Оперативного управления ФСНП) занималось акцизными товарами - теми, за которые в бюджет должен поступать так назы-ваемый акцизный сбор. Это в первую очередь алкоголь.

Источник:
Официальная информация с предвыборного сайта Л. Трошина
Лабиринт

Управление информации и общественных связей ФСНП России


Основная задача налоговой полиции - выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений - решается не только силовыми, но и активными разъяснительно-профилактическими и информационными методами. С этой целью и для организации контактов и взаимодействия со СМИ, общественностью и государственными структурами в феврале 1994 г. в Департаменте налоговой полиции было создано специальное подразделение - Центр общественных и внешних связей. Он состоял из трех отделов: пресс-службы, редакции газеты "Налоговая полиция" и отдела внешних связей, занимавшегося вопросами международного сотрудничества налоговой полиции. Позднее отдел международного сотрудничества стал самостоятельным подразделением и был преобразован в управление.

Управление информации и общественных связей ФСНП России (продолжение)



В июле 1995 г. Центр общественных и внешних связей был преобразован в Центр общественных связей (ЦОС) на правах управления. Целью его создания было совершенствование взаимодействия со СМИ, государственными органами, общественными организациями и объединениями. Согласно положению о ЦОСе он состоял из отдела по взаимодействию со СМИ и общественностью, редакционно-издательского отдела, основу которого составляла редакция газеты "Налоговая полиция", телевизионной группы.

В функции ЦОСа входила организация пресс-конференций, брифингов, встреч руководителей и сотрудников департамента с представителями СМИ, организация их выступлений в печати, на радио и телевидении, подготовка пресс-релизов, анализ выступлений СМИ о деятельности налоговой полиции и т.п.

В декабре 1995 г. Департамент налоговой полиции был преобразован в Федеральную службу налоговой полиции (ФСНП). ЦОС стал состоять из трех отделов: по связям со СМИ и общественностью, телевизионного и редакционно-издательского. В ноябре 1997 г. ЦОС откорректировал свою деятельность в соответствии с намеченными коллегией ФСНП приоритетными направлениями работы налоговой полиции. Это - ужесточение контроля за соблюдением налогового законодательства, повышение эффективности оперативной и следственной работы, улучшение взаимодействия с другими правоохранительными органами.

В 1999 г. была проведена реорганизация структуры ФСНП. Возникла объективная необходимость и в установлении новых приоритетов в информационной работе. В результате вместо ЦОСа было образовано Управление информации и общественных связей.

В функции управления стало входить:

информирование директора ФСНП о законотворческой деятельности Федерального Собрания в части, касающейся области деятельности федеральных органов налоговой полиции;

обобщение и анализ информации о социальных процессах в обществе, затрагивающих сферу деятельности налоговой полиции, выработка предложений по соответствующему влиянию на эти процессы в интересах общества и государства;

оперативное информирование государственных и общественных институтов и граждан о деятельности федеральных органов налоговой полиции через СМИ;

Управление информации и общественных связей ФСНП России (продолжение)



выработка рекомендаций по мерам, направленным на объективное освещение в СМИ деятельности налоговой полиции, нейтрализации организованных антигосударственными лоббистскими группировками материалов в СМИ, направленных на подрыв авторитета налоговой полиции, на искажение ее задач, а также подготовка предложений по формированию в обществе и СМИ положительного имиджа налоговой полиции;

подготовка предложений по повышению налоговой культуры населения, воспитанию законопослушного налогоплательщика;

организация и координация деятельности подразделений ФСНП в Федеральном Собрании по сопровождению проектов законодательных актов;

координация взаимодействия ФСНП с органами государственной власти, общественными организациями, СМИ по вопросам, относящимся к компетенции федеральных органов налоговой полиции.

В соответствии с этими задачами и функциями была заново выстроена и внутренняя структура управления. В нем были созданы следующие отделы:

мониторинга и информационного планирования;

взаимодействия с государственными органами законодательной власти;

взаимодействия с государственными органами исполнительной власти;

взаимодействия со СМИ;

взаимодействия с общественными организациями и объединениями.

Основными каналами для реализации информационно-пропагандистских задач федеральных органов налоговой полиции, в том числе по формированию налоговой культуры и налогового правосознания населения, создания и закрепления в общественном сознании позитивного образа налоговой полиции, являются средства массовой информации, а среди СМИ приоритетными для этой деятельности давно стали ТВ и радио, охватывающие практически все население страны.

Повседневная деятельность налоговой полиции регулярно освещается в выпусках информпрограмм ведущих центральных и местных теле- и радиокомпаний. Заметную роль в пропагандистской деятельности ФСНП играют усилия по созданию совместно с телекомпаниями документальных телефильмов. В их числе "Комбат становится полицейским" (ТВ-6), "Налоговая полиция без секретов" (телекомпания "Совершенно секретно"), "Солдаты казны, или Пенсия для бабушки Насти", получасовой видеофильм к 5-летию ФСНП, а также фильмы на местных студиях телевидения.

Управление информации и общественных связей ФСНП России (продолжение)



Продолжается работа над новыми фильмами приключенческого телесериала "Маросейка, 12". На кинофестивале "Правопорядок и общество" сериал завоевал Гран-при.

Важную роль в профилактике налоговых правонарушений играет телевизионная социальная реклама. На Международном конкурсе рекламы в 1998 г. цикл рекламных роликов "Заплати налоги и живи спокойно" удостоился первой премии в номинации "Социальная реклама".

Важным участком работы остается налаживание связей с центральными и региональными печатными изданиями. В ведущих изданиях сформировался круг журналистов, заинтересованно, объективно освещающих проблемы борьбы с налоговой преступностью, деятельность налоговой полиции.

Большое значение в информационно-пропагандистской деятельности Управления информации и общественных связей ФСНП имеют контакты и взаимодействие с лидерами общественного мнения: известными политиками, государственными деятелями, представителями творческой и научной интеллигенции, общественных объединений. Представители ФСНП принимают участие в конференциях, семинарах, встречах, проводимых общественными объединениями.

В конце 1999 года при директоре ФСНП России был создан Общественный совет, в который вошли известные ученые, деятели культуры и искусства. В Федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации подведены итоги работы за 10 месяцев 2000 года.

За этот период возбуждено 27,2 тысячи уголовных дел. Для сравнения: за весь 1999 год было возбуждено 16,5 тысячи уголовных дел.

Вместе с тем 8,2 тысячи уголовных дел в отношении лиц, совершивших налоговые преступления впервые, выразивших деятельное раскаяние и полностью возместивших государству нанесенный ущерб (на основании ст. 7 УПК РСФСР и прим. 2 к ст. 198 УК РФ), были прекращены.

Сумма причиненного ущерба по оконченным уголовным делам составила около 14 млрд. рублей. Для сравнения: за весь прошедший год сумма причиненного ущерба по оконченным уголовным делам составила 4,3 млрд. рублей. По оконченным уголовным делам в бюджет возвращено более 9 млрд. рублей, в т.ч. 5,5 млрд. - вследствие деятельного раскаяния.


От Офф-Топик
К Офф-Топик (23.02.2002 06:40:41)
Дата 23.02.2002 06:43:05

Re: ФАПСИ-1

http://www.mediatext.ru/docs/1790
http://www.mediatext.ru/docs/1790
http://www.mediatext.ru/docs/1790

Служба судебных приставов: вчера, сегодня, завтра


Страница 1



Чайка Ю.Я.


В ноябре 2000 года исполнилось три года со дня создания в составе Минюста России службы судебных приставов.

Процесс ее формирования начался после вступления в силу федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Эти два закона были приняты 21 июля1997 г.

Существовавший во время советской власти институт судебных исполнителей был малоэффективен; реальное исполнение судебных решений не превышало 30%. В результате нарушались права и интересы граждан, юридических лиц и государства, снижался престиж суда. В процесс исполнительного производства стал проникать криминал. Мириться с подобной ситуацией было нельзя.

Принятие федеральных законов и воссоздание службы судебных приставов, уже существовавших ранее в России, можно рассматривать как веление времени. Федеральный закон «О судебных приставах» возложил на службу функции обеспечения установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

В зависимости от исполняемых обязанностей различаются судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов (ОУПДС), и судебные приставы-исполнители, исполняющие судебные акты и акты других органов. Сегодня службу судебных приставов Минюста России возглавляет заместитель Министра юстиции Российской Федерации – главный судебный пристав Российской Федерации.

В ее составе – департамент судебных приставов центрального аппарата, службы судебных приставов территориальных органов юстиции, районные, межрайонные подразделения судебных приставов, состоящие из судебных приставов по ОУПДС и судебных приставов-исполнителей.

Формирование службы судебных приставов к трехлетней годовщине со дня ее создания в основном завершено. С точки зрения истории этот срок небольшой, но за эти годы сделано так много, что можно подвести некоторые итоги. В стране насчитывается 2440 подразделений судебных приставов, в которых на 1 октября 2000 г. трудились 23 289 человек.




Служба судебных приставов: вчера, сегодня, завтра


Страница 1



Чайка Ю.Я.


В ноябре 2000 года исполнилось три года со дня создания в составе Минюста России службы судебных приставов.

Процесс ее формирования начался после вступления в силу федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Эти два закона были приняты 21 июля1997 г.

Существовавший во время советской власти институт судебных исполнителей был малоэффективен; реальное исполнение судебных решений не превышало 30%. В результате нарушались права и интересы граждан, юридических лиц и государства, снижался престиж суда. В процесс исполнительного производства стал проникать криминал. Мириться с подобной ситуацией было нельзя.

Принятие федеральных законов и воссоздание службы судебных приставов, уже существовавших ранее в России, можно рассматривать как веление времени. Федеральный закон «О судебных приставах» возложил на службу функции обеспечения установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

В зависимости от исполняемых обязанностей различаются судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов (ОУПДС), и судебные приставы-исполнители, исполняющие судебные акты и акты других органов. Сегодня службу судебных приставов Минюста России возглавляет заместитель Министра юстиции Российской Федерации – главный судебный пристав Российской Федерации.

В ее составе – департамент судебных приставов центрального аппарата, службы судебных приставов территориальных органов юстиции, районные, межрайонные подразделения судебных приставов, состоящие из судебных приставов по ОУПДС и судебных приставов-исполнителей.

Формирование службы судебных приставов к трехлетней годовщине со дня ее создания в основном завершено. С точки зрения истории этот срок небольшой, но за эти годы сделано так много, что можно подвести некоторые итоги. В стране насчитывается 2440 подразделений судебных приставов, в которых на 1 октября 2000 г. трудились 23 289 человек.


Служба судебных приставов: вчера, сегодня, завтра


Страница 2


Судебные приставы страны выполняют колоссальные объемы работы. В 1998 году ими возбуждено 17,2 млн. исполнительных производств, в 1999 году – 18,5 млн., в первом полугодии 2000 года – почти 12 млн. В отдельных регионах среднемесячная нагрузка на одного судебного пристава-исполнителя составляет до 700 и более исполнительных производств (для сравнения: установленная Минтрудом России норма – всего 5–6 производств в месяц).

С накоплением опыта, увеличением интенсификации труда, а также за счет перераспределения имеющейся штатной численности судебных приставов в 1999 году удалось достичь более высокого уровня исполнения решений и постановлений. Из 18,5 млн. исполнительных производств окончено 15 млн., причем по 60% исполнение осуществлено в полном объеме (в 1997 году этот показатель составлял 43%). В 1999 году каждый судебный пристав осуществил взыскание в среднем на сумму около 5 млн. руб. (замечу, что годовые затраты на содержание одного из них едва превышают 32 тыс. руб.), в целом же по стране в пользу граждан, юридических лиц и государства взыскано более 68 млрд. руб. Исполнительский сбор составил около 1,5 млрд. руб. (30,4% от суммы, подлежащей взысканию), при этом в федеральный бюджет перечислено свыше 483,5 млн. руб.

Достаточно высока эффективность исполнительного производства и в текущем году. За 9 месяцев 2000 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, несмотря на существенное увеличение исполнительных документов (4,9%) и сумм, подлежащих взысканию (в 2,9 раза), фактически взыскано свыше75,6 млрд. руб. – на 0,5% меньше. Фактически взысканная сумма исполнительского сбора составила 1,507 млн. руб., при этом на счет федерального казначейства перечислено 452,4 млн. руб. – на 45,1% больше соответствующей суммы перечислений в 1999 г. Процесс создания другого подразделения службы судебных приставов – по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС) – начался несколько позднее. В первую очередь они были сформированы в городах областного (республиканского, краевого) подчинения, а также в некоторых городах районного подчинения, имеющих весомое значение для субъектов Российской Федерации. В результате к 1 января 2000 г. отряд судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов составлял всего 7,5 тыс. К концу 2000 г. в стране под охрану взято 1400 зданий судов (всего их почти 3000); выполнено 153 тыс. заявок судей на обеспечение судебных процессов и охрану их участников; в порядке принудительного привода граждан в суды доставлено 52 тыс. граждан.


Страница 2


Служба судебных приставов: вчера, сегодня, завтра


Страница 3


Судебные приставы по ОУПДС осуществляют также и силовую поддержку исполнения судебных решений. За 9 месяцев текущего года она оказана при исполнении 220 тыс. исполнительных документов (из 15,2 млн. поступивших). За это же время они пресекли действия более 6 тыс. правонарушителей, в том числе в отношении 4 тыс. граждан, совершивших антиобщественные действия в зданиях судов.

Учитывая необходимость восстановления законности, защиты прав и интересов граждан, в Чеченской Республике была образована служба судебных приставов в составе 122 работников. Кроме того, в сентябре 2000 г. Минюст выделил шести субъектам Российской Федерации Северного Кавказа дополнительную штатную численность для круглосуточной охраны зданий судов общей юрисдикции.

Сегодня уже можно говорить о том, что становление службы судебных приставов Минюста России как мощной правоохранительной структуры состоялось. Несмотря на молодость, служба приобрела известность и социальную значимость: в ее подразделения за помощью обратился в прошлом году каждый 10-й россиянин. Немаловажно и то, что сегодня служба судебных приставов Минюста России – единственный в стране орган, занимающийся принудительным исполнением судебных актов и актов иных специально уполномоченных органов.

Однако почивать на лаврах нет оснований, прежде всего из-за наличия ряда проблем, отрицательно сказывающихся на результативности деятельности службы в целом. Назову лишь некоторые из них.

Прежде всего, это кадры. С учетом численности судейского корпуса, наметившейся тенденции роста принимаемых судами решений судебных приставов явно недостаточно. Минимальная расчетная потребность в них составляет не менее 49 тыс. работников. Пока же Указом Президента Российской Федерации от 23 октября 2000 г. «О предельной численности и годовом фонде оплаты труда работников службы судебных приставов органов юстиции Российской Федерации» предусмотрено поэтапное увеличение штатной численности судебных приставов: с 1 октября 2000 г. – до 25 289 единиц, с 31 декабря 2000 г. – до 29 756 единиц, что позволит решить ряд проблем, имеющихся сегодня в деятельности службы в целом. Из-за недостаточной штатной численности судебных приставов даже формирование службы началось в основном с создания в первую очередь подразделений судебных приставов-исполнителей.


Страница 3


Служба судебных приставов: вчера, сегодня, завтра


Страница 4


Волнует их сравнительно низкий образовательный уровень (только 13% из них имеют высшее юридическое образование), что, безусловно, отрицательно сказывается на качестве работы. Еще нередки допускаемые ими правовые ошибки, в свою очередь, создающие предпосылки для обоснованных претензий со стороны прокуратуры, судов и, конечно, граждан.

В Министерстве юстиции постоянно анализируются причины отрицательных явлений, усиливается организационная и методическая работа, идет процесс формирования полноценного корпуса судебных приставов. В текущем году полностью обновлено руководство Департамента судебных приставов Минюста России; в субъектах Российской Федерации от занимаемых должностей освобожден каждый восьмой главный судебный пристав.

Вместе с тем недостаточная штатная численность в условиях наделения судебных приставов все новыми полномочиями в немалой степени осложняла их работу и в 2000 году. С ее увеличением, естественно, рассчитываем и на улучшение показателей их работы.

С 1 января 2000 г. функции службы возросли – она стала принудительно исполнять постановления налоговых органов о взыскании задолженностей по налогам и сборам. В результате суммы, подлежащие взысканию по исполнительным документам, только за полугодие в полтора раза превысили соответствующие суммы за весь прошлый год. Тем не менее проблем в сфере принудительного исполнения постановлений (решений) о взыскании в бюджеты разных уровней задолженностей по налогам, сборам, иным обязательным платежам и штрафам контролирующих, специально уполномоченных органов, накопилось немало.

В связи с трудностями исполнения, возникшими у судебных приставов в первые три-четыре месяца, взыскания задолженностей по налогам, сборам и иным обязательным платежам (а надо сказать, что в немалой степени они были обусловлены объективными причинами), даже предпринимались незаконные попытки обосновать необходимость возвращения налоговой полиции функции принудительного исполнения постановлений налоговых органов. Думается, дело это бесперспективное, поскольку согласно ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога за счет имущества налогоплательщика с 1 января 2000 г. – исключительная прерогатива службы судебных приставов. Кроме того, возврат этой функции органам налоговой полиции обусловил бы разрушение в стране единой системы принудительного исполнения судебных актов и актов иных, специально уполномоченных органов, и как следствие – нарушение единой технологии исполнительного производства, четко прописанной в законе.


Страница 4



От Офф-Топик
К Офф-Топик (23.02.2002 06:43:05)
Дата 23.02.2002 06:49:02

http://mom.mtu-net.ru/Help/KH/Index.htm

http://www.mediatext.ru/docs/1568
http://www.mediatext.ru/docs/1568
http://www.mediatext.ru/docs/1568

На страже экономической безопасности


Страница 1

http://mom.mtu-net.ru/Help/KH/Index.htm
http://mom.mtu-net.ru/Help/KH/Index.htm
http://mom.mtu-net.ru/Help/KH/Index.htm
http://mom.mtu-net.ru/Help/KH/Index.htm

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИИ при ПРЕЗИДЕНТЕ РФ (ФАПСИ) УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ
Администрация Президента Российской Федерации


101000, Москва, Уланский пер., д. 16
т./ф. 208 1974



Солтоганов В.Ф.



ФСНП - 8 лет



18 марта 2000 г. Федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации исполнилось 8 лет. За эти годы она прочно заняла свое место в системе правоохранительных органов. Появление такой службы в России - не слепое копирование западных образцов, где аналогичные службы давно доказали свою необходимость. С первых шагов перехода экономики России к рынку стало очевидным: старая система налогообложения не в состоянии обеспечить стабильное пополнение бюджета. Поэтому в 1991 г. в стране были заложены основы налоговой системы, присущей рыночной экономике, создана новая структура - Государственная налоговая служба, ныне Министерство по налогам и сборам. Но жизнь показала, что запустить механизм реализации налогового законодательства непросто. В том числе потому, что российский рынок принялись осваивать не только законопослушные граждане. На этот, еще не выработавший единые правила игры, рынок хлынули криминальные капиталы, начала формироваться индустрия теневого бизнеса. Мало того, что вращающиеся в нем капиталы выводятся из-под налогообложения, они зачастую служат финансовой основой преступности, что создает реальную угрозу экономической безопасности государства.

Историческая справка


В начале 90-х годов страна столкнулась с новым видом преступности - налоговой. Бороться с ней оказалось делом непростым. Во-первых, сказывается высокая степень латентности этого вида преступлений. Во-вторых, за ней всегда стоят деньги, и деньги огромные. В-третьих, в условиях несовершенства налогового законодательства налоговая преступность использует как противоправные, так и вполне легальные схемы ухода от налогов.

В первые же месяцы рыночных преобразований стало очевидным, что Госналогслужба противостоять новому виду преступности просто не в состоянии. Заставить уважать налоговое законодательство, обеспечить его исполнение можно было лишь с помощью специальной структуры, наделенной правоохранительными полномочиями. И такая структура была создана. Указом Президента России от 18 марта 1992 г. было образовано Главное управление налоговых расследований (ГУНР) при Госналогслужбе.



МАКАРОВА
Елена
Викторовна главный специалист Департамента оборонного комплекса и правоохранительных органов Минфина России

ШТЕФАНЮК
Олег
Иванович начальник отдела Управления информации и общественных связей ФСНП России

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИИ при ПРЕЗИДЕНТЕ РФ (ФАПСИ) УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ
Администрация Президента Российской Федерации


101000, Москва, Уланский пер., д. 16
т./ф. 208 1974

От Офф-Топик
К Офф-Топик (23.02.2002 06:49:02)
Дата 23.02.2002 08:21:34

Re: http://mom.mtu-net.ru/Help/KH/Index.htm

Коллеги, возвращаемся к пункту 16, который мы отложили из-за отсутствия докладчика, докладчик прибыл.
Слово для доклада имеет официальный представитель Правительства заместитель министра юстиции Юрий Иванович Калинин. Второй доклад сделает Вячеслав Викторович Овчинников, которого прошу подготовиться. Содоклад Карапетяна, он здесь.
Пожалуйста, Юрий Иванович.
Калинин Ю.И., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра юстиции Российской Федерации.
Уважаемый Борис Викторович, уважаемые депутаты! Извините, пожалуйста, за вынужденное опоздание.
Существующий порядок конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, регламентируется Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" от 21 июля 1993 года и Федеральным законом "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 6 февраля 1997 года. На ваше рассмотрение представляется проект нового федерального закона по данному вопросу - "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" и в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
Необходимость принятия данного закона обусловлена Указом Президента Российской Федерации от 17 сентября 1998 года "О некоторых мерах по реформированию внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля сего года "О порядке и условиях выполнения учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу". Данные нормативные правовые акты предусматривают передачу от внутренних войск специальным подразделениям уголовно-исполнительной системы функции конвоирования по плановым маршрутам осужденных и лиц, содержащихся под стражей. В соответствии с этими актами за истекшее время уже проведены мероприятия по сокращению численности воинских частей и подразделений по конвоированию внутренних войск и соответственно по увеличению за счет этой штатной численности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Одновременно осуществлено финансирование переданной численности, аренды специальных вагонов, железнодорожного тарифа в пределах бюджетных ассигнований внутренних войск. Решены многие другие организационные вопросы, касающиеся передачи от внутренних войск в уголовно-исполнительную систему объемов материально-технических и иных высвобождаемых средств, военных городков. По существу, в настоящее время, начиная с 1 января этого года, фактически действует новый порядок конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу, с привлечением сил и средств уголовно-исполнительной системы.
Рассматриваемый сегодня законопроект четко разграничит порядок и условия конвоирования осужденных и лиц между внутренними войсками, специальными подразделениями по конвоированию органов внутренних дел, а также уголовно-исполнительной системы. В случае его принятия за внутренними войсками сохранится лишь обязанность конвоирования подсудимых на судебные заседания Верховного Суда Российской Федерации, а на милицию возлагается функция конвоирования таких лиц из следственных изоляторов в изоляторы временного содержания и обратно, а также на заседания судов общей юрисдикции, районных, областных судов и верховных судов республик. Что касается конвоирования осужденных из следственных изоляторов в исправительные учреждения и обратно по плановым маршрутам, а также между исправительными учреждениями, то теперь это функция специальных подразделений по конвоированию уголовно-исполнительной системы, и она требует своего законодательного закрепления.
При обсуждении проекта могут возникнуть вопросы о том, нельзя ли обязанности конвоирования полностью передать одному органу, допустим, уголовно-исполнительной системе? Такое предложение неприемлемо, поскольку оно противоречило бы общепринятой идеологии уголовной и уголовно-исполнительной политики нашего государства. В данном случае сотрудникам специальных подразделений уголовно-исполнительной системы поручалось бы конвоировать категорию лиц, в отношении которых нет приговоров, вступивших в законную силу, то есть они находятся в юрисдикции Министерства внутренних дел, судов или прокуратуры.
Особо следует отметить, что принятие данного законопроекта не повлечет за собой дополнительных финансовых затрат. Как отмечалось раньше, вместе с передачей от внутренних войск уголовно-исполнительной системе штатной численности были переданы и объемы ее финансирования.
Спасибо за внимание.

Председательствующий. Спасибо, Юрий Иванович. Пройдите в ложу, ожидайте вопросов.
Доклад Вячеслава Викторовича Овчинникова. Прошу пройти на трибуну.

Овчинников В.В. /b>, заместитель министра внутренних дел Российской Федерации - главнокомандующий внутренними войсками МВД России.
Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! В выступлении заместителя министра юстиции Калинина Юрия Ивановича была доложена концепция проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" и в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы", подготовленного на основании Указа Президента Российской Федерации от 17 августа 1998 года "О некоторых мерах по реформированию внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации", предусматривающего передачу функций конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу, по плановым маршрутам от внутренних войск в специальные подразделения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.
Вышеназванный законопроект создает законодательную основу порядка и условий выполнения учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции функций конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу, по плановым маршрутам, установленным соответствующим перечнем Правительства Российской Федерации, с возложением функций конвоирования вышеперечисленных лиц по плановым маршрутам на Минюст России. Законопроект предусматривает исключение данных функций у внутренних войск МВД России, ранее выполнявших эту задачу.
На законопроект поступили заключения из комитетов, комиссий и депутатских объединений Государственной Думы, а также из Правового управления Аппарата Государственной Думы. Все заключения положительные, за исключением заключения Правового управления, в котором некорректно делается ссылка только на указ Президента Российской Федерации и не анализируется изданное во исполнение данного указа постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля этого года N 336 "О порядке и условиях выполнения учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу".
Вышеназванные нормативные акты однозначно предусматривают передачу в Минюст России лишь функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу, по плановым маршрутам, установленным соответствующим перечнем Правительства Российской Федерации, и не предусматривает передачу функций конвоирования подсудимых на судебные заседания Верховного Суда Российской Федерации.
Настоящий законопроект рассмотрен в установленном порядке на заседаниях Комитета Государственной Думы по безопасности и рекомендован к принятию в первом чтении. Прошу вас внимательно отнестись, одобрить представленный законопроект и принять его в первом чтении.
Благодарю за внимание.

Председательствующий. Спасибо, Вячеслав Викторович. Присаживайтесь пока.
Ожидайте вопросов.
Содоклад заместителя председателя комитета Саака Альбертовича Карапетяна.
Пожалуйста.

Карапетян С.А. Уважаемые коллеги, как вам было доложено официальным представителем Правительства Российской Федерации, рассматриваемый проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" и в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", является нормативным актом, создающим законодательную основу порядка и условий выполнения учреждениями, органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции функций конвоирования осужденных по плановым маршрутам, определенных соответствующим перечнем Правительства Российской Федерации.
В связи с возложением функций конвоирования вышеперечисленных лиц на Минюст России законопроект предусматривает исключение ее из функций внутренних войск МВД России, ранее выполнявших эту задачу.
Настоящий законопроект рассмотрен в установленном порядке с обсуждением всех поступивших на него заключений на заседании Комитета Государственной Думы по безопасности и рекомендован к принятию в первом чтении. Замечания устранены.
Прошу одобрить представленный законопроект и принять его в первом чтении.
Благодарю за внимание.

Председательствующий. Спасибо, Саак Альбертович.
Есть ли у депутатов вопросы к докладчикам?
Депутат Плетнева, ваш вопрос. Потом - Лукьянов.

Плетнева Т.В. /b>, фракция Коммунистической партии Российской Федерации.
У меня вопрос к Юрию Ивановичу.
Юрий Иванович, я помню, как неохотно переходили учреждения исправления и исполнения наказаний из одного ведомства в другое. Не потому, что там хуже руководят, а просто потому, что боялись, что финансирование будет сокращено. Вот сейчас я в принципе поддерживаю этот закон, потому что вы лучше знаете, как лучше там действовать. Но у меня есть один вопрос: кто и как будет осуществлять передачу средств финансирования, если закон вступит в действие до принятия бюджета? И есть ли расчеты того, сколько вообще на это требуется? Потому что я знаю, что учреждения исправительные и исполнения наказаний находятся сегодня в очень жестком финансовом режиме.
Калинин Ю.И. Я должен сказать, что все бюджетные назначения переданы в тех объемах, которые были предусмотрены законом о бюджете на этот год.
Фактически с 1 января мы выполняем эти функции. У нас нет вопросов, вопросов регулирования, ни к Министерству внутренних дел, ни к Министерству финансов. Все идет в соответствии с теми бюджетными назначениями, которые нам положено получить.


19 октября 1999 года
Дневное заседание

От Офф-Топик
К Офф-Топик (23.02.2002 08:21:34)
Дата 23.02.2002 08:22:08

Re: http://mom.mtu-net.ru/Help/KH/Index.htm

Первые уставы РККА
Указание о разработке уставов Красной Армии было дано Наркомвоену еще в декрете Совета Народных Комиссаров от 15 января 1918 года о создании Всероссийской коллегии по организации и управлению Рабоче-Крестьянской Красной Армии. “На указанную Коллегию, — говорилось в декрете, — возлагается направление и согласование деятельности местных, областных и краевых организаций по формированию, учет вновь формируемых боевых единиц, руководство формированием и обучением, обеспечение новой армии вооружением и снабжением, санитарно-медицинская помощь, финансовое эаведывание, разработка новых уставов, инструкций и т.д.”.

В нормальных условиях уставы вырабатываются годами. Наркомвоен и Всероссийская коллегия такого времени не имели. По мере становления Красной Армии все острее ощущалась необходимость уставов, и в первую очередь таких, которые регламентировали бы внутренний порядок в частях, жизнь, быт армии, службу красноармейцев и дисциплину. При отсутствии новых уставов в войсках стали пользоваться старыми или составлять различного рода инструкции, основанные как на старых уставах, так и на местном опыте военного строительства. 5 апреля 1918 года из Кириллова, Новгородской губернии, сообщили, что там строевая подготовка красноармейцев организована по старому Строевому пехотному уставу. Из Ржева 17 апреля доносили, что программа обучения красноармейцев выработана по старым уставам. Командование Тверского отряда Красной Армии в приказе № 21 от 3 мая 1918 года ввело в действие выработанную в отряде программу “Воспитание и обучение воина-гражданина и сознательного бойца”, а также правила поведения красноармейцев в казарме и вне ее. В программе широко использовались старые Строевой пехотный устав и Устав полевой службы. В приказе подчеркивалось, что внутренний порядок в отряде устанавливается на основе Устава внутренней службы. Из Смоленска 25 марта1918 года сообщали, что “строевые занятия и обучение стрельбе ведутся во всех частях по программе, выработанной Смоленским штабом”. Из Тихвина Новгородской губернии 3 апреля 1918 года доносили, что в подготовке бойцов “приходится действовать по собственному усмотрению”. В этот же день из Новгорода были получены сведения, что “программа обучения составляется на каждую неделю в каждой части и утверждается штабом”. Подобные сообщения поступили в апреле из Перми, Череповца, Омска, Кунгура, Ядрина и десятков других городов.

В результате такого положения армия не имела ни единых программ, ни единого взгляда на подготовку войск. Нужно было срочно навести в этом порядок. У Красной Армии не было оснований отказываться от разумного использования богатого уставного наследства, полученного от старой армии. Конечно, далеко не все в ее уставах было пригодно для Красном Армии. Так, например, Устав дисциплинарный, Воинский устав о наказаниях, Устав о воинской повинности были признаны чуждыми существу и духу Красной Армии. Что же касается Устава внутренней службы, Устава гарнизонной службы, Устава полевой службы, Строевого пехотного устава и уставов других родов войск, а также боевых и строевых наставлений, то Наркомвоен считал, что при критическом подходе к ним они могли использоваться войсками до тех пор, пока не будут созданы новые, советские уставы.

12 апреля 1918 года военный руководитель Высшего военного совета М.Д. Бонч-Бруевич внес в Высший военный совет докладную записку, в которой предложил “для прочной и однообразной постановки как гарнизонной службы, так и всего уклада внутренней службы вновь создаваемой армии срочно приступить к составлению нового Устава внутренней службы и к исправлению старого Устава гарнизонной службы”. Предложение М.Д. Бонч-Бруевича было принято, и уже в апреле 1918 года Наркомвоен приступил к разработке новых уставов. Начало этой работе было положено образованием двух комиссий по четыре человека для переработки старых Устава внутренней службы и Устава гарнизонной службы. Разработка уставов Красной Армии приобрела планомерный характер с образованием 8 мая 1918 года Всероссийского главного штаба, на который возлагалась эта работа.

Пока комиссии развертывали работу, Наркомвоен приказом № 403 от 27 мая 1918 года предписал войскам впредь до издания уставов Красной Армии руководствоваться уставами старой армии. К началу июля уставные комиссии подготовили проекты переработанных Устава внутренней службы и Устава гарнизонной службы. Ознакомившись с проделанной работой, Наркомвоен решил форсировать переработку боевых и строевых уставов и наставлений. 18 июля приказом № 560 он предписал “для пересмотра существующих пехотных, артиллерийских и других уставов согласно требованиям нового устройства армии и современной военной техники образовать при Отделе по устройству и боевой подготовке войск Всероссийского главного штаба особые комиссии”. Приказом Всероссийского главного штаба № 52 от 27 августа 1918 года при Отделе по устройству и боевой подготовке войск была учреждена комиссия для пересмотра Устава полевой службы под председательством бывшего генерала, главнокомандующего армиями Юго-Западного фронта Алексея Евгеньевича Гутора. Членами ее назначались К.К. Баиов, С.Т. Беляев, А.А. Незнамов, Н.К. Роша, П.С. Стаев, Н.С. Толмачев и П.Я. Ягодкин. Комиссии предписывалось закончить работу в двухмесячный срок.

27 августа 1918 года приказом Всероссийского главного штаба № 53 были образованы еще две комиссии: одна — для пересмотра Пулеметного устава и Наставления для обучения стрельбе из винтовок и револьверов под председательством бывшего начальника офицерской стрелковой школы Н.М. Филатова (члены комиссии: Л.П. Друнин, С.Н. Савченко, В.В. Ступиц и А.Е. Шелобаев); вторая — для пересмотра и разработки Строевого пехотного устава под председательством члена Высшей военной инспекции В.И. Николаева (члены комиссии: В.Е. Белолипецкий, В.К. Викторов и С.С. Никитин). Обеим комиссиям предписывалось закончить работу в месячный срок.

К октябрю 1918 года в Отделе по устройству и боевой подготовке войск развернулась большая работа по подготовке уставов Красной Армии. В нее были повлечены десятки военных специалистов и политработников. Согласование взглядов всех комиссий по принципиальным вопросам и объединение их деятельности было возложено на комиссию А.Е. Гутора, которая была преобразована в Главную уставную комиссию. Все остальные комиссии стали ее секциями. Главная уставная комиссия до конца 1918 года была значительно пополнена. В нее вошли А.А. Гамбурцев, А.Л. Дмитриев, А.А. Дорофанкин, М.А. Лнсовский, И.Д. Нилов, К.И. Рыльский, А.М. Сиверс, В.К. Смысловский, Н.П. Эйгель и Н.А. Яцук. Военкомом комиссии был назначен Б.А. Завильский.

Для руководства разработкой уставов в Отделе по устройству и боевой подготовке войск во второй половине октября 1918 года было сформировано Уставное отделение, которое возглавил брат председателя Главной уставной комиссии, бывший полковник Анатолий Евгеньевич Гутор.

УСТАВ ВНУТРЕННЕЙ СЛУЖБЫ

В сентябре 1918 года началось обсуждение первых проектов переработанных уставов. 21 сентября во Всероглавштабе обсуждался проект Устава внутренней службы. Кроме военных специалистов М.Д. Бонч-Бруевича и Н.Н. Стогова, в обсуждении участвовали В.Л. Антонов-Овсеенко, К.С. Еремеев, Е.М. Ярославский, а также комиссары Всероглавштаба Н.И. Бессонов и Е.В. Мочалов. К 10 октября работа по составлению Устава внутренней службы была завершена и проект представлен Реввоенсовету Республики.

В основу этого проекта комиссия положила Устав внутренней службы старой армии, утвержденный в 1910 году и переизданный в 1916 году. Комиссия полностью переработала главу I старого устава — “Обязанности воинских чинов”, убрав из нее все статьи, ущемляющие права солдата как гражданина и человека (по старому уставу солдату запрещалось, например, иметь книги и газеты в казарме без разрешения начальника), раздел о вольноопределяющихся и статьи, ставившие сверхсрочнослужащих и фельдфебеля в привилегированное положение. Из главы “Распределение времени и повседневный порядок” были исключены статьи о ритуалах царских и религиозных праздников, полностью удалена глава “Религиозные обязанности воинских чинов”. Не включались в переработанный устав и главы “Лагерная служба” и “Передвижение войск”.

Существо советского Устава внутренней службы ярко выразилось в главе “Общие обязанности военнослужащих”. “Каждый гражданин Советской республики, принявший на себя звание воина Рабочей и Крестьянской Армии, — так начиналась эта глава, — обязуется перед лицом трудящихся классов России и всего мира носить это звание с честью, добросовестно изучать военное дело и как зеницу ока беречь и охранять народное и военное имущество от порчи и расхищения; строго и неукоснительно соблюдать революционную дисциплину; беспрекословно выполнять все приказы командиров и комиссаров, поставленных властью Рабочего и Крестьянского Правительства; воздерживаться сам и удерживать товарищей от всяких поступков, порочащих и унижающих достоинство гражданина Советской республики, и все свои действия и мысли направлять к великой цели освобождения всех трудящихся. Он обязан по первому зову Рабочего и Крестьянского Правительства выступить на защиту Советской республики от всяких опасностей и покушений со стороны всех ее врагов и в борьбе за Российскую Советскую Республику, за дело социализма и братство народов не щадить ни своих сил, ни самой жизни своей”.

УСТАВ ГАРНИЗОННОЙ СЛУЖБЫ

Проект Устава гарнизонной службы Рабоче-Крестьянской Красной Армии был представлен Всероссийским главным штабом в Реввоенсовет Республики несколькими днями позднее Устава внутренней службы.

Перерабатывая старый Устав гарнизонной службы, комиссия удалила из него излишние формальности и церемонии, отдание чести, парадную часть, статьи, связанные с религиозным культом, и некоторые другие разделы. Были исключены главы и разделы: “Смена караулов, имеющих часового у фронта” (офицерские караулы), “Отдание чести караульными и часовыми”, “О почетных караулах, почетных часовых, ординарцах и посыльных”, весь торжественный церемониал, связанный с караулами, “Вечерняя и утренняя заря” (с выстраиванием караула и чтением молитвы), “Вызов караула в ружье”, “О конвоировании арестованных в районе гарнизона”, “Обязанности военнослужащих в отношении к начальствующим лицам” (о представлениях военнослужащих начальникам по разным случаям), “Правила для взаимных отношений гражданских и военных властей”, “О призыве войск для содействия гражданским властям”, “Правила для охраны незначительных складов войскового имущества и хозяйственных учреждений войск посредством сторожей”, “Правила для наряда войск на работы”.

Таким образом, Устав гарнизонной службы старой армии был значительно упрощен, сокращен более чем вдвое. Из него было изъято все чуждое организации, духу, сущности и назначению Красной Армии, а также то, что в условиях Гражданской войны представлялось тогда практически мало применимым.

Проект Устава гарнизонной службы Рабоче-Крестьянской Красной Армии по существу в Реввоенсовете Республики не рассматривался, поправки в нем были сделаны главкомом И.И. Вацетисом. Но и после этого в проекте оставались недоработки.

По возвращении проекта из Реввоенсовета Республики с изменениями и поправками главкома начальник Всероссийского главного штаба Н.И. Раттэль отдал распоряжение отпечатать устав как уже утвержденный. Но это распоряжение опротестовал военный комиссар Управления по организации армии Всероглавштаба Е.В. Мочалов в своем докладе от 20 октября 1918 года военному комиссару Всероссийского главного штаба И.Л. Дзевалтовскому. По требованию Дзевалтовского проект был передан в специальную комиссию, которая устранила некоторые недостатки. Устав внутренней службы и Устав гарнизонной службы были утверждены ВЦИК 29 ноября 1918 года и до конца года отпечатаны. 10 января 1919 года Всероглавштаб приказом № 11 предписал немедленно ввести эти уставы в действие.

ПОЛЕВОЙ УСТАВ

Вскоре Главная уставная комиссия закончила подготовку проекта Полевого устава Красной Армии. В основу его был положен Устав полевой службы 1912 года, переработанный и исправленный с учетом опыта первых лет мировой войны и переизданный в 1916 году. Как уже отмечалось, на переработку этого устава комиссия А.Е. Гутора получила двухмесячный срок и должна была закончить работу в октябре 1918 года. Однако ввиду исключительной сложности (комиссия решила детально разработать систему боевых руководств Красной Армии и лишь тогда приступить к переработке устава) работа над уставом закончилась только к концу декабря.

Учитывая опыт армий, участвовавших в войне 1914—1918 годов, комиссия отказалась от названия Устав полевой службы и назвала его Полевым уставом, как это было принято в других армиях. Исходя из опыта минувшей войны, комиссия разбила устав на три части: 1-ю посвятила маневренной войне, 2-ю — позиционной и 3-ю — устройству ближнего тыла, в которых давались общие указания для действий всех родов войскна войне. Детальные указания для каждого рода войск в отдельности предполагалось дать в специальных наставлениях, объединенных под названием “Руководящие указания для старших начальников”. Таких указаний в старой армии не было. По просьбе комиссии Всероглавштаб запросил военные округа, что и как они считают нужным подвергнуть переработке в Уставе полевой службы, Строевом пехотном уставе, Строевом уставе пулеметных команд пехоты, Строевом кавалерийском уставе и Наставлении для стрельбы из винтовок, карабинов и револьверов. 30 сентября 1918 года в комиссию стали поступать ответы. Военкомат Орловского военного округа предложил принципиальную часть уставов не изменять, так как они составляют основу обучения и боевых действий войск, и переработать лишь статьи, связанные с организацией Красной Армии, которая во многом отличалась от организации старой армии. Наряду с этим в устав было предложено ввести главы об атаке, об обороне укрепленных позиций и о воздушной разведке.

Устав полевой службы был добротной основой для подготавливаемого Полевого устава Красной Армии. Впитав в себя достижения военного искусства и военной теории, он не отставал от уставов передовых армий своего времени. Так, например, бой рассматривался в нем как общевойсковой. Основная роль в бою отводилась пехоте. Главным видом боевых действий признавалось наступление. “Самым действительным средством для поражения неприятеля служит нападение на него, — говорилось в уставе, поэтому стремление к наступательным действиям должно быть положено в основание при всякой встрече с неприятелем". Подчеркивалось большое значение почина действий (захвата инициативы), лишения противника свободы действий с тем, чтобы заставить его делать то, что нам выгодно (ст. 426). Большое внимание уделялось концентрации сил, в том числе общих и частных резервов, на направлении главного удара (ст. 430, 436, 437, 454, 455, 510). Для обеспечения успеха устав требовал широкого маневрирования в бою, рекомендуя такие формы маневра, как охват, обход, сочетание их с фронтальной атакой, окружение войск противника (ст. 481, 483. 493, 498).

В Уставе полевой службы кратко рассматривались и другие виды боя (оборонительный, встречный). Большое место в нем отводилось изложению взаимных обязанностей родов войск в бою.

Многие положения Устава полевой службы, вполне приемлемые для Красной Армии, были сохранены комиссией. Но в ее распоряжении имелся материал, позволивший внести существенные коррективы в устав старой армии. Основательной переработке подвергся отдел I “Управление войсками”. В отдел III “Отдых и его охранение” были внесены коррективы, связанные с развитием авиации в мировой войне. Комиссия обратила внимание на маскировку и укрытие войск, находящихся на отдыхе, от воздушной разведки противника. Потребовались указания об усилении охранения войск. В целях борьбы со шпионажем противника новый устав запрещал обозначать штабы флагами, как того требовал старый Устав полевой службы. Отдел II “Разведывание” и IV “Походные движения” подверглись небольшим переделкам и были несколько дополнены. В отдел V “Бой” комиссия включила новые статьи: о непрерывном всестороннем изучении начальниками противника и обстановки (ст. 453), о своевременной смене наиболее пострадавших войск во время многодневных сражений (ст. 458).

Заново был написан раздел о встречном бое, тогда как в старом Уставе имелось лишь две статьи о встречном столкновении. Учитывая опыт войны, комиссия поставила встречный бой по значению наравне с наступательным и оборонительным.

В главе “Боевой порядок” получило новую трактовку назначение общего резерва. Если в старом уставе оно сводилось к содействию войскам, наносящим главный удар (ст. 436, 496), то в проекте нового устава говорилось, что резерв представляет собой запас сил и назначается для развития успеха или противодействия удару противника в опаснейшем направлении, а также для усиления боевых участков.

В старом Уставе полевой службы не различались нормы протяженности боевых порядков в наступлении и обороне. Указывая, что “протяжение боевого порядка по фронту сообразуется с целью действий, величиною части (отряда) и со свойствами местности”, устав определял такие нормы протяженности боевых порядков по фронту: для батальона — около 0,5 версты, полка — 1 верста, бригады — 2 версты, дивизии - 3 версты и корпуса — 5—6 верст. Комиссия установила различные нормы для наступления и обороны.

Полевой устав Красной Армии предусматривал также нормы при атаках сильно укрепленных позиций. Так, для дивизии протяженность боевого порядка по фронту определялась в этом случае в 1—2 версты. Составители устава не считали эти нормы неизменными и указывали, что их нужно применять с учетом местности и степени укрепления позиции, а также силы части, соединения.

Полной переработке подверглась в проекте нового устава глава “Наступательный бой”. Характерными являются указания о действии войск в полосе обороны противника. В старой армии долго держался опровергнутый опытом войны тактический прием — после атаки рассыпать цепь и открывать огонь по отступившему противнику. И хотя этот вопрос был уже решен в “Общих указаниях для борьбы за укрепленные полосы”, изданных в 1916 году, в старой армии продолжал применяться отживший тактический прием. Полевой устав требовал по вторжении на позицию противника доводить дело до захвата его артиллерии, что одно только и дает прочный и несомненный успех наступлению.

Обращают на себя внимание статьи, в которых заново изложены действия родов войск в наступательном бою. Более подробно здесь рассматриваются действия артиллерии, приведены новейшие способы ее применения в наступательном бою, даны указания для действий технических войск (броневых автомобилей, блиндированных поездов, огнеметов и авиации).

Коренной переработке подверглась в проекте глава “Оборонительный бой”. Руководствуясь опытом войны, составители Полевого устава включили н главу статью, запрещающую кому-либо из участников обороны оставлять позиции без соответствующего приказа начальника. “Самая сильная атака будет отражена, — говорилось в статье 657, — если обороняющийся выдержит огонь неприятеля и встретит его артиллерийским, пулеметным и ружейным огнем”.

Устав воспитывал войска в духе непоколебимой стойкости как одного из важнейших условии успеха оборонительного боя. В уставе говорилось: “Каждый боец первой линии должен твердо помнить, что, держась, во что бы то ни стало, будучи уже окруженным со всех сторон, он способствует общему делу, облегчая контратаку, которая придет к нему на выручку. Он должен биться, пока в состоянии держать в руках оружие”.

Укрепление позиций в новом уставе изложено подробнее, чем в старом, с учетом новейших достижений инженерного искусства.

В Полевом уставе подробно излагались особенности боевых действий ночью. Особое внимание обращалось на хорошо организованную разведку. Были введены новые статьи: об исходном пункте (линии) атаки и о подходе войск к этой линии, об установлении опознавательных знаков для своих войск, и мерах для сохранения верного направления, о проверке пройденного в темноте расстояния, о действиях при встрече с мелкими частями противника, о нанесении штыкового удара без крика “ура”, о действиях в случае неудачной атаки. Заново были сформулированы в Полевом уставе разделы об организации и ведении боя за населенные пункты и в городе, об особенностях боя в лесу, боя за высоту и теснину (мосты, плотины и т. д.), введен совершенно новый шестой отдел — “Партизанские действия”. 22 декабря 1918 года ВЦИК утвердил Полевой устав Красной Армии.

ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ УСТАВ

13 ноября 1918 года на специальном совещании в Реввоенсовете Республики обсуждался вопрос о создании Дисциплинарного устава Красной Армии. Ко времени работы комиссии над проектом нового устава основы дисциплины в Красной Армии получили известное отражение в форме Торжественного обещания для красноармейцев, принятой ВЦИК 22 апреля 1918 года. Один из пунктов Торжественного обещания гласил: “Я обязуюсь строго и неуклонно соблюдать революционную дисциплину и беспрекословно выполнять все приказы командиров, поставленных властью Рабочего и Крестьянского правительства”. В июле 1918 года было подготовлено Положение о ротных товарищеских судах, в котором формулировались многие принципы дисциплины воинов Красной Армии. В “Положении”, говорилось, что армия Советской республики должна быть могучим орудием защиты Республики от врагов, а для этого в ней “должен быть строгий порядок и сознательная дисциплина, поддерживаемая неустанной работой воинов. Строгий порядок в армии достигается сознанием всей важности поставленных революцией задач и единством действий, направленных к их достижению”.

В “Положении” определялись меры взыскания, налагаемые на военнослужащего за проступки. Товарищеский ротный суд имел право объявлять выговор перед собранием роты без отдачи или с отдачей в приказе по полку, лишать отпуска на срок не свыше месяца, накладывать за нанесенный материальный ущерб денежное взыскание не свыше 300 рублей, присуждать к обязательным работам в части вне очереди или к несению нарядов вне очереди не свыше 15 суток.

Положение о ротных товарищеских судах с незначительными изменениями почти целиком вошло в Дисциплинарный устав РККА.

В декабре 1918 года проект этого устава был готов. В нем определялись не только обязанности, но и права военнослужащих, рассматривались не только меры взыскания, но и меры поощрения, чего не было в Уставе дисциплинарном старой армии. Суть воинской дисциплины в нем формулировалась так: “Воинская дисциплина есть установленный законами Poccийской Социалистической Федеративной Советской Республики порядок в Рабоче-Крестьянской Красной Армии” (ст. 1). В ней указывалось, что дисциплина в Красной Армии покоится на верности Торжественному обещанию, уважении всех законов Советской власти, высоком воинском духе и революционной воинской чести. Раскрывая эти два последних понятия, составители проекта писали: “Воинский дух выражается в мужестве и храбрости до пренебрежения опасностью, в самоотверженности, вере в себя и свои силы, в проявлении в нужную минуту личного почина или инициативы (самодеятельности), находчивости, решимости, бодрости, выносливости в перенесении трудов, лишений и страданий при всяких обстоятельствах” (ст. 9). “Революционная воинская честь есть сознание собственного достоинства, как воина-революционера Рабоче-Крестьянской Красной Армии и гражданина свободной страны исполняющего по совести свой долг, не позволяющего терпеть унижений и оскорблений со стороны кого бы то ни было; достоинство это требует взаимного уважения и вежливости между всеми военнослужащими и достойного поведения при всяких обстоятельствах” (ст. 10).

19 декабря 1918 года Бюро ЦК РКП(б) рассмотрело Дисциплинарный устав Рабоче-Крестьянской Красной Армии и приняло постановление ввести в него пункт, который в боевой обстановке разрешал командирам применять любые меры, не противоречащие революционному правосознанию. В соответствии с этим в устав была включена статья 24: “В боевой обстановке начальник обязан, под личной своей ответственностью, принять все меры, до применения с ведома политического комиссара вооруженной силы включительно, чтобы заставить неповинующихся подчиниться его приказу, если такое неисполнение приказа может отразиться на успешном выполнении боевой задачи. О принятии подобных исключительных мер начальник и комиссар обязаны при первой возможности довести до сведения комиссара высшей инстанции”.

30 января 1919 года ВЦИК утвердил Дисциплинарный устав и 29 апреля 1919 года приказом РВСР № 776 он был объявлен к руководству в войсках Красной Армии.

Таким образом, в начале 1919 года Красная Армия имела основные уставы. Кроме Устава внутренней службы, Устава гарнизонной службы, Полевого устава, часть I. Маневренная война и Дисциплинарного устава, за это же время в Красной Армии были подготовлены и введены: 1-й (Материальная часть) и 2-й (Строй) отделы Устава ротных пулеметов — утвержден ВЦИК 7 декабря 1918 г.; 1-я часть (Строевое обучение) Строевого пехотного устава — утвержден ВЦИК 15 января 1919 г. и 1-я часть (Одиночное обучение) Строевого кавалерийского устава — утвержден ВЦИК 10 марта 1919 г.

Но все же эти первые советские военные уставы нуждались в дальнейшей доработке.

Несмотря на старания специальных комиссий, на них отразилась спешка в работе. Уставы не были согласованы между собой. Не были в них в должной мере учтены организационные изменения, происшедшие в Красной Армии по сравнению со старой армией. Еще в январе 1918 года заседание фронтовых депутатов III Всероссийского съезда Советов упразднило корпусную систему в Красной Армии, и совещание представителей высшего военного управления еще 22—23 марта 1918 года приняло решение считать дивизию высшим соединением Красной Армии. Составители Полевого устава не учли этого изменения и сохранили корпусную систему. В октябре 1918 года Реввоенсовет Республики предписал войскам все пешие части Красной Армии именовать стрелковыми, а в Полевом уставе они по-прежнему именовались пехотными (ст. 123, 377 и др.). В новых штатах стрелковой дивизии, введенных Реввоенсоветом Республики приказом № 220 от 13 ноября 1918 года, кавалерийские полки в стрелковых дивизиях были заменены кавалерийскими дивизионами, а в Полевом уставе сохранились кавалерийские полки пехотных дивизий.

Устав внутренней службы ничего не говорил о правах и обязанностях комиссаров в Красной Армии. В связи с этим Реввоенсовет Республики вынужден был 2 марта 1919 года издать “Необходимые пояснения к Уставу внутренней службы Рабоче-Крестьянской Красной Армии”.

В "Пояснениях" указывалось, что

"...комиссары играют огромную роль в деле создания нашей армии. Можно с полной уверенностью сказать, что мы не имели бы боеспособной армии без героической самоотверженной работы комиссаров. В то же время совершенно ясно, что учреждение комиссаров не есть постоянное учреждение, а вызывается переломным характером нынешней эпохи в строительстве армии.

При начале этого строительства у нас почти совершенно не было командного состава, который отдавал бы себе отчет в задачах армии и том духе, который должен ее проникать. Это вызвало необходимость раздвоения органов управления и командования в армии: техническая сторона, оперативные и командные права и обязанности возлагались на командиров, политические, воспитательные и контрольные права и обязанности возлагались на комиссаров. Этот тип организации, как свидетельствует опыт, в общем н целом привел к прекрасным результатам. Работая рука об руку, командиры и комиссары создали на наших фронтах такие армии, которыми, Советская республика вправе гордиться. Но вместе с тем вся работа по строительству армии подготовила такие условия, которые раньше или позже приведут к установлению полного единоначалия в деле управления и командования войсками.

За истекший год многие и многие тысячи красных офицеров воспитывались в духе новой армии. Многие старые командиры внутренне связались с новой армией и с честью занимают ответственные посты во главе революционных войск. Тысячи комиссаров приобрели за этот период боевой опыт и с успехом прннимают командование своими частями. Все это подготовляет условия, когда обязанности командиров и комиссаров будут объединены в одном лице, отвечающем за вверенную ему часть в военном, политическом и моральном отношении."

Эти пояснения Всероглавштаб довел до войск приказом № 89 от 8 марта 1919 года.

Устав внутренней службы и Устав гарнизонной службы также не были отработаны предельно четко и согласованы как между собой, так и с Дисциплинарным уставом. Дисциплинарный устав не допускал ареста в качестве меры дисциплинарного взыскания. Арест военнослужащего мог последовать только по приговору суда. А в Уставе внутренней службы имелась глава “Обязанности при арестовывании военнослужащих”, в которой говорилось не только об арестованных по приговору суда, но и о прочих арестованных (ст. 477, 481). Такая формулировка неизбежно вызывала мысль о том, что кроме арестованных по приговору суда могли быть арестованные и в дисциплинарном порядке, тем более что в Уставе гарнизонной службы говорилось: “К арестованным дисциплинарным порядком часовые не ставятся” (ст. 144).

Не удивительно, что как только уставы были введены в действие, они вызвали массу запросов с мест. Из войск поступали самые различные предложения и даже открытые протесты. Так, Г.X. Эйхе пишет, что на экстренном заседании Реввоенсовета 5-й армии Восточного фронта 15 февраля 1919 года было принято следующее постановление: “Революционный Военный Совет 5-й армии, рассмотрев полученные от штаба Восточного фронта утвержденные ВЦИК 29 ноября 1918 г. Устав внутренней службы и Устав гарнизонной службы, постановил: воздержаться от распространения этих уставов ввиду того, что они совершенно не соответствуют основным принципам организации армии и распространение их способно вызвать волнение в войсках. Сообщить это постановление РВС Республики и Председателю Совнаркома т. Ленину”.

Вопрос о новых уставах Красной Армии обсуждался на VIII съезде РКП (б) в марте 1919 года. Отбросив измышления “военной оппозиции”, будто принятые уставы возвращают Красную Армию к порядкам старой армии, съезд в постановлении “По военному вопросу” признал, что принятые в Красной Армии уставы представляют собой крупный шаг вперед, вносят твердость и оформленность во внутренние отношения армии, в права и обязанности се составных элементов. Но, учитывая критику, съезд указал на необходимость переработать уставы, сократить и устранить все архаизмы и положения, устанавливавшие ненужные привилегии для командного состава. Съезд признал необходимым в дальнейшем, при выработке общеруководящих уставов, положений и инструкций ставить их по возможности на предварительное обсуждение политработников армии.

Сразу же после VIII съезда РКП(б) Всероссийский главный штаб начал переработку Устава внутренней службы, Устава гарнизоннойслужбы и Дисциплинарного устава. С этой целью в Организационном управлении Всероссийского главного штаба была создана Особая комиссия под председательством комиссара управления Е.В. Мочалова. В войсках активно откликнулись на известие о начале пересмотра уставов Красной Армии. Уже в апреле — мае 1919 года во Всероссийский главный штаб из действующей армии и военных округов стали поступать предложения и рекомендации по улучшению уставов.

С марта 1919 до конца 1920 года Главная уставная комиссия и ее секции выпустили четыре устава и 17 наставлений.

В течение 1919 г. (после 10 марта} были выпущены: Строевой пехотный устав, ч. 2. Действия пехоты в бою — утвержден ВЦИК 14 ноября 1919 г.; Положение о разведчиках в коннице и Наставление для ведения занятий с разведчиками в коннице — утверждено ВЦИК 30 августа 1919 г.; Наставление для обучения лыжных частой — утверждено РВСР 8 сентября 1919 г.; Дополнение к Строевому пехотному уставу. Обучение штыковому бою — утверждено РВСР 17 сентября 1919 г.; Орудийное учение полевой легкой артиллерии — утверждено ВЦИК 15 октября 1919 г.; Орудийное учение полевой тяжелой артиллерии — утверждено ВЦИК 15 октября 1919 г.; Орудийное учение полевой гаубичной артиллерии - утверждено ВЦИК 15 октября 1919 г.; 1-й отдел (Обучение молодых красноармейцев) Положения об обучении красноармейцев кавалерии — утверждено ВЦИК 25 октября 1919 г.; 2-й отдел (Обучение в школах полков и отдельных дивизионов - действующих и запасных) Положения об обучении красноармейцев кавалерии - утверждено ВЦИК 25 октября 1919 г.; Наставление для ковки лошадей в коннице — утверждено РВСР 23 ноября 1919 г.

В течение 1920 г. — Краткий полевой устав для рядового бойца — утвержден РВСР 19 марта 1920 г.; Устав конно-пулеметного взвода — утвержден ВЦИК 6 апреля 1920 г.; 3-й отдел (Бой) Устава ротных пулеметов — утвержден ВЦИК 25 июня 1920 г.; Наставление для занятий с командным составом — утверждено РВСР 3 февраля 1920 г.; Батарейное учение легкой артиллерии — утверждено ВЦИК 12 февраля 1920 г.; Пешее учение артиллерии — утверждено ВЦИК 12 февраля 1920 г.; Батарейное учение полевой гаубичной артиллерии — утверждено ВЦИК 19 февраля 1920 г.; Дивизионное учение полевой легкой и тяжелой артиллерии и другие.

Кроме того, в стадии разработки находились еще 28 уставов и наставлений.

Уставы 1918—1920 годов вырабатывались в тяжелых условиях Гражданской войны, когда нельзя было не только обобщить опыт первой мировой войны, но даже собрать необходимые материалы, позволяющие это сделать. Можно было лишь учесть важнейшие особенности оперативного искусства и тактики, проявившиеся в ходе этой войны. Тем более никто не мог предвидеть то новое, что внесет в оперативное искусство и тактику Гражданская война. Естественно, что уставы, разработанные в 1918 году, нуждались в поправках, дополнениях, подсказанных опытом боевой деятельности Красной Армии. В 1919—1920 годах, учитывая опыт Гражданской войны, командование дополняло и изменяло уставы, вводя в действие отдельные инструкции и наставления.

Но хотя эти уставы были несовершенны и имели недостатки, они и после окончания Гражданской войны некоторое время служили Красной Армии. Новые уставы могли появиться лишь тогда, когда был достаточно обобщен опыт как первой мировой, так и Гражданской войн. Но для этого потребовался ряд лет упорной работы военных исследователей. Новые уставы были выпущены лишь в 1924—1929 годах. В основу их легли первые уставы Красной Армии времен Гражданской войны.