Из статьи в Эксперте о постановке оперы "Война и Мир" в Нью-Йорке.
Цитаты:
""Я требую дисциплины! Здесь вам армия или где?!" - кричал в микрофон помощник директора "Метрополитен-опера" Питер МакКлинток, пытаясь научить 160 американских парней ходить в ногу.Сладить с "солдатами" массовки российско-американской оперы Прокофьева "Война и мир" замдиректору "Метрополитен-опера", переодетому в офицерскую форму наполеоновских времен, не помог даже его коллега из Мариинского театра Иркин Габитов. Все труды пошли прахом: когда во время премьеры "войско новобранцев" очутилось на куполообразной (изображающей макушку земного шара) сцене, нашелся-таки один бестолковый вояка, умудрившийся оступиться и рухнуть прямо в оркестровую яму. Он сломал... смычок оркестранту, сам отделался легким испугом, а по окончании представления долго раскланивался под овации зала....
"Пушки палят, молнии сверкают, женщин насилуют, солдаты веселятся, бесчисленные полки сталкиваются на сцене...", - рапортовал New York Post о премьере, в которой учаcтвовали 364 человека, в том числе 52 солиста, хор, оркестр, танцовщики и массовка. Для нью-йоркской версии петербургские декорации Георгия Цыпина пришлось увеличить раза в полтора. На огромную сцену "Метрополитен-опера" вывели даже живую лошадь - с нее Наполеон во втором акте взирал на бой. По скромным подсчетам, российско-американский проект обошелся в фантастическую даже для США сумму - 3-4 млн долларов....
Американские журналисты бичевали и Кончаловского, и Гергиева за то, что их оперная "Война и мир" превратила любимое американское произведение в "пустое" и "бессердечное" действо. А больше всего досталось, как ни странно, Сергею Прокофьеву. Покойному композитору припомнили даже его реэмиграцию из Америки в Россию. Обозреватель Wall Street Journal написал что, в 1943 году, создавая "Войну и мир", Прокофьев "метался между собственным естественно ядовитым стилем и сентиментальным патриотическим сталинским вздором, с помощью которого он пытался угодить властям". Американские поклонники Толстого задают вопросы: "Зачем тратить два часа (первый акт) на обреченную любовную историю взбалмошной девушки-подростка и взрослого мужчины? Почему Наполеон и Кутузов - главные герои второго акта? Кто такой этот князь Пьер Безухов, который потерянно бродит по гостиным и полям сражений?"."
Сравните хотя бы "Пиковую даму" у Пушкина и Чайковского.
Историю изучать по операм - глупо.
Более того, автор либретто "Аиды" - выдающийся египтолог Мариэтт, а сама опера с исторической точки зрения что представляет?
Хуже разве что еще восстание Спартака изучать по одноименному балету :-)