Использована даже у нас (Ка-60 "Касатка"), но, пожалуй, самые распространенные действительно еврокоптеровские ЕС-120, 135 и 155; французские Aerospatiale SA.341/342 "Gazelle",AS.365 "Dauphin 2" и
AS.565 "Panther"
>Слышал про (экспериментальные?) легкие амеровские вертолетики (гражданского назначения) без хвостового винта. Так у них в корне хвостовой балки стоит компрессор, который гонит воздух к выходным соплам в конце хвостовой балки. Расход воздуха (и соотв-но момент поворота) регулируется жалюзями. Достоинства - тише и не так опасно для окружающих на аэродроме, недостаток - КПД ниже и годится только для легких машин.
Система называется NOTAR. Почему экспериментальные? Вовсю летают, серийно выпускаются три модели: MD-520, MD-600, MD-900, ну и лицензионная Augusta AMD 500. В стадии разработки армейский SOAR-160 и Alouette -3.
>Использована даже у нас (Ка-60 "Касатка"), но, пожалуй, самые распространенные действительно еврокоптеровские ЕС-120, 135 и 155; французские Aerospatiale SA.341/342 "Gazelle",AS.365 "Dauphin 2" и
>AS.565 "Panther"
>
У фенистрона тоже шаг меняют, до вариатора еще никто не додумался, уж слишком сложно. То же на Ка-60.