От avro
К All
Дата 07.01.2015 07:50:11
Рубрики Прочее; WWII; Спецслужбы; ВВС;

Воспоминания (короткие) про заброску диверсантов в ВОВ на С-47

Речь о 16 ОДРАП 16 ВА, период вторая половина 1943го - начало 1945го.

К нам вечером привозили группу людей, которые мы должны были забросить в тыл врага. В разные места. Привозил их начальник разведки фронта. И он рассказывал мне, штурману и летчику – где точка, где должны были выбрасывать и давал данные: во сколько вылет, проходной коридор через фронт и высоту пролета – потому что у немцев уже радары были. Точка выброски – это или опушка леса, или изгиб реки. Я маршрут разрабатывал, за это дело и отвечал. Летал я обычно помощником штурмана, то есть был штатный штурман в экипаже.

В основном за границу уже бросали. Под Варшаву, потом еще дальше. Вообще интересно. Все боятся... Понимаете, бездна, ночь, не каждый может в бездну шагнуть. ...Брали порой и силой выбрасывали. Мало таких было, но были.

В сводке полка написано про 36 человек, заброшенных в тыл врага для ведения диверсионной работы в 1943-м году и 295 человек в 1944-м.

http://avro-live.livejournal.com/80377.html

От ZaReznik
К avro (07.01.2015 07:50:11)
Дата 07.01.2015 12:11:18

Re: Воспоминания (короткие)...

Спасибо!

>...Летал я обычно помощником штурмана, то есть был штатный штурман в экипаже.
Можно ли еще уточнить?

Насколько понимаю, этот С-47 был доработан под штатное место штурмана (вероятно уже у нас). И экипаж все время летал со своим штатным штурманом. При вылетах на выброску добавлялся еще один член экипажа (В.К.). При этом судя по описанию, он сидел в кабине, не в салоне (туда выходил только непосредственно при выброске).

Еще один вопрос - этот С-47 был ли доработан у нас по части оборонительного вооружения?

Сколько всего было членов экипажа в типовом вылете на выброску:
летчики (2 чел.)
штурман + помощник (2 чел.)
(?) бортрадист, он же бортстрелок
(?) дополнительные бортстрелки (м.быть бортмеханика брали ?)

Где и как они размещались на борту?
Брали ли с собой в такой вылет дополнительный НЗ (продукты, оружие и т.п.)?

*****

Какие аэродромы помнит, с которых довелось летать в составе 16 ОДРАП? Вот например, когда летали на Варшаву в 1944.

****

С учетом упоминания немецких радаров - какие-то специальные меры, кроме маршрута, еще предпринимались? (прим. были когда-то обсуждения тут на ВИФе, но применительно к АДД).

Во время ночных вылетов - доводилось ли встречаться с немецкими ночными истребителями? Или вообще ночью никогда никого не встречали? Ни своих, ни немцев, ни союзников.

******

На А-20 где были оборудованы штурманские места - у всех в носу или уже в середине самолета?
Как он оценивает удобство этих рабочих мест штурмана на А-20 (и кстати, как они были в сравнении с С-47)

В дневных вылетах на А-20 выполнял ли он еще какие-то доп.функции - наблюдать за истребителями противника, вести огонь из пулемета, др.? Приходилось ли принимать участие в возд.боях или же вылеты на 9000 м в 1944-45 вообще проходили без встреч с немецкими истребителями?
Инструктировали ли их в 44-45 насчет немецких реактивных истребителей?

*****

По старой моделистской памяти вопросы:
Помнит ли, как у них в полку самолеты окрашивались?
Были ли какие-то особые приметы (надписи, награды, эмблемы и т.п.)
Вот скажем, тот же С-47 - был камуфлирован сверху или одноцветный, как был покрашен снизу (учитывая активные полеты ночью, не был ли окрашен снизу в чёрный или темно-серый цвет).
Бортовые номера?

От avro
К ZaReznik (07.01.2015 12:11:18)
Дата 07.01.2015 19:36:02

Re: Воспоминания (короткие)...

Вопросы хорошие, но получитьответы довольно сложно, в силу возраста, кроме аэродромов 16 ОДРАП. На эту тему есть фото.

>Насколько понимаю, этот С-47 был доработан под штатное место штурмана (вероятно уже у нас). И экипаж все время летал со своим штатным штурманом. При вылетах на выброску добавлялся еще один член экипажа (В.К.). При этом судя по описанию, он сидел в кабине, не в салоне (туда выходил только непосредственно при выброске).

Откидывающегося кресла в кабине С-47 не было? Мог на таком сидеть.

Про состав экипажа постараюсь спросить.

>С учетом упоминания немецких радаров - какие-то специальные меры, кроме маршрута, еще предпринимались? (прим. были когда-то обсуждения тут на ВИФе, но применительно к АДД).

Как бы найти эти обсуждения? на обратном пути ориентировались по приводным радиостанциям, говорил. Но я не знаю какая у них дальность была, у станций.

>Во время ночных вылетов - доводилось ли встречаться с немецкими ночными истребителями? Или вообще ночью никогда никого не встречали? Ни своих, ни немцев, ни союзников.

Похоже, никого не встречали.

>На А-20 где были оборудованы штурманские места - у всех в носу или уже в середине самолета?
>Как он оценивает удобство этих рабочих мест штурмана на А-20 (и кстати, как они были в сравнении с С-47)

У их Бостонов был стеклянный нос. На Бостонах он летал не так много. Но я спрошу еще раз про 9000 метров...

>В дневных вылетах на А-20 выполнял ли он еще какие-то доп.функции - наблюдать за истребителями противника, вести огонь из пулемета, др.? Приходилось ли принимать участие в возд.боях или же вылеты на 9000 м в 1944-45 вообще проходили без встреч с немецкими истребителями?

Ни разу про истребители не говорил.

>Инструктировали ли их в 44-45 насчет немецких реактивных истребителей?

Гм, а какая у них высота была? Если инструктировали, то скорее летчиков. ИМХО.

>По старой моделистской памяти вопросы:
>Помнит ли, как у них в полку самолеты окрашивались?

Спрашивал, не помнит. Есть фото "Бостона" И Пе-2 (говорит, "Пэ-Е-два") - темная окраска.

>Вот скажем, тот же С-47 - был камуфлирован сверху или одноцветный, как был покрашен снизу (учитывая активные полеты ночью, не был ли окрашен снизу в чёрный или темно-серый цвет).

>Бортовые номера?

Есть фотоальбом, я его пересниму и выставлю часть в ЖЖ, и здесь.

От ZaReznik
К avro (07.01.2015 19:36:02)
Дата 08.01.2015 07:43:56

Re: Воспоминания (короткие)...

>>Инструктировали ли их в 44-45 насчет немецких реактивных истребителей?
>
>Гм, а какая у них высота была? Если инструктировали, то скорее летчиков. ИМХО.

Пишут, что у Ме-262 практический потолок 11000 м.
http://www.airwar.ru/enc/fww2/me262a.html

Тут 11450 м.
http://www.airpages.ru/lw/me262.shtml

Кое-кто вообще до 12 км "задирает"

Впрочем и поршневой Та-152Н по высотности был тоже очень приличным аэропланом.
http://www.airwar.ru/enc/fww2/ta152h.html

Да даже и обычный FW.190D-9 до 10000 м вроде мог забираться.