От Banzay
К All
Дата 23.12.2014 09:35:21
Рубрики Прочее; Современность; Космос;

Ангара полетела?

Приветсвую!

Что скажут спецы?

От Андрей Чистяков
К Banzay (23.12.2014 09:35:21)
Дата 28.12.2014 17:58:55

Отличная новость, ура! Самые искренние поздр-ия разработчикам и пускарям! (-)


От BP~TOR
К Banzay (23.12.2014 09:35:21)
Дата 25.12.2014 09:20:05

"Союз-2.1б" стартовал

МОСКВА, 25 декабря. /ТАСС/. Ракета-носитель "Союз-2.1б" с космическим аппаратом связи запущена с космодрома Плесецк (Архангельская область). Об этом ТАСС сообщил представитель Управления пресс-службы и информации Минобороны РФ по Войскам воздушно-космической обороны полковник Алексей Золотухин.
"Старт ракеты-носителя прошел в штатном режиме", - сказал он.
http://tass.ru/kosmos/1671072
это шестой старт ракеты-носителя среднего класса "Союз-2", проведенный Войсками ВКО в 2014 году с космодрома Плесецк.

От NV
К Banzay (23.12.2014 09:35:21)
Дата 24.12.2014 14:33:23

А ведь тихонько-тихонько без помпы в прессе программа выполнена :)

Геостационар благополучно достигнут в 17.58

http://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12004474@egNews

Виталий

От Роман Алымов
К NV (24.12.2014 14:33:23)
Дата 24.12.2014 18:12:51

А куда потом эту железку с орбиты денут? (-)


От Севыч
К Роман Алымов (24.12.2014 18:12:51)
Дата 25.12.2014 11:01:20

НА т.н. орбиту захоронения (+)

или "кладбищенскую орбиту". Она находится чуть выше ГСО. Во всех КА на ГСО должен оставаться запас топлива в КДУ, чтобы осуществить увод, дабы сам КА на ГСО не мешал новым.
Именно поэтому отделение МГМ от РБ было условным, потому что на МГМ КДУ нет.

Всего наилучшего. Севыч

От NV
К Роман Алымов (24.12.2014 18:12:51)
Дата 24.12.2014 19:11:15

Вытолкнут выше, на орбиту захоронения. (-)


От BP~TOR
К Роман Алымов (24.12.2014 18:12:51)
Дата 24.12.2014 18:20:26

Есть предложения куда жахнуть? :) (-)



От NV
К BP~TOR (24.12.2014 18:20:26)
Дата 24.12.2014 22:36:30

Жахнуть по Земле - весьма энергозатратно

Куда дешевле поднять орбиту выше геостационара - там всё равно особо делать нечего.

Виталий

От МиГ-31
К Banzay (23.12.2014 09:35:21)
Дата 23.12.2014 18:45:46

Всем поздравления и поржать :)

>Приветсвую!

>Что скажут спецы?
https://www.youtube.com/watch?v=m6u2PU4f1hg
А на форуме космонавтов некий старожил будет есть свою шляпу :)
С уважением, МиГ-31 (тоже эсквайр).

От Carabin
К МиГ-31 (23.12.2014 18:45:46)
Дата 23.12.2014 20:05:02

Re: Всем поздравления...

>>Приветсвую!
>
>>Что скажут спецы?
>
https://www.youtube.com/watch?v=m6u2PU4f1hg
> А на форуме космонавтов некий старожил будет есть свою шляпу :)
>С уважением, МиГ-31 (тоже эсквайр).

Чё правда? Старый отжёг?

От МиГ-31
К Carabin (23.12.2014 20:05:02)
Дата 23.12.2014 20:12:46

Re: Всем поздравления...

>>>Приветсвую!
>>
>>>Что скажут спецы?
>>
https://www.youtube.com/watch?v=m6u2PU4f1hg
>> А на форуме космонавтов некий старожил будет есть свою шляпу :)
>>С уважением, МиГ-31 (тоже эсквайр).
>
>Чё правда? Старый отжёг?
Он лет шесть назад отжег :)
А сегодня мелькнул и скрылся. Наверное на авиабазу пошел за шляпой :)
С уважением, МиГ-31 (тоже эсквайр).

От МиГ-31
К МиГ-31 (23.12.2014 18:45:46)
Дата 23.12.2014 19:03:49

Всем поздравления и послушать!

https://www.youtube.com/watch?v=wIubjX1QXc8#t=19
С уважением, МиГ-31 (тоже эсквайр).

От Alpaka
К Banzay (23.12.2014 09:35:21)
Дата 23.12.2014 18:42:08

здорово

наследие СССР осталось и премножается.
Алпака

От Griffon
К Banzay (23.12.2014 09:35:21)
Дата 23.12.2014 15:00:34

объясните дилетанту

а в чем, вкратце, большое достижение с этой ракетой? я без подкола - действительно интересно.

От А.Никольский
К Griffon (23.12.2014 15:00:34)
Дата 23.12.2014 16:05:32

ее делали 20 лет

хотя всерьез ее конечно делают с начала 2000-х, проект действительно сложный (в мире таких же еще порядка пяти за тот же период) и мало кто верил что доделают еще относительно недавно

От Griffon
К А.Никольский (23.12.2014 16:05:32)
Дата 23.12.2014 17:27:02

Спасибо всем! (-)


От Севыч
К Griffon (23.12.2014 15:00:34)
Дата 23.12.2014 15:25:03

Re: объясните дилетанту

>а в чем, вкратце, большое достижение с этой ракетой? я без подкола - действительно интересно.
1. Мощная РН на керосин-кислородной паре.
2. Мощная РН, собранная по модульной схеме. На самом деле - линейка РН.
3. ВОзможность выводить на геостационар с российской территории.
4. Плюшки вроде большего, чем на Протоне, объёма под ГО.

Всего наилучшего. Севыч

От Пехота
К Griffon (23.12.2014 15:00:34)
Дата 23.12.2014 15:23:00

От дилетанта

Салам алейкум, аксакалы!

>а в чем, вкратце, большое достижение с этой ракетой? я без подкола - действительно интересно.

1. Это первая постсоветская ракета-носитель.
2. Это первая посткоролёвская тяжёлая ракета-носитель.
3. Её можно запускать из высоких широт, т. е. из Плесецка.
4. Её не заправляют гептилом, т. е. она экологичней "протона" при сопоставимых нагрузках.
5. Стартовые комплексы под неё в Плесецке (см. п. 2) и (планируется) в Восточном, что избавляет Роскосмос от дрязг с казахами.
6. Она модульная. Т. е. её можно собирать под лёгкие грузы и тяжёлые.
7. В связи с п. 7 не нужен отдельный стартовый комплекс под тяжёлую ракету.
8. В перспективе её возможно допилить под лунную программу.
9. И, наконец, факт того, что Хруничев не просто пережёвывает советское наследство, а делает что-то новое с соответствующим мультипликативным эффектом, просто приятен.

And ye shall know the truth, and the truth shall make you dead

От Keu
К Пехота (23.12.2014 15:23:00)
Дата 23.12.2014 16:41:24

Re: От дилетанта

>2. Это первая посткоролёвская тяжёлая ракета-носитель.

Энергия - не посткоролёвская?


Я пришел к тебе с дискетой рассказать, что сеть упала

От Пехота
К Keu (23.12.2014 16:41:24)
Дата 24.12.2014 06:21:10

Да, ещё "Энергия". Была. (-)


От Севыч
К Пехота (23.12.2014 15:23:00)
Дата 23.12.2014 15:26:41

Re: От дилетанта

>Салам алейкум, аксакалы!

>>а в чем, вкратце, большое достижение с этой ракетой? я без подкола - действительно интересно.
>
>1. Это первая постсоветская ракета-носитель.
ТОгда уж "сделанная с нуля..." далее по тексту.
>2. Это первая посткоролёвская тяжёлая ракета-носитель.
Не так. У СП не было тяжёлых РН. Н-1 не считаем. "Протон" - это Челомей.

>3. Её можно запускать из высоких широт, т. е. из Плесецка.
>4. Её не заправляют гептилом, т. е. она экологичней "протона" при сопоставимых нагрузках.
>5. Стартовые комплексы под неё в Плесецке (см. п. 2) и (планируется) в Восточном, что избавляет Роскосмос от дрязг с казахами.
>6. Она модульная. Т. е. её можно собирать под лёгкие грузы и тяжёлые.
>7. В связи с п. 7 не нужен отдельный стартовый комплекс под тяжёлую ракету.
>8. В перспективе её возможно допилить под лунную программу.
>9. И, наконец, факт того, что Хруничев не просто пережёвывает советское наследство, а делает что-то новое с соответствующим мультипликативным эффектом, просто приятен.

>And ye shall know the truth, and the truth shall make you dead
Всего наилучшего. Севыч

От Пехота
К Banzay (23.12.2014 09:35:21)
Дата 23.12.2014 14:39:21

Прекрасный подарок под ёлочку! (-)


От Hamster
К Banzay (23.12.2014 09:35:21)
Дата 23.12.2014 13:39:09

Видео.

http://youtu.be/BsQOpD4TIZM

От RuLavan
К Banzay (23.12.2014 09:35:21)
Дата 23.12.2014 11:04:55

Ура! (-)


От kcp
К Banzay (23.12.2014 09:35:21)
Дата 23.12.2014 10:49:13

Метановые двигатели собираются для неё делать

'Вижу достойным вождем для народа лишь Гая Семпрония Гракха'


http://tass.ru/nauka/1246949
"На первом этапе создания ракеты двигатель будет работать на кислороде, керосине и водороде. В последующем планируется создать метановые двигатели, которые позволят ракете выводить на орбиту нагрузку до 190 тонн, рассказал Остапенко. "

'Радуйтесь, граждане! Все идет так, как того пожелает Юпитер' (с) Legatus_pretor

От ttt2
К kcp (23.12.2014 10:49:13)
Дата 23.12.2014 11:00:06

???

>
http://tass.ru/nauka/1246949
>"На первом этапе создания ракеты двигатель будет работать на кислороде, керосине и водороде. В последующем планируется создать метановые двигатели, которые позволят ракете выводить на орбиту нагрузку до 190 тонн, рассказал Остапенко. "

Это что, трехкомпонентный или такой оборот речи просто?

>'Радуйтесь, граждане! Все идет так, как того пожелает Юпитер' (с) Legatus_pretor
С уважением

От NV
К ttt2 (23.12.2014 11:00:06)
Дата 23.12.2014 11:05:23

Водород - на вторую ступень.

>>
http://tass.ru/nauka/1246949
>>"На первом этапе создания ракеты двигатель будет работать на кислороде, керосине и водороде. В последующем планируется создать метановые двигатели, которые позволят ракете выводить на орбиту нагрузку до 190 тонн, рассказал Остапенко. "
>
>Это что, трехкомпонентный или такой оборот речи просто?

Это журналисты.

Не "двигатель будет работать" а "двигатели будут работать". Разные :)

Виталий

От NV
К kcp (23.12.2014 10:49:13)
Дата 23.12.2014 10:53:13

Это не для Ангары

>'Вижу достойным вождем для народа лишь Гая Семпрония Гракха'


>
http://tass.ru/nauka/1246949
>"На первом этапе создания ракеты двигатель будет работать на кислороде, керосине и водороде. В последующем планируется создать метановые двигатели, которые позволят ракете выводить на орбиту нагрузку до 190 тонн, рассказал Остапенко. "

Это для нового проекта.

Виталий

От bedal
К NV (23.12.2014 10:53:13)
Дата 23.12.2014 15:38:31

а почему? Вроде бы Вы объясняли, что метан бесперспективен? (-)


От NV
К bedal (23.12.2014 15:38:31)
Дата 23.12.2014 15:47:17

Бесперспективен в каком смысле ?

По энергетике - да, он является обычным углеводородным топливом и в удельном импульсе ничего особо не даёт. А по конструкции двигателя - может дать, так как просто и надёжно газифицируется и в камеру сгорания может подаваться уже в газообразном виде. Это даёт преимущество в обеспечении устойчивости горения. Ну и плотность - 415 кг/м**3 - это конечно не керосинБ но и не водород с его 70-ю.

Виталий

От МиГ-31
К NV (23.12.2014 15:47:17)
Дата 23.12.2014 18:48:33

Для авиации он оказался не интегратором достоиств LH2 и керосина

>По энергетике - да, он является обычным углеводородным топливом и в удельном импульсе ничего особо не даёт. А по конструкции двигателя - может дать, так как просто и надёжно газифицируется и в камеру сгорания может подаваться уже в газообразном виде. Это даёт преимущество в обеспечении устойчивости горения. Ну и плотность - 415 кг/м**3 - это конечно не керосинБ но и не водород с его 70-ю.
А интеграторм их недостатков. Нехороший и ненужный компромисс.

>Виталий
С уважением, МиГ-31 (тоже эсквайр).

От NV
К МиГ-31 (23.12.2014 18:48:33)
Дата 24.12.2014 10:54:03

Это смотря для какой авиации.

> А интеграторм их недостатков. Нехороший и ненужный компромисс.

Для ГПВРД со сверхзвуковым горением - может как раз оказаться синтезом достоинств. И плотность какая-никакая есть, и сгореть успевает. Ну и хладоагент заодно, охлаждать наиболее неприятные места.

Виталий

От МиГ-31
К NV (24.12.2014 10:54:03)
Дата 24.12.2014 18:50:11

Re: Это смотря...

>> А интеграторм их недостатков. Нехороший и ненужный компромисс.
>
>Для ГПВРД со сверхзвуковым горением - может как раз оказаться синтезом достоинств. И плотность какая-никакая есть, и сгореть успевает. Ну и хладоагент заодно, охлаждать наиболее неприятные места.
Плотность скорее никакая, чем какая :)
Отсюда огромные потребные объемы. И не просто объемы, а объемы засунутые в какие-то вменяемые аэродинамические формы, а не в жед-дор цистерну УВЗ, как мы это делали.
И не цилиндры, как ракетчики это делают.
И температура обшивки при гиперзвуке сами знаете какая будет. Что тянет за собой БОЛЬШОЙ дополнительный объем под теплоизоляцию, если мы говорим про авиацию, что подразумевает летать, а не слетать, как у ракетчиков. А охлажнение баков газовой фазой горючего потянет таакие проблемы в газификации и утилизации, что и представить сложно.
Нету тут практически реализуемых преимуществ. А в теории и на бумаге, да, красиво все получается.

>Виталий
С уважением, МиГ-31 (тоже эсквайр).

От bedal
К МиГ-31 (23.12.2014 18:48:33)
Дата 23.12.2014 21:53:51

во, я вспомнил

правда, не ув. NV, но тоже оччень толковый товарищ:
>метан не коксуется, и двигатели метановые делаются по другому циклу
>без отвода к турбонасосу, вместо этого всё топливо и окислитель вместе начинают гореть до турбины и догорают в основной камере
>и вот этот цикл даёт существенную выгоду. До водорода не дотягивает, но уже лучше керосина
>full-staged combustion
>плюс, из-за того же отсутствия нагара, хорошие перспективы к многоразовости и многократным запускам

От NV
К bedal (23.12.2014 21:53:51)
Дата 24.12.2014 11:01:42

Ну это какие-то страшные вещи понаписаны :)

>правда, не ув. NV, но тоже оччень толковый товарищ:
>>метан не коксуется, и двигатели метановые делаются по другому циклу
>>без отвода к турбонасосу, вместо этого всё топливо и окислитель вместе начинают гореть до турбины и догорают в основной камере
>>и вот этот цикл даёт существенную выгоду. До водорода не дотягивает, но уже лучше керосина
>>full-staged combustion

насчёт без отвода к турбонасосу и гореть доо турбины. На турбине гореть - это однозначно любую турбину спалить, с любым охлаждением. Поэтому вышеизложенная ересь конесно места не имеет. А имеет место 2 ТНА, один даёт восстановительный генераторный газ (после камеры сгоранияТНА к продуктам сгорания добавляют топливо), а другой - соответственно окислителный генераторный газ (там подмешивается окислитель). Без этого никак нельзя, температура чистых продуктов горения гарантированно убивает любую турбину. К моменту попадания газов на турбину - все процессы горения уже закончены.

Ну а потом окислительный и восстановительный газы идут в камеру сгорания и там уже собственно смешиваются, горят и вперёд, в сопло.

>>плюс, из-за того же отсутствия нагара, хорошие перспективы к многоразовости и многократным запускам

Увы, но и метан от сажеобразования не совсем свободен. Как и любое углеводородное топливо.

Виталий

От bedal
К NV (24.12.2014 11:01:42)
Дата 25.12.2014 21:08:46

кстати

атлас с рд-180 планирует на метан уходить. И spaceX - тоже будущее за метаном видит. Так что ангара может достаточно быстро - устареть? Тем более, не очень понятна она в модификациях легче пятой. Там и так союзы есть. Да и у нас вроде тоже метановые движки делают?

От инженегр
К Banzay (23.12.2014 09:35:21)
Дата 23.12.2014 09:53:06

Ура! Приятная и позитивная новость. (-)


От Aleksej.V
К Banzay (23.12.2014 09:35:21)
Дата 23.12.2014 09:46:58

Re: Ура!

Год заканчивается удачным пуском Ангары 5! Посмотрим, что будет с Драконом 6 января...

http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/messages/forum13/topic14340/message1323267/#message1323267
--
Автомат калашникова — это механический пpеобpазователь стека в очеpедь

От Москалев.Е.
К Banzay (23.12.2014 09:35:21)
Дата 23.12.2014 09:39:24

Re: Ангара полетела?

Приветствую

Только что хотел запостить..
Поздравляю всех причастных ,"околостоящих" и "болельщиков".
Растет замена протону..))

С уважением Евгений

От Севыч
К Москалев.Е. (23.12.2014 09:39:24)
Дата 23.12.2014 10:00:47

Скорее, пока не замена, а аварийный резерв (+)

Поскольку компенсировать неудачное географическое положение Плесецка характеристиками РН сложно. И, имхо, невозможно это сделать, если ещё и помнить о таком показателе как "цена за кг. ПН на целевой орбите".

Посему "Ангара" в Плесецке - вариант на тот случай, если на запуски "Протона" будет наложен очередной запрет, а нужно будет очень-очень вывести ч-н на ГСО.

Строить ли пусковую "Ангары" на БАйконуре? С моего дивана: только в том случае, если Казахстан будет на проценте, а не на фикисрованной оплате, тогда у него будет меньше поводов всяко давить и запрещать пуски после аварий.

Всего наилучшего. Севыч

От Ardan
К Севыч (23.12.2014 10:00:47)
Дата 23.12.2014 10:59:38

Ангара на Байконуре не нужна. На Восточном СК будут строить

Объявили закупку на проект по СК для Ангары на Восточном. Так что Байконур без надобности.

От Oniks
К Ardan (23.12.2014 10:59:38)
Дата 23.12.2014 15:47:41

Re: Ангара на...

>Объявили закупку на проект по СК для Ангары на Восточном. Так что Байконур без надобности.

Кстати, планируется второй старт и в Плесецке строить.

От Ardan
К Oniks (23.12.2014 15:47:41)
Дата 23.12.2014 17:16:12

А зачем? И откуда дровишки? (-)


От Oniks
К Ardan (23.12.2014 17:16:12)
Дата 23.12.2014 20:25:38

Re: А зачем?...

По-поводу Плесецка - смотрите ЖЖ "Звездочки" ( где-то сразу после пуска "Ангары-1.2ПП, если не ошибаюсь ) и сайт МО РФ, по космодрому "Восточный" - сайт Роскосмоса, в частности ролик о строительстве космодрома.

От А.Никольский
К Ardan (23.12.2014 10:59:38)
Дата 23.12.2014 12:54:03

На Восточном старт под "Ангару" включен в программу, но есть нюансы

Но пока проектировщик не может даже ткнуть пальцем в карту, чтобы строители поняли куда вести дорогу. Впрочем, со стартом "Союза" там же тоже так было, и особым порядком строительства отставание как принято у нас догнали

От SerB
К Севыч (23.12.2014 10:00:47)
Дата 23.12.2014 10:22:55

А зачем на Байконуре?

Приветствия!

Раморозят строительство на Восточном, широта та же.

Еще бы А3 вместо "Зенита" с морского старта приспопобить...

Удачи - SerB

От Севыч
К SerB (23.12.2014 10:22:55)
Дата 23.12.2014 11:19:21

Re: А зачем...

>Приветствия!

>Раморозят строительство на Восточном, широта та же.
Я пока с осторожностью отношусь к Восточному - у меня есть некий скепсис по российским мегапроектам. Но если это не кончится пшиком с пулянием конверсионной "Стрелы" с любительским аппаратом, то да, Восточный будет лучшим вариантом.
ДА, ещё вопрос: не придётся ли железные дороги (тоннели в основном) серьёзно реконструировать, чтобы можно было доставлять РН на ВОсточный?

>Еще бы А3 вместо "Зенита" с морского старта приспопобить...
Согласен.


>Удачи - SerB
Всего наилучшего. Севыч

От Blitz.
К Севыч (23.12.2014 11:19:21)
Дата 23.12.2014 16:39:45

Re: А зачем...

>ДА, ещё вопрос: не придётся ли железные дороги (тоннели в основном) серьёзно реконструировать, чтобы можно было доставлять РН на ВОсточный?
С чево бы? Там все давно реконструировано

От AlexKr
К Севыч (23.12.2014 11:19:21)
Дата 23.12.2014 11:35:22

Re: А зачем...

Добрый день!
>ДА, ещё вопрос: не придётся ли железные дороги (тоннели в основном) серьёзно реконструировать, чтобы можно было доставлять РН на ВОсточный?
А что идет по земле, что нельзя воздухом доставить? Или на край морем?
Удачи! Алексей

От Севыч
К AlexKr (23.12.2014 11:35:22)
Дата 23.12.2014 11:49:27

Re: А зачем...

>Добрый день!
>>ДА, ещё вопрос: не придётся ли железные дороги (тоннели в основном) серьёзно реконструировать, чтобы можно было доставлять РН на ВОсточный?
>А что идет по земле, что нельзя воздухом доставить? Или на край морем?
Сейчас по воздуху компания "Волга-Днепр" доставляет космические аппараты на "Русланах". Первые ступени им не под силу.
В своё время, в связи с тем, что элементы "Энергии" не вписывались в габарит, на БАйконуре пришлось фактически организовать прогрессовский филиал.

НАсчет моря: на ВОсточный от моря все равно придется везтьи по ЖД.

>Удачи! Алексей
Всего наилучшего. Севыч

От AlexKr
К Севыч (23.12.2014 11:49:27)
Дата 23.12.2014 13:18:50

Re: А зачем...

Добрый день!
>>Добрый день!
>>>ДА, ещё вопрос: не придётся ли железные дороги (тоннели в основном) серьёзно реконструировать, чтобы можно было доставлять РН на ВОсточный?
>>А что идет по земле, что нельзя воздухом доставить? Или на край морем?
>Сейчас по воздуху компания "Волга-Днепр" доставляет космические аппараты на "Русланах". Первые ступени им не под силу.
>В своё время, в связи с тем, что элементы "Энергии" не вписывались в габарит, на БАйконуре пришлось фактически организовать прогрессовский филиал.

>НАсчет моря: на ВОсточный от моря все равно придется везтьи по ЖД.

Но это проще, чем почти весь Транссиб переформатировать.

Удачи! Алексей

От Севыч
К Banzay (23.12.2014 09:35:21)
Дата 23.12.2014 09:35:57

Успешный пуск тяжёлой "Ангары". (+)

В 8.57 с Плесецка успешно стартовала "Ангара-5" с РБ "Бриз-М" и МГБ спутника.
Сейчас КГЧ уже должна отделиться. МГБ после 4-х включений "Бриза" должен выйти на ГСО к 18 часам.

http://tass.ru/kosmos/1666100

Всего наилучшего. Севыч

От Лейтенант
К Севыч (23.12.2014 09:35:57)
Дата 23.12.2014 09:46:07

Пишут, что отделение "Бриза" уже произошло, так что с ракетой все - ОК!

«23 декабря, в 08 часов 57 минут (мск) с универсального стартового комплекса на Государственном испытательном космодроме Министерства обороны Российской Федерации (космодром Плесецк) в Архангельской области боевым расчетом Войск воздушно-космической обороны проведен первый испытательный пуск ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара-А5», – говорится в сообщении.

Ракета-носитель с неотделяемым грузомакетом была запущена на геостационарную орбиту на высоту 36 тыс. км. В установленное время произошло отделение I, II и III ступеней ракеты и сброс головного обтекателя. Через 12 минут после запуска от III ступени отделился орбитальный блок в составе разгонного блока «Бриз-М» и неотделяемого габаритно-массового макета полезной нагрузки.

О запуске ракет министр обороны Сергей Шойгу доложил президенту России Владимиру Путину. За запуском ракеты он наблюдал в режиме видеоконференции".