От mina
К All
Дата 01.10.2015 13:09:31
Рубрики Современность; Флот;

Антиторпеды - отечественный приоритет

http://arsenal-otechestva.ru/article/552-antitorpedy-otechestvennyj-prioritet
Сегодня антиторпеды комплекса «Пакет-Э/НК» обладает наиболее высоким, в сравнении с конкурентами, противоторпедным потенциалом обеспечивая надежное поражение атакующих торпед.

Исследования по возможности эффективного поражения атакующих торпед антиторпедами были начаты в ГНПП «Регион» во второй половине 80х годов прошлого века.
Их фундаментом стал огромный опыт разработки высокоточных, с высокими ТТХ систем самонаведения (ССН) скоростных авиационных противолодочных ракет — АПР-2, АПР-3, получивших высокую оценку не только в морской авиации ВМФ СССР, но и за рубежом.
Развитие цифровых технологий позволило уже во второй половине 80х годов поставить вопрос о возможности высокоточного неведения скоростного подводного средства поражения (антиторпеды) на высокоскоростной малоразмерный объект (атакующую торпеду). При этом, заказчиком были поставлены крайне жесткие требования по надежности решения задачи противоторпедной защиты (ПТЗ). Выполнение этих требований (поражение торпеды по критерию «разрушения корпуса») требовало обеспечения очень высокой точности наведения и применения мощной боевой части (БЧ).
Первоначально, в конце 1980-х разработка шла на базе отечественной цифровой микроэлектроники, и первый вариант ССН антиторпеды был реализован на ней, с некоторыми ограничениями обеспечивавшими надежное решение задачи поражения торпеды только с борта ПЛ. Развитие микроэлектроники позволило уже в начале 90х поставить вопрос о возможности эффективного применения антиторпед и для ПТЗ надводных кораблей. В дальнейшем это было реализовано к комплексе «Пакет-Э/НК».
Не смотря на тяжелые 90е годы, потенциал ГНПП «Регион», под руководством Генерального директора Шахиджанова Е.С., не только был сохранен но и значительно развит. Первые в мире фактические наведения макетных образцов антиторпед на скоростные торпеды-цели были произведены на Феодосийском полигоне ВМФ в 1998 г.

Необходимо отметить что данные испытания были проведены в крайне сложных (гидрологических) условиях для работы ССН антиторпед, и тем не менее испытания успешно состоялись с обеспечением наведений на торпеды с высокой точностью (обеспечивавшей требование «разрушения корпуса» атакующей торпеды).
Сегодня в состав комплекса «Пакет-Э/НК» входят:
• малогабаритная антиторпеда;
• малогабаритная торпеда для поражения ПЛ;
• пусковая установка;
• гидроакустическая станция обнаружения торпед и целеуказания;
• система управления комплексом.
Комплекс «Пакет-Э/НК» имеет модульную конструкцию и большой модернизационный потенциал.

Представляет интерес сравнение эффективности комплекса «Пакет-Э/НК» с аналогичными изделиями (комплексами) других стран.
Разработка активных комплексов ПТЗ с аниторпедами на западе производилась в ФРГ — «Сиспайдер», США — «Трипвайр», Италии и Франции — MU90HK.

Наиболее успешны были разработки ВМС США, завершившиеся в июне 2014г. впечатляющей демонстрацией реального решения задачи ПТЗ новейшего авианосца «Джордж Буш» от торпед «типа Mk48».

Выстрел антиторпеды «Трипфайр» с борта АВМ «Джордж Буш»
Не смотря на то что реальные полные ТТХ антиторпеды «Трипвайр» ВМС США не раскрывались, следует предположить (за счет применения уникальной и крайне сложной энергоустановки на фториде лития с турбиной замкнутого цикла) достижение, высокой скорости и дальности антиторпеды.
Однако главным критерием для оценки эффективности активного комплекса ПТЗ являются не «табличные
показатели» изделий, а надежность решения задачи ПТЗ (уничтожения атакующей торпеды). При всех своих
прекрасных показателях по скорости, дальности и компактности, «Трипвайр» несет очень малую БЧ, а выбранная разработчиками компоновка значительно ограничивает маневренные возможности торпеды.
Здесь необходимо еще раз почеркнуть, не только то что с самого начала отечественных разработок антиторпед заказчиком был жестко поставлен вопрос обеспечения очень высокой вероятности поражений атакующей торпеды, но и то что все усилия разработчика (ГНПП «Регион») были направлены на это, и в конечном итоге эти требования были выполнены.
Высокая сложность решения самой задачи наиболее ярко проявилась в ходе разработки активного комплекса ПТЗ «Сиспайдер» (ФРГ),

когда разработчик уже на завершающем этапе разработки, в ходе проведения испытаний в реальных условиях и по реальным целям (торпедам) столкнулся с необходимостью внесения очень значительных изменений в конструкцию и комплекса, и самой антиторпеды (в т.ч. заведомо ограничивавшими эффективность от изначально планировавшегося уровня):
• отказ от пусковой установки «ракетного типа» в пользу «выстреливания под борт» с наклонной пневматической пусковой значительно ограничил эффективную дальность (Дэф) поражения торпед;
• малая (недостаточная) масса БЧ заставила разработчиков пойти на уникальное для западных изделий решение — применение детонирующего ракетного топлива двигателя.

Однако, по имеющейся в СМИ информации, немецким разработчикам так и не удалось завершить разработку «Сиспайдера» и довести надежность решения задачи ПТЗ до приемлемого уровня.
Заявления консорциума «Евроторп» о решении задачи активной ПТЗ антиторпедой MU90HK на данный момент представляются скорее рекламными, т.к. объективной информации о проведении реальных испытаний нет. Однако необходимо отметить, что массо-габаритные показатели и табличные ТТХ MU90HK близки к изделию МТТ комплекса «Пакет-Э/НК», и при проведении соответствующих НИОКР антиторпеда
MU90HK может обрести свой высокий антиторпедный потенциал.
Развитие средств активной противоторпедной защиты в ОАО «ГНПП «Регион» продолжается, в т.ч. по пути создания малогабаритных изделий (с обеспечением их высокой эффективности) и ряду других направлений.

Выстрел комплекса «Пакет-Э/НК»
Таким образом, сегодня антиторпеды комплекса «Пакет-Э/НК» обладает наиболее высоким, в сравнении с конкурентами, противоторпедным потенциалом обеспечивая надежное поражение атакующих торпед.
Максим Климов
АРСЕНАЛ ОТЕЧЕСТВА | №3 (17)/2015

От Stein
К mina (01.10.2015 13:09:31)
Дата 01.10.2015 19:09:15

Re: Антиторпеды -...

А не проще ли глубинными бомбами залп дать при наличии целеуказания? Дешево и сердито.

От ttt2
К Stein (01.10.2015 19:09:15)
Дата 02.10.2015 10:59:32

Re: Антиторпеды -...

>А не проще ли глубинными бомбами залп дать при наличии целеуказания? Дешево и сердито.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%91%D0%A3-12000

С уважением

От KJ
К Stein (01.10.2015 19:09:15)
Дата 01.10.2015 21:37:01

Если бы все было так просто

>А не проще ли глубинными бомбами залп дать при наличии целеуказания? Дешево и сердито.
то никто бы с АТ заморачиваться не стал бы. Вероятность поражения даже для специализированного комплекса (РБУ-12000) не достаточна и уступает АТ.
Максим объяснит более подробно. Если захочет. ;)

От Константин Чиркин
К mina (01.10.2015 13:09:31)
Дата 01.10.2015 15:19:26

Навеяло...

Приветствую.У меня старший мастер раньше занимался испытаниями торпед.И его лоюбимое воспоминание:-"Испытывали на Иссык-Куле торпеду.А она утонула.Ну,естесно стали искать.Нашли одну.Оказалась 41го года.Потом нашли свою...Так та,411го,с-с...а оказалась сухой.СУХОЙ!!А наша мокрой."

От Keu
К mina (01.10.2015 13:09:31)
Дата 01.10.2015 14:24:12

Статья не сильно приукрашивает действительность? (-)


От mina
К Keu (01.10.2015 14:24:12)
Дата 01.10.2015 14:47:28

там все гораздо интереснее

с серидины 80х годов нет технических проблем с точным ЦУ по торпеде
с 1998г. нет никаких технических проблем по высокоточному наведению на скоростной малоразмерный объект

- это техника
но есть еще организация дела и по этому вопросу скажу только то что "Регион" шарахнклся от этой статьи как черт от ладана

PS а аниторпеда получилась действительно весьма недурной, причем значительно лучше чем предполагали