От Роман Храпачевский
К Добрыня
Дата 27.03.2002 12:31:11
Рубрики 11-19 век;

Re: О монголо-татарском...


>Заспорил вот с товарищем, тот Бушкова начитался и слезать не хочет :-) Грит, дескать, нет никаких письменных свидетельств современиков о том что монголо-татары были именно из Монголии, а не наши доморощеные. Неужели и вправду нет или это всё лукавый ревизионизьм?

Источников на самом деле много. Приведу выборку цитат только из арабских и персидских авторов:

Ибн ал-Асир (крупный арабский историк, современник и очевидец событий, умер в 1234 г.)

«Татары двинулись по этим областям в которых много народов, в том числе алланы, лезгины и [разные] тюркские племена…» «Нападая на жителей этой страны, мимо которых проходили, они прибыли к алланам, народу многочисленному, к которому уже дошло известие о них. Они [алланы] употребили все свое старание, собрали у себя толпу кипчаков и сразились с ними [татарами]. Ни одна из обеих сторон не одержала верха над другою. Тогда татары послали к кипчакам сказать: «Мы и вы одного рода, а эти алланы не из ваших, так что вам нечего помогать им; вера ваша не похожа на их веру, и мы обещаем вам, что не нападем на вас, а принесем вам денег и одежд сколько хотите; оставьте нас с ними». Уладилось дело между ними на деньгах, которые они принесут, на одеждах и пр.; они [татары] действительно принесли им то, что было выговорено, и кипчаки оставили их [аллан]. Тогда татары напали на аллан, произвели между ними избиение, бесчинствовали, грабили, забрали пленных и пошли на кипчаков, которые спокойно разошлись на основании мира, заключенного между ними, и узнали о них только тогда, когда те нагрянули на них и вторглись в землю их»

(это описание битвы корпусов Джэбэ и Субедея в 1222 г. с половцами, перед их вторжением в русские степи, приведшим к Калке)

Ибн абдез-Захыр (умер в 1293 г., в 72 года; его сочинение – одно из основных арабских первоисточников)

«В 660 г. [1262 г.] он [Эльмелик-Эззахыр] написал к Берке, великому царю Татарскому, письмо, которое я писал со слов его [и в котором] он подстрекал его против Хулавуна , возбуждая между ними вражду и ненависть, да разбирал довод тому, что для него обязательна священная война с Татарами, так как получается одно за другим известия о принятии им ислама и что этим вменяется ему в долг воевать с неверными, хотя бы они были его родичи. Ведь и пророк – над ним благословение Аллаха и мир – сражался с своими соплеменниками родичами и воевал против Курейшитов; ему было повелено [Аллахом] биться с людьми до тех пор, пока они скажут: нет божества, кроме Аллаха! Ислам не состоит только в одних словах; священная война есть одна из [главных] опор его и проч. Письмо это он отправил с одним доверенным лицом из Алланских купцов»

(Итак, современник событий описывает татар «неверными», т.е. язычниками, т.к. христиане не должны быть принуждаемы к исламу силой, они верят в Единого бога и и «люди книги», это по Корану относится к язычникам-многобожникам. Понятно, что татары русскими быть не могут, т.к. последние христиане)

ал-Омари (1300 – 1348)

[Золотая Орда] «В древности это государство было страной кипчаков, но когда им завладели Татары, то Кипчаки сделались их подданными. Потом они [татары] смешались и породнились с ними [Кипчаками], и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их [Татар], и все они стали точно Кипчаки, как будто от одного [с ними] рода, оттого что Монголы [и Татары] поселились на земле Кипчаков , вступали в брак с ними и оставались жить на земле их [Кипчаков]»

(Комментарии излишни)
Теперь персидские авторы:

Рашид ад-Дин (ум. 1318 г., его «Сборник летописей» составлен около 1300 - 1310 гг., считается одним из самых главных источников о монголах)

"Татары были сильны и дерзки, если бы при наличии их многочисленности они имели друг с другом единодушие, а не вражду, то другие народы из китайцев и прочих и вообще ни одна тварь не были бы в состоянии противостоять им. И тем не менее при всей вражде, кои царили в их среде, они уже в глубокой древности большую часть времени были покорителями и владыками большей части [монгольских] племен и областей, выдаваясь своим величием и могуществом и полным почетом [от других]..." Из-за их чрезвычайного величия и почетного положения другие тюркские роды при всем различии их разрядов и названий стали известны под их именем, и все назывались татарами."

"И те различные роды полагали свое величие и достоинство в том, что себя относили к ним и стали известны под их именем, вроде того как в настоящее время, вследствие благоденствия Чингиз-хана и его рода, поскольку они суть монголы - разные тюркские племена, подобно джалаирам, татарам, онгутам, кереитам, найманам, тангутам и прочим, из которых каждое имело определенное имя и специальное прозвище, - все они из-за самовосхваления называют себя тоже монголами, несмотря на то что в древности они не признавали этого имени. Их теперешние потомки, таким образом, воображают, что они уже издревле относятся к имени монголов и именуются [этим именем], - а это не так, ибо в древности монголы были лишь одним племенем из всей совокупности тюркских степных племен"
"вследствие силы и могущества татар..." "по этой причине [и поныне]..." "в стране киргизов, келаров и башкиров в Дешт-и-Кипчаке, в северных от него районах..." "все тюркские племена называются татарами"

"Много ветвей и племен принадлежит к потомству Алан-Гоа, и многочисленность их дошла до того, что если станут перечислять [составляющих] их людей, то [в итоге] получится больше ста туманов. У всех [этих племен] четкое и ясное родословное дерево (шаджарэ), ибо обычай монголов таков, что они хранят родословие [своих] предков и учат и наставляют в [знании] родословия (насаб) каждого появившегося на свет ребенка. Таким образом, они делают собственностью народа [миллат] слово (зикр) о нем, и по этой причине среди них нет ни одного человека, который бы не знал своего племени (кабилэ) и происхождения. Ни у одного из других племен, исключая монголов, нет этого обычая, разве лишь у арабов, которые [тоже] хранят [в памяти] свое происхождение."

"Монгольское племя, которое в настоящее время называют утэгу-богол, в эпоху Чингиз-хана обобщили с этим племенем [дарлекин]. Значение [наименования] утэгу-богол то, что они [дарлекины] являются рабами и потомками рабов предков Чингиз-хана. Некоторые [из них] во времена Чингиз-хана оказали [последнему] похвальные услуги и [тем самым] утвердили [свои] права [на его благодарность]. По этой причине их называют утэгу-богол."

"Эти [сведения] не следует считать ложью и пустыми выдумками, ибо, благодаря тому что обычай монголов издревле таков, что они блюдут [память] о своем происхождении и родословных, и так как у них нет ни религиозной общины (миллат), ни веры (дин), при помощи которых они наставляли бы дитя, подобно другим [людям], на праведный путь, то каждому народившемуся дитяти отец и мать объясняют предания о роде (кабилэ) и родословной (насаб), и они (монголы) всегда соблюдали такое правило, и в настоящее время оно почитается у них, тот же обычай точно так же существует и у арабов."

Ал-Джузджани, книга "Насировы разряды"

«под власть Бату попали все земли племен Туркестана: он покорил в этих местах племена кыпчак, канглы, йемек, ильбари, рус, черкес и ас»

( Пояснение для вашего товарища: канглы - это печенеги, кыпчак - половцы, рус - русские, ас - осетины)

[Смерть Бату в 1256 г., 48 лет от роду] «Похоронили его по обряду монгольскому. У этого народа принято, что если кто из них умирает, то под землей устраивают место вроде дома или ниши, сообразно сану того проклятого, который отправился в преисподнюю. Место это украшают ложем, ковром, сосудами и множеством вещей; там же хоронят его с оружием и со всем его имуществом. Хоронят с ним в этом месте и некоторых жен и слуг его, да [того] человека, которого он любил более всех. Затем ночью зарывают это место и до тех пор гоняют лошадей над поверхностью могилы, пока не останется ни малейшего признака того места [погребения]» (очень "русский" обряд погребения, не так ли ?)

Комментировать не буду, цитаты говорят сами за себя – главное про бережно передаваемую память о своем родословии у монгольских и тюркских народов. Одно замечание – у Рашид ад-Дина «тюрками» обычно (в обобщенном смысле) называются монгольско-татарские племена. Наш СОВРЕМЕННЫЙ этноним «тюрки» применялся тогда к «кипчакам». Племя «татары» среди монголов было по мнению некоторых ученых смешанное, монголо-тюркского происхождения.