От gol
К All
Дата 10.04.2002 09:41:11
Рубрики Прочее; ВВС;

Растолкуйте, как управляется вертолет.

Дико извиняюсь, но может кто подскажет ответ на два вопроса:
1. Как управляется вертолет?
Например у самолета педали управляют рулем направления; ручка в сторону-элероны, вперед назад - руль высоты; РУД - двигатель.
А у вертолета?
2. Правильно ли я понимаю, что автомат перекоса обеспечивает циклическое изменение угла атаки лопасти несущего винта и, за счет этого, появление горизонтальной составляющей вектора подъемной силы?
Gol.

От stepan
К gol (10.04.2002 09:41:11)
Дата 12.04.2002 08:03:48

Re: Мурзилка на русском


Скачайте книжечку, там подробнейшим образом, просто и с рисунками все рассказано.

http://www.airwar.ru/other/bibl/gelicopter.html

Степан

От Кирасир
К gol (10.04.2002 09:41:11)
Дата 12.04.2002 00:30:07

Есть в инете такая вертолетная мурзилка (+)

Приветствую всех!

>там довольно популярно все изложено, есть менее подробная статья на русском и более - на английском
http://avia.russian.ee/index.html

WBR Андрей aka Kirasir

От Дмитрий Анненков
К gol (10.04.2002 09:41:11)
Дата 11.04.2002 01:40:58

Re: Растолкуйте, как...

Доброе время суток!

>Дико извиняюсь, но может кто подскажет ответ на два вопроса:
>1. Как управляется вертолет?
>Например у самолета педали управляют рулем направления; ручка в сторону-элероны, вперед назад - руль высоты; РУД - двигатель.
>А у вертолета?
>2. Правильно ли я понимаю, что автомат перекоса обеспечивает циклическое изменение угла атаки лопасти несущего винта и, за счет этого, появление горизонтальной составляющей вектора подъемной силы?
>Gol.

Как студент вертолетной кафедры МАИ могу сказать что ручка управления (это которая типа джойстика управляет циклическим шагом несущего винта, то бишь наклоняет тарелку автомата перекоса, для управления горизонтальной составляющей вектора тяги), рукоятка "шаг-газ" управляет общим шагом несущего винта (регулирует величину вектора тяги) и регулирует обороты двигателя, которые взаимосвязаны; педали служат для путевого управления, они регулируют тягу рулевого винта, а на вертолетах продольной, поперечной, соосной и других схем регулируют разность вращающих моментов винтов. Вот в общих чертах так выглядит система управления вертолета.

С уважением, Дмитрий Анненков

От Роман Алымов
К Дмитрий Анненков (11.04.2002 01:40:58)
Дата 11.04.2002 10:24:50

Мы одни т те же ручки дёргали :-)) (-)


От Hokum
К gol (10.04.2002 09:41:11)
Дата 10.04.2002 20:57:07

Re: Растолкуйте, как...

Приветствую, джентльмены!
Есть очень простое мнемоническое правило, для легкости запоминания. Представьте, что вертолет ничего не весит, а органы управления намертво прибиты у кабине. А теперь беретесь за них и начинаете крутить/таскать вертолет вокруг себя. Шаг-газ вверх - вся машина вверх. Ручка от себя - нос вниз. Ручка вправо - крен вправо. И так далее...
С педалями, правда, все с точностью до наоборот - исторически сложилось :-)
То же самое, кстати, вполне применимо и к самолету.
С уважением,

Роман

От Venik
К gol (10.04.2002 09:41:11)
Дата 10.04.2002 18:32:15

все гораздо проще

Мое почтение!

Просто пилоту надо объяснить куда вы хотите что-бы вертолет летел.

Почему у меня сегодня плохое настроение?

С уважением, Venik

От Vasiliy
К Venik (10.04.2002 18:32:15)
Дата 10.04.2002 21:05:06

Re: все гораздо...

Здрасьте!
>Мое почтение!
>Просто пилоту надо объяснить куда вы хотите что-бы вертолет летел.
"Извозчики знают куда везти"(с)Митрофан:)
>Почему у меня сегодня плохое настроение?
Чего не знаю,того не знаю:)
>С уважением, Venik
Vasiliy

От Taras~Ural
К gol (10.04.2002 09:41:11)
Дата 10.04.2002 14:33:28

Все просто!

>2. Правильно ли я понимаю, что автомат перекоса обеспечивает циклическое изменение угла атаки лопасти несущего винта и, за счет этого, появление горизонтальной составляющей вектора подъемной силы?

Правильно.
По ручкам управления и педалям Вам уже объяснили.

вот несколько утрированные схемы непосредственного управления - когда отклоняется вся втулка ротора (легкие аппараты, типа одномесных автожиров) и автомата перекоса - когда отклоняется некоторый передаточный механизм (диск автомата перекоса) воздействуя тягой на лопасть ротора, изменяя циклически (по синусоидальному закону) угол атаки. Таким образом разные сектора ротора имеют разное значение подъемной силы, и возникает горизонтальная составляющая тяги.

От i17
К Taras~Ural (10.04.2002 14:33:28)
Дата 10.04.2002 18:47:17

Re: а педали?

там как, вариатор стоит или как, не расскажете ?

От Роман Алымов
К i17 (10.04.2002 18:47:17)
Дата 11.04.2002 11:30:18

Нет, не вариатор (+)

Доброе время суток!
На схемах с хвостовым винтом педали меняют шаг хвостового винта, без изменения скорости его вращения.
На других схемах - не знаю....
С уважением, Роман

От Taras~Ural
К i17 (10.04.2002 18:47:17)
Дата 11.04.2002 09:46:00

А причем тут вариатор и педали? Что вы хотите знать?

Вариатор, есть устройство позволяющее менять передаточное отношение плавно, без разрыва потока мощности в отличииот обычных КПП где "передачи" переключаются ступенчато, а во время переключения трансмиссия "отключена" от двигателя - разрыв потока мощности.

От i17
К Taras~Ural (11.04.2002 09:46:00)
Дата 11.04.2002 14:45:25

Re: А причем...


>Вариатор, есть устройство позволяющее менять передаточное отношение плавно, без разрыва потока мощности в отличииот обычных КПП где "передачи" переключаются ступенчато, а во время переключения трансмиссия "отключена" от двигателя - разрыв потока мощности.

сие мне известно.
я то думал что меняется скорость вращения рулевого винта :) а не шаг. теперь понял, спасибо

От Taras~Ural
К i17 (11.04.2002 14:45:25)
Дата 11.04.2002 16:01:51

Схем привода может быть сколько угодно (+)

может быть и такая с фиксированным шагом, правда я живой пример не могу припомнить. Опять же привод ротора и рулевого винта от одного двигателя следовательно газку добавили и рулевой крутится начал быстрее, надо парировать отклонение педалями изменяя шаг рулевого винта. Этим целям может служить автомат изменения шага винта. На вертолетах соосной схемы вообще нет рулевого винта, хотя на многих есть "самолетный" руль направлений на киле :-) Жизнь многогранна...

От Taras~Ural
К Taras~Ural (11.04.2002 16:01:51)
Дата 11.04.2002 16:06:19

А вот и пример с изменением скорости рулевого винта (+)

Есть рулевые винти типа винтиляторные, интегрированные в хвостовую балку типа вертолетов Апач и еще какие-то. Там действительно вентилятор меняет скорость врашения, а лопасти его фиксированы.

От Waldi
К Taras~Ural (11.04.2002 16:06:19)
Дата 11.04.2002 16:41:03

Re: А вот...

Насколько мне помнится, на Апачах применена классическая схема, включая хвостовой ВРШ. Возможно, имеется в виду нек.модели Еврокоптера, у которого рулевой винт расположен в кольцевом кожухе - для увеличения КПД и снижения шума. Так там тоже вроде ВРШ.
Слышал про (экспериментальные?) легкие амеровские вертолетики (гражданского назначения) без хвостового винта. Так у них в корне хвостовой балки стоит компрессор, который гонит воздух к выходным соплам в конце хвостовой балки. Расход воздуха (и соотв-но момент поворота) регулируется жалюзями. Достоинства - тише и не так опасно для окружающих на аэродроме, недостаток - КПД ниже и годится только для легких машин.

От Кирасир
К Waldi (11.04.2002 16:41:03)
Дата 12.04.2002 00:14:22

Фенестрон - вещь не такая редкая (+)

Приветствую всех!

Использована даже у нас (Ка-60 "Касатка"), но, пожалуй, самые распространенные действительно еврокоптеровские ЕС-120, 135 и 155; французские Aerospatiale SA.341/342 "Gazelle",AS.365 "Dauphin 2" и
AS.565 "Panther"



>Слышал про (экспериментальные?) легкие амеровские вертолетики (гражданского назначения) без хвостового винта. Так у них в корне хвостовой балки стоит компрессор, который гонит воздух к выходным соплам в конце хвостовой балки. Расход воздуха (и соотв-но момент поворота) регулируется жалюзями. Достоинства - тише и не так опасно для окружающих на аэродроме, недостаток - КПД ниже и годится только для легких машин.

Система называется NOTAR. Почему экспериментальные? Вовсю летают, серийно выпускаются три модели: MD-520, MD-600, MD-900, ну и лицензионная Augusta AMD 500. В стадии разработки армейский SOAR-160 и Alouette -3.


WBR Андрей aka Kirasir

От stepan
К Кирасир (12.04.2002 00:14:22)
Дата 12.04.2002 05:19:45

Re: Фенестрон -...


>Приветствую всех!

>Использована даже у нас (Ка-60 "Касатка"), но, пожалуй, самые распространенные действительно еврокоптеровские ЕС-120, 135 и 155; французские Aerospatiale SA.341/342 "Gazelle",AS.365 "Dauphin 2" и
>AS.565 "Panther"

>
У фенистрона тоже шаг меняют, до вариатора еще никто не додумался, уж слишком сложно. То же на Ка-60.

Степан

От Taras~Ural
К Taras~Ural (11.04.2002 16:06:19)
Дата 11.04.2002 16:35:15

Сорри я врать (+)

Не Апач, конечно а Команчи

RAH-66 "Comanche"
Рулевой винт диаметром 1.37м, типа "фэнтэйл", установлен в кольцевом канале вертикального оперения, лопасти с хордой 0.17м расположены асимметрично для уменьшения уровня шума.

Система управления электродистанционная, с двухкратным резервированием, управление вертолетом возможно из обеих кабин, оборудование кабин идентично, с правой стороны кресел пилота и оператора вооружения установлены боковые рукоятки для управления по крену, курсу и тангажу, с левой стороны расположены рычаги управления двигателями, педали управления отсутствуют. Имеется автопилот с режимом стабилизации по скорости для полетов ночью и в сложных метеоусловиях и речевая система предупреждения об опасных режимах.



От Taras~Ural
К i17 (10.04.2002 18:47:17)
Дата 11.04.2002 08:48:57

педали

служат по самолетному, для управления по направлению, плоские развороты налево, направо. У вертолетов с рулевым винтом, изменением шага рулевого винта (поворотом лопастей вокруг собственной оси)

От tarasv
К gol (10.04.2002 09:41:11)
Дата 10.04.2002 14:10:58

Re: Растолкуйте, как...


>1. Как управляется вертолет?
>Например у самолета педали управляют рулем направления; ручка в сторону-элероны, вперед назад - руль высоты; РУД - двигатель.
>А у вертолета?

Ручка "шаг-газ" (общий шаг винта и мощность двигателя вместе, мощность также можно менять независимо от общего шага мотоциклетной рукояткой) сбоку от сиденья - грубо говоря управление тягой несущего винта. Центральная ручка - направление тяги несущего винта, куда отклоняем туда и тянет. Педали - поворот фюзеляжа в горизонтальной плоскости.

>2. Правильно ли я понимаю, что автомат перекоса обеспечивает циклическое изменение угла атаки лопасти несущего винта и, за счет этого, появление горизонтальной составляющей вектора подъемной силы?

Да.

От Чернов Евгений
К gol (10.04.2002 09:41:11)
Дата 10.04.2002 11:10:56

К администраторам

Извините что вторгаюсь в обсуждение.
Этот вопрос адресован администраторам.
Почему я не могу разместить новое сообщение на форуме?

От Novik
К Чернов Евгений (10.04.2002 11:10:56)
Дата 10.04.2002 11:28:59

Re: Очевидно, потому,

Приветствую.

>Почему я не могу разместить новое сообщение на форуме?

Что форум не работает. Точнее, не работал. А Вы думаете почему? Типа, он лично Вас игнорирует? :)

От Чернов Евгений
К Novik (10.04.2002 11:28:59)
Дата 10.04.2002 11:33:36

Re: Очевидно, потому,


>Приветствую.

>>Почему я не могу разместить новое сообщение на форуме?
>
>Что форум не работает. Точнее, не работал. А Вы думаете почему? Типа, он лично Вас игнорирует? :)

Ни в коем случае :)
Просто я посчитал своим гражданским долгом предупредить о возможном глюке и совсем не хотел, чтоб это выглядело наездом. ;)


От Роман Алымов
К gol (10.04.2002 09:41:11)
Дата 10.04.2002 10:01:41

Попытаюсь: (+)

Доброе время суток!

Как меня в своё время учили (на практике не пробовал, только на стоящих вертолётах отрабатывал). Из положения "стоя на земле":
1) Рукоять шаг-газ (слева, похожа на рычаг стояночного тормоза, но с рукояткой газа вращяющейся как на мотоцикле) плавно вверх, одновременно поворотом регулируется газ - вертолёт пошел вверх, педалями парируете разворачивающий момент - отрыв от земли.
2) Выровняли горизонтальную скорость после набора некоторой высоты (чтобы при просадке назад на землю не хлопнуться) - рукоять управления (джойстик на полу кабины) чуть вперёд, вертолёт опускает нос и попёр врерёд, ручка сразу же возвращается в нейтраль, но ПЛАВНО, иначе лопасти хвост отрубят нафиг. При полёте рукоять куправления (которая собственно и рулит автоматом перекоса) - в нейтрали. Управление по курсу - педалями.
Конечно настоящие вертолётчики так не летают, там всё сразу работает.