От Sergey Ilyin
К All
Дата 31.07.2015 12:48:57
Рубрики WWI; Флот;

Про экипаж "Сома"

У нас тут все ветки про судоподъем, а ветки про собственно "Сомъ" нету. Мне тут в ЖЖ задали вопрос, "а как туда эта толпа народу помещалась? И я озадачился.

"Штатно в "Холланде" экипаж 9 человек. Как туда наши забили 22 и чем они там занимались?"

"ДВАДЦАТЬ два? Я в этом Холланде пять лет назад был - туда посетителей влезает, единомоментно, штуки три. Ну побольше если посетители сильно малолетние. Может в Российском Императорском Флоте личный состав подплава собирали по начальным школам?"

Далее разбор:



По вики -- 22 при двух офицерах. Погибли 18.

На выпускников начальных школ не похожи (фото 1915 года)
http://oosif.ru/d/382057/d/holland-7r-som-01-1915-ekipazh.jpg



Список погибших: http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/memory/som.htm Если сравнивать с https://en.wikipedia.org/wiki/HMS_Holland_1 получится:

Штатно: Командир, старпом, рулевой, торпедист, старший механик, два "кочегара", старший матрос, матрос.

У нас: Командир, старпом, 3 рулевых, 3 торпедиста, 4 электрика, 5 механиков и артиллерист (на лодке, не имевшей артиллерийского вооружения).
(18 человек)


1. Бугураев Хрисанф Константинович, лейтенант, командир ПЛ
14. Саско Борис Владимирович, лейтенант, старший офицер ПЛ

2. Андрианов Иван Антонович, рулевой боцманмат
11. Кривчиков Захар Степанович, рулевой боцманмат
12. Лунин Даниил Семенович, рулевой

5. Завадский Дмитрий Макарович, минно-машинный унтер-офицер 1 статьи
10. Корнев Дмитрий Александрович, минный машинист 1 статьи
4. Гусев Михаил Михайлович, матрос 2 статьи, и.д. минного машиниста

8. Кирейчук Лука Маркович, электрик унтер-офицер 1 статьи
6. Захарченко Дмитрий Борисович, старший электрик
9. Климачев Алексей Львович, электрик
15. Сидоров Иван Васильевич, электрик

3. Безматерных Дмитрий Петрович, моторный унтер-офицер 1 статьи
13. Романов Николай Андреевич, моторный унтер-офицер 1 статьи
17. Цвелодуб Алексей Михайлович, моторный унтер-офицер 1 статьи
7. Истратов Николай Иванович, машинист 1 статьи
16. Сорокин Николай Иванович, машинист 1 статьи

18. Шевенок Илларион Демидович, артиллерийский унтер-офицер 2 статьи


С уважением, СИ

От Юрий А.
К Sergey Ilyin (31.07.2015 12:48:57)
Дата 31.07.2015 17:11:20

Раз уж заговорили про экипаж...

>У нас тут все ветки про судоподъем, а ветки про собственно "Сомъ" нету. Мне тут в ЖЖ задали вопрос, "а как туда эта толпа народу помещалась? И я озадачился.

Собственно с момента обнаружения "Сома", у меня крутится мысль, не о том, на сколько нужно или не нужно устраивать из лодки музей, сколько то, что по факту сейчас "Сомъ" это братский склеп для 18-и человек.

На сколько этично тревожить их прах?


А нам плевать, что начали стрелять, мы в кусты всегда успеем убежать.

От Моцарт
К Юрий А. (31.07.2015 17:11:20)
Дата 31.07.2015 18:05:00

Склеп - это на кладбище

мы же не бросаем вылетевший в овраг жигуль с 4 трупами, мол, "это же склеп".

От bedal
К Моцарт (31.07.2015 18:05:00)
Дата 31.07.2015 21:36:30

А у моряков вроде принято именно оставлять. (-)


От А.Никольский
К bedal (31.07.2015 21:36:30)
Дата 01.08.2015 00:30:25

потому что поднимать сложно и дорого

думаю, для уголовного дела и установления причин катастрофы хватило бы и обследования "Курска" на дне, однако подняли, по причине желания общественности кстати

От bedal
К А.Никольский (01.08.2015 00:30:25)
Дата 02.08.2015 09:48:27

и потому, что через несколько лет там просто следов не остаётся даже от костей (-)


От Паршев
К bedal (02.08.2015 09:48:27)
Дата 02.08.2015 11:24:48

Это не так

Такое поверье запустил помнится Жак-Ив Кусто, когда они не нашли экипаж разбившегося самолета, но на самом деле кости сохраняются долго. Несколько лет назад уч.Добрыня постил съемки обломков Юнкерса в Баренце - останки члена экипажа были видны.

От bedal
К Паршев (02.08.2015 11:24:48)
Дата 02.08.2015 11:27:21

Хех, то в Баренцевом море. Чуть теплее - и всё.

Известь прекрасно растворяется в воде, и чистых вегетарианцев под водой тоже практически не водится, все накинутся покушать.

От СОР
К bedal (02.08.2015 11:27:21)
Дата 03.08.2015 03:52:52

На Васе кости были. (-)


От Сергей Зыков
К bedal (02.08.2015 11:27:21)
Дата 02.08.2015 13:54:24

почитайте историю подьема и востановления "ханли" 1864 г, костей там хватало

http://warfiles.ru/show-80224-submarina-konfederatov.html

http://www.diary.ru/~flugzojg/p189050025.htm?oam

http://www.stena.ee/blog/film_online/podvodnaya-lodka-hl-hanli-podlodka-hud-film

От bedal
К Сергей Зыков (02.08.2015 13:54:24)
Дата 02.08.2015 17:00:53

С этим спора нет. Случаи и условия разные бывают.

И в Красном море находили окаменевшие кости.
Но в норме всё подъедается начисто.

Да и спор, в общем, ни о чём. Нет смысла поднимать эту лодку. Кроме как "выбить под это бабла, пока оно совсем не кончилось". При всём настоящем уважении к реставраторам - ну не трогали бы её, незачем.

От Сергей Зыков
К bedal (02.08.2015 17:00:53)
Дата 03.08.2015 04:31:38

т.е. как "нет"? Выше вы спорите как раз с этим (-)


От bedal
К Сергей Зыков (03.08.2015 04:31:38)
Дата 03.08.2015 07:48:58

я не с формальностью "что-то может остаться", а со смыслом подъёма спорю

в том числе потому, что может (и скорее всего) ничего не осталось - но разве это что-то должно изменить в отношении?

От Robert
К А.Никольский (01.08.2015 00:30:25)
Дата 01.08.2015 01:36:06

Ре: потому что...

>хватило бы и обследования "Курска" на дне, однако подняли, по причине желания общественности кстати

Сравнили. Там же внутри реакторы xоть и заглушеные, и дофига БЧ на торпедаx/ракетаx. Ну и секретность - не караулить же, кто туда полезет в глубоководном снаряжении.

От Скиф
К Robert (01.08.2015 01:36:06)
Дата 02.08.2015 08:45:30

Ре: потому что...


>
>Сравнили. Там же внутри реакторы xоть и заглушеные, и дофига БЧ на торпедаx/ракетаx. Ну и секретность - не караулить же, кто туда полезет в глубоководном снаряжении.


Судя по найденным и поднятым со дна моря предметам, попытки попасть внутрь "Курска" всё же предпринимались. Насколько они были успешными - не знаю. Впрочем, силами СФ место гибели "Курска" охранялось.

От Виктор Крестинин
К Скиф (02.08.2015 08:45:30)
Дата 02.08.2015 09:45:10

Ре: потому что...


>Судя по найденным и поднятым со дна моря предметам, попытки попасть внутрь "Курска" всё же предпринимались. Насколько они были успешными - не знаю. Впрочем, силами СФ место гибели "Курска" охранялось.
А что за предметы?

От Скиф
К Виктор Крестинин (02.08.2015 09:45:10)
Дата 02.08.2015 17:22:04

Ре: потому что...


>>Судя по найденным и поднятым со дна моря предметам, попытки попасть внутрь "Курска" всё же предпринимались. Насколько они были успешными - не знаю. Впрочем, силами СФ место гибели "Курска" охранялось.
>А что за предметы?

Был репортаж по ТВ незадолго до подъёма "Курска" на одном из российских ТВ-каналов (уже не помню....). Так вот, российские водолазы обследовавшие дно перед началом работ обнаружили на дне несколько предметов которые по их словам должны помогать кому-то из "партнёров" вскрывать надводную и подводную обстановку в месте гибели АПЛ "Курск". По их словам, при обследовании дна сразу после гибели АЛ, этих девайсов там не было.
Не зря же СФ посылал весь год дежурить БПК к месту гибели "Курска".
В Сети нашёл вот только это (дыма без огня не бывает) :
http://grani.ru/Events/Disaster/Kursk/m.4184.html

От Sergey Ilyin
К Юрий А. (31.07.2015 17:11:20)
Дата 31.07.2015 17:17:27

Я считаю, что неэтично. Но про это ломают копья в других ветках (-)


От Юрий А.
К Sergey Ilyin (31.07.2015 17:17:27)
Дата 31.07.2015 17:36:08

Да, что-то больше ломают вокруг самой железяки. (-)


От Sergey Ilyin
К Sergey Ilyin (31.07.2015 12:48:57)
Дата 31.07.2015 16:54:11

И - подробное описание конструкции британских лодок типа Holland

Может быть кому-то будет интересно повтыкать:
http://www.rnsubs.co.uk/Boats/BR3043/chapter03.php



С уважением, СИ

От Cat
К Sergey Ilyin (31.07.2015 16:54:11)
Дата 31.07.2015 17:06:12

А в чем проблема с размещением?

Нам надо найти лежачие места для 11 человек, так? Ну вот, например, передняя часть среднего отсека:


[1398K]



Длина ТА, заходящего в отсек - примерно 4 м. То есть на полу тут спокойно поместятся 12 человек, если ложиться вдоль лодки. Только в передней части одного отсека! В один ярус!

От Sergey Ilyin
К Cat (31.07.2015 17:06:12)
Дата 31.07.2015 17:12:01

Только это не тогда, а сейчас.

>Нам надо найти лежачие места для 11 человек, так? Ну вот, например, передняя часть среднего отсека:

>[1398K]

>Длина ТА, заходящего в отсек - примерно 4 м. То есть на полу тут спокойно поместятся 12 человек, если ложиться вдоль лодки. Только в передней части одного отсека! В один ярус!

А тогда там вдоль бортов стояли (лежали) баллоны со сжатым воздухом. А по бокам центрального поста - запасные торпеды.

http://www.rnsubs.co.uk/Boats/BR3043/Plates/Plate%2001.jpg



Кстати вот виден дефект реставрации -- топливный бак (чОрная хрень над ТА) по чертежам смещен вправо.

С уважением, СИ

От Cat
К Sergey Ilyin (31.07.2015 17:12:01)
Дата 31.07.2015 17:27:00

Re: Только это...

>
>А тогда там вдоль бортов стояли (лежали) баллоны со сжатым воздухом. А по бокам центрального поста - запасные торпеды.


===Так это исходный американский вариант, под увеличенный экипаж там могли и перекомпоновку сделать (баллоны в принципе можно куда угодно передвинуть). Я еще откидные шконки и гамаки не учитываю - они могут быть и над баллонами, и над торпедами. Ну, грубо:
Над запасными торпедами - 4-6 чел. на откидных шконках в 1 ярус
Сбоку в моторном отсеке - 4-6 чел. в 2-3 яруса (если оставить проход с одной стороны)
По бокам ТА - 4-8 чел. в один ярус.
Итого даже "по минимуму" хватает, а "по максимуму" на весь экипах хватит.

От Sergey Ilyin
К Cat (31.07.2015 17:27:00)
Дата 31.07.2015 17:55:40

Re: Только это...

>===Так это исходный американский вариант, под увеличенный экипаж там могли и перекомпоновку сделать

Я чуть уточню -- это чертеж общего вида лодок Holland No. 1-5, первых британских современных ПЛ. Которые строились Виккерсом в Англии. Это из книжки "The Development of RN Submarines from Holland No.1 (1901) to Porpoise (1930)", на которую ссылка выше.

С уважением, СИ

От john1973
К Cat (31.07.2015 17:27:00)
Дата 31.07.2015 17:55:25

Re: Только это...

>Над запасными торпедами - 4-6 чел. на откидных шконках в 1 ярус
>Сбоку в моторном отсеке - 4-6 чел. в 2-3 яруса (если оставить проход с одной стороны)
>По бокам ТА - 4-8 чел. в один ярус.
>Итого даже "по минимуму" хватает, а "по максимуму" на весь экипах хватит.
Нормой ведь были койки на 2-3 человек, исключая капитана корабля))

От john1973
К Sergey Ilyin (31.07.2015 17:12:01)
Дата 31.07.2015 17:21:36

Re: Только это...

>
http://www.rnsubs.co.uk/Boats/BR3043/Plates/Plate%2001.jpg


Объемы и линейные размеры вполне позволяют организовать как минимум 4 койки, и еще 2 койки над торпедами в центральном
ЗЫ - наличие гальюна, на такой скорлупке (!) просто умилило

От Sergey Ilyin
К john1973 (31.07.2015 17:21:36)
Дата 31.07.2015 17:27:25

Над торпедами -- см. разрез at Frame 21

>ЗЫ - наличие гальюна, на такой скорлупке (!) просто умилило

А что "умилило" -- это ж не самолет, там даже подводная автономность 4 часа. И в общем на палубу выйти трудно (за отсутствием таковой). Экипаж лопнет.

С уважением, СИ

От john1973
К Sergey Ilyin (31.07.2015 17:27:25)
Дата 31.07.2015 17:53:06

Re: Над торпедами...

>>ЗЫ - наличие гальюна, на такой скорлупке (!) просто умилило
>А что "умилило" -- это ж не самолет, там даже подводная автономность 4 часа. И в общем на палубу выйти трудно (за отсутствием таковой). Экипаж лопнет.
Надводные гальюны на ПЛ устраиваются в ограждении рубки, кмк. Да и на рисунках не видно, подводный гальюн или надводный, т.е с давлением или нет.

От Sergey Ilyin
К john1973 (31.07.2015 17:53:06)
Дата 31.07.2015 17:56:18

Там и рубки-то нет. Так, тамбур :) (-)


От Моцарт
К Sergey Ilyin (31.07.2015 12:48:57)
Дата 31.07.2015 15:04:11

Может это два экипажа (18/2=9) (-)

---

От Sergey Ilyin
К Моцарт (31.07.2015 15:04:11)
Дата 31.07.2015 15:42:10

Было такое подозрение (типа смена экипажа), но...

...но тогда было бы два комплекта офицеров, а по описанию, в последнем походе и командир и старпом новички.

С уважением, СИ

От КарАн
К Sergey Ilyin (31.07.2015 15:42:10)
Дата 31.07.2015 16:04:12

Это не может быть призовая/досмотровая команда? (-)


От Sergey Ilyin
К КарАн (31.07.2015 16:04:12)
Дата 31.07.2015 16:16:36

Я же расписал должности.

"Досмотровая команда" не была бы приписана к механизмам.

Единственное здравое, что приходит в голову -- это рост машинной команды в связи с износом механизмов. Приглядывали за техникой.

И/или действительно две вахты для длительных (для этой лодки) походов.

С уважением, СИ

От Cat
К Sergey Ilyin (31.07.2015 16:16:36)
Дата 31.07.2015 16:34:12

Две вахты - однозначно

И по вики экипаж 22 человека. И у других лодок того периода (путь и в разы бОльшего размера) экипаж в районе 30 человек. Это логично, ибо в ПЛ экипаж зависит не от размера, а от функций. Кстати, орудие там таки было.

От Cat
К Sergey Ilyin (31.07.2015 12:48:57)
Дата 31.07.2015 14:53:13

Что за звания странные

===Откуда матросы, унтер-офицеры и машинисты со статьями?

>1. Бугураев Хрисанф Константинович, лейтенант, командир ПЛ
>14. Саско Борис Владимирович, лейтенант, старший офицер ПЛ

>2. Андрианов Иван Антонович, рулевой боцманмат
>11. Кривчиков Захар Степанович, рулевой боцманмат
>12. Лунин Даниил Семенович, рулевой

>5. Завадский Дмитрий Макарович, минно-машинный унтер-офицер 1 статьи
>10. Корнев Дмитрий Александрович, минный машинист 1 статьи
>4. Гусев Михаил Михайлович, матрос 2 статьи, и.д. минного машиниста

>8. Кирейчук Лука Маркович, электрик унтер-офицер 1 статьи
>6. Захарченко Дмитрий Борисович, старший электрик
>9. Климачев Алексей Львович, электрик
>15. Сидоров Иван Васильевич, электрик

>3. Безматерных Дмитрий Петрович, моторный унтер-офицер 1 статьи
>13. Романов Николай Андреевич, моторный унтер-офицер 1 статьи
>17. Цвелодуб Алексей Михайлович, моторный унтер-офицер 1 статьи
>7. Истратов Николай Иванович, машинист 1 статьи
>16. Сорокин Николай Иванович, машинист 1 статьи

>18. Шевенок Илларион Демидович, артиллерийский унтер-офицер 2 статьи



От Cat
К Cat (31.07.2015 14:53:13)
Дата 31.07.2015 14:56:12

Уточнение

Матросы со статьями - правильно, но откуда всякие "старшие электрики"? Или это должность, а не звание? А звание тогда какое?

От Sergey Ilyin
К Cat (31.07.2015 14:56:12)
Дата 31.07.2015 15:41:03

Не знаю, за что купил - за то продал (-)


От colibri
К Sergey Ilyin (31.07.2015 12:48:57)
Дата 31.07.2015 14:11:23

может лодка была не одна ? (-)