От Taranov
К Alex Lee
Дата 19.12.2012 11:06:14
Рубрики WWII; Танки; Загадки;

Re: Расположение ВК...

>Конкретная просьба. Если кто-то уже встречал эту новую и неожиданную для меня мысль - просьба поделится источником.

Мысль уже нашлась, плюс еще пара копеек.
На такое понятие, как компоновка, в разных странах имеется разная точка зрения. Например, по поводу размещения трансмиссии у нас в первое послевоенное десятилетие было такое мнение:


[320K]



[305K]



[275K]



Это не означает, что данное мнение является последней инстанцией. Это лишь мнение одной отдельно взятой конструкторской школы. Мнение другой конструкторской школы может кардинально отличаться. Та же проблема объема боевого отделения решается (и в итоге решилась) банальным удлинением корпуса (Центурион и целый ряд других танков), либо более плотной компоновкой МТО (Т-44 и далее). Утверждение о том, что переднее расположение трансмиссии не дает возможность сделать носовую часть под большим углом наклона, вызывает только улыбку и напоминание про E-100, например. Утверждение о том, что заднее расположение трансмиссии снижает танк, вызывет не меньшую улыбку и напоминание о B1 Bis и о том же Центурионе. И так далее. Стучать пяткой в грудь, как о последней инстанции, по меньшей мере забавно.

От RTY
К Taranov (19.12.2012 11:06:14)
Дата 19.12.2012 21:07:06

Re: Расположение ВК...

>Утверждение о том, что заднее расположение трансмиссии снижает танк, вызывет не меньшую улыбку

Не заднее расположение понижает танк, а переднее расположение МОЖЕТ этот танк повысить. А может не повысить, если есть другие ограничивающие факторы.

От Taranov
К RTY (19.12.2012 21:07:06)
Дата 19.12.2012 21:12:34

Re: Расположение ВК...

>Не заднее расположение понижает танк, а переднее расположение МОЖЕТ этот танк повысить. А может не повысить, если есть другие ограничивающие факторы.

Тут от компоновщиков многое зависит.

От Константин Чиркин
К Taranov (19.12.2012 11:06:14)
Дата 19.12.2012 14:26:00

Добавлю по немцам.

Приветствую.Германские танки.
Подходы к компоновке T-III и T-IV: обеспечение удобства работы экипажа в отделениях — боевом и управления-трансмиссии.
Компоновка моторного отделения T-IV неудачна; вспомогательный двигатель имеет излишне большую мощность, громоздок (занимает почти половину моторного отделения). Неудачное размещение бензобаков под вращающимся поликом в боевом отделении вблизи боекомплекта.
Отделение управления излишне длинное.
Компоновка отделений — управления-трансмиссии и боевого — танка T-III; благодаря низкому расположению, карданный вал практически не влияет на ухудшение условий работы или использования объёма боевого отделения. Моторное отделение имеет сравнительно большой неиспользованный объём (с левой стороны двигателя и в кормовой части корпуса), которым и объясняется большая величина удельного объёма силовой установки — 1,15 м3/ 100 л. с. — при весьма компактной конструкции двигателя.
У германских танков T-V, T-VI, T-VIВ главное внимание уделено обеспечению:
1. эффективного применения вооружения,
2. минимального отношения L\B для достижения хорошей поворотливости,
3. плавности хода.
Применение артсистемы средних калибров (75 – 88 мм) позволяет достичь скорострельности 6 – 7 прицельных выстрелов в минуту за счёт обеспечения удобства работы заряжающего. Необходимого бронебойного действия артсистем стремятся достигнуть, применяя высокую начальную скорость и конструктивную отработку бронебойных снарядов.
Эффективное использование вооружения также обеспечивается применением совершенного механизма горизонтальной наводки (гидропривода).
Использование объёма корпуса:
Более отработаны моторные отделения T-V и T-VIВ. У T-VI мал запас горючего, система охлаждения занимает больший объём, чем у T-V и T-VIВ.
Боевое отделение:
Наиболее отработано из данных трёх танков боевое отделение T-VI, наименее удачно боевое отделение T-VIВ вследствие размещения в нём двух бензобаков общей ёмкостью 850 л и размещения в кормовой нише башни части боекомплекта 88мм пушки.
Отделения управления T-V и T-VIВ излишне длинны вследствие обеспечения демонтажа трансмиссии через съёмный лист крыши корпуса. Большая длина отделения управления-трансмиссии обусловила их излишне большой объём, в значительной степени не использованный.
Компоновка ходовой части оказала сильное влияние на общую компоновку танков T-V, T-VI и T-VIВ. Торсионы проходят высоко над днищем, увеличивая высоту корпуса на 180 – 220 мм.
Минимальная величина отношения L\B достигнута за счёт увеличения ширины корпуса танков.
Вследствие большой ширины танков T-VI и T-VIB их перевозка по железным дорогам требует применения специальных погрузочных гусениц, снятия по одному ряду катков с каждого борта.
Немецкие конструкторы придают чрезвычайно большое значение получению отношения L\B = 1,5.
Механический перенос с чисто немецкой педантичностью закономерностей, установленных на лёгких танках, на тяжёлые машины повлёк чрезмерное увеличение габаритов и веса последних.
Вес танков также увеличивается за счёт применения шахматного расположения опорных катков большого диаметра.


От Ibuki
К Taranov (19.12.2012 11:06:14)
Дата 19.12.2012 13:12:45

Re: Расположение ВК...

>Утверждение о том, что заднее расположение трансмиссии снижает танк, вызывет не меньшую улыбку и напоминание о B1 Bis и о том же Центурионе. И так далее. Стучать пяткой в грудь, как о последней инстанции, по меньшей мере забавно.
Какая там высота по корпусу в носовой части у Центуриона и Пантеры?

От Taranov
К Ibuki (19.12.2012 13:12:45)
Дата 19.12.2012 17:52:02

Re: Расположение ВК...

>Какая там высота по корпусу в носовой части у Центуриона и Пантеры?

Разница в 20 см. Только вопрос в том, что у Пантеры нет "ступеньки" над МТО, как это у Центуриона. И на высоту корпуса над трансмиссией влияют другие факторы, нежели габариты, так там можно ту же высоту получить. При этом у Е-100 те же 1,87 метра, что и у Пантеры. Это при угле наклона 60 градусов, на всякий случай :)

От Ibuki
К Taranov (19.12.2012 17:52:02)
Дата 19.12.2012 20:50:36

Re: Расположение ВК...

>Разница в 20 см. Только вопрос в том, что у Пантеры нет "ступеньки" над МТО, как это у Центуриона.
"Ступеньку" не нужно бронировать как лоб, фактически вся эта разница по высоте за счет самой бронированной детали танка, ВЛД.

От Taranov
К Ibuki (19.12.2012 20:50:36)
Дата 19.12.2012 20:57:56

Re: Расположение ВК...

>"Ступеньку" не нужно бронировать как лоб, фактически вся эта разница по высоте за счет самой бронированной детали танка, ВЛД.

Тем не менее, в данном случае именно трансмиссия играет наименьшую роль в причинах такого высокого корпуса.

От Skvortsov
К Taranov (19.12.2012 11:06:14)
Дата 19.12.2012 11:18:45

Справедливости ради, B1 bis был выше Pz.IV в основном из-за высокого клиренса.

Визуально танк казался очень громоздким, однако высота его корпуса равнялась 180 см, а общая высота с башней — только 279 см.
Он был выше Pz.Kpfw.IV всего на 11 см и на 9 см — Т34-85, оснащенного
командирской башенкой, при этом клиренс B1 bis равнялся 48 см против 40 см у обоих танков.

От Taranov
К Skvortsov (19.12.2012 11:18:45)
Дата 19.12.2012 11:30:13

Вопрос скорее в другой плоскости лежит

Размещение трансмисии не является основнополагающим фактором высоты танка. Тут чисто компоновочные решения. Тот же B1 bis имеет такой высокий корпус совсем не из за трансмиссии. А размещение у МС-1 трасмиссии сзади не мешает иметь ему башню по центру корпуса.

От Олег...
К Taranov (19.12.2012 11:30:13)
Дата 19.12.2012 13:22:46

У МС-1 - моноблок. (-)


От zero1975
К Taranov (19.12.2012 11:30:13)
Дата 19.12.2012 12:52:23

А у Рено ФТ - какое раположение трансмиссии?

> А размещение у МС-1 трансмиссии сзади не мешает иметь ему башню по центру корпуса.

Вот интересно - а каким термином описывается расположение трансмиссии у Рено ФТ-17?
Задним то его назвать язык не поворачивается :-)