От Рядовой-К
К Константин Дегтярев
Дата 29.12.2014 11:56:02
Рубрики Древняя история;

А не слишком вы жёстко о Зинобии?


>Вы имеете в виде контакты правителей Галльской империи и Зенобии?
>Насколько я знаю, об этом ничего не известно, и это маловероятно, т.к., повторюсь, перед ГИ задачи захвата власти в Риме не стояло, а Зенобия была просто сумасшедшая фантазерка с непомерными амбициями, типа Клеопатры.

Судя по вот такому тексту
http://historylib.org/historybooks/Edvard--Gibbon_Upadok-i-razrushenie-Rimskoy-imperii--sokrashchennyy-variant-/11
тётка была что надо - высшего класса. И того, что вытворяла Клеопатра не делала. Да и уважением со стороны римлян она пользовалась. И преступлениями себя не запятнала. Вот и жила себе на вилле под Римом и дочерей хорошо пристроила... Ой не похожа она на полусумасшедшую авантюристку. Просто яркая, умная, интересная женщина оказавшаяся на подобающем месте.

http://www.ryadovoy.ru

От Константин Дегтярев
К Рядовой-К (29.12.2014 11:56:02)
Дата 29.12.2014 12:12:10

Это статья от члена клуба Зенобия-фанз

А сухая история (Зосима) утверждает вот что:

"После того, как император таким образом получил власть над Пальмирой и всеми ее сокровищами, обозом и принесенными подношениями, он возвратился в Эмесу. Зенобия со всеми ее сподвижниками предстала перед судом. Оправдываясь, в ходе своей защиты она многих запутала тем, что ее люди были сбиты с толку ею, потому, что она была женщиной.
Среди ее сообщников был Лонгин, в отношении которого, когда он был обвинен в преступлении и осужден, император лично немедленно вынес распоряжение о казни. Известие о своей участи Лонгин выдержал так доблестно, что император даже ободрил тех, кто был сражен его приговором. Другие также понесли кару за вину Зенобии."

А вот объяснение, почему Зенобию саму не казнили:

Аврелиан был разгневан бегством Зенобии и, не жалея сил, попытался найти ее, немедленно отправив всадников в погоню.

"Они настигли ее тогда, когда она была уже близ переправы через Евфрат, и доставили ее назад к Аврелиану. Он был очень доволен этим неожиданным зрелищем, но вместе с тем был весьма раздражен, так как он был от природы честолюбив и понимал, что победа над женщиной не принесет ему славы в глазах будущих поколений."

Т.е., пощадил он ее отнюдь не из-за личной симпатии, а птому что считал западлом убивать женщин и не полагал ее особо опасной. Что хорошо характеризует Аврелиана, а не Зенобию.

От Андрей Чистяков
К Константин Дегтярев (29.12.2014 12:12:10)
Дата 29.12.2014 12:49:25

Тем не менее, пальмирцы в течении нескольких лет "держали щит" между (+)

Здравствуйте,

обнаглевшими персами и римской Малой Азией. Пусть и не без багов, и не без сепаратистских замашек, да, но факт остаётся фактом. И именно в самой, что ни на есть, яме "кризиса III-его века".

Т.е., ПМСМ, обьяснить более-менее мягкое отношение РИ к Зенобии и её присным можно двояко. С теми, кто буянил в тех местах после, обошлись намного круче.

Всего хорошего, Андрей.

От Константин Дегтярев
К Андрей Чистяков (29.12.2014 12:49:25)
Дата 29.12.2014 14:51:33

Но это больше заслуга Одената, оставашегося верным Риму

А сама Зенобия была изрядная авантюристка, которая не смогла противостоять попыткам своего окружения воспользоваться сложным для империи моментом.

У Флавия Вописка есть занятные цитаты из переписки Аврелиана и Зенобии. С этими письмами был знаком Гиббон, когда выстраивал романтический образ Зенобии в своей "Истории", но, ИМХО, там много свидетельств в пользу иной точки зрения.

Аврелиан-Мукапору (Намек на то, что Зенобия не вполне самостоятельна)
«Римляне говорят теперь, что я веду войну против женщины, как будто со мной сражается одна Зенобия и только своими собственными силами, однако врагов здесь столько, как если бы мне приходилось осаждать мужчину; но они — под начальством женщины, которая гораздо слабее из-за страха и нечистой совести. И выразить нельзя, сколько тут стрел, какое военное снаряжение, сколько копий, сколько камней. Нет ни одного места на стене, где не стояло бы по две и по три баллисты. Метательные орудия выбрасывают даже огонь. Но к чему распространяться? Она боится как женщина и сражается как мужчина, который боится наказания. Но я верю, что боги помогут Римскому государству: они никогда не отказывали в содействии нашим начинаниям».

Аврелиан - Зенобии (выражено сомнение, что именно Зенобия принимает решения)
«Аврелиан, император Римского государства, отвоевавший Восток, Зенобии и всем тем, кто воюет сообща с ней. Вы должны были бы сами сделать то, чего я требую от вас теперь в моем письме. Я предписываю вам сдаться и обещаю сохранить неприкосновенной вашу жизнь, причем ты, Зенобия, будешь жить вместе со своими в том месте, куда я помещу тебя согласно решению блистательного сената. Драгоценные камни, золото, серебро, шелк, коней, верблюдов вы должны передать в римское государственное казначейство. Пальмирцам будут оставлены их права».

Зенобия-Августу (ИМХО, нагловато)
«Зенобия, царица Востока, Аврелиану Августу. Никто, кроме меня, до сих пор не просил в письме того, чего требуешь ты. На войне все решает доблесть. Ты предлагаешь мне сдаться, как будто не знаешь, что царица Клеопатра предпочла умереть, а не жить в каком угодно почете. Персы не отказываются прислать мне на помощь войска, и мы уже ждем их; за нас стоят сарацины, за нас — армяне. Твое войско, Аврелиан, победили сирийские разбойники. Что же? Если соберутся все вооруженные силы, которые ожидаются со всех сторон, тебе придется отказаться от той надменности, с какой ты повелеваешь мне теперь сдаться, как будто ты в полной мере победитель»

Аврелиан - Бассу (к вопросу о мягкости наказания)
«Аврелиан Август Церронию Бассу. Не следует долее давать волю мечам воинов. Довольно уже зарублено и зарезано пальмирцев. Мы не пощадили женщин, мы перебили детей, перерезали стариков, истребили жителей деревень. Кому же мы оставим потом землю, кому оставим город? Надо пощадить тех, кто остался в живых. Я уверен, что эти, столь немногие, исправились после наказания многих. Я хочу привести в прежний вид храм Солнца, который разграбили в Пальмире орлоносцы третьего легиона вместе с знаменосцами, дракононосцем, горнистами и трубачами. У тебя есть триста фунтов золота из ларцов Зенобии, у тебя есть тысяча восемьсот фунтов серебра из пальмирского добра, у тебя есть царские драгоценные камни. Имея все это, постарайся почтить храм. Этим ты очень угодишь и мне, и бессмертным богам. Я напишу сенату и попрошу прислать понтифика, который произвел бы освящение храма»