От Митрофанище
К Митрофанище
Дата 04.01.2015 12:49:56
Рубрики WWII; Спецслужбы; ВВС; 1917-1939;

Дополню

Вот по этому моменту:
>Перед войной остро не хватало штурманов, доходило дело до того, что переучивали средних командиров не только авиационных специальностей (которых тоже не хватало), но и других видов и родов войск.
>Поэтому, скорее всего по ВУС ветерана не было вакансий, а учитывая то, что он освоил (с его слов) штурманскую - назначили штурманом.

К А.Е.Голованову были претензии авиаторов перед войной.
И не потому, что он получил звание "подполковника" не служа в ВС, это как раз понятно и вполне соответствовало бы его рангу при переводе в ВС, в транспортную или бомбардировочную авиацию, скажем, по мобилизации. Более того эти 3 "шпалы" он носил на петлицах ещё в 20-х, правда - в другом ведомстве, но тем не менее.

Основной претензией военных лётчиков к А.Е.Голованову было то, что он летая на «Дугласе», оборудованном почти самыми современными средствами самолётовождения и управления, предъявлял претензии в слабой обученности полётам в СМУ и по средствам радионавигации лётному составу эксплуатирующему авиатехнику или без таких средств вообще, или уровнем ниже.
Более того, военные лётчики и штурманы имели (естественно) и налёт намного ниже, нежели гражданские экипажи.
У штурманов чувствовалась отличная подготовка к визуальным полетам и слабая, никуда не годная — в умении пользоваться радиосредствами, имеющимися на борту самолета.
Почему?! Ведь научиться летать по радиосредствам куда легче и проще, да и времени на это нужно меньше, чем для овладения визуальными полетами.

А потому, что или не было этих "радиосредств" или они были на порядок хуже. Неужели сам Голованов об этом не знал?

Кстати, А.Е.Голованов и сам мог бы наступить на эти же грабли, но ему позволили взять "с гражданки" шестьдесят бывших гражданских летчиков (т.е. сознательно, зная о близости войны, "обирали" ГВФ и Полярную авиацию)
"Обдумав все возможные и невозможные варианты, я пришел к выводу, что сформировать его следует из наиболее опытных летчиков гражданской авиации, то есть уже владеющих методами слепого полета по приборам. Я исходил из того, что если взять военных летчиков, не владеющих этим методом, то подготовить их за полгода к полетам в сложных условиях с использованием всех средств радионавигации вряд ли возможно."
Ну а там уже началась и война, которая эту практику и узаконила.

Другими словами, эти претензии и справедливы, но на тот период неуместны, и проблема эта, как мы видим, руководству ВВС РККА была видна, если уже как минимум в 1936 году (за год до набора) планируется подготовка специалистов для работы на новом оборудовании и на новой технике, но поставка этой техники, точнее – НЕпоставка – отнюдь не вина генерала Я.В. Смушкевича и его подчинённых.
Вот поэтому и выглядит непонятным эпизод упрашивания А.Е.Голованова написать Сталину письмо с указанием проблемы... о которой в ВВС все прекрасно знают и для решения которой руководство ВВС сделало всё возможное со своей стороны.

Все и так знают, что лучше быть богатым, но здоровым летать на "Дугласе" более комфортно (во всех смыслах), чем на ТБ-3 или СБ, и про разницу в приборном оснащении тоже знали, но в чём тут вина руководства ВВС? А те же ТБ-3, ЕМНИП в дальних бомбардировщиках числились ещё в 1943 году, и А.Е.Голованов успел сам поруководить их боевыми действиями.

И вот поэтому так непонятны два предложения в воспоминаниях:
Написать записку так, как говорил мне Смушкевич, я не имел никакого права, ибо не знал, да и не мог знать истинного положения вещей. Сослаться на Смушкевича и предложить свои услуги было глупо.
Не знал, но напишу. И ссылаться ни на кого не буду. Сам решил и придумал.

От Г.С.
К Митрофанище (04.01.2015 12:49:56)
Дата 04.01.2015 16:40:26

По эпизоду с письмом

>Вот поэтому и выглядит непонятным эпизод упрашивания А.Е.Голованова написать Сталину письмо с указанием проблемы... о которой в ВВС все прекрасно знают и для решения которой руководство ВВС сделало всё возможное со своей стороны.

...........................

>И вот поэтому так непонятны два предложения в воспоминаниях:
>Написать записку так, как говорил мне Смушкевич, я не имел никакого права, ибо не знал, да и не мог знать истинного положения вещей. Сослаться на Смушкевича и предложить свои услуги было глупо.
>Не знал, но напишу. И ссылаться ни на кого не буду. Сам решил и придумал.

Наиболее вероятно:

Все в ВВС понимали, возможно, и вопрос ставили, но в связи с перетряской в верхах практических результатов не было.

Смушкевич, наверное, уже чувствовал себя под угрозой, поэтому и попросил написать свежего человека.

От Митрофанище
К Г.С. (04.01.2015 16:40:26)
Дата 04.01.2015 17:03:15

Re: По эпизоду...

>Наиболее вероятно:

>Все в ВВС понимали, возможно, и вопрос ставили, но в связи с перетряской в верхах практических результатов не было.

>Смушкевич, наверное, уже чувствовал себя под угрозой, поэтому и попросил написать свежего человека.

Если просил.

Собственно, это только одна из многих действительно серьёзных проблем в авиации РККА того периода, поэтому и удивительно, что генерал Я.В. Смушкевич почему-то выделил именно её.

Фраза "Аварийность и будет большая, потому что вы заставляете нас летать на гробах!" тоже не на пустом месте возникла, и далеко не все составляющие аварийности зависели от командного и лётного состава.

От Г.С.
К Митрофанище (04.01.2015 17:03:15)
Дата 04.01.2015 17:34:50

Если просил ?

>>Смушкевич, наверное, уже чувствовал себя под угрозой, поэтому и попросил написать свежего человека.
>
>Если просил.

>Собственно, это только одна из многих действительно серьёзных проблем в авиации РККА того периода, поэтому и удивительно, что генерал Я.В. Смушкевич почему-то выделил именно её.

>Фраза "Аварийность и будет большая, потому что вы заставляете нас летать на гробах!" тоже не на пустом месте возникла, и далеко не все составляющие аварийности зависели от командного и лётного состава.

Т.е. Вы сомневаетесь в эпизоде? Обычно мемуаристы склонны преувеличивать свои заслуги, а тут Голованов, скорее, их снижает. Кстати, а письмо Голованова в архивах существует?

Но если мое предположение верно, то по другим вопросам Смушкевич должен был бы через другие каналы обращаться.

От Митрофанище
К Г.С. (04.01.2015 17:34:50)
Дата 04.01.2015 17:47:57

Re: Если просил...

...
>Т.е. Вы сомневаетесь в эпизоде? Обычно мемуаристы склонны преувеличивать свои заслуги, а тут Голованов, скорее, их снижает. ...

Эпизод с письмом - как раз и может быть таким преувеличением - целый генерал-инспектор ВВС РККА, помощник начальника Генерального штаба РККА по авиации, дважды Герой обращается!
Сам сделать не может, лётчика Голованова просит!
Ладно, напишу, но про него не скажу.
Очень непонятно.

>Но если мое предположение верно, то по другим вопросам Смушкевич должен был бы через другие каналы обращаться.

Зачем же он тогда нужен? Для организации "писем трудящихся" вождю о нуждах ВВС?
Странный вид руководства.


>... Кстати, а письмо Голованова в архивах существует?

А само письмо несомненно было. Это даже по реакции на него можно видеть.)
Впрочем, вот ссылка в книге (с интересным примечанием):

{12}В архиве Президента Российской Федерации хранится копия этого письма А. Е. Голованова (Ф. 3. Оп. 50. Д. 629. Л. 7–9). Текст имеет отличия от того, который приведен в данных мемуарах. Приложение «Товарищ Сталин! С каждым днем диктуется все большая необходимость иметь такую авиацию, которая могла бы работать почти в любых условиях погоды и времени суток и точно прилетать и бомбить те цели, которые ей указаны. Настоящая европейская война показывает, какую огромную роль играет авиация и натренированность и подготовленность личного состава, умеющего пользоваться всеми новейшими средствами навигации. Радионавигация, слепой полет, ночной полет и слепая посадка обязаны стать основами военной авиации. Наш военно-воздушный флот располагает огромным количеством самолетов и личного состава. Операции как в Монголии, так и против белофиннов показали явное боевое преимущество нашего летного состава как по личным качествам, так и по количеству материальной части и быстроте ее приспособляемости. Но в то время ни в первом, ни во втором случае нам не приходилось заниматься дальними бомбардировочными полетами в глубь территории противника. В предстоящей войне от полетов дальних бомбардировщиков в глубокие тылы противника и их успешной деятельности по дезорганизации этих тылов путем разрушения объектов промышленности, транспорта, стратегических дорог, боепитания и т. д. и т. п. будут в большой степени зависеть успехи операций на передней линии фронта и разгром противника. Совершенно естественно, что рассчитывать на хорошую погоду во время таких полетов нельзя, а ставить успех этих полетов от метеорологических условий невозможно. И здесь во всю ширь встанет вопрос о подготовленности летного состава летать вслепую, ночью и умение пользоваться радионавигацией. От этого по существу и будет зависеть успех полета. Надо прямо сказать, что радионавигация имеет весьма слабое развитие у нас в ВВС, а без нее и без ночных и слепых полетов нельзя рассчитывать на обеспеченный успех. Еще в начале войны с белофиннами, когда стояла большой промежуток времени плохая погода, мной была выдвинута идея полетов в тылы белофиннов для разбрасывания листовок и лидирования бомбардировщиков к целям, намеченным для бомбардировки, используя радионавигацию. Этот план докладывался Вам, и после Вашего одобрения мы приступили к его выполнению. Так как наш самолет не имел никакого вооружения, летали мы только в плохую погоду, пользуясь исключительно радионавигацией и вслепую. Много полетов было проведено нами по тылам белофиннов вплоть до Ботнического залива как днем, так и ночью. Много тонн листовок, а также и десанты выбрасывались нами в точно намеченных местах, несмотря на то что полеты к целям проводились вне видимости земли. Радионавигация блестяще себя оправдала. Будучи на приеме у тов. Жданова я просил, чтобы нам были приданы бомбардировщики для вождения на цели. Тов. Жданов дал задание проработать этот вопрос, но он так и остался нерешенным, и вторая часть задачи осталась невыполненной, а серьезная возможность неиспользованной. Я здесь хочу подчеркнуть, что полеты англичан в Берлин, Бремен и другие города Германии не являются каким-то особым новшеством, так как подобные же полеты мы проделывали в Финляндии несколько раньше их, пользуясь такими же средствами радионавигации. Мне совершенно ясно, что кадры дальних бомбардировщиков должны быть хорошо подготовлены и оттренированы, а своевременность этого мероприятия будет решать и успех работы этого вида авиации. Имея достаточный опыт и навыки в этих вопросах, я могу предложить свои знания и взяться за организацию специального соединения в 100–150 самолетов, которое отвечало бы последним требованиям, предъявляемым к авиации, и которое летало бы лучше англичан и немцев вместе взятых. Кроме того, это соединение явилось бы источником кадров для дальнейшего увеличения количества подобных соединений. Дело это серьезное и ответственное, но продумав все как следует, я пришел к твердому убеждению в том, что если мне помогут и дадут полную возможность в организации такого соединения, то создать его можно. Считая этот вопрос весьма важным для обороны нашего Союза, я решил, товарищ Сталин, обратиться лично к Вам. Летчик Голованов. Место работы Аэрофлот. Адрес: Колхозная пл., 1-й Каптельсктй пер. д.9, кв. 57, тел. И 1–03–48. 2-вм , 15.1.41 г.»

От Г.С.
К Митрофанище (04.01.2015 17:47:57)
Дата 04.01.2015 17:59:32

Повторю, а если он предчувствовал опалу?

>Эпизод с письмом - как раз и может быть таким преувеличением - целый генерал-инспектор ВВС РККА, помощник начальника Генерального штаба РККА по авиации, дважды Герой обращается!
>Сам сделать не может, лётчика Голованова просит!

>Очень непонятно.

В ситуации, когда нужное решение вязнет в стандартной управленческой структуре и требуется срочное решение Самого (который любит выдвигать "молодых"), это представляется понятным.

От Митрофанище
К Г.С. (04.01.2015 17:59:32)
Дата 04.01.2015 18:15:00

Тогда надо было просить "огласить весь список" проблем а не одну не самую важную (-)


От Г.С.
К Митрофанище (04.01.2015 18:15:00)
Дата 04.01.2015 18:26:28

Ни в коем случае

Был у меня в старые времена опыт войны с институтским начальством по поводу большой Темы.

Опытные люди (еще сталинские времена заставшие) учили: "Каждый раз ставь только один вопрос, не разбрасывайся."

От Митрофанище
К Г.С. (04.01.2015 18:26:28)
Дата 04.01.2015 19:51:12

Тогда надо было ставить Самый Главный Вопрос. (-)


От Г.С.
К Митрофанище (04.01.2015 19:51:12)
Дата 04.01.2015 20:14:33

А не за него ли Филин жизнью поплатился? (-)


От Митрофанище
К Г.С. (04.01.2015 20:14:33)
Дата 04.01.2015 20:25:22

Вполне может быть и так. ( (-)


От Митрофанище
К Митрофанище (04.01.2015 12:49:56)
Дата 04.01.2015 12:50:45

Ссылки из: http://militera.lib.ru/memo/russian/golovanov_ae/index.html (-)