От DSV
К All
Дата 05.03.2002 11:23:59
Рубрики WWII; Танки; ВВС; 1941;

Нехватка раций, в начальный период войны.

Доброе время суток!
Очень много говорится о том, что наши части в начальный период войны не имели достаточное количество радиостанций. Особенно это касается оснащение танков и самолетов радиостанциями, мол они были в основном у командирских машин. И по этому поводу возникает вопросы:
1. А как обстояли дела с обеспечением радиостанций у других воюющих стран? Например: у японцев также радиостанции стояли только на командирских самолетах.
2. Командиром какого уровня полагалось иметь радиостанцию на машине?
3. С чем связана такая ситуация, была нехватка радиостанций или это определялось другими соображениями? Аппаратура, что не подходила по масса-габаритным характеристикам, ведь на многомоторных самолетах ставили радиостанции? А может просто счетали что нет необходимости на каждом самолете или танке держать рацию.
4. Где устанавливали радиостанции, на заводе или уже в частях? Солько частот было у радиостанций?

Сергей

От DSV
К DSV (05.03.2002 11:23:59)
Дата 05.03.2002 15:43:47

Подвожу некоторую черту в обсуждении

Следовательно можно сделать вывод что необходимо говорить нестолько о нехватке радиостанций сколько о не возможносте на них работать и также о плахой про работаности вопроса обеспечения связи.

От Samsv
К DSV (05.03.2002 15:43:47)
Дата 06.03.2002 12:31:00

Re: Весь ваш фронт будет представлять неорганизованный сброд...


>Следовательно можно сделать вывод что необходимо говорить нестолько о нехватке радиостанций сколько о не возможносте на них работать и также о плахой про работаности вопроса обеспечения связи.

Приветствую! Кстати, небольшой фрагмент о радиосвязи из записи переговоров Сталина с ком. Брянским фронтов Голиковым от 30.06.1942 (прорыв в р-не Ст. Оскола) :
"...2). Самое плохое и непозволительное в вашей работе состоит в отсутствии связи с армией Парсегова и танковыми корпусами Мишулина и Баданова.
Пока вы будете пренебрегать радиосвязью, у вас не будет никакой связи и весь фронт ваш будет представлять неорганизованный сброд..."
Из ответа Голикова:
"... Оба корпуса из ЮЗФ не имели заранее позывных и необходимых радиоданных от нашего фронта. Вчера мы для них послали радиоданные, документы по СУВ и таблицы радиосигналов..."
Взято из "Терры","Док-ты Ставки за 1942-й год", стр. 270.

С уважением, Samsv,
http://samsv.narod.ru

От М.Свирин
К DSV (05.03.2002 15:43:47)
Дата 06.03.2002 01:42:11

Да нет. Обо всем говорить надо и сразу. И о поганых кадрах тоже. Не выделяя. (-)


От Константин Федченко
К DSV (05.03.2002 11:23:59)
Дата 05.03.2002 11:44:55

Re: Нехватка раций,...


>Доброе время суток!
>Очень много говорится о том, что наши части в начальный период войны не имели достаточное количество радиостанций. Особенно это касается оснащение танков и самолетов радиостанциями, мол они были в основном у командирских машин. И по этому поводу возникает вопросы:
>1. А как обстояли дела с обеспечением радиостанций у других воюющих стран? Например: у японцев также радиостанции стояли только на командирских самолетах.

СССР не воевал с Японией до 45 года )) А в Германии каждый танк и каждый самолет был оборудован радиостанцией (хотя штурмовые орудия и старые Pz I - только приемниками). Про Румынию, Финляндию и Венгрию со Словакией будем говорить?

>2. Командиром какого уровня полагалось иметь радиостанцию на машине?

в РККА? на КВ и Т-34 полагалось иметь на каждом танке, на машинах "старых типов" - от командира взвода и выше.

>3. С чем связана такая ситуация, была нехватка радиостанций или это определялось другими соображениями? Аппаратура, что не подходила по масса-габаритным характеристикам, ведь на многомоторных самолетах ставили радиостанции? А может просто счетали что нет необходимости на каждом самолете или танке держать рацию.

В первую очередь - экономические причины. Радиотехническая промышленность у нас не смогла совершить "большой скачок" в ВПК конца 30-х с теми же темпами, которые задавали другие отрасли - тот же авиапром. Мощностей не хватало.
Был и такой момент - на бомбардировщике радиостанция - более важный элемент оборудования, чем на истребителе. И снятие ее с истребителя облегчало его, в какой-то степени давая прирост скорости.
А другие способы связи - существовали наравне с радио, и не отмирали, пока не была готова производственная база.

>4. Где устанавливали радиостанции, на заводе или уже в частях?

На заводе. Также заводы производили комплекты оборудования для дооснащения в частях.

>Сколько частот было у радиостанций?

на тех, которые устанавливались в танках (71-ТК-1, 71-ТК-3, 9Р, 10Р) и самолетах (РСИ, РСР, РСБ) - десятки фиксированных частот. если интересно точнее - могу сообщить подробности. задавайте конкретные вопросы.

>Сергей
С уважением

От DSV
К Константин Федченко (05.03.2002 11:44:55)
Дата 05.03.2002 15:18:18

Re: Нехватка раций,...



>СССР не воевал с Японией до 45 года )) А в Германии каждый танк и каждый самолет был оборудован радиостанцией (хотя штурмовые орудия и старые Pz I - только приемниками). Про Румынию, Финляндию и Венгрию со Словакией будем говорить?

Да СССР не воевал с Японией до 45 года, но она воевала с 39 года сначала с Китаем , а с 41 и с Америкой. Так вот судя по воспоминаниям о налете на Перл-Харборт у них небыло раций не только на истребителях но и на торпеданосцах и на пикирующих бомбордировщиках. Это связана с проблемой нехватки мощьности матора или с нехваткой раций?

От Константин Федченко
К DSV (05.03.2002 15:18:18)
Дата 05.03.2002 15:26:59

Re: Нехватка раций,...

>Да СССР не воевал с Японией до 45 года, но она воевала с 39 года сначала с Китаем ,

с Китаем вообще-то аж с 31 года.

>а с 41 и с Америкой. Так вот судя по воспоминаниям о налете на Перл-Харборт у них небыло раций не только на истребителях но и на торпеданосцах и на пикирующих бомбордировщиках. Это связана с проблемой нехватки мощьности матора или с нехваткой раций?

Вот этого не знаю - в японской авиации ни ухо ни рыло.
С уважением

От М.Свирин
К DSV (05.03.2002 11:23:59)
Дата 05.03.2002 11:42:12

Вопрос некорректен. Не НЕХВАТКА, но ОТСУТСТВИЕ.

Приветствие

>Очень много говорится о том, что наши части в начальный период войны не имели достаточное количество радиостанций.

Тут интересный нюанс. Нехватка в соответствии с чем? По планам 1938 г. их в 1941 было даже больше.

> Особенно это касается оснащение танков и самолетов радиостанциями, мол они были в основном у командирских машин. И по этому поводу возникает вопросы:
>1. А как обстояли дела с обеспечением радиостанций у других воюющих стран? Например: у японцев также радиостанции стояли только на командирских самолетах.

И у немцев частенько линейный танк, особливо легкий, имел только приемник.

>2. Командиром какого уровня полагалось иметь радиостанцию на машине?

Разного.

>3. С чем связана такая ситуация, была нехватка радиостанций или это определялось другими соображениями? Аппаратура, что не подходила по масса-габаритным характеристикам, ведь на многомоторных самолетах ставили радиостанции? А может просто счетали что нет необходимости на каждом самолете или танке держать рацию.

Много чем определялось.
В том числе и тем, что многие танкисты ПРОСТО НЕ МОГЛИ нормально освоить приемо-передающую станцию. Некоторые из них просто ЛОМАЛИ ЕЕ, чтобы не докапывались (донесение Алымова по инспектированию мотомехвойск КОВО, май 1941 г.). А вот появившаяся в ходе войны 9Р была куда проще.

>4. Где устанавливали радиостанции, на заводе или уже в частях? Солько частот было у радиостанций?

На заводе. В частях были исключения, но сие не так просто, как кажется. А поличество частот... Вы что имеете в виду? Количество ФИКСИРОВАННЫХ частот? Ну дак в большинстве станций настройка была плавной.

Подпись

От Роман Алымов
К М.Свирин (05.03.2002 11:42:12)
Дата 05.03.2002 11:55:50

Что за Алымов такой? (+)

Доброе время суток!

>В том числе и тем, что многие танкисты ПРОСТО НЕ МОГЛИ нормально освоить приемо-передающую станцию. Некоторые из них просто ЛОМАЛИ ЕЕ, чтобы не докапывались (донесение Алымова по инспектированию мотомехвойск КОВО, май 1941 г.).
***** Меня несколько раз ГАБТУшники из тех кто постарше спрашивали, не родственник ли я Алымова. Когда я начинал интересоваться, кто имеется в виду, они разочаровывались и тему не развивали. А кто это был такой, что его помнят до сих пор?
С уважением, Роман

От Василий Фофанов
К Роман Алымов (05.03.2002 11:55:50)
Дата 05.03.2002 14:22:02

Неверно поступал :)

>***** Меня несколько раз ГАБТУшники из тех кто постарше спрашивали, не родственник ли я Алымова. Когда я начинал интересоваться, кто имеется в виду

Зачем интересовался? Отвечал бы - да, родственник. Как в известной истории про видного биолога профессора Стечкина :)

С уважением, Василий Фофанов,
http://members.dencity.com/fofanov/Tanks

От М.Свирин
К Роман Алымов (05.03.2002 11:55:50)
Дата 05.03.2002 12:46:13

Прошу пардона, я не про того Алымова. Это Алымов в 1941 еще мальчик был. (-)


От Дмитрий Козырев
К М.Свирин (05.03.2002 12:46:13)
Дата 05.03.2002 12:47:57

А "тот" Алымов, это который с Козыревым ругался :) (-)


От М.Свирин
К Дмитрий Козырев (05.03.2002 12:47:57)
Дата 05.03.2002 12:49:41

"Тот" Алымов, - что Берия подчинялся. А еще был Алымов в АБТУ. (-)


От М.Свирин
К М.Свирин (05.03.2002 12:49:41)
Дата 05.03.2002 12:50:23

Испанский вояж Алымова нонче почти все знают :) (-)


От Роман Алымов
К М.Свирин (05.03.2002 12:50:23)
Дата 05.03.2002 12:51:14

Это у них что, клан был? (-)


От М.Свирин
К Роман Алымов (05.03.2002 12:51:14)
Дата 05.03.2002 12:52:24

Это я не в курсе. Но Алымовых в верхах в 30-е встречал человека 3. (-)


От Роман Алымов
К М.Свирин (05.03.2002 12:52:24)
Дата 05.03.2002 13:05:57

А кого из них (если из них) ГАБТУшники вспоминают? (-)


От М.Свирин
К Роман Алымов (05.03.2002 13:05:57)
Дата 05.03.2002 13:20:27

Навреняка того, что в Испании замом у Павлова был. (-)


От Паша Олегович
К Роман Алымов (05.03.2002 11:55:50)
Дата 05.03.2002 12:24:23

http://www.biograph.comstar.ru/wwII/alymov.htm

Привет!
Читай:
http://www.biograph.comstar.ru/wwII/alymov.htm
С уважением, Павел.

От Константин Федченко
К М.Свирин (05.03.2002 11:42:12)
Дата 05.03.2002 11:51:53

отсутствие - это нолик. но ведь были и работали радиостанции


>Приветствие

>>Очень много говорится о том, что наши части в начальный период войны не имели достаточное количество радиостанций.
>
>Тут интересный нюанс. Нехватка в соответствии с чем?

В соответствии с табелем, как я понимаю.

>По планам 1938 г. их в 1941 было даже больше.

Ну да, планы 38 года - это одно, а фактическая РККА 41 года - совсем другое. А если смысл в том, что радиопромышленность не угналась за "планов громадьем" - то я согласен.

>> Особенно это касается оснащение танков и самолетов радиостанциями, мол они были в основном у командирских машин. И по этому поводу возникает вопросы:
>>1. А как обстояли дела с обеспечением радиостанций у других воюющих стран? Например: у японцев также радиостанции стояли только на командирских самолетах.
>
>И у немцев частенько линейный танк, особливо легкий, имел только приемник.

и не только PzI ?

...
>>4. Где устанавливали радиостанции, на заводе или уже в частях? Солько частот было у радиостанций?
>
>На заводе. В частях были исключения, но сие не так просто, как кажется.

>А количество частот... Вы что имеете в виду? Количество ФИКСИРОВАННЫХ частот? Ну дак в большинстве станций настройка была плавной.

А вообще - было ли до войны четкое разделение диапазонов? то есть перечень фиксированных частот вида: "частоты от 61 до 80 включительно - штаб корпуса, от 81 до 85 - штаб артиллерии корпуса" и т.д.? я видел подобную информацию только 42-го года.

>Подпись
С уважением

От М.Свирин
К Константин Федченко (05.03.2002 11:51:53)
Дата 05.03.2002 12:01:30

Re: отсутствие -...

Приветствие

>>Тут интересный нюанс. Нехватка в соответствии с чем?
>
>В соответствии с табелем, как я понимаю.

С каким? Еще раз потвреждаю, по планам 1938 имелось ПЕРЕВЫПОЛНЕНИЕ. Даже по отпущенным в 1939-40 средствам перевыполнение имели в 1941.

>Ну да, планы 38 года - это одно, а фактическая РККА 41 года - совсем другое. А если смысл в том, что радиопромышленность не угналась за "планов громадьем" - то я согласен.

Нет. Как раз наоборот. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ВЫПОЛНЯЛА СИИ ПЛАНЫ С ПЕРЕВЫПОЛНЕНИЕМ. Просто планы почему-то только за 1940-41 пересматривались несколько раз. И постоянно кидало в крайности. Это хорошо?

>>И у немцев частенько линейный танк, особливо легкий, имел только приемник.
>
>и не только PzI ?

И "двушки" Во всяком случае за "Фламинго" ручаюсь. Есть его полное описание захваченного. Там только приемник.

>>А количество частот... Вы что имеете в виду? Количество ФИКСИРОВАННЫХ частот? Ну дак в большинстве станций настройка была плавной.
>
>А вообще - было ли до войны четкое разделение диапазонов? то есть перечень фиксированных частот вида: "частоты от 61 до 80 включительно - штаб корпуса, от 81 до 85 - штаб артиллерии корпуса" и т.д.? я видел подобную информацию только 42-го года.

Было. Только не совсем так. Номера частотам присваивались в соответствии с карточкой связи, приложенной к ПТРТС (переговорная такблица радио- и телефонной связи) Но пользоваться этим не умели.

До появления 9-Р и нормалтзации авиа и танковых станций, они были большой бедой для личного состава. Представть себе станцию, в которой передающую волну нужно выверять трижды. Это нормально? А как тебе такая фигня, что ежели у корреспондента включен БУМ, то корреспондент, находящийся БЛИЖЕ 2 км будет тебя глушить и ты хрен разберешься в чем дело.

Подпись

От Константин Федченко
К М.Свирин (05.03.2002 12:01:30)
Дата 05.03.2002 12:54:23

Re: отсутствие -...


>Приветствие

>>>Тут интересный нюанс. Нехватка в соответствии с чем?
>>
>>В соответствии с табелем, как я понимаю.
>
>С каким?

С табелями частей и соединений. И их объединением - ведомостью средств связи из мобплана МП-41 (хотя там и нет самолетных и танковых радиостанций - но и по остальным видам виден некомплект)

>Еще раз потвреждаю, по планам 1938 имелось ПЕРЕВЫПОЛНЕНИЕ. Даже по отпущенным в 1939-40 средствам перевыполнение имели в 1941.

Понял смысл расхождения.
Общая потребность (из Мобплана) - это одно. План же для покрытия некомплекта задавался исходя из: собственно некомплекта, производственных возможностей, выделенных средств.
При этом при "выявлении новых обстоятельств" план пересматривался, и не раз.
То есть план мог быть перевыполнен и перевыполнялся, но все равно по части номенклатуры оставался некомплект. Так?

>>Ну да, планы 38 года - это одно, а фактическая РККА 41 года - совсем другое. А если смысл в том, что радиопромышленность не угналась за "планов громадьем" - то я согласен.
>
>Нет. Как раз наоборот. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ВЫПОЛНЯЛА СИИ ПЛАНЫ С ПЕРЕВЫПОЛНЕНИЕМ. Просто планы почему-то только за 1940-41 пересматривались несколько раз. И постоянно кидало в крайности. Это хорошо?

Не могу судить. Может, на то были основания. Эти планы опубликованы? или только архивные источники есть?

>>>И у немцев частенько линейный танк, особливо легкий, имел только приемник.
>>
>>и не только PzI ?
>
>И "двушки" Во всяком случае за "Фламинго" ручаюсь. Есть его полное описание захваченного. Там только приемник.

против Фламинго не возражаю - даже тактика применения особая. И передатчики могли быть на линейных танках в составе огнеметного батальона.

>>>А количество частот... Вы что имеете в виду? Количество ФИКСИРОВАННЫХ частот? Ну дак в большинстве станций настройка была плавной.
>>
>>А вообще - было ли до войны четкое разделение диапазонов? то есть перечень фиксированных частот вида: "частоты от 61 до 80 включительно - штаб корпуса, от 81 до 85 - штаб артиллерии корпуса" и т.д.? я видел подобную информацию только 42-го года.
>
>Было. Только не совсем так. Номера частотам присваивались в соответствии с карточкой связи, приложенной к ПТРТС (переговорная таблица радио- и телефонной связи) Но пользоваться этим не умели.

А на каком уровне составлялись эти таблички карточки? есть ли примеры - посмотреть на них?

>До появления 9-Р и нормализации авиа и танковых станций, они были большой бедой для личного состава. Представь себе станцию, в которой передающую волну нужно выверять трижды. Это нормально? А как тебе такая фигня, что ежели у корреспондента включен БУМ, то корреспондент, находящийся БЛИЖЕ 2 км будет тебя глушить и ты хрен разберешься в чем дело.

БУМ - усилитель мощности?
да, читал о том, что были большие плотности радиостанций, причем мощных, и приходилось принимать меры по очищению эфира - в том числе снижать мощность. И потому - смеялся, когда увидел высказывание вида "косорукие иваны так плохо знали современную технику, что укладывали антенну на землю и еще надеялись получить приличную связь"

>Подпись
С уважением

От М.Свирин
К Константин Федченко (05.03.2002 12:54:23)
Дата 05.03.2002 13:16:00

Re: отсутствие -...

Приветствие

>С табелями частей и соединений. И их объединением - ведомостью средств связи из мобплана МП-41 (хотя там и нет самолетных и танковых радиостанций - но и по остальным видам виден некомплект)

В том-то и дело, что там танковых и самолетных радиостанций нет.

>Понял смысл расхождения.
>Общая потребность (из Мобплана) - это одно. План же для покрытия некомплекта задавался исходя из: собственно некомплекта, производственных возможностей, выделенных средств.
>При этом при "выявлении новых обстоятельств" план пересматривался, и не раз.
>То есть план мог быть перевыполнен и перевыполнялся, но все равно по части номенклатуры оставался некомплект. Так?

Костя, некомплект был еще и из-за пересортицы. Тебе известно данное высказывание? Это когда все ИМЕЮЩИЕСЯ В НАЛИЧИИ радиостанции соотносили в отчетах ТОЛЬКО с танками новых типов. И доносили, что все ОК! И новые заказы не следовали. Итог закономерен? План сильно вырастет?

>Не могу судить. Может, на то были основания. Эти планы опубликованы? или только архивные источники есть?

Я думаю, что Леша Мелия их опубликует:)) Он как раз сейчас в тех краях работает. У меня есть только некоторые кусочки этих планов. Просто надо понимать, что их надобно своить по наркоматам и по разному веремени. Это колоссальная работа.

>против Фламинго не возражаю - даже тактика применения особая. И передатчики могли быть на линейных танках в составе огнеметного батальона.

Я всего этого не знаю и только повторяю упрощенно высказывание из доклада Федоренко "О новых типах немецких танков". Как там сказано, так я и повторил.

>А на каком уровне составлялись эти таблички карточки? есть ли примеры - посмотреть на них?

За корточку связи всегда отвечал начальник связи подразделения. Посмотреть? Не знал я, что этим кто-то интересоваться будет. У меня в аппаратной их много было. Правда, уже нормализованных для занятий в 70-е - 80-е (лишние графы - вымараны).

>БУМ - усилитель мощности?

Дословно Блок Усиления Мощности

>да, читал о том, что были большие плотности радиостанций, причем мощных, и приходилось принимать меры по очищению эфира - в том числе снижать мощность. И потому - смеялся, когда увидел высказывание вида "косорукие иваны так плохо знали современную технику, что укладывали антенну на землю и еще надеялись получить приличную связь"

Если ты понимаешь основы радиосвязи, то на ум приходит такой параметр, как избирательность. Беда наших довоенных станций была в том, что ширина полосы, захватываемой на одной волне, простиралась шибко сильно по бокам, пожирая соседние. Это упрощенно.
Поэтому можно выпячивать губы о прекрасности наших танковый станций, обеспечивающих связь на десятки километнов, но при этом желательно добавить - ТЕЛЕГРАФОМ.

Дерьмо редкостное были наши радиостанции до войны. Хуже при всем желании придумать нельзя. Даже то, что они были - один хрен, что их не было. Можно заниматься метрологией пиписек, но в 1940 наши кинулись спешно копировать немецкую (плохую по мнению некоторых) станцию с купленной "трешки". Не успели.
В в 1942 купили у бритов лицензию на 9Р и очень хорошо ее освоили и улучшили. Кризис миновал.

Подпись

От DSV
К М.Свирин (05.03.2002 13:16:00)
Дата 05.03.2002 15:22:04

Re: отсутствие -...


>Если ты понимаешь основы радиосвязи, то на ум приходит такой параметр, как избирательность. Беда наших довоенных станций была в том, что ширина полосы, захватываемой на одной волне, простиралась шибко сильно по бокам, пожирая соседние. Это упрощенно.
>Поэтому можно выпячивать губы о прекрасности наших танковый станций, обеспечивающих связь на десятки километнов, но при этом желательно добавить - ТЕЛЕГРАФОМ.

А что на самолетах тоже работали ключем?

От Китоврас
К DSV (05.03.2002 15:22:04)
Дата 05.03.2002 15:32:41

На бомберах да!

Доброго всем здравия!


>А что на самолетах тоже работали ключем?

Поэтому были такие приколы, что командир одного Дб3Ф держал связь с другим через стрелков радистов.

С уважением, Китоврас
http://gradrus.chat.ru/

От Константин Федченко
К Китоврас (05.03.2002 15:32:41)
Дата 05.03.2002 15:45:53

Re: На бомберах...


>Доброго всем здравия!


> >А что на самолетах тоже работали ключем?

>Поэтому были такие приколы, что командир одного Дб3Ф держал связь с другим через стрелков радистов.

новость для меня! а подробнее можно?

>С уважением, Китоврас
http://gradrus.chat.ru/
С уважением

От Dinamik
К Константин Федченко (05.03.2002 15:45:53)
Дата 06.03.2002 10:55:39

Re: На бомберах...

>> >А что на самолетах тоже работали ключем?
>
>>Поэтому были такие приколы, что командир одного Дб3Ф держал связь с другим через стрелков радистов.
>
>новость для меня! а подробнее можно?

Более того, радист пошел отстукивать радиограмму, "потерял контроль за небом" а в это время появился истребитель и сбил бомбер. Описано, кстати, у Решетникова.
Поэтому, необходим был второй стрелок на ДБ-3Ф обязательно, "лишняя пара глаз".



С уважением к сообществу

От Китоврас
К Константин Федченко (05.03.2002 15:45:53)
Дата 05.03.2002 16:02:23

Re: На бомберах...

Доброго здравия!


>>Поэтому были такие приколы, что командир одного Дб3Ф держал связь с другим через стрелков радистов.
>
>новость для меня! а подробнее можно?
Ну появится ФВЛ расскажет подробнее, он технику знает. А я могу сказать, что судя по мемуарам у летчиков бомбардировщиков в группе не бцло неспосредственной связи. У летчика в шлемофоне только экипаж. Приказы в группе подавались маневром (покачивание крыльями и т.д.) и ракетами. Если по радио - то только через стрелка радиста.
Фразы типа - "Игорь, срочно передай ведущему" всречаются очень часто. А вот описаний непосредственных разговоров с землей или другими пилотами в группе - отсутствуют. Есть также указание именно на передачу ключом.
Другой пример - полет Н-209 (Дб-А) по свидетельству Кербера на нем стояла стандартная бомбардировочная радиостанция. Все передачи шли ключом.


>С уважением
С уважением, Китоврас
http://gradrus.chat.ru/

От Константин Федченко
К DSV (05.03.2002 15:22:04)
Дата 05.03.2002 15:29:02

Re: отсутствие -...



>>Если ты понимаешь основы радиосвязи, то на ум приходит такой параметр, как избирательность. Беда наших довоенных станций была в том, что ширина полосы, захватываемой на одной волне, простиралась шибко сильно по бокам, пожирая соседние. Это упрощенно.
>>Поэтому можно выпячивать губы о прекрасности наших танковый станций, обеспечивающих связь на десятки километнов, но при этом желательно добавить - ТЕЛЕГРАФОМ.
>
>А что на самолетах тоже работали ключем?

Да нет, конечно )) А вот то, что приличная авиастанция РСБ для бомбардировщиков была модифицирована как наземная РСБ-Ф и использовалась на корпусном и армейском уровне до конца войны - очень интересный фактик.
С уважением