От Вулкан
К All
Дата 08.09.2014 10:48:22
Рубрики 11-19 век; Флот;

Немного о Нанте и Сент-Назере

Приветствую!

Вообще раньше центром судостроения в устье Луары конечно же был Нант, а не Сент-Назер (последний был обычной рыбацкой деревушкой, в которой в 1756-м герцог д'Эгильон построил маяк, чтобы лишить прибытка местных жителей, привыкших жить грабежом потерпевших крушение кораблей. Недаром песчаная банка напротив Сент-Назера называлась банка Шарпентьез, или банка Плотников).
Если Брест был всегда основой военного флота Франции, Лорьян - штаб-квартирой ОИК, то Нант был столицей французских работорговцев. С 1715 по 1793 годы в Нанте было выпущено 8000 судов для перевозки рабов. Основной путь, который использовали французские рабовладельцы - это, конечно же, Сенегал-Сан-Доминго или Сенегал-Мартиника.
Но, как ни странно, самым знаменитым французским работорговцем из Нанта стал Энтони Уэлш, бежавший в 1715 году во Францию Ирландский католик. Он за 20 лет организовал 57 экспедиций в Африку за рабами, и его корабли перевезли в общей сложности до 20 тысяч чернокожих.
Именно Уэлш, якобит до мозга костей, свел "красавчика принца Чарли" с ирландским же выходцем, а в описываемое время - респектабельным парижским банкиром Георгом Вальтерсом, который выделили принцу 40 тысяч ливров. Уэлш нанял на эти деньги 16-пушечный капер «Дутель» (Doutelle). В свою очередь ирландские судовладельцы, обосновавшиеся во французском Нанте, предоставили наследнику захваченный английский 64-пушечный корабль «Элизабет» и 4 корабля поменьше (по просьбе Уэлша, подкрепленной его "черными бригадами", ирландец всегда "надеялся только на господа бога и пистолет", имея под рукой до 500 чернокожих в качестве личной банды, которую использовал против конкурентов). На корабли погрузили 700 ирландцев - добровольцев из Ирландской бригады, 1500 мушкетеров и 1800 всадников (в основном - шотландцев). Взамен принц Чарли пообещал Уэлшу после победы монополию на вывоз рабов из Анголы, Луанды и Конго.
7 июля 1745 года из Нанта вышел «Дутель» с Молодым Претендентом на борту. Около Бель-Иля его взял под охрану 64-пушечный «Элизабет» и маленький отряд взял курс на Ирландию. 9 июля в 4 утра на траверзе Лизарда их обнаружил 58-пушечный «Лайон» под командованием кэптена Перси Брэтта и тотчас же пустился в погоню за французами. Из доклада Брэтта: «Бой начался в 5 часов утра, я вел огонь по корпусу французского 64-пушечника, а он – по мачтам. Огонь противника оказался неожиданно точным, и уже через час я потерял грот-стеньгу, к 8 утра – были отстрелены часть бизань-мачты, грота-марсель и грот-рей. В 9 утра мы лишились грот-мачты полностью. Противник, пользуясь преимуществом хода, скрылся с тумане. У меня погибло 45 и ранено 107 человек». Согласно данным шканечного журнала «Элизабет» французские потери составляли 64 человека убитыми и 140 - раненными. Молодого Претендента спасло предположение Брэтта, что французские корабли, встреченные им, идут с войсками в Канаду.
«Красавчик Чарли» 25 июля высадился в ирландском Мойдарте (недалеко от Дублина), а в начале августа переправился в Шотландию. 19 августа Чарльз при поддержке вождей из клана МакДональдов въехал в Гленфиннэн, там к нему присоединились другие кланы хайлендеров, в торжественной обстановке была зачитана «Декларация короля Якова III», где Чарльз утверждал, что пришел бороться в Шотландию за трон своего отца.
Попытка Чарльза свергнуть Георга закончилась неудачей, и Уэлш с остальными нантскими судовладельцами вернулся к обычным торговым делам - снарядили в 1749-м экспедицию из 10 кораблей к берегам Анголы, где захватили в плен до 2000 негров и переправили из на Сан-Доминго, получив прибыль в 150 тысяч ливров.
Что касается Сент-Назера - он стал кораблестроительной столицей на Луаре лишь при Наполеоне III, и опять важную роль тут сыграли иностранцы - англичане, шотландцы, ирландцы. Впрочем, уже к 1867 году первая судостроительная компания Сент-Назера разорилась, городок влачил не особо богатое существование, а вернул его к жизни русский кораблестроитель Юркевич. В 1931 году в Сент-Назере начали строить лайнер "Нормандия", который должен был заткнуть за пояс трансатлантики от "Кунард Лайн" и "Уайт Стар". Но согласно проекту Юркевича лайнер имел длину в 313 метров и просто не влазил в старый док, поэтому компания «Compagnie Générale Transatlantique» решила построить в порту новый док, который позже стал использоваться и для строительства военных кораблей,в том числе - и линкора "Жан Бар".
Так что, когда слышите про стоящие в Сент-Назере "Мистрали", иногда вспоминайте его историю, и вообще - историю кораблестроения в устье Луары. Мы тоже оставили в этом след, и не только заказом плавающих ящиков типа "Мистраль".

Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От Бульдог
К Вулкан (08.09.2014 10:48:22)
Дата 09.09.2014 12:42:27

а местные плотники маяк не хотели разломать? (-)


От Николай Поникаров
К Вулкан (08.09.2014 10:48:22)
Дата 08.09.2014 12:08:56

Как-то лихо перескочил от Наполеона III к Юркевичу

День добрый.

>Что касается Сент-Назера - он стал кораблестроительной столицей на Луаре лишь при Наполеоне III, и опять важную роль тут сыграли иностранцы - англичане, шотландцы, ирландцы. Впрочем, уже к 1867 году первая судостроительная компания Сент-Назера разорилась, городок влачил не особо богатое существование, а вернул его к жизни русский кораблестроитель Юркевич. В 1931 году в Сент-Назере начали строить лайнер "Нормандия", который должен был заткнуть за пояс трансатлантики от "Кунард Лайн" и "Уайт Стар".

В 1855 году братья Эмиль и Исаак Перье основали судоходную компанию Compagnie Générale Maritime. В 1861 они подписали контракт с британским заводчиком Джоном Скоттом на строительство кораблей, в т.ч. во Франции. С помощью Скотта и по его технологии в Сен-Назере была выстроена верфь Chantiers de Penhoët (заработала к 1865).

Вдобавок к ней в 1882 появилось отделение свежесозданной нантской компании Ateliers et Chantiers de la Loire (ACL).

Chantiers de Penhoët строила гражданские пассажирские суда.

ACL с начала века до ПМВ построила в Сен-Назере два броненосца типа "Дантон", один линкор типа "Бретань". После ПМВ ACL потихоньку стала переключаться на авиацию, хотя строили еще и корабли, уже в кооперации с Chantiers de Penhoët.

Вообще, кооперация между верфями была тесной. Вдвоем они построили и лайнер Франс (1912), Иль-де-Франс (1927), и Нормандию.

Таким образом, к началу 1930-х Сен-Назер был не захолустным рыбацким городком, а вполне себе центром судостроения. Небогатым, да, ибо депрессия.

В 1855 две сен-назерских верфи официально объединились в Chantiers de l’Atlantique. Потом пошло перемещение по концернам - французским, норвежским и южнокорейским.

А судоходная компания Compagnie Générale Maritime и сейчас жива, после всяких пертурбаций это один из крупнейших игроков на рынке, под названием CMA CGM Group.

С уважением, Николай.

От Fraben
К Вулкан (08.09.2014 10:48:22)
Дата 08.09.2014 11:58:03

Нацсостав французских работорговцев?

а что с известной скандальненькой темой об участии евреев в работорговле
https://ru.wikipedia.org/wiki/Участие_евреев_в_работорговле

их что правда во Франции не было?

От Андрей Чистяков
К Вулкан (08.09.2014 10:48:22)
Дата 08.09.2014 11:29:59

Merci, зело интересно. (-)


От Константин Дегтярев
К Вулкан (08.09.2014 10:48:22)
Дата 08.09.2014 11:04:52

Re: Немного о...

> в 1756-м герцог д'Эгильон построил маяк, чтобы лишить прибытка местных жителей, привыкших жить грабежом потерпевших крушение кораблей. Недаром песчаная банка напротив Сент-Назера называлась банка Шарпентьез, или банка Плотников).

Из названия банки вроде бы следует, что местные жители не грабили корабли, а чинили их :-)

От Андрей Чистяков
К Константин Дегтярев (08.09.2014 11:04:52)
Дата 08.09.2014 11:29:31

Ре: Немного о...

Здравствуйте,

>> в 1756-м герцог дьЭгильон построил маяк, чтобы лишить прибытка местных жителей, привыкших жить грабежом потерпевших крушение кораблей. Недаром песчаная банка напротив Сент-Назера называлась банка Шарпентьез, или банка Плотников).

>Из названия банки вроде бы следует, что местные жители не грабили корабли, а чинили их :-)

Ну, или "банка, поставляющая материал плотникам". ;-)

А вообще, например, в Шаранте (Ля-Рошель и окрестности) даже пиво продают, на этикетке которого, то ли собака, то ли коза, то ли бычок стилизованный с привязанным на шее фонариком. Легенда гласит, что бегает такая скотинка в непогоду по крутому бережку, привлекает незадачливых утопаюших на разного рода корабликах и, оп!, в забрезжившем рассвете для местных "плотников" есть уже новая кучка "строй-материалов".

Всего хорошего, Андрей.

От Вулкан
К Константин Дегтярев (08.09.2014 11:04:52)
Дата 08.09.2014 11:26:41

Re: Немного о...

Приветствую!
>> в 1756-м герцог д'Эгильон построил маяк, чтобы лишить прибытка местных жителей, привыкших жить грабежом потерпевших крушение кораблей. Недаром песчаная банка напротив Сент-Назера называлась банка Шарпентьез, или банка Плотников).
>
>Из названия банки вроде бы следует, что местные жители не грабили корабли, а чинили их :-)

Скорее банка служила источником дерева для местных плотников..)))
Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От Сергей Селютин
К Вулкан (08.09.2014 10:48:22)
Дата 08.09.2014 10:58:58

Вспомнил "Владетеля Баллантрэ" Стивенсона, спасибо! (-)