От kcp
К All
Дата 26.02.2013 13:48:15
Рубрики ВВС; 1941;

О применении неуправляемых ракет в воздушном бою

Насколько реально было попасть в самолёт истребитель РС-82? Я знаю, что немцы в конце войны подвешивали по 24-48 ракет и сбивали бомбардировщики залпами, но не истребитель всего 6-8 ракетами. Как относилось лётное командование к применению этого оружия в воздушных боях? Насколько лётчики на него рассчитывали?

"В августе 1939 г. во время событий на Халхин-Голе эффективность ракетного оружия была впервые проверена непосредственно в боевых условиях. Была создана небольшая группа из пяти самолётов-истребителей И-16, вооружённых реактивными снарядами РС-82. Их применение в воздушном бою показало достаточную эффективность самолётов-ракетоносцев, которые под руководством лётчика-испытателя Н. И. Звонарёва за сравнительно короткий срок сбили во время боевых действий в воздухе 13 самолётов противника" -- Волков Е. Б., Мазинг Г. Ю., Сокольский В. Н. Твердотопливные ракеты.

"20 августа 1939 г. в 16 часов советские летчики И. Михайленко, С. Пименов, В. Федосов и Т. Ткаченко под командованием капитана Н. Звонарева вылетели на выполнение боевого задания по прикрытию наших войск. Над линией фронта они встретились с японскими истребителями. По сигналу командира все пятеро произвели одновременный ракетный залп с расстояния около километра и сбили два японских самолета" --
http://www.airwar.ru/weapon/anur/rs82-132.html

От Дуст
К kcp (26.02.2013 13:48:15)
Дата 27.02.2013 01:21:02

"Дело мастера боится" (тм)

>Насколько реально было попасть в самолёт истребитель РС-82?

"Наша основная группа начала посадку, когда мне до аэродрома оставалось километров пять. Противник продолжал держаться на предельно малой высоте и дистанцию не сокращал. Итак, немец попался на крючок: считая мою пару небоеспособной, решил одновременной атакой своей пары сбить нас эффектно — над собственным аэродромом. Ну что же, такого момента я давно ждал.

Увеличиваю скорость и набираю высоту.

Вижу — задымили моторы "мессеров", переведенные на форсированный режим для быстрого сближения и атаки.

Достигнув центра аэродрома, делаю резкий с предельной перегрузкой левый боевой разворот для выхода на встречный курс.

Вот когда пригодились десятки вариантов и расчетов на такой маневр!

Заканчиваю разворот на высоте около 500 метров, противник намного ниже меня. Он такого маневра не ждал и оказался в лобовой атаке. Оба "мессера", задрав желтые носы, пошли на меня, видимо считая, что я без боезапаса и делаю ложную атаку. Темные трассы от двух Ме-109Ф точно тянутся к моему мотору. В прицеле ведущий "охотник", дистанция примерно пятьсот метров, полторы секунды осталось на все, пусть даже на жизнь. Пальцы правой руки машинально выжал общую гашетку пулеметов, и три огненные трассы молнией пронизали тонкое тело "мессершмитта", мелькнувшее ниже меня метрах в пяти.

Не думая о результате, делаю второй боевой разворот. И выше себя впереди вижу уходящего вверх единственного "мессера". Машинально подбираю ручку управления, навскидку беру упреждение и выпускаю все четыре РС-82 вдогон. Четыре черные шапки разрывов возникают за хвостом врага, но "мессер" продолжает круто уходить в высоту. Догнать невозможно.

Но вот примерно на полутора тысячах метров он делает петлю и, стреляя, несется вниз. Что это? Решил один дать бой или посмотреть на горящий самолет своего ведущего? Нет, выходит из пикирования и зачем-то лезет на вторую петлю. Сейчас дорога каждая секунда. Даю по радио команду Дмитриеву атаковать его снизу, а сам резко бросаю самолет в высоту и на третьей петле в верхней точке стреляю в немца с дистанции пятидесяти метров. Но самолет не падает, вновь уходит вниз н опять лезет вверх. Что за странные маневры? И вдруг я понял: у противника безвыходное положение, осколками "эрэсов" заклинило рули высоты в момент, когда он уходил вверх после лобовой атаки.

На выходе из четвертой петли "мессер" зацепился за макушки елок возле стоянки самолетов 3-й эскадрильи и без плоскостей пополз по снегу вблизи от аэродрома. Вижу, как летчик выскакивает из кабины и, то и дело падая, бежит в сторону леса, прямо к стоянке моей эскадрильи. Теперь фриц далеко не уйдет. Сообщаю по радио на КП полка, даю команду ведомому производить посадку и сам сажусь поближе к своей стоянке. Бой происходил на глазах всего гарнизона, и громкое "ура" прокатилось по аэродрому, когда первый "мессер" взорвался. То же было и при уничтожении второго.

Завершился красивый победный бой. А что за этой красотой? Целеустремленный поиск, изучение сотен проведенных боев на самолетах И-16, осмысление лучших элементов тактики и приемов боя, неотступный мысленный проигрыш еще непроведенных боев с новым "мессером". Три месяца днем, ночью и даже во сне я готовился к этому событию."

http://militera.lib.ru/memo/russian/golubev-vf/14.html

От datr
К kcp (26.02.2013 13:48:15)
Дата 26.02.2013 20:54:19

Re: О применении...

>Насколько реально было попасть в самолёт истребитель РС-82?


Летали мы по-прежнему на стареньких, залатанных МИГах и "ишачках". Вооруженные реактивными снарядами И-16 казались нам все еще надежными и даже грозными истребителями. Один бой мне особенно хорошо запомнился. Как-то группа МИГов отправилась на штурмовку вместе с шестеркой И-16 соседнего полка. Когда мы сбросили бомбы и отстрелялись, на нас вдруг навалились двенадцать итальянских истребителей "макки". Они шли развернутым фронтом, крыло к крылу.
Первой ринулась в лобовую атаку эскадрилья И-16. Мы были немного в стороне и стали набирать высоту, чтобы атаковать противника сразу вслед за "ишаками". "Макки" перед опасностью сомкнулись еще плотнее. Когда они подошли на дальность выстрела реактивного снаряда, один И-16 залпом выпустил по ним шесть своих "эрэсов". Словно огненные стрелы, снаряды понеслись навстречу вражеской группе и, взорвавшись, поразили сразу пять самолетов.
Это произошло у всех на глазах. Пять "макки" вспыхнули и рухнули на землю. Уцелевшие шарахнулись в сторону и бросились наутек. Более удачного залпа "эрэсами" я не видел за всю войну.

http://militera.lib.ru/memo/russian/pokryshkin2/10.html

От Валера
К datr (26.02.2013 20:54:19)
Дата 28.02.2013 12:16:51

Смысл писать про клеймы, да ещё из послевоенных мемуаов?

Там и 10 сбитых напишут.

Вопрос про реальныю эффективность.

От Lazy Cat
К datr (26.02.2013 20:54:19)
Дата 26.02.2013 23:25:28

Re: О применении...

Осталось найти в потерях немногочисленных итальянцев на восточном фронте 5 одновременно потерянных "макак"...

От Белаш
К kcp (26.02.2013 13:48:15)
Дата 26.02.2013 19:56:42

Скажем так, на Халхин-Голе было немного иначе. См. "Реактивное вооружение..." (-)


От kcp
К Белаш (26.02.2013 19:56:42)
Дата 27.02.2013 13:02:17

У меня нет этой книги (-)


От wolff
К kcp (26.02.2013 13:48:15)
Дата 26.02.2013 17:19:52

ИМХО, по группе самолётов с достаточно плотным строем, ежели...

...групповым залпом лупить, то вполне реально. Тем более, что сбитые могли быть не только от непосрелственно попаданий и/или близких разрывов, но и от столкновений

Добро всегда побеждает зло. Потому что кто победил - тот и добро.

От kcp
К wolff (26.02.2013 17:19:52)
Дата 27.02.2013 07:13:39

Re: ИМХО, по

> ИМХО, по группе самолётов с достаточно плотным строем, ежели...
> ...групповым залпом лупить, то вполне реально. Тем более, что сбитые могли быть не только от непосрелственно попаданий и/или близких разрывов, но и от столкновений

Немцы лупили по низкоманевренной площадной цели вот такими штуками
http://en.wikipedia.org/wiki/R4M залпом по 24-48 ракет с подрывом на контакт. Бомбардировщики сбивали.

От Alex Medvedev
К kcp (26.02.2013 13:48:15)
Дата 26.02.2013 13:52:55

попадать в самолет не обязательно

РСы для воздушного боя оснащались дистанционным взрывателем и если расчет оказывался верным то взрывался рядом с самолетом. В мемуарах такие описания сбитых немецких самолетов есть.

От Ibuki
К Alex Medvedev (26.02.2013 13:52:55)
Дата 26.02.2013 21:57:24

Re: попадать в...

>РСы для воздушного боя оснащались дистанционным взрывателем и если расчет оказывался верным то взрывался рядом с самолетом. В мемуарах такие описания сбитых немецких самолетов есть.
Радиус поражения РСом будет мало отличаться от прямого попадания. Сабж.


http://vif2ne.ru/nvk/forum/arhprint/2012994

От kcp
К Alex Medvedev (26.02.2013 13:52:55)
Дата 26.02.2013 14:09:46

Там дистанционные взрыватели с задержкой времени выставлялись на земле (-)


От Константин Чиркин
К kcp (26.02.2013 14:09:46)
Дата 26.02.2013 18:39:01

Ага,а на прицеле ставились метки-

Приветствую.каким будет самолет на данной дистанции.

От Hokum
К Константин Чиркин (26.02.2013 18:39:01)
Дата 26.02.2013 23:25:10

То есть изначально планировалась...

... стрельба в переднюю полусферу? Потому как на догонных курсах все будет немножко не так.

От kcp
К Hokum (26.02.2013 23:25:10)
Дата 27.02.2013 19:24:08

Re: То есть

>... стрельба в переднюю полусферу? Потому как на догонных курсах все будет немножко не так.

http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/iz-istorii/rs-82.html

1. Установку дистанционной трубки АГД7-А произвести шкалой 0,2 сек, начиная с 2,8 сек. до 4,2 сек, что соответствовало дистанции стрельбы от 1 тыс. до 1,5 тыс.м при скорости самолета 360 км/ч и средней высоте 4 тыс.м.

2. Метод стрельбы — залпом, два залпа в атаке, по 4 снаряда в залпе.

3. Средняя дистанция стрельбы — 1500/860 м (в числителе — дистанция для встречного курса, в знаменателе — для преследующего).

4. Стрельба по ведущему, с индивидуальным прицеливанием.

5. Группа из пяти самолетов идет в бой в одном строю — клином, на сокращенных интервалах.

От Alex Medvedev
К kcp (26.02.2013 14:09:46)
Дата 26.02.2013 14:16:02

правильно. Поэтому главное было угадать с дистанцией пуска. (-)


От kcp
К Alex Medvedev (26.02.2013 14:16:02)
Дата 26.02.2013 14:23:55

Там не угадывали с дистанцией пуска. Там лупили с промежутком в 70 метров.

Там не угадывали с дистанцией пуска. Там лупили с промежутком в 70 метров выставляя на ракетах разное время срабатывания и стреляя залпом от километра до полутора. Учитывая рассеивание ракет и максимальную скорость в 340 м/с не очень понятно как там было с попаданием.

Немцы на свое реактивное вундерваффе:
1) ставили чуть меньше чем 50 ракет и
2) лупили по бомбардировщику
3) на контакт.

От инженегр
К kcp (26.02.2013 14:23:55)
Дата 26.02.2013 19:11:16

Re: Там не...

>Немцы на свое реактивное вундерваффе:
>1) ставили чуть меньше чем 50 ракет и
Ежели точнее - то R4M по 12 штук под каждым крылом Ме-262
http://stormbirds.com/warbirds/images_technical/r4m6.jpg


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c7/Me_262_with_R4M_installation.JPG


>2) лупили по бомбардировщику
Да
>3) на контакт.
Да

Панцерблицы не рассматриваем, они всё же по наземной технике
http://de.wikipedia.org/wiki/Datei:Fw_190_A8_Unterseite_Panzerblitz.JPG



Забыли про Wgr21 http://en.wikipedia.org/wiki/Werfer-Granate_21
1-2 под одномоторные истребители, 2-4 под двухмоторные, экспериментальная барабанная установка на 6 стволов под Ме410. Дистанционная трубка на 600-1200м.
http://2.bp.blogspot.com/-mfbTFWf-AB0/TcQ-TzI8z_I/AAAAAAAADug/Sssa0dglIUY/s1600/file155.bmp
С ув.
Алексей Андреев

От kcp
К инженегр (26.02.2013 19:11:16)
Дата 27.02.2013 07:26:06

Re: Там не...

>>Немцы на свое реактивное вундерваффе:
>>1) ставили чуть меньше чем 50 ракет и
>Ежели точнее - то R4M по 12 штук под каждым крылом Ме-262

Потом их начали в два ряда вешать и увеличили нагрузку до 48 ракет. Из той-же вики.

> Забыли про Wgr21
http://en.wikipedia.org/wiki/Werfer-Granate_21
> 1-2 под одномоторные истребители, 2-4 под двухмоторные, экспериментальная барабанная установка на 6 стволов под Ме410. Дистанционная трубка на 600-1200м.
> http://2.bp.blogspot.com/-mfbTFWf-AB0/TcQ-TzI8z_I/AAAAAAAADug/Sssa0dglIUY/s1600/file155.bmp

Ну так всё равно по коробкам бомберов.

От Robert
К инженегр (26.02.2013 19:11:16)
Дата 26.02.2013 20:23:58

Ре: Там не...

>Ежели точнее - то Р4М по 12 штук под каждым крылом Ме-262

Там важно что иx специально делали для стрельбы именно по самолетам (с баллистикой снарядов авиационныx пушек). Поэтому использовался очень xайтешный (по тем временам) пушечный прицел.

На вики про это одна фраза мельком (но и где-то еще было):
>R4M missiles to have similar trajectory to the 30 mm MK 108 cannon in flight, therefore the standard Revi 16B gunsight was utilized effe